Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

19. Задачи и содержание работы по развитию слухового восприятия у учащихся с нарушениями слуха.




19. Задачи и содержание работы по развитию слухового восприятия у учащихся с нарушениями слуха.

Описание методики работы проводится по четырем основным направлениям содержания обучения: —выработка условной двигательной реакции на звук; —знакомство со звуками окружающего мира; —обучение восприятию на слух неречевых и речевых сиг налов; —обучение восприятию на слух речевого материала. Основной задачей занятий по развитию слуховой функции является формирование и уточнение слуховых образов (слов, словосочетаний, фраз). Цель работы по развитию слухового восприятия — формирование и уточнение слуховых представлений ученика с нарушением слуха, усиление 3 слухового компонента в комплексном слухо-зрительном восприятии обращенной устной речи. В содержание программы включены задачи, связанные с восприятием слов в слитной речи, дифференциацией семантически связанных слов, узнаванием при восприятии и самостоятельным определением границ предложений в тексте. Основная задача Создать условия для более широкого использования остаточной слуховой функции в процессе обучения и воспитания детей с недостатками слуха и особенно при формировании у них словесной речи. Ост задачи: 1 Развитие способности воспринимать речевой материал только на слух, исключая зрение.

2. Создание слухозрительной основы для восприятия устной речи. 3. Совершенствование навыка активной речевой деятельности. 4. Обогащение представлений глухих о неречевых звуках окружающего мира, включая музыку. Содержание работы по развитию слухового восприятия у дошкольников с нарушением слуха. Развитие речевого слуха, восприятия неречевых звучаний осуществляется на протяжении всех лет обучения в дошкольном учреждении и школе. Специальные упражнения по развитию слухового восприятия проводятся в ходе всего образовательно-коррекцион-ного процесса: - на общеобразовательных занятиях (уроках), - индивидуальных занятиях по развитию слухового восприятия и обучению произношения, - музыкально-ритмических занятиях, - на занятиях в слуховом (лингафонном) кабинете, - вне занятий.

Основным содержанием работы по развитию слухового восприятия является обучение восприятию на слух речевого материала и неречевых звучаний. В содержание работы также включается обучение детей правильному пользованию звукоусиливающей аппаратурой коллективного пользования и индивидуальными аппаратами.

Развитие слухового восприятия происходит по этапам. Первоначально детей учат реагировать на различные неречевые и речевые звуки. Эта работа проводится с детьми преддошкольного и младшего дошкольного возраста.

I этап – восприятие речевого материала. II этап – различение речевого материала III этап – опознавание речевого материала. IV этап – распознавание на слух

 

 

26. Методика работы по обучению восприятию неречевых звучаний.

Работа по развитию неречевого слуха связана с обучением различению звучания музыкальных игрушек. Используются те игрушки, которые доступны всем детям группы и на которые сформирована четкая условная реакция. Прежде чем различать звучание двух игрушек на слух, дети учатся дифференцировать их на слухо-зрительной основе, затем уточняется звучание каждой игрушки на слух. При различении звучания игрушек на слух дети воспроизводят соответствующие движения, воспроизводят лепетное или полное слово, указывают на игрушку после прекращения ее звучания за экраном. Сначала проводится обучение различению звучания двух игрушек, а затем выбор увеличивается до трех и более. Работа по развитию слухового восприятия глухих и слабослышащих дошкольников начинается с обучения умению реагировать на звучание неречевых и речевых сигналов определенным игровым действием, например: в ответ на звуковой стимул собирать пирамиду и т. п. Упражнения проводятся без звукоусиливающей аппаратуры. Педагог сажает ребенка перед собой (за стол, на стул) на расстоянии 0, 5—1 м. Перед ребенком кольца пирамиды (пуговицы, бирюльки и т. п. ). Сурдопедагог кладет около руки малыша одно кольцо (или большую пуговицу и т. п. ), ударяет несколько раз в барабан и рукой ребенка надевает кольцо на стержень пирамиды (кладет пуговицу в коробку и т. п. ). Это упражнение проводится до тех пор, пока малыш самостоятельно (без побуждения) не начинает нанизывать кольцо пирамиды или выполнять любое другое действие в ответ на сигнал (на это может потребоваться несколько занятий). Затем педагог встает за спину малыша (на расстоянии 0, 5 м) и ударяет по барабану несколько раз. В ответ ребенок собирает или разбирает пирамиду (или выполняет другое подобное действие). Если ребенок при восприятии звучания барабана только на слух перестал работать (т. е. не выполняет определенного действия), нужно вновь несколько раз ударить по барабану так, чтобы он мог видеть это и слышать удары (в ответ — надеть кольцо пирамиды или выполнить другое действие), а затем опять встать за спину малыша. Убедившись в том, что ребенок воспринимает звучание барабана на слух, педагог, постепенно отходя от малыша, определяет максимальное расстояние, на котором он реагирует на его звучание. Аналогично проводится работа и с другими звучащими игрушками. Развитие слухового восприятия неречевыми звучаниями включает: выработку недифференцированного восприятия звуков; формирование дифференцированного восприятия звучаний; определение количества звучаний; определение направления источника звука; определение силы, краткости, длительности, слитности и прерывистости звучания; различение неречевых ритмов, ритмов простейших слогосочетаний и речи; определение характера музыки; различение на слух голосов (мужской от женского, детский от мужского и женского). различение голосов птиц и животных.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...