Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

5.3. Компетенция и компетентность субъекта судебной лингвистической экспертизы




 

Судебный эксперт-лингвист выступает субъектом двойной - юридико-лингвистической - компетенции, его основная деятельность состоит из производства судебных лингвистических экспертиз по заданиям судов, судей, органов дознания, лиц, производящих дознание, следователей.

Компетенция судебного эксперта-лингвиста может рассматриваться в двух аспектах.

Во-первых, это круг полномочий, права и обязанности судебного эксперта, которые определены законодательством.

Во-вторых, это комплекс знаний в области теории, методики и практики судебной лингвистической экспертизы.

Различают объективную компетенцию, т. е. объем специальных знаний, которыми должен владеть эксперт-лингвист, и субъективную компетенцию (компетентность) - степень, в которой конкретный эксперт владеет специальными лингвистическими знаниями.

Судебный эксперт-лингвист должен обладать двойной компетенцией, помимо знаний в материнской науке (лингвистике/филологии), судебном речеведении у него должны быть глубокие юридические знания в области судебной экспертологии, криминалистики и в других отраслях юриспруденции (материального и процессуального права).

Подготовка судебного эксперта лингвиста - это не механическое (последовательное или параллельное) соединение двух образований - лингвистического и юридического, а комплексное интегративное образование, позволяющее сформировать необходимые компетенции посредством приращения знаний и умений. Сплав филологических и юридических знаний на выходе учебного процесса позволят получить профессионального эксперта-лингвиста не только с необходимыми теоретическими знаниями, но и умениями применять экспертные методики и навыками решения практических задач в области лингвистической экспертизы.

 

 

 

Понятие экспертной специальности судебного эксперта-лингвиста включает совокупность компетенций (знаний, навыков и умений), необходимых и достаточных для решения задач судебной лингвистической экспертизы в целях установления фактов и обстоятельств, имеющих значение доказательств, по конкретному уголовному, административному, гражданскому делу или делу об административных правонарушениях. При этом набор компетенций, необходимый для различных видов, составляющих родовую классификацию судебной лингвистической экспертизы, может разниться.

Так, например, для исследования средств индивидуализации товаров и услуг, иных неймов, помимо фундаментальной лингвистической подготовки, требуются профессиональные знания в области судебной экспертологии, криминалистики, судебного речеведения, нейминга, ономастики и др.

В то же время для исследования текстов экстремистской направленности эксперту-лингвисту необходимы дополнительные знания в области законодательства о противодействии экстремистской деятельности, криминологии, религиоведения и психологии.

Если говорить о комплексе специальных знаний, необходимых для исследования рекламного текста, обладающего свойством поликодовости, то это знания в области судебного речеведения*(72), которые являются общей научной базой судебно-экспертного исследования продуктов речевой деятельности для всех родов экспертиз, входящих в класс речеведческих; знания в области лингвистики, психологии и др.

В процессе экспертного исследования необходимы также знания закономерностей построения рекламного дискурса, знания рекламных стратегий и тактик, по-разному реализующихся в речи, знания понятийного аппарата рекламы как одной из областей массовых коммуникаций и т. д. *(73)

Непосредственной целью профессиональной подготовки судебного эксперта является формирование его готовности к квалифицированному выполнению процессуальных и профессиональных обязанностей, под которым понимается система знаний, умений, навыков, личных качеств, обеспечивающих самостоятельное, всестороннее, полное выполнение поставленных перед экспертом задач по исследованию объектов судебной экспертизы. Поэтому получение лингвистом дополнительного профессионального образования (в форме переподготовки или повышения квалификации судебных экспертов по дополнительным образовательным программам) обязательно.

На практике приобретение профессии эксперта-лингвиста - процесс довольно длительный и ответственный, он состоит в освоении лицом, имеющим высшее образование, программы дополнительной подготовки, которая включает разделы по частной теории судебной лингвистической экспертизы и по методикам исследования продуктов речевой деятельности для решения ее родовых и видовых задач.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ " Об образовании в Российской Федерации" дополнительные профессиональные программы должны отвечать федеральным государственным требованиям - обязательным требованиям к минимуму содержания, структуре дополнительных профессиональных программ, условиям их реализации и срокам обучения по этим программам, утверждаемым в соответствии с настоящим Федеральным законом уполномоченными федеральными органами исполнительной власти; осуществлять образовательную деятельность по дополнительной профессиональной подготовке может организация, имеющая соответствующую лицензию.

Государственные судебно-экспертные учреждения, реализующие программы дополнительного профессионального образования, должны соответствовать требованиям законодательства, предъявляемым к организациям, осуществляющим наряду с основной деятельностью дополнительную образовательную деятельность, т. е. действовать на основании соответствующей лицензии.

В то же время в ведомственных классификаторах наименования экспертных специальностей, по которым аттестуются государственные судебные эксперты различных ведомств, и содержательное наполнение программ дополнительного образования и изучаемых дисциплин разнятся.

Так, в судебно-экспертных учреждениях Минюста России экспертная специальность по судебной лингвистической экспертизе именуется: " Исследование продуктов речевой деятельности", в экспертно-криминалистических подразделениях МВД России - " Исследование текста в целях решения вопросов смыслового понимания", в экспертных подразделениях органов ФСБ России - " Лингвистические исследования". Если в ЭКП МВД России проводятся только однородные судебные лингвистические экспертизы, то в СЭУ Минюста России и в экспертных подразделениях органов ФСБ России проводятся как однородные лингвистические, так и комплексные психолого-лингвистические экспертизы (прежде всего по делам, связанным с противодействием экстремизму и терроризму).

Сравнение наименований экспертных специальностей судебной лингвистической экспертизы, по которым осуществляется аттестация государственных судебных экспертов на право самостоятельного производства экспертиз в МВД России*(74), Минюсте РФ и ФСБ РФ, а также анализ системы добровольной сертификации негосударственных судебных экспертов, свидетельствуют о наличии существенной разницы в подходах к наименованию и содержанию специальных знаний, которыми должен владеть эксперт*(75).

Осуществление унификации и паспортизации экспертных специальностей судебной лингвистической экспертизы позволит выполнить законодательно закрепленное в ст. 11 ФЗ ГСЭД требование о производстве судебных экспертиз на основе единого научно-методического подхода и обеспечит надлежащий контроль за качеством профессиональной подготовки судебного эксперта-лингвиста, сможет минимизировать экспертные ошибки, причиной которых являются некомпетентность или профессиональная несостоятельность судебного эксперта-лингвиста.

В этой связи необходимо остановиться на понятии " экспертная специальность" применительно к судебной лингвистической экспертизе.

В толковых словарях современного русского языка " профессионализм" определяется как профессиональное отношение (отношение специалиста) к работе, делу и т. д. *(76) Профессия - род трудовой деятельности человека, владеющего комплексом специальных теоретических знаний и практических навыков, приобретенных в результате специальной подготовки, опыта работы.

В теории и практике судебно-экспертной деятельности понятия " профессия эксперта", " экспертная специальность", " специализация", " специальность, полученная в образовательном процессе" не являются полными синонимами. Если специальность - совокупность знаний, умений, навыков, приобретенных специалистом в процессе образования и обеспечивающих определенный уровень квалификации, то специализация - одна из форм общественного разделения труда эксперта и его рациональной организации, которая проявляется в сосредоточении судебно-экспертной деятельности на каком-либо виде, подвиде судебных экспертиз или экспертных технологиях.

Специализация - термин многозначный. Это и приобретение специальных знаний и навыков в какой-либо области, и концентрация деятельности на каком-либо занятии, и разделение труда на отдельные операции.

Специализация в области судебно-экспертной деятельности должна включать: высокий уровень общего развития, образованность, эрудицию, широту интересов. Знания судебного эксперта должны обладать достаточной широтой и в то же время глубиной познания конкретной области науки, техники, искусства или ремесла. При их использовании в практической экспертной деятельности у судебного эксперта формируется дополнительный комплекс практических навыков и умений, получаемых опытным путем, закрепление которых также должно входить в комплексную систему его подготовки по определенной экспертной специальности (специализации).

Таким образом, понятие " экспертная специальность" включает систему знаний, умений и навыков, необходимых для самостоятельного выполнения экспертизы конкретного рода (вида), приобретенных в соответствии с программой профессиональной подготовки (обучения, тренинга).

Анализ действующего законодательства, регулирующего судебно-экспертную деятельность в различных видах судопроизводства, показывает, что в отношении понятий " специальность" и " экспертная специальность" единая терминология не выдержана. В действующем на данный момент процессуальном законодательстве термины " экспертная специальность", " специализация эксперта" вообще не употребляются.

В ст. 8 ФЗ ГСЭД говорится о соответствующей " специальности", в пределах которой эксперт проводит исследования объективно, на строго научной и практической основе, всесторонне и в полном объеме.

Статья 23 ФЗ ГСЭД определяет, что при производстве комиссионной судебной экспертизы экспертами разных специальностей (комплексная экспертиза) каждый из них проводит исследования в пределах своих специальных знаний.

В ст. 11, 15 ФЗ ГСЭД идет речь об " эксперте конкретной специальности".

В ст. 21, 22, 23 ФЗ ГСЭД говорится об экспертах одной, разных специальностей.

Статья 25 ФЗ ГСЭД предписывает отражать в заключении эксперта в числе сведений об эксперте сведения как об образовании, так и о специальности. На практике эксперты указывают как экспертную специальность, соответствующую виду судебной экспертизы, на право самостоятельного производства которой они аттестованы или сертифицированы, так и специальность по диплому о высшем образовании, корреспондирующую полученной в вузе квалификации.

В ст. 13 ФЗ ГСЭД сказано об экспертной специальности как обязательном условии замещения должности эксперта в государственных судебно-экспертных учреждениях.

В судебной экспертологии под специализацией эксперта понимается как процесс, так и результат приобретения лицом, имеющим специальную экспертную подготовку, навыков исследования объектов экспертизы определенного рода, вида и подвида (предметная специализация) или навыков применения методов исследования объектов этой экспертизы (методная специализация).

Цели упорядочения и унификации экспертных специальностей судебной лингвистической экспертизы может служить их паспортизация. Паспорт экспертной специальности - это документ, содержащий единые квалификационные и профессиональные требования к судебным экспертам, а также перечень компетенций: знаний, умений и навыков, приобретенных лицом, имеющим высшее образование, в процессе дополнительного профессионального обучения по программе дополнительного образования по конкретной экспертной специальности.

Содержание паспорта экспертной специальности по судебной лингвистической экспертизе может включать сведения о специальности (квалификации) эксперта по диплому о высшем образовании, ученой степени, ученом звании (научной специальности), сведения об освоенной дополнительной профессиональной программе переподготовки или повышении квалификации по конкретному виду (подвиду) судебной лингвистической экспертизы (например, экспертизы наименований, рекламного текста, экспертизы экстремистского дискурса, диффамационного дискурса и т. д. ).

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...