Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Другие нейроэндокринные тесты. Биохимические маркеры. Генетические маркеры. Методы получения изображения головного мозга (brain imaging)




Другие нейроэндокринные тесты

К НИМ ОТНОСЯТСЯ:

Ослабление реакции гормона роста на раз­личные раздражители, такие как инсулиновая гипогликемия, L-допа, 5-гидрокситраптамин, апоморфин, d-амфетамин, клонидин, рилизинг-фактор гормона роста и тиреоидин. Поло­жительная реакция гормона роста на введение клонидина постоянно отмечается различны­ми исследователями. С помощью этого теста измеряется чувствительность а2-адренерги-ческих рецепторов, которая может служить одним из маркеров депрессивного состояния.

Ослабление реакции пролактина на такие вещества, как фенфлурамин метадон и L-трип-тофан, связано с возможным недостатком серотонина при депрессии.

• Измерение концентрации мелатонина в плаз­ме крови и концентрации в моче его основ­ного метаболита — 6-гидроксимелатонина — используется при исследовании показателей функционирования норадренергической си­стемы в связи с проведением антидепрессив­ной терапии.

Биохимические маркеры

К настоящему времени накоплено немало на­учных данных о различных изменениях в дея­тельности нейротрансмиттеров и/или их мета­болитов, но по-прежнему не существует связан­ной с этим надежной лабораторной методики, которая могла бы использоваться в процессе диагностики или терапии (см. разд. " Механизм действия" гл. 7). К наиболее существенным на­ходкам можно отнести:

• Связь импульсивной агрессивности или суи­цидального поведения (или того и другого вместе) со снижением уровня концентрации метаболита серотонина — 5-HIAA в спинно­мозговой жидкости.

Преимущественно у больных с биполярным расстройством (в депрессивной фазе) обнару­живается, низкий уровень содержания в суточном анализе мочи метаболита норадре-налина—З-метокси-4-гидроксифенилгликоля.

Маркеры в периферических тканях вклю­чают биомолекулярные комплексы (рецепторы) с высоким молекулярным весом и ферментные системы. Они могут исследоваться вне преде­лов ЦНС (например, в тромбоцитах, лимфоци­тах, кожных фибробластах и эритроцитах), при этом считается, что они отражают активность нейронов ЦНС. К наиболее интересным откры­тиям относятся:

Увеличение количества а2-адренергических рецепторов в тромбоцитах при состоянии депрессии.

Уменьшение количества $-адренергических рецепторных соединений на поверхности лимфоцитарных клеток при аффективной патологии.

• Существенное уменьшение мест связывания 3Н-имипрамина в тромбоцитах больных с депрессивными и обсессивно-компульсивными состояниями.

• Увеличение количества 5-НТ рецепторов в тромбоцитах у суицидальных больных неза­висимо от диагноза [8].

Генетические маркеры

Явные хромосомные отклонения могут указы­вать на различные типы отставания в умствен­ном развитии, например, в таких случаях, как синдром Дауна (трисомия по 21-й хромосоме) или синдром ломкой Х-хромосомы. Методы мо­лекулярной генетики позволяют оценить спе­цифическую последовательность дезоксирибо-нуклеиновой кислоты (ДНК) или различия в протяженности отдельных фрагментов в генах больных с отдельными психическими заболе­ваниями и здоровых лиц, составляющих конт­рольную группу. Также используется изучение специфических подтипов человеческих лимфо­цитарных антигенов. В генетических иссле­дованиях по проблеме сцепления генов пред­принимается попытка увязать хромосомные ло-кусы с определенными психическими забо­леваниями (например, 4-я хромосома и болезнь Гентингтона, 14-я, 19-я и 21-я хромосомы и бо­лезнь Альцгеймера). Далее можно отметить су­ществование противоречивых данных о роли Х-хромосомы или 11-й хромосомы при бипо­лярном расстройстве, Обнаруживаемые при аф­фективной патологии высокое соотношение между концентрацией лития в эритроцитах и плазме крови и высокая плотность мускарино-вых ацетилхолиновых рецепторов могут слу­жить потенциальными маркерами при выделе­нии гена, в особенности в случае уже известного локуса в той или иной хромосоме.

Методы получения изображения головного мозга (brain imaging)

Для клинической психиатрии методы отобра­жения структуры мозга предлагают незначи­тельное количество информации, в основном используемой в дифференциально-диагности­ческих целях [9]. Однако эти данные являются бесценными для экспериментальной науки, так как позволяют установить связь между нейро-анатомической локализацией и патофизиоло­гическими процессами.

Практический врач-психиатр при проведе­нии этих методов исследования желает полу­чить ответы на следующие вопросы:

• Можно ли прийти к диагностическому за­ключению только на основе функциональных изображений мозга, и можно ли с помощью периодически повторяемых исследований оценить динамику болезни вне лечения или на фоне проводимой терапии?

• Позволяют ли функциональные изображения мозга определять участки головного мозга, ответственные за возникновение конкретных симптомов (например, галлюцинаций)?

• Возможно ли с помощью функциональных изображений мозга уточнять биохимические характеристики психических заболеваний?

• Можно ли на основе данных функциональ­ных изображений мозга строить тактику лечения (включая вид препарата и его дози­ровку), а также предсказать терапевтическую эффективность лечения?

В журнале " Nature", например, говориться, что с помощью позитрон-эмиссионной томогра­фии можно оценить повышение активности в от­делах головного мозга у больных шизофренией во время слуховых галлюцинаций [10]. Другим примером является демонстрация на серии по­зитрон-эмиссионных томограмм связывания 80% D2 рецепторов в процессе антипсихоти­ческой терапии [11]. Такие же результаты были получены при проведении компьютерной томо­графии излучения единичных фотонов [12]. Су­ществуют определенные сложности, препятст­вующие внедрению этих методов в широкую практику, к ним относятся:

Многочисленность этапов исследования эти­ми методами.

• Анализ предполагает использование статис­тических методов, которые чрезмерно упро­щают получаемую картину.

• Данные могут быть получены при различных функциональных состояниях — в покое или в состоянии ответа на стимулы, имитиру­ющем болезненные изменения.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...