Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Рис. 96. Движение (руление) вертолета по земле




Рис. 96. Движение (руление) вертолета по земле

 

На вертолет при движении по земле действуют дополнительные силы:

- Np – силы реакции земли (нормальные);

- Fтр – силы трения качения при движении и скольжения при торможении колес о землю (тангенциальные).

Проанализируем руление вертолета на основании уравнений движения:

Σ FХ = ТХ Хвр – (FТРп + FТРз) = 0 → V = const                      (6. 1)

(или =  при V ≠ const);

Σ Fy = Ty G + Npп + N = 0 → безотрывное руление;       (6. 2)

Σ Fz = Tz TРВ ± Fтз = 0→ отсутствие бокового смещения. (6. 3)

Прямолинейность движения вертолета обеспечивается равенством моментов:

МрНВ = ТРВlРВ.                                        (6. 4)

Отсутствие кренения вертолета и равномерность распределения нагрузки на колеса и амортстойки шасси обеспечивается равенством моментов:

ТZyТ = ТРВ ∙ hРВ,                                          (6. 5)

так как yТ > hРВ, то появляется неуравновешенная сила от разности сил ТРВ и ТZ,  т. е. FТРz. Если ТТРТZ > FТРz, то возникает юз, вертолет начинает скользить в сторону неуравновешенной силы. Действующие силы создают моменты, способствующие опрокидыванию вертолета (рис. 97).

Вывод. При выполнении руления летчик легко контролирует скорость движения, развороты и практически не может контролировать боковое движение вертолета.

При повышенном ОШ на рулении и недостаточном отклонении РУ вправо (для Тz = TТР) возможно опрокидывание вертолета влево.

 

Рис. 97. Опрокидывание вертолета

Условие неопрокидывания вертолета:

МОПР = –ТНВlтТРВh + G∙ а                                      (6. 6)

т. е. G ∙ а > > ТНВ lТ + ТРВ h.                                       (6. 7)

Выводы:

- при большом ОШ и малом отклонении РУ вправо вертолет стремится опрокинуться влево – вперед относительно оси, соединяющей точки опоры левого основного и переднего колеса шасси;

- опасность опрокидывания увеличивается, если летчик излишне увеличил силы Тнв (↑ ОШ) и Трв (значительно отклонена правая педаль) и плечо lT, особенно при малом GВЗЛ;

- ветер справа увеличивает вероятность опрокидывания, так как возникает дополнительная боковая сила Хz, а конус НВ заваливается влево, что уменьшает плечо lT;

- уменьшение силы G (нагрузки) приводит к уменьшению вертикальной центровки yТ, что также способствует опрокидыванию вертолета;

- опрокидыванию способствует и излишняя величина силы Тх (ограничение по скорости движения), так как результирующая сила R от Тх и (ТрвТz) почти ┴  линии a, которая при значительном плече h создает опрокидывающий момент R · h.

Накренению вертолета влево – вперед способствуют:

- отклонение РУ влево и вперед;

- развернутое влево переднее колесо;

- мягкий и вязкий грунт;

- заторможенные колеса;

- правый боковой ветер;

- наклон площадки влево.

При этом вертолет охотнее кренится чем страгивается с места. Угловая скорость накренения ω КР ≈ 2÷ 3о/с. Если крен γ лев ≤ 6о, то летчик выводит вертолет из крена отклонением РУ против крена.

При γ лев > 6о вывести из него вертолет отклонением РУ невозможно, так как последний обладает инертностью, плюс запоздание в управлении (через 2с крен достигает ≈ 10о). Поэтому при γ лев > 6о необходимо: одновременно уменьшить ОШ, отклонить левую педаль и РУ вправо.

Ошибка летчика: резкий сброс ОШ (при γ лев > 6о) без отклонения левой педали приведет к резкому опусканию вертолета на правое колесо. Летчик произвольно может дать правую педаль и повторно увеличить ОШ (фиксатор не отпущен), вертолет начнет разворачиваться вправо. Срабатывание правой амортстойки и разворот вправо способствуют опрокидыванию и возможно возникновение «земного резонанса».

Помни! Руление выполнять только при φ ОШ = φ min, т. е. когда ТНВ значительно меньше G.

Кроме того, при движении (особенно по неровной поверхности) вертолета по земле (руление, разбег, пробег) может возникнуть явление «земного резонанса» – самовозбуждающиеся колебания вертолета на шасси с возрастающей амплитудой, что является также одной из причин ограничения скорости руления.

Действия летчика при попадании вертолета в «земной резонанс»:

- возвратить РУ в нейтральное положение;

- энергично уменьшить ОШ и вывести коррекцию влево до упора;

- остановить вертолет;

- если колебания не прекращаются, то выключить двигатели и затормозить НВ.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...