Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

8.3. Определение формы выражения негативной информации в текстах диффамационной направленности




 

Следующим существенным фактором по данной категории дел является установление формы выраженной в тексте негативной информации (сведений) об истце.

Информация - совокупность высказываний, облеченных в текстовую форму, о мире, о событиях, об отношениях отправителя информации к этим событиям.

С лингвистической точки зрения словесно выраженная информация - это сообщения о каком-либо событии, процессе, явлении, происшедшем в прошлом или происходящем в настоящее время, в конкретных условиях места и времени. Они могут быть или истинными, или ложными, если фактуальная информация, передаваемая средствами языка, может быть проверена на предмет ее истинности или ложности.

Информация, сообщаемая о личности, может характеризовать личность адресата через описание его отрицательных качеств, при помощи слов и выражений, содержащих пейоративный оценочный компонент: через выражение негативного отношения без указания на конкретные личные качества, через демонстрацию превосходства адресанта над адресатом с понижением социального статуса последнего (адресата).

Информационные высказывания в тексте могут быть в форме утверждений о фактах или событиях, мнений, оценок, предположений.

Утверждение о факте или событии - это высказывание, в котором информация о факте (положении дел) или действиях какого-либо лица (событии) дается в словесной форме, в группе сказуемого и понимается аудиторией как важная, новая. Она подается как отображающая объективно существующее положение дел, которое не зависит от восприятия, осмысления, отношения автора. Грамматически утверждение о факте или событии отображается через показатели объективной модальности (в форме изъявительного наклонения) и распознается в тексте по отсутствию маркеров субъективной модальности, оценочных слов и конструкций, и иных показателей, выражающих неуверенность, сомнение автора в достоверности сообщаемого.

Утверждение о факте грамматически выражается формой повествовательного предложения - как невосклицательного, так и восклицательного. Утверждение о факте может содержать конструкции, подчеркивающие достоверность сообщаемой информации.

Вопросительные предложения утвердительными высказываниями не являются. Постановка вопросительного знака, как правило, связана с тем, что данное предложение содержит в себе запрос информации (вопрос) - особую форму речевого акта, не являющуюся суждением о чем-либо, не содержащую ни утверждения, ни отрицания чего-либо.

Исключение - отдельные разновидности вопросительного предложения, которые могут выражать утверждение или отрицание: а) вопросительно-отрицательное предложение, в котором под видом вопроса выражается отрицание; б) вопросительно-риторическое предложение, содержащее утверждение или отрицание в форме вопроса, на который не требуется и не ожидается ответ.

Мнение о чем-либо в отличие от утверждений о факте предполагает указание на носителя мнения. Выражение мнения распознается в тексте по наличию определенных слов и конструкций, указывающих на него (например, по моему мнению, я считаю, я полагаю и т. п. ). Мнение, в отличие от утверждения о факте, не может быть истинным или ложным, однако оно может подтверждаться или не подтверждаться фактами, событиями объективной действительности. Мнение может формироваться на основе фактов или же быть предвзятым, не основанным на фактах. Человек может формировать свое мнение сознательно, рационально оценивая факты, или бессознательно, не отдавая отчета в том, почему он так считает.

Ср.: (1) Сидоров уехал - констатация факта. (2) Я думаю, Сидоров уехал и (2) Как думает начальник, Сидоров уехал - выражают мнения: в одном случае это мнение самого говорящего (Я думаю), в другом - мнение начальника (Как думает начальник).

Мнение содержит информацию, но не о самой действительности (фактах), а о том, какой образ действительности есть у говорящего, какое его отношение к описываемым событиям. Важно при этом заметить, что в высказывания-мнения могут вставляться утверждения о фактах.

Предположение в отличие от утверждения о факте содержит специальные маркеры - слова, выражающие неуверенность, сомнение, вероятность происхождения того или иного события, одну из ряда возможных версий (например, может быть, вероятно, возможно и т. п. ). Предположение, по сути, является одной из форм выражения мнения, когда автор текста хочет подчеркнуть предварительный характер высказываемых доводов.

Оценочное суждение - разновидность мнения, содержащего положительную или отрицательную оценку кого-н. или чего-н.

Информация, транслируемая в различных формах мнения, отображает не реальную действительность, не реальный мир, а тот образ действительности, который имеется в индивидуальном сознании автора или в коллективном сознании той группы людей, мнения и интересы которой отображает автор, - возможный мир, как называют его логики и лингвисты, или картину мира. Они рассказывают аудитории не о том, что есть в действительности, не о том, каков человек в жизни, а о том, какой образ действительности, какой образ этого человека сложился у данного автора. Картина мира изучается, описывается в особых терминах, но не оценивается по параметру ложности/истинности.

Выражение оценки распознается в тексте по наличию определенных оценочных слов и конструкций, в том числе эмоционально-экспрессивных, модальных, в значении которых можно выделить элементы " хороший/плохой" или их конкретные разновидности (добрый, злой и др. ). При наличии положительной оценки (элемент " хороший" и его конкретные разновидности) может идти речь о позитивной информации. При наличии отрицательной оценки (элемент " плохой" и его конкретные разновидности) можно вести речь о негативной информации.

К оценочным высказываниям, устанавливающим абсолютную или сравнительную ценность какого-либо объекта, относятся собственно оценки (отражающие, в частности, отношения основания - вывода), а также конвенции, идеалы. Оценка объекта, хотя и основана на определенном знании о нем, описанием не является и, соответственно, не может быть истинной или ложной. Отсюда следует, что оценочное высказывание нельзя опровергнуть как не соответствующее действительности - его можно только оспорить.

Оценочные высказывания могут быть негативно-оценочными (" Он типичный делец теневой экономики" ) и позитивно-оценочными (" Он истинный профессионал в своем деле" ).

Следует различать имеющие место утверждения о фактах, соответствие действительности которых можно проверить на истинность или ложность, и оценочные суждения, мнения, которые, являясь выражением субъективных оценок и взглядов, не могут быть проверены на истинность или ложность, отражая авторскую картину мира*(126).

Для разграничения сведений в форме утверждений о фактах и иных суждений используются формально-семантические и прагматические критерии. Необходимо также учитывать следующее. Утверждения о фактах могут быть верифицированы (проверены на предмет соответствия действительности в то время, к которому они относятся), тогда как мнения, оценочные суждения не поддаются верификации.

Поэтому по делам данной категории эксперту-лингвисту нужно определить, в какой языковой форме высказаны сведения о фактах, а также установить, поддаются ли сведения верификации или нет с точки зрения их семантики (внутреннего содержания высказывания) и языковой формы выражения.

Для разграничения утверждения о факте от иных суждений можно использовать формальный лингвистический критерий - принадлежность отдельных фрагментов текста к классу описательных либо оценочных высказываний.

Описательные высказывания содержат сведения о фактах и событиях: констатируют положение дел или утверждают необходимую связь явлений. В большинстве случаев они имеют грамматическую форму повествовательного предложения и подлежат верификации, то есть могут быть проверены на истинность или ложность (соответствие или несоответствие действительности).

Информация, релевантная для данной категории дел, может быть выражена в тексте эксплицитно и имплицитно.

Эксплицитная информация непосредственно вытекает из словарных значений употребленных в высказывании слов, ее содержание можно установить из поверхностной речевой формы высказывания, не проводя дополнительных смысловых преобразований*(127).

Имплицитная информация выявляется на основе дополнительного осмысления значения слов и выражений, синтаксических конструкций, входящих в высказывание, на основе структуры высказывания, с учетом всего контекста и ситуации употребления этого высказывания.

Существенными признаками выражения как эксплицитной, так и имплицитной информации в форме утверждения о факте являются следующие признаки:

- повествовательное предложение со сказуемым в форме изъявительного наклонения (индикатива);

- отсутствие показателей мнения и предположения;

- возможность верификации (утверждение о фактах, которые можно проверить на соответствие действительности в то время, к которому они относятся).

Среди утверждений о фактах различаются явные и неявные.

Явные утверждения о фактах полностью или почти полностью соответствуют внешней форме высказывания. Понимание их смысла не требует от читателя семантических преобразований исходного текста.

Понимание имплицитной информации требует от читателя дополнительных смысловых преобразований. Такие преобразования предполагают учет смысловых связей, предшествующего или последующего контекста, в котором распределена или в который включена имплицитная информация.

Если при этом имплицитная информация имеет свойство обязательного следствия, определяемого контекстом, то она рассматривается как особая разновидность утверждения о факте - неявное утверждение о факте.

Обязательные следствия - это те следствия, которые необходимы для понимания предложения, фрагмента текста, в который они входят, или самого текста; в случае, если читатель не выявит обязательные следствия, то текст окажется семантически неполным - несвязным, немотивированным, семантически аномальным и т. д.

Как явные, так и неявные утверждения о фактах, вне зависимости от степени их конкретности, могут быть проверены с точки зрения соответствия действительности (верифицированы).

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...