Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

60. Использование элементов фонетической ритмики в работе над произношением.




60. Использование элементов фонетической ритмики в работе над произношением.

Фонетическая ритмика – система двиг-ыхупраж-й, в которых различные движения (рук, ног, головы, корпуса) сочетаются с произнесением определ. речевого материала (звуков, слогов, слов, фраз). Совокупность движений тела и речевых органов способствует снятию напряженности и монотонности речи, которые свойственны детям с нарушением слуха. Раскованность и непринужденность, приобретаемые детьми при выполнении ритмических движений телом, оказывают положительное влияние и на двигательные свойства речевых органов. Все упраж. ФР направлены на: нормализацию речевого дыхания и связанной с ним слитностью речи; формирование умений изменять силу и высоту голоса, сохраняя нормальныйтембр без грубых отклонений от нормы; правильное воспроизведение звуков и их сочетаний изолированно, в слогах исловосочетаниях, словах, фразах; воспроизведение речевого материала в заданном темпе; восприятие, различение и воспроизведение различных ритмов; умение выражать свои эмоции разнообразными интонационными средствами. Все упражнения проводятся по подражанию. Речевой материал предварительноне выучивается. Во время занятия ученики вместе с учителем стоят по кругу. Онихорошо видят учителя, двигаются и проговаривают речевой материал синхронно сучителем. Наглядный показ и многократные повторения стимулируют ученика кправильному естественному подражанию. Движения детей, которые сопровождают произнесение звуков и слогов на занятиях фонетической ритмики, характеризуются тремя основными элементами: напряженностью (напряженность фиксируется в терминах: «напряженно», «слегка напряженно», «ненапряженно»), интенсивностью (фиксируется в терминах: «сильно», «слабо», временем (описании движений время фиксируется в терминах: «длительно», «кратко», «удлиненно»). Звук А - И. п. 1 Вдох, разведение рук вверх в стороны при одновременном длительном произнесении а О - И. п. 1 Вдох, разведение рук в стороны давящим движением при одновременном произнесении о. У -И. п. 1 Вдох, давящим движением вытянуть руки вперед приодновременном произнесении у. И -И. п. руки на плечи. 2 Вдох, руки вверх при одновременном произнесении и. Я -И. п. 1 Взмахом правой руки указать на себя при одновременном произнесении я. П -И. п. 1 Резкие движения (как удары) в стороны то правой, то левой рукой, зажатой в кулак, при одновременном произнесении слотов па, па. Т -И. п. 1 Резкие движения (как удары) то правой, то левой рукой, зажатой в кулак, вниз при одновременном произнесениислогов та, та. К - И. п. 2 Резким сильным движением прижать к туловищу одновременно правый и левый локти, произнося при этом слогика, ка. Б, Д - И. п. 1 Наклониться вперед и вниз, руки опустить вниз, расслабить все мышцытела и одновременно произнести слога ба или да. Ш -И. п. 1 Поднять руки вверх и плавно покачать ими вправои влево, слегка наклоняя туловище то в одну, то в другуюсторону, произнося при этом ш. И т. д.

62. Нарушение произношения смычно-щелевых звуков. Способы и приемы постановки смычно-щелевых звуков. Использование элементов фонетической ритмики.

Наруш произн Причина Способы и приемы коррекции
Замена аффрикат фрикативными   Из артикуляции выпадает один элемент – смычка. Подражание:  различение на слух;  ощущение разницы между толчком и струей выдыхаемого воздуха. Постановка заново
Ц = ТЫС Ч = ТЫШ   Нет тесного слияния смычного и фрикативного элементов.   Подражание:  различение на слух;  ощущение вибрации гортани при нарушенном произнесении;  демонстрация вспомогательной двугубной аффрикаты.
Ц = К/С/ Ч =К /Ш Смычка спинки языка с небом образуется слишком далеко. Подражание:  показ перед зеркалом;  сопоставление на слух;  моделирование кистями рук.
Ц = Т Ч = Т\   Из артикуляции выпадает один элемент – щелевой. Подражание:  сопоставление на слух;  ощущение струи выдыхаемого воздуха;             исполь        зование вспомогательной                           двугубной аффрикаты.
Сонантность Наруш. способа артикул-и. Звукзаменяется средним между Ы иИ гласным. Постановка заново

К смычно-щелевым относятся звукиЦ и Ч (аффрикаты)Так же рекомендуется использовать элементы фонетической   ритмики . Фонетич. ритмика -это система специальных упражнений, сочетающая речь и движение, где проговаривание речевого материала(звуков, слогов, текстов) сопровождается движениями рук ног головы корпуса. Занятия фонетической ритмикой помогут сформировать фонетически правильную речь. Суть метода в следующем: детям, особенно «неговорящим» предлагают для подражания различные виды движений и их комбинации. Движения сочетаются с произнесением звуков, звукосочетаний, слогов, слов с проговариванием фраз и коротких текстов. Обязательное условие занятий – эмоционально – положительный фон, активное использование жестов, мимики, интонационного языка.

Вопрос №63 Нарушения произношения сонорных звуков М и Н. Способы и приемы коррекции.

Дефект: Неполная закрытая Гнусавость М = мб, мп Н = нд, нт (грубое, стойкоенарушение, часто дает рецидивы). Причина: Мягкое Небо приподнимается при переходе к гласному звуку не одновременно с размыканием губ, а раньше. При мп/нт прекращается вибрация голосовых складок. Способы и приемы коррекции: Подражание: слухо-зрительное восприятие звука сЗУА ощущение вибрации щек и крыльев носа в норме на протяжении всего акта произнесения; графическое сопоставление; разложение труднопроизносимых слов (карман, форма); сопоставление ротовых и носовых звуков: ам-ап; ма-па мама-папа, самолет-лопата).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...