Рис. 96. Движение (руление) вертолета по земле
Рис. 96. Движение (руление) вертолета по земле
На вертолет при движении по земле действуют дополнительные силы: - Np – силы реакции земли (нормальные); - Fтр – силы трения качения при движении и скольжения при торможении колес о землю (тангенциальные). Проанализируем руление вертолета на основании уравнений движения: Σ FХ = ТХ – Хвр – (FТРп + FТРз) = 0 → V = const (6. 1) (или = при V ≠ const); Σ Fy = Ty – G + Npп + Npз = 0 → безотрывное руление; (6. 2) Σ Fz = Tz – TРВ ± Fтз = 0→ отсутствие бокового смещения. (6. 3) Прямолинейность движения вертолета обеспечивается равенством моментов: МрНВ = ТРВ ∙ lРВ. (6. 4) Отсутствие кренения вертолета и равномерность распределения нагрузки на колеса и амортстойки шасси обеспечивается равенством моментов: ТZ ∙ yТ = ТРВ ∙ hРВ, (6. 5) так как yТ > hРВ, то появляется неуравновешенная сила от разности сил ТРВ и ТZ, т. е. FТРz. Если ТТР – ТZ > FТРz, то возникает юз, вертолет начинает скользить в сторону неуравновешенной силы. Действующие силы создают моменты, способствующие опрокидыванию вертолета (рис. 97). Вывод. При выполнении руления летчик легко контролирует скорость движения, развороты и практически не может контролировать боковое движение вертолета. При повышенном ОШ на рулении и недостаточном отклонении РУ вправо (для Тz = TТР) возможно опрокидывание вертолета влево.
Рис. 97. Опрокидывание вертолета Условие неопрокидывания вертолета: МОПР = –ТНВ∙ lт – ТРВ∙ h + G∙ а (6. 6) т. е. G ∙ а > > ТНВ ∙ lТ + ТРВ ∙ h. (6. 7)
Выводы: - при большом ОШ и малом отклонении РУ вправо вертолет стремится опрокинуться влево – вперед относительно оси, соединяющей точки опоры левого основного и переднего колеса шасси; - опасность опрокидывания увеличивается, если летчик излишне увеличил силы Тнв (↑ ОШ) и Трв (значительно отклонена правая педаль) и плечо lT, особенно при малом GВЗЛ; - ветер справа увеличивает вероятность опрокидывания, так как возникает дополнительная боковая сила Хz, а конус НВ заваливается влево, что уменьшает плечо lT; - уменьшение силы G (нагрузки) приводит к уменьшению вертикальной центровки yТ, что также способствует опрокидыванию вертолета; - опрокидыванию способствует и излишняя величина силы Тх (ограничение по скорости движения), так как результирующая сила R от Тх и (Трв – Тz) почти ┴ линии a, которая при значительном плече h создает опрокидывающий момент R · h. Накренению вертолета влево – вперед способствуют: - отклонение РУ влево и вперед; - развернутое влево переднее колесо; - мягкий и вязкий грунт; - заторможенные колеса; - правый боковой ветер; - наклон площадки влево. При этом вертолет охотнее кренится чем страгивается с места. Угловая скорость накренения ω КР ≈ 2÷ 3о/с. Если крен γ лев ≤ 6о, то летчик выводит вертолет из крена отклонением РУ против крена. При γ лев > 6о вывести из него вертолет отклонением РУ невозможно, так как последний обладает инертностью, плюс запоздание в управлении (через 2с крен достигает ≈ 10о). Поэтому при γ лев > 6о необходимо: одновременно уменьшить ОШ, отклонить левую педаль и РУ вправо. Ошибка летчика: резкий сброс ОШ (при γ лев > 6о) без отклонения левой педали приведет к резкому опусканию вертолета на правое колесо. Летчик произвольно может дать правую педаль и повторно увеличить ОШ (фиксатор не отпущен), вертолет начнет разворачиваться вправо. Срабатывание правой амортстойки и разворот вправо способствуют опрокидыванию и возможно возникновение «земного резонанса».
Помни! Руление выполнять только при φ ОШ = φ min, т. е. когда ТНВ значительно меньше G. Кроме того, при движении (особенно по неровной поверхности) вертолета по земле (руление, разбег, пробег) может возникнуть явление «земного резонанса» – самовозбуждающиеся колебания вертолета на шасси с возрастающей амплитудой, что является также одной из причин ограничения скорости руления. Действия летчика при попадании вертолета в «земной резонанс»: - возвратить РУ в нейтральное положение; - энергично уменьшить ОШ и вывести коррекцию влево до упора; - остановить вертолет; - если колебания не прекращаются, то выключить двигатели и затормозить НВ.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|