Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Разновидности объектов судебной лингвистической экспертизы




Разновидности объектов судебной лингвистической экспертизы

 

N п/п Виды объектов Примеры объектов
1) Письменные рукописные, печатные тексты Статьи, книги, жалобы, надписи, объяснения и протоколы, записки, предсмертные записки, договоры, расписки, заявления, обращения, документы и др.
2) Звучащие тексты: монологические, диалогические, полилогические; спонтанные/подготовленные, квазиспонтанные Фонограммы телефонных и иных переговоров, фонограммы с протоколами следственных, судебных действий, звуковыми письмами, обращениями, интервью, радиопередачами, клипами, лекциями, выступлениями и др.
3) Поликодовые (смешанные, креолизованные) тексты Демотиваторы, рекламные тексты, теле-, кино- и видеофильмы, эмблемы, товарные знаки, карикатуры, мемы, граффити, видеоролики, песни и др.
4) Тексты мультимедиа - тексты электронной коммуникации: комбинирование звучащих (устных) и письменных текстов, мультимодальные, интерактивные, поликодовые, тексты Переписка в мессенджерах, социальных сетях, блоги, форумы, комментарии, посты, онлайн (аудио-) видеокоммуникация посредством видеоконференц-связи

 

Классификация объектов лингвистической экспертизы может осуществляться и по иным основаниям.

Основанием для приведенной на рис. 17 классификации является форма речи (устная - письменная, смешанная) и вид используемых знаковых систем (вербальная - невербальная).

 

 

В качестве основания классификации может быть выбрана функционально-стилистическая принадлежность текстов. В таком случае они подразделяются на разговорные, официально-деловые, научные, публицистические, художественные тексты.

Если в качестве основания классификации выбирается непосредственность сообщения информации, то тексты делятся на первичные и вторичные (производные).

 

 

По форме речевой деятельности объекты судебной лингвистической экспертизы делятся на:

- продукты письменной речевой деятельности (рукописные, машинописные, полиграфические);

- продукты устной речевой деятельности (фонограммы разговоров, сообщений, выступлений);

- продукты смешанной письменно-устной речевой деятельности (электронная коммуникация: переписка в социальных сетях, блогах, онлайн-сообщения в мессенджерах (WhatsApp, Viber, Telegram) и СМС-сообщения и т. д. ).

 

 

По основанию использования вербальных и невербальных средств и разных каналов коммуникации объекты судебной лингвистической экспертизы подразделяются на письменные тексты, звучащие тексты, поликодовые тексты, мультимедийные тексты электронной коммуникации.

Рассмотрим в следующих параграфах их специфику в аспекте судебной лингвистической экспертизы.

 

4. 3. Специфика письменно-речевых произведений как объектов судебной лингвистической экспертизы

 

Письменно-речевое произведение может быть представлено как объект для производства судебной лингвистической экспертизы, будучи зафиксировано в рукописном, печатном или электронном виде на материальном носителе посредством буквенно-графического отображения письменной формы речи. Письменная речь отображается с помощью видимых (графических) буквенных знаков на бумаге, ином материале, экране монитора.

На лингвистическую экспертизу предоставляются письменные тексты различных функциональных стилей (художественные, публицистические, научные, официально-деловые, разговорно-бытовые), форм и жанров: статьи, книги, отчеты, надписи, жалобы, частные письма, объяснения, протоколы, записки, предсмертные записки, анонимки, договоры, расписки, заявления, обращения и др. Это могут быть рукописные записи, документы, произведения науки, литературы, тексты СМИ, тексты средств индивидуализации, рекламные тексты, граффити, тексты электронной коммуникации, в том числе переписка в мессенджерах, по электронной почте, сообщения в социальных сетях, комментарии на страницах сайтов в Интернете и т. д.

Письменный текст - " это произведение речетворческого процесса, обладающее завершенностью, объективированное в виде письменного документа, литературно обработанное в соответствии с типом этого документа, произведение, состоящее из названия (заголовка) и ряда особых единиц (сверхфразовых единств), объединенных разными типами лексической, грамматической, стилистической связи, имеющее определенную целенаправленность и прагматическую установку" *(61).

Письменная фиксация устной речи (например, в виде письменной записи дословного содержания разговора, записанного на фонограмме), письменным текстом в указанном смысле не является, оставаясь порождением линейного процесса говорения.

Функциональные стили письменных текстов охватывают многообразие текстов официально-делового стиля, художественного, научного, разговорно-бытового стиля, включая онлайн-переписку в форме разговорного диалога, интегрирующего свойства письменной формы речи и устной спонтанной коммуникации. Использование письменной формы речи позволяет дольше обдумывать свою речь, строить ее постепенно, исправляя и дополняя, что способствует в конечном итоге выработке и применению более сложных синтаксических конструкций, чем это свойственно устной речи.

Для смыслового и эмоционального выделения частей высказывания на письме используются знаки пунктуации, а также различные средства графического выделения слов, сочетаний и частей текста: использование иного типа шрифта, полужирный шрифт, курсив, подчеркивание, обрамление, размещение текста на странице. Указанные средства обеспечивают выделение логически важных частей текста и выразительность письменной речи.

Письменная речь, функционирующая в Интернете, чаще всего имеет нелинейный характер, сопровождается гиперссылками, эмотиконами (смайликами).

Смамйлик, смайл (англ. smiley), реже эмотикомн (англ. emoticon), эмотикомнка, эмоциомн - пиктограмма, изображающая эмоцию. Чаще всего составляется из типографских знаков. Особое распространение получил в Интернете и SMS (и пр. текстовых сообщениях), однако в последнее время используется повсеместно. Смайлы обозначают интернациональные понятия, поэтому они не воспроизводят текущую речь, не отображают грамматических, фонетических и др. особенностей естественного языка. Смайлы можно отнести к паралингвистическим средствам письменной коммуникации или к таким средствам, которые не являются речевыми единицами, но сопутствуют последним с целью уточнения, конкретизации смысла основного сообщения. Смайлики предназначены для того, чтобы более богато и разнообразно дополнять смысл высказывания, уточнять его экспрессивно-интонационную окраску, используются вместе с кириллической графикой или латиницей, могут быть включены непосредственно в структуру высказывания, отделяются от единиц высказывания пробелами или запятыми.

Ниже на рис. 19-20 представлены примеры изображения различных эмоджи, смайликов и эмотиконов.

 

 

Эмотикон служит для информирования адресата об эмоциональном состоянии автора сообщения, о том, как собеседник должен видеть, понимать состояние автора. Однако совершенно не обязательно, что автор находится именно в том состоянии, которое обозначает эмотикон.

Так, например, сообщения в социальных сетях могут дополняться гифками. Гифки - это изображения определенного формата, которые чаще всего подвижны. Например, в социальных сетях (Facebook, " ВКонтакте" ) популярностью пользуются гифки с кадрами из фильмов и сериалов, изображающих какие-либо реакции и эмоции. Нередко применяются также графические символы, наклейки, видео- и фотоизображения, компьютерная анимация и мультипликация. На рис. 21 приведены примеры изображения гифок, анимаций и графических символов.

 

Специфика письменных текстов как объектов судебной лингвистической экспертизы состоит в их детерминированности многими факторами, релевантными для решения идентификационных и диагностических задач. Важно учитывать коммуникативно-ситуативную значимость, сферу бытования, спонтанность, подготовленность, наличие/отсутствие внешних наблюдателей, промежуточных лиц и инстанций (фильтров) между отправителем и реципиентом текста, жанровую и стилевую специфику текста как объекта лингвистического исследования, время его создания, культурные традиции и т. д. *(62)

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...