Анализ полученных данных. Виды проектов научной работы. Научные испытания с соблюдением оптимальных условий
АНАЛИЗ ПОЛУЧЕННЫХ ДАННЫХ Решающими факторами исследования являются представление полученных данных в доступной форме и их статистический анализ. Сравнение действия испытываемого лекарства и плацебо обеспечивается использованием градуированных, стандартизованных шкал оценки для измерения состояния каждого больного в начале и в конце исследования (даже в случае, если учитывается общее впечатление специалиста, то оно должно иметь относительное количественное выражение). При таких условиях, даже если формальный анализ не проводился, полученные результаты выглядят достаточно наглядно и заинтересованный специалист может провести статистическую оценку самостоятельно. Первичные цифровые данные о клинической реакции больных на действие лекарства или плацебо дают врачу представление о сути происходивших клинических явлений. Тогда как цифры среднестатистических изменений по абстрактной шкале могут порой ничего не говорить практическому врачу. Иными словами, всегда необходимо стремится представить первичные результаты исследования, чтобы врач мог без затруднений составить собственное мнение. Одинаково важно и применение методов статистического анализа, включая более сложные модели, поскольку они позволяют учитывать несколько переменных, выявлять артефакты и обеспечивать различную дополнительную информацию. Применяемые статистические методы должны быть достаточно подробно описаны, чтобы читатель мог самостоятельно представить, что именно делалось, и судить, насколько это соответствует условиям работы. Например, существуют различные виды дисперсионного анализа (analyses of variance — ANOVA), каждый из которых имеет свои условия применения. При этом многомерный и ковариационный методы дисперсионного анализа очень похожи, но зачастую неточно описываются. У читателя могут возникать справедливые сомнения в правильном выборе модели анализа, если результаты дисперсионного анализа имеют р< 0, 001 (где р — оценка вероятности случайности появления результата). Чтобы этого избежать, всегда следует достаточно подробно описывать, какая именно модель применялась в данном случае.
ВИДЫ ПРОЕКТОВ НАУЧНОЙ РАБОТЫ Научные испытания с соблюдением оптимальных условий Научные исследования могут иметь качественные различия. Нам хотелось бы классифицировать модели научных работ с учетом несколь-ких показателей. Наша классификация не бесспорна, но позволяет акцентировать внимание на всех важных критериях, а не только на каком-то одном (например, " слепом" методе). Контролируемые научные исследования, включенные в 1-й класс должны соответствовать как минимум первым девяти критериям из нижеприведенных: 1. Принцип случайной выборки. 2. Отказ от сопутствующих " активных" медикаментозных назначений. 3. Параллельное (или соответствующее перекрестное) исследование. 4. Контроль двойным слепым методом исследования с использованием плацебо. 5. Адекватный размер выборки. 6. Соответствие выбранной популяции условиям исследования. 7. Стандартизованные методы оценки. 8. Четкая демонстрация полученных данных или соответствующий количественный статистический анализ. 9. Адекватные дозировки лекарственных назначений. 10. Активный контроль (например, использование активных лекарственных препаратов). Последний критерий является дополнительным фактором, который повышает ценность любого исследования. Во 2-й класс включены работы, удовлетворяющие как минимум шести критериям из десяти. Например, простой слепой метод порождает некоторую субъективность, но, если при этом будут соблюдаться другие критерии (такие как принцип случайной выборки, параллельные контрольные группы и др. ), то результаты все равно могут оставаться валидными. Так, метод исследования по типу А-В даже без соблюдения принципа случайной выборки и применения статистических методов анализа будет отличаться многими выдающимися качествами. Исследования, построенные по принципу зеркального отражения, такие как работы Baastrup и Schou по изучению профилактической эффективности препаратов лития, могут быть прекрасным примером в этом классе [2] (подробнее см. в разд. " Поддерживающее и профилактическое лечение стабилизаторами настроения средствами" гл. 10). Такие работы могут иметь многие свойства хорошо продуманного контролированного исследования:
• Клиническое состояние больных описывается классическим способом. • Объективные показательные способы количественной оценки основных клинических проявлений. • Использование адекватной выборки. • Более продолжительный период наблюдения. Работы, относящиеся к 3-му классу, должны соответствовать как минимум 5 критериям из 10. Во многих отношениях, за исключением нескольких важных элементов, эти исследования нельзя назвать контролированными. Существует вероятность возникновения необъективности в подобных работах. По практическим или экономическим соображениям работы 1 класса не всегда полностью приемлемы. Поэтому часто используются проекты 2-го и 3-го класса, которые позволяют частично решать существующие и не имеющие другого способа решения проблемы. Примером научных работ 3-го класса являются испытания по типу А-В-А. В этих работах сомнение вызывает различная длительность вводного периода с использованием плацебо, период применения самого препарата и последующий период с повторным применением плацебо. Продолжительность этих периодов может изменяться под воздействием различных нерандомизированных переменных. Выбор момента начала применения активного препарата может быть обусловлен ухудшением состояния больного, а решение о прекращении назначений может означать для больного приближающуюся выписку со всеми сопутствующими ей волнениями. Подобные явления, трудно поддающиеся учету, и будут основными артефактами при таких испытаниях. При этих исследованиях само понятие слепого исследования может стать иллюзорным, так как персонал может легко догадаться, что больной непосредственно после госпитализации и перед выпиской находится на этапе плацебо, а в середине стационарного лечения принимает активный лекарственный препарат.
Важно, что, несмотря на существующие противоречия, подобные исследования позволяют соотнести время возникновения обострения у больного с периодом переключения с активного лекарственного препарата на плацебо. Часто очень трудно провести полноценный статистический анализ результатов испытаний по типу А-В-А, поскольку в них не предусматривается существование контрольных групп для сравнения. Сам факт того, что состояние больного скорее улучшается в период В при приеме активного лекарственного препарата, а не в период А на фоне плацебо, может быть связан с фактором времени или существующим представлением у экспериментатора. Отсутствие контрольной группы затрудняет ответ на вопрос, в какой мере зарегистрированная положительная динамика симптоматики отличается от таковой при естественных условиях протекания болезни. Учитывая возможность спонтанных улучшений, сведения об обострении состояния в период повторного назначения плацебо могут иметь большое значение для проводимого испытания. Испытания по типу А-В-А позволяют искать ответ на еще один теоретически важный вопрос — возникнет ли обострение симптоматики при переводе на плацебо, если течение болезненного процесса к этому времени было приостановлено? В большинстве случаев применения психотропных препаратов мы не имеем представления о том, возникнет ли обострение симптоматики сразу после прекращения назначений на фоне сформировавшейся за последние несколько дней ремиссии. В случае возникновения обострения после прекращения назначений, проявления острого состояния вероятнее всего были только сглажены за счет лечения психотропными препаратами. Поэтому любые сведения, позволяющие пополнить наши представления о различии между поддерживающим и профилактическим лечением психических заболеваний, имеют важное значение. Значительно лучшей схемой является исследование по типу А-В-В-А по сравнению со схемой А-В-А-В (где А — период плацебо; В — период назначения активного лекарственного вещества) с рандомизированным распределением больных в последнем сегменте А-В или В-А. Схема А-В-А имеет серьезный недостаток, потому что и больные, и врачи обычно знают, что переключение на плацебо происходит в конце исследования, и, таким образом, по-настоящему слепой принцип в новом переключении не может быть соблюден.
Испытания по типу зеркального отображения (когда период лечения с использованием нового препарата ретроспективно сопоставляется с аналогичным периодом без этого препарата) очень близки по своей сути к реальной клинической практике и поэтому очень легко поддаются обобщению. Однако невозможность при проведении этих исследованиях соблюсти принципы слепого исследования и случайной выборки может привести к субъективному толкованию результатов. В испытаниях по типу зеркального отображения получаемые данные могут быть результатом изменений, наступивших между этапами исследования под воздействием различных факторов. Без соблюдения принципа слепого исследования трудно избежать предвзятости исследовательского энтузиазма по поводу испытываемого способа лечения. Скрупулезное применение объективных способов оценки позволяет свести к минимуму подобный субъективизм.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|