33 Задачи и содержание обучения произношению у учащихся с нарушением слуха
33 Задачи и содержание обучения произношению у учащихся с нарушением слуха Задачи обучения произношению учащихся с нарушением слуха определены Ф. Ф. Рау и Н. Ф. Слезиной. 1. Обеспечение достаточной внятности речи учащихся с нарушением слуха (по определению Л. В. Неймана, минимальным уровнем внятности речи, необходимым для обеспечения общения, является 50% внятность). 2. Формирование членораздельного произношения учащихся с нарушением слуха. 3. Максимальное приближение к речи нормально слышащих и хорошо говорящих людей. 4. Формирование самоконтроля за произношением (в зависимости от состояния слуха – слухового или кинестетического). Содержание обучения произношению Содержание обучения произношению детей с нарушением слуха определяется программой «Коррекция произношения» и предполагает формирование у учащихся умений, навыков и некоторых знаний, необходимых для того, чтобы фонетическое оформление их речи отвечало предъявляемым к нему требованиям. Программа включает 5 разделов: Речевое дыхание Формирование у учащихся умения правильно пользоваться дыханием, воспроизводя слитно, на одном выдохе слова и короткие фразы, а также выработка умения членить фразу на синтагмы. Голос Формирование у учащихся навыка пользования голосом нормальной высоты и силы без грубых отклонений от нормального тембра. Звуки и их сочетания Формирование умения правильно воспроизводить все звуки русского языка и их сочетания в словах Работа над словом Формирование умения правильно воспроизводить слова – слитно, сохраняя звуковой состав, соблюдая ударение и орфоэпические правила. Работа над фразой Формирование умения воспроизводить фразы в нормальном темпе, слитно, с соблюдением интонационной структуры, выделяя логич ударения. Задачей индивидуальных занятий является формирование первичных навыков звукопроизношеня или их коррекция, устранение дефектов голоса, речевого дыхания, нарушений воспроизведения слова. Содержание индивидуальных занятий с ребенком определяется особенностями произношения каждого ребенка и программными требованиями. Это особенности выявляются с использованием специально подобранно го речевого материала в ходе обследования состояния различных сторон устной речи: речевого дыхания, голоса, звуков. Основной задачей фронтальных занятий является закрепление произносительных навыков, сформированных на индивидуальных занятиях. Одной из форм организации работы по обучению произношению являются речевые зарядки, основными задачами которых являются вызывание звуков с помощью фонетической ритмики, закрепление и автоматизация усвоенных навыков звукопроизношения на материале слогов, слов, словосочетаний, предложений; работа над ритмико-интонационной стороной речи; отработка в речи детей навыка воспроизведения слов и предложений, наиболее необходимых и часто употребляемых в речи; слов со сложной структурой, которые нуждаются в систематической отработке. Работа над речевым дыханием направлена на формирование умения правильно пользоваться дыханием, воспроизводить слова и фразы слитно. Работа над голосом предполагает формирование умения пользоваться голосом нормальной высоты и силы. Работа над звуками. Данное направление работы является одним из основных и предполагает формирование умения правильно воспроизводить звуки русского языка в словах и фразах.
40. Методика обследования произносительных навыков учащихся с нарушением слуха Задачи: 1) выявление нарушений произносительной стороны устной речи у ребёнка; 2) определение качества усвоения учащимися различных элементов произношения; 3) определение путей правильного построения коррекционной работы. Первоначальное обследование произношения включает: 1) изучение слухо-речевого анамнеза; 2) обследование правильности анатомического строения и подвижности артикуляционного аппарата; 3) исследование качества произношения звуков; 4) исследование возможности слуховой дифференциации; 5) исследование умения соблюдать в устной речи правила орфоэпии; 6) исследование навыков словесного и логического ударения в устной речи; 7) исследование состояния темпа речи. Слухо-речевой анамнез – совокупность данных, характеризующих особенности слуховой функции и речевого развития ребёнка к началу его специального обучения. В частности, данные о причине и времени снижения слуха, о влиянии снижения слуха на доречевое и речевое развитие, об условиях, в которых протекает развитие ребёнка, о его характерологических особенностях. Эти данные раскрывают разные причины снижения слуха (родовая травма, влияние ототоксических препаратов, инфекционные заболевания и т. д. ), вскрывают зависимость особенностей речевого развития не только от времени и характера снижения слуха, но и от тех условий, в которых ребёнок развивается (ранняя организация и характер специальных занятий по развитию слухового восприятия и речи), и его индивидуальных особенностей. С целью получения необходимых данных при первичном обследовании в процессе беседы с родителями ребёнка сурдопедагог должен установить следующее: 1) С какого рода жалобами родители впервые обратились к специалистам – с жалобой на снижение слуха или речевое недоразвитие ребёнка? 2) Когда было замечено снижение слуха? 3) Причина снижения слуха? 4) Как протекал доречевой период в развитии ребёнка: - когда началось гуление? - когда начался лепет? 5) Когда ребёнок произнес первое слово? 6) Когда произнёс первую фразу? 7) Какие средства общения использует ребёнок – речь, лепет, голосовые реакции (крик), жест? 8) В каких условиях (благоприятных, неблагоприятных) протекает развитие его речи; организованы ли в домашних условиях специальные занятия по обучению речи и развитию слухового восприятия (если организованы, то с какого возраста; как часто они проводятся); пользуется ли в работе слуховой аппаратурой (если да, то какой)? Строение органов артикуляции. Наличие и характер аномалий в анатомическом строении губ, зубов, прикуса, челюстей, нёба, языка: - губы (толстые, мясистые, короткие, малоподвижные); - зубы (редкие, кривые, мелкие, вне челюстной дуги, крупные, без промежутков между ними, с большими промежутками, отсутствуют нижние или верхние резцы); - прикус (открытый передний, открытый боковой, глубокий, мелкий); - челюсти (верхняя выдвинута вперёд – прогнатия, нижняя выдвинута вперёд – прогения); - нёбо (узкое, высокое, плоское, низкое); - язык (массивный, маленький, очень большой, короткая, натянутая, прирощенная подъязычная связка). Подвижность артикуляционного аппарата. Обследование возможности выполнения губами, языком, челюстями основных движений, характерных для них при произношении звуков: - подвижность губ (губы вперёд – трубочкой, удержать, улыбнуться, удержать; поднять верхнюю губу, чтобы были видны верхние зубы; опустить нижнюю губу, чтобы были видны нижние зубы; вибрация губ и т. д. ); - подвижность языка, его спинки, корня и кончика (показать широкий язык – лопатой, узкий – жалом; язык – маятник; достать кончиком языка нос, подбородок; пощёлкать языком и т. д. ); - подвижность нижней челюсти (выдвинуть нижнюю челюсть вперёд, оттянуть назад; сомкнуть, сжать челюсти; открыть рот; удержать открытым под счёт и т. д. ). При обследовании моторики артикуляционного аппарата обратить внимание на точность и объём движений, плавность перехода от одного движения к другому, симметричность движения правой и левой стороны, способность удерживать органы артикуляции в заданной позе, на тонус (нормальное напряжение, вялость или чрезмерное напряжение). Движения выполняются по подражанию и по словесной инструкции. Прежде чем приступить к проверке отдельных сторон произношения, необходимо получить общее впечатление от речи ученика. С этой целью ему предлагается посчитать в заданных пределах, назвать дни недели, месяцы. Ученикам подготовительного класса, которые ещё не усвоили эти ряды слов, можно предложить назвать одежду, части тела или игрушки. При этом следует обратить внимание на голос ребёнка, на то, как он воспроизводит звуки и их сочетания, как произносит слова, насколько разборчива его речь. Эти наблюдения учитываются при окончательной оценке речи ученика. Обследование навыков словесного ударения проводится на разном по ритмической структуре материале (в материал проверки включаются слова с ударением на 1-м, 2-м, и 3-м слогах). Материал для чтения сначала предлагается без надстрочных знаков, показывающих место ударения в слове, а затем со знаками. Темп речи учащихся проверяется преимущественно на материале фраз, связного текста и лишь иногда на материале отдельных слов. Целесообразно использовать различные виды речевой деятельности: чтение, пересказ, рядовую речь, чтение наизусть. Особенно важно проверять темп речи учащихся при самостоятельном рассказывании. На основании аналитического учета заполняется карта состояния произношения ученика, которая является основой для планирования коррекционной работы.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|