Диагностическая оценка. Объективный компонент диагностики
Диагностическая оценка Процесс диагностики является основой для понимания жалоб, предъявляемых больным, и разработки терапевтических мероприятий. Поэтому в нашей книге каждому терапевтическому разделу предшествует обсуждение основных психопатологических диагностических категорий (см. Приложение А). В дальнейшем мы будем включать в эти разделы также обсуждение тех факторов, которые часто влияют на оценку эффективности лечения. К ним относятся: • Этап болезни, на котором проводится лечение. • Сложные диагностические вопросы, такие как сопутствующие психические или соматические заболевания, часто ставящие врача в затруднительное положение. • Социально-психологическое воздействие в той степени, в какой оно может влиять на проявление симптоматики и результативность проводимого лечения. Наша модель предполагает, что современные представления об этиологии и патофизиологии психических болезней находятся в зачаточном состоянии. Поэтому уточнение диагностических суждений о состоянии любого больного должно постоянно проводиться на всех этапах терапевтического процесса. Подобная многократная повторная оценка предполагает дополнительную информацию в рамках катамнестического наблюдения, включая сведения о реакции на проводимую терапию (полная, частичная, недостаточная). Новые диагностические суждения могут также возникать по мере накопления данных в области пси-хофармакологиии. Процесс диагностики включает следующие этапы: • Сбор субъективной информации, получаемой от больного, включая личный и семейный анамнез. • Объективные показатели, включая психический статус больного.
• Первичная клиническая диагностика, заканчивающаяся формулировкой предварительного диагноза. • Планирование лечения, включая дальнейшее уточнение диагноза, выбор первоначальной терапевтической стратегии и разъяснение особенностей состояния и тактики лечения больному и его родственникам. СУБЪЕКТИВНЫЙ КОМПОНЕНТ ДИАГНОСТИКИ Данный аспект психиатрической оценки предполагает различные источники информации, включая сведения, полученные со слов самого больного, его родственников и знакомых, характеристики и любую предшествующую информацию, в том числе и выписки из предшествующих историй болезни. Существенными являются паспортные данные (возраст, пол, национальность, семейное положение), взаимоотношения в семье, материальные условия, профессия, трудовая занятость в настоящее время, источники доходов. Характер описания больным своего состояния в целом, или так называемые основные жалобы, позволяет оценить последовательность развития болезни и ответить на вопрос, почему именно сейчас больной обратился за помощью. Вслед за этим требуется подробный разбор сведений о предшествующих психических расстройствах и их лечении как у самого больного, так и у его родственников. Аналогично требуется оценка настоящих или перенесенных ранее соматических заболеваний у больного или в его семье, а также выяснение возможного злоупотребления лекарственными препаратами, алкоголем или наркотическими веществами. ОБЪЕКТИВНЫЙ КОМПОНЕНТ ДИАГНОСТИКИ Объективные данные включают в себя тщательное соматоневрологическое обследование, дополненное лабораторными данными, такими как общий анализ крови, анализ мочи, рентгенография грудной клетки, электрокардиограмма, исследование крови на содержание фармакологических веществ (см. разд. " Значение лабораторных исследований" данной гл. ). Все эти исследования проводятся в обязательном порядке при поступлении в стационар, а в амбулаторных условиях врач может избирательно назначать те из них, которые он считает необходимыми в данный момент.
Оценка психического статуса является наиболее важной частью данного этапа диагностики и позволяет оценить особенности чувств, поведения и мышления больного в процессе осмотра (" поперечный срез", в отличии от лонгитудинальной оценки динамики состояния). Клиническое наблюдение начинается с оценки внешнего вида и поведения, включая аффект (т. е. описание эмоциональных реакций по степени их выраженности, качества, соответствия происходящему, продолжительности) и настроение (т. е. ведущего эмоционального фона). Необходимо учитывать, что фон настроения и внешние аффективные проявления иногда могут не совпадать и это расхождение между ними создает дополнительные диагностические трудности. Процесс мышления, включая особенности памяти и ориентировки, отражает индивидуальную способность или неспособность воспринимать идеи, а также логично и понятно их излагать. Содержание мышления предполагает оценку существа представлений и умозаключений и их нарушений — навязчивых мыслей, фобий, иллюзий, бредовых идей и галлюцинаций. Оценка памяти и ориентировки является принципиально важной для дифференцирования психических и соматоневрологических заболеваний. Достаточно легко можно оценить такие функции памяти, как запоминание текущих событий и хранение информации, а также ориентировку во времени, месте, собственной личности, пространстве и ситуации. Если при этом допустить, что существующий у больного уровень тревоги не влияет на характер ответов, то обнаруживаемые изменения памяти и ориентировки будут указывать на обратимые или необратимые нарушения определенных мозговых функций. Интеллектуальный уровень данного больного оценивается в контексте социальных условий и полученного им образования. Лучшим способом изучения интеллектуальных особенностей больного и его способности делать практически значимые суждения является моделирование проблемной ситуации, связанной со знакомыми для него жизненными обстоятельствами.
Понятие самооценки (insight) может иметь много смысловых уровней. Можно оценивать просто формальные объяснения пациента о том, как и почему он оказался в данной ситуации. Или же речь может идти о более сложных представлениях личности о причинно-следственных взаимоотношениях, которые привели к возникновению данной ситуации. Способность к абстрактному мышлению — это способность к обобщению, которая может быть оценена исходя из того, как человек может находить подобия, толковать поговорки и понимать юмор. В итоге можно сказать, что в оценке психического статуса выделяется несколько аспектов познавательной деятельности. При этом предполагается, что каждый из этих аспектов и его составляющие оцениваются с помощью адекватных методик, не искажающих проявление других психических функций. Подобный подход требуется и при описании личностных особенностей пациента как по субъективной информации, так и по результатам объективного наблюдения эмоций, процессов мышления и поведения.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|