Словарь терминов. Документ № 1
Словарь терминов
Диагностика – термин греческого происхождения (dia – между, сквозь, через и gnosis – знание). Это «особый вид познания находящийся между научным знанием и опознанием единичного явления» (Н. К. Голубев, Б. П. Битинас). Педагогическая диагностика – это совокупность приемов контроля и оценки, направленных на решение задач оптимизации учебного процесса, дифференциации учащихся, а также совершенствования образовательных программ и методов педагогического воздействия. Мониторинг – в переводе с английского означает постоянное слежение за состоянием и результатами какой-либо деятельности или объекта путем сбора, обработки и хранения оперативной информации. Педагогический мониторинг – форма организации, сбора, хранения, обработки и распространения информации о деятельности педагогической системы, обеспечивающая непрерывное слежение за ее состоянием и прогнозирование ее развития. (А. Н. Майоров) Метод – последовательность приемов исследования, которая раскрывает путь познания изучаемого явления. В педагогике различают следующие методы педагогического исследования: наблюдение, анкетирование, эксперимент, тестирование, беседа, опрос, социометрические методы, терминологические методы, контент-анализ. Педагогическое наблюдение – это специально организованное педагогом восприятие педагогических явлений в естественных условиях. Можно наблюдать протекание различных дел, ситуаций, возникающих в образовательном процессе. Так как педагог сам является участником и организатором педагогического процесса, то данный метод будет называться включенным наблюдением. Опрос – метод сбора первичной информации посредством обращения с вопросом к определенной группе людей. Могут быть устные, письменные.
Беседа – один из видов опроса, диалог по заранее разработанной программе (план, разработанный заранее и предполагающий определенные ответы). Интервью - диалог по заранее разработанной программе. Анкетирование – один из видов письменного опроса. Продуктивный и гибкий метод получения информации. Известны три типа анкет: открытая, закрытая и смешанная. Тип анкеты определяется видами вопросов, которые в нее входят. Тест – специальные задания, которые вызывают у респондента прогнозируемое или стандартизированное поведение или решение задач. Существуют различные классификации тестов: по цели, по форме, по содержанию. Контент-анализ – это метод, который заключается в выделении смысловых единиц в тексте с последующей статистической обработкой обработкой в виде определения количественного соотношения в документах элементов. Проводится в три этапа. На первом этапе выделяются смысловые единицы анализа текста (в виде понятий, категорий или качеств: инициативность, активность, ответственность и т. д. ). Второй этап заключается в определении индикаторов выбранных смысловых единиц. К ним относятся «выполняет работу добросовестно», «старается выполнить работу вовремя и аккуратно» и т. д. На третьем этапе происходит статистическая обработка результатов анализа. По частоте употребления выделенных понятий можно установить соотношение между различными смысловыми единицами или их группами. Педагогический эксперимент – это специально организованный опыт, когда преднамеренно создаются условия, вызывающие те или другие явления в педагогическом процессе. Это опытная проверка гипотезы. Проведение эксперимента ставить перед исследователем две задачи. Первая – диагностика и фиксация экспериментальной работы, и вторая – учет воспитательного воздействия самого эксперимента и всех включенных в него методов и методик.
Цель – это идеальное представление о результатах деятельности. Цель должна быть единой и не разбиваться на множество. Задача – это определенные шаги-действия, которые необходимо выполнить для достижения поставленной цели. Результат – это любой итог деятельности. Он может быть положительным и отрицательным. Результативность – это качественная характеристика полученного результата с точки зрения его выполненности, т. е. положительный результат. Компетентность – приобретаемое в результате обучения новое качество, связанное со способностью на основе знаний, умений, опыта, ценностных ориентаций решать жизненно-важные проблемы и задачи.
Документ № 1
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|