Группа менее точных схем научных испытаний
Группа менее точных схем научных испытаний Неконтролированные испытания наиболее подвержены погрешностям, когда сопутствующие назначения являются причиной самых серьезных ошибок. К примеру, у больного при назначении препарата А не возникает быстрой клинической реакции, потому что действие этого препарата отличается некоторым запаздыванием. Появление клинической реакции спустя некоторое время на фоне приема назначенного позднее препарата В ошибочно приписывают действию последнего. В некоторых клинических наблюдениях случайное совпадение явлений приписывают действию определенного лекарственного препарата. Таким образом, разборчивый читатель должен всегда относится к указанию на наличие сопутствующих, назначений как к артефакту при проведении испытаний лекарственных препаратов. Иногда совпадение сведений о случаях эффективного применения определенного препарата порождает клинический миф, хотя во всех этих случаях больные также получали сопутствующие назначения. В редких клинических наблюдениях могут быть выявлены побочные свойства препаратов, а авторы подобных описаний всегда должны предупреждать о возможных совпадениях, повышая таким образом достоверность своего сообщения. Открытые клинические испытания лекарственных препаратов могут разительно отличаться по качеству исполнения друг от друга. В некоторых сообщениях о различных больных, состояние которых оценивалось без использования критериев включения и исключения и получавших разные варианты комплексного лечения, результаты определяются только на основании клинического впечатления исследователя и его воспоминаний об этих больных. В противоположность этому другие клинические сообщения включают обоснованные диагностические критерии, а клиническое состояние представленных больных четко соответствует задачам исследования. При этом применяется только один вид назначений и проводится согласованная количественная оценка результатов. Часто наиболее важной составной частью открытого клинического исследования является клиническое суждение практического врача, которое, между прочим, является одним из способов оценки. Клинически опытный исследователь может избежать ошибок, а менее опытный специалист, сам того не подозревая, может допустить ошибки в клинических оценках. Работы, предполагающие количественный анализ материалов историй болезни, имеют несомненные преимущества перед работами, основанными только на клинических описаниях. На наш взгляд, хорошо выполненное открытое клиническое испытание может быть более информативным, чем испытание по типу А-В-А с незначительной выборкой больных.
И в заключение необходимо подчеркнуть важность обозначения на ранних этапах клинического исследования препарата тех клинических симптомов, на которые будет направлено данное лекарство. Информация о спектре клинических расстройств, на которые воздействует лекарство, особенно важна при разработке новых показаний для его применения, как в случае применения имипрамина для терапии панических состояний или кломипарамина — для обсессивно-фобических состояний. В этой ситуации приобретает большое значение хорошо проведенное открытое клиническое испытание, поскольку работы 1-го, 2-го и 3-го класса не могут учитывать все возможные переменные. Систематический контроль клинических работ (например, с помощью нерандомизированных контрольных групп) может предоставить полезную информацию, но, к сожалению, подобные методы редко используются в психофармакологических исследованиях. В некоторых ситуациях очень трудно планировать стандартные контролируемые исследования. Речь идет о редко встречающихся клинических состояниях или условиях, связанных с непосредственной угрозой для здоровья больного (например, развитие злокачественного нейро-лептического синдрома (ЗНС). В этой ситуации удачным выбором может быть методика описания клинического случая с параллельным контролем, который позволяет до некоторой степени соблюсти объективность. Но поскольку подобные работы не предполагают случайной выборки, то их результаты могут иметь существенные погрешности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ Далее мы будем обращаться к нашей классификации методик научных испытаний лекарств, чтобы помочь практическому врачу составить мнение о результатах клинических исследований, их достоверности и глубине. Большинство анализируемых нами работ об эффективности лекарственных средств относятся к. 1-му и 2-му классам нашей классификации, во всех других случаях мы будем предлагать соответствующее обсуждение. литература 1. Straus JL, von Ammon Cavanaugh S. Placebo effects. Issued for clinical practice in psychiatry and medicine. Psychosomatics 1996; 37: 315-326. 2. Baastrup P., Schou M. Lithium as a prophylactic agent. Arch Gen Psychiatry 1967; 16: 162-172.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|