Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

53. Методика работы над речевым дыханием.




53. Методика работы над речевым дыханием.

Речевое дыхание –более короткий и глубокий вдох, кот. производится через рот, значительным увеличением дых-го объема и времени выдоха. На нач. этапах обуч-я рекоменд. использ-ть игровые дых-ые упр., не связанные с речью, направленные на формир-е умения делать умеренно глубокий вдох с последующим сильным и длительным, экономным выдохом. Рекоменд. след. упр: сдувание со стола песчинок, бумагу, поддувание пушинок, кусочков ваты в воздухе, задувание свечей, вращение ветряных мельниц и т. д. Для развития способ-ти осуществлять плавный выдох и регулировать его силу используются: поддувание плавающих в воде бумажных корабликов, поддувание бумажных фигурок так, чтобы они не перевернулись и не упали со стола, пускание мыльных пузырей и т. д. Постепенно вводятся упр-я, связанные с воспроизвед-ем речевого материала: длительное протяжное произнесение гласных; многократное повторение слогов на одном выдохе (папапа); произнесение на выдохе слов и фраз. Рекоменд. также прием наращивания предложений. Особое внимание уделяется формир-ю умения разбивать фразы на части (синтагмы) в соответствии со смысловой связью слов. Работа ведется в следующей последовательности: - чтение фраз с разметкой учителя; - чтение фраз с предварительной разметкой уч-ся на основе слухо - зрительного или слухового восприятия написанного на доске текста; -самост-ная разметка текста уч-ся с последующим чтением. Требуя от детей произнесения на выдохе речевого материала, нужно, с одной стороны, следить, чтобы дети не делали чрезмерно глубокого вдоха, а, с другой стороны, не " выжимали" до последней степени из себя воздух. То и другое не соответствует нормальным условиям речи и может отрицательно повлиять на качество произношения

51. Методика организации и проведения уроков предметно-практического обучения (ППО) для учащихся с НС.

Уроки занимают особое место в обучении детей с НС, т. к. происходит овладение первоначальными трудовыми умениями и навыками. Уроки ППО способствуют: l формированию и совершенствованию навыков речевого общениядетей с НС; l развитию связной устной и письменной речи; l формированию умения вступать в разговор со сверстниками и взрослыми, высказывать свое мнение, предложения, замечания. Виды работ на уроках ППО: работа с пластическими материалами, бумагой, тканью, конструктором, природным материалом и даже с проволокой и т. д. Основой обучения на уроках ППО является индивидуальная и коллективная деятельность по изготовлению разнообразных предметов, уходу за комнатными растениями и выполнению работ на пришкольном участке. Работа организуется таким образом, чтобы у учеников возникла потребность в общении с товарищами, учителем. При этом дети учатся общаться: высказывать свое мнение, просьбу, пожелание, предложение по выполнению того или иного задания, изготовлению изделия. Обучению способствуют такие приемы, как работа с «бригадами», парами, выполнение учащимися индивидуальных заданий с последующим отчетом. При этом важно побуждать детей активно высказывать свое мнение, научить их внимательно относиться к высказываниям товарищей. Учитель уделяет большое внимание вариативности и частоте повторения речевого материала в разных видах предметно-практической деятельности. Определенными навыками связной устной и письменной речи дети овладевают при составлении заявки на необходимые материалы и инструменты, подробного плана работы, отчета о проделанной работе, описания процесса изготовления изделия, оценки своей работы и работы товарищей. На уроках ППО создаются условия, при которых активизируется познавательная деятельность учащихся: внимание, представление, мышление, память, воображение. Этому способствуют задания, в которых требуется показать и назвать отдельные части изделия, восстановить целое изделие из отдельных частей, сравнить объекты между собой. При этом важно учить давать оценку как собственным готовым изделиям, так и работе одноклассников, не бояться выражать свое мнение. На этих уроках учащиеся приучаются к терпению, аккуратности, умению помогать друг другу, делиться материалами и инструментами, радоваться успехам не только своим, но и товарищей. Уроки ППО имеют богатые возможности для воспитания у детей с нарушением слуха эмоций и умений выражать свои чувства, обладают большим потенциалом для эстетического воспитанияучащегося. Этому способствует деятельность по подбору наиболее удачных сочетаний цветов и оттенков при аппликации, работе с природными материалами, по композиционному расположению объектов.

На уроках ППО учащиеся овладевают следующими умениями: l общетрудовыми (умение ориентироваться в задании, планировать и конт­ролировать его выполнение); l специальными (умение работать с инструментами и приспособлениями, обработка деталей, сборка или монтаж изделия);                   l умениями, связанными с культурой организации работы (подготовка рабочего места; сохранение его в чистоте; экономное расходование материалов, рабочего времени; распределение работы в паре, бригаде). При проведении уроков ППО следует организовать деятельность учащихся таким образом, чтобы внимание в равной степени уделялось как формированию трудовых навыков, так и совершенствованию речи. Важно, чтобы, усвоенные на уроках ППО умения применялись на других уроках.

55. Последовательность работы по коррекции нарушений голоса. Способы и приемы коррекции при наушении голоса. Н. Ф. Слезина и Ф. Ф. Рау рекомендуют проводить упражнения над голосом на материале слогов, слов и фраз на протяжении всех лет обучения: выработка звучности голоса: папапапа____а____; изменение длительности гласных: па__па__па__ па папа; изменение силы голоса: ПАпаПАпа; ПАПАПА папапа; слитное и раздельное произнесение гласных и слогов: папапа па папа; выдерживание тона голоса при произнесении различных гласных: папопапопапо, папупапупапу. По мнению Д. К. Вильсона, при коррекции нарушений голоса у детей с нарушением слуха необходимо соблюдать следующие требования: 1)полностью использовать остаточный слух; 2)строго согласовывать программу голосовой терапии с общей программой развития ребенка, включающей развитие слухового восприятия, чтение с губ, коррекцию произношения, работу над лексикой и грамматическим строем речи. Работу над любой из характеристик голоса он рекомендует осуществлять поэтапно:

1 этап – тренировка слухового восприятия; (основной акцент делается на формировании умения детей дифференцировать на слух «правильный» и «неправильный» голос. ) Например, в процессе коррекции высоты тона ребенок учится определять нежелательную высоту тона голоса других людей (используются аудиозаписи). Сначала ребенку предлагают для различения 2 уровня высоты тона – очень низкий и очень высокий, а затем 3 уровня: высокий, средний и низкий (средний уровень должен соответствовать оптимальной высоте тона голоса ребенка). Если ученик не различает разницу в высоте голоса людей, предложить для восприятия различные по высоте музыкальные инструменты, а после этого опять вернуться к тренировке слухового восприятия различий в высоте голоса. Можно использовать вспомогательные визуальные сигналы: высокие тоны сопровождаются поднятием руки вверх, низкие – опусканием руки вниз; предъявлять различные игрушки (птичку для высокого звука, клоуна для среднего и медведя для низкого); карточки, на которых будут указаны слова на соответствующем уровне высоты тона. Аналогично ведется работа над другими характеристиками голоса. На 2-м и 3-м этапах выполняются различные «прямые» упражнения. Так же с по помощью различных упражнений проводится: коррекция высоты голоса; коррекция резонанса; улучшения ротового резонанса; носового резонанса; проводится работа над силой голоса.

 

52. Развитие сл-го восприятия учащ. с н/с – важная задача современной школы, так как от ее решения зависит эффективность их обучения и воспитания, социальная реабилитация. В школе для н/с детей работа по развитию слухового восприятия проводится в двух направлениях: - дети учатся воспринимать на слух речь; - неречевые звучания, разные шумы. Организация работы по развитию восприятия речи на слух предполагает следующее: - проведение слуховой тренировки — специальных упр-й в восприятии речи только на слух, исключая зрение; - работу по развитию слухового восприятия всех учащихся школы с н/с и с разным уровнем речевого развития; - систематичность проведения работы по развитию восприятия речи на слух; - использование звукоусиливающей аппаратуры разного типа: стационарной (коллективного и индивидуального пользования, проводной и беспроводной) и индивидуальными слуховыми аппаратами; - оснащенность процесса обучения радиотехническими средствами; - наличие наглядных средств и дидактических материалов. Работа по развитию слухового восприятия осуществляется в ходе всего учебно-воспитательного процесса (на спец-х занятиях, общеобраз-ых уроках), а так же во внеурочное и внешкольное время, в том числе в период пребывания школьника в семье. При обучении слабослышащих восприятию речи на слух используется аналитико-синтетический метод, предусматривающий восприятие не только целостных речевых единиц, но и, при необходимости анализа воспринимаемого на слух, отдельных слогов, звуков, составляющих воспринимаемое слово (с первых дней обучения). Отдельные речевые единицы или речевые элементы иногда, по ходу занятий, различаются учеником на слух: например, слова мама—папа, год—кот, побежал—убежал, девочка—девочки. В ходе слуховой тренировки может возникнуть необходимость в различении на слух словосочетаний, отличающихся одним звуком (аба—ana, жа—шаи т. п. ), с последующим предъявлением их ребенку на слух в слове, фразе. Этот метод выдерживается и в отношении обучения восприятию на слух незнакомых по сюжету текстов. Дети учатся воспринимать текст целиком (учитель читает его полностью) и по фразам: зачитываются последовательно все фразы, составляющие текст, целиком, а при необходимости — дробно (по словам, словосочетаниям) с последующим слитным предъявлением. Отдельные словосочетания, слоги, звуки учащиеся воспринимают на слух также и в связи с коррекцией их произношения и грамматическим оформлением высказываний. В начале обучения значения слов, словосочетаний, должны быть знакомы учащимся, затем постепенно используются и незнакомые. Фразы, могут быть короткими, состоящими из двух-трех слов, простыми и сложными. Воспринимаемые на слух тексты в начале обучения состоят из коротких простых предложений, имеют содержание, близкое их личному опыту и наблюдениям; затем более сложный материал со скрытым смыслом. Объем воспринимаемого речевого материала на одном занятии или в течение учебного года может быть разным для каждого ученика. Эта разница обусловлена возрастными особенностями, уровнем развития речи, речевого слуха. Уже в 4—5 классах учащимся с достаточно высоким уровнем развития речевого слуха, свободно воспринимающим на слух программный речевой материал, рекомендуется слушать сообщения, включающие сложный речевой материал, по радио, телевидению.  Произносительные навыки формируются в ходе всего учебно-воспитательного процесса как при общении с учителем (воспитателем) на уроках и во внеурочное время, таки на специальных занятиях: индивидуальных, музыкально-ритмических, на занятиях в слуховом кабинете. В процессе обучения произношению реализуется аналитико-синтетический полисенсорный концентрический метод обучения. Особенно важно в работе над произношением широко использовать звукоусиливающую аппаратуру как на индивидуальных занятиях, так и на всех уроках по общеобразовательным предметам и на внеурочных занятиях. Постепенно, по мере формирования навыка восприятия речи на слух, все учащиеся переводятся на работу с индивидуальными слуховыми аппаратами. При их использовании учитывается расстояние, на котором ученик может воспринимать речь окружающих и свою собственную. Речь учителя (воспитателя) должна быть эмоционально окрашенной, выразительной, с соблюдением всех норм произношения. Содержание обучения произношению как в 1-м, так и во2-м отделениях состоит из следующих разделов: речевое дыхание, голос, звуки речи и их сочетания, слово, фраза, также включены требования к орфоэпии и интонации. Работа над словом, фразой является важнейшим разделом обучения. Обучение произношению учащихся с глубоким речевым недоразвитием происходит на речевом материале, который знаком им по значению. Работа над словом в 1 классе предусматривает не только воспроизведение слова по образцу учителя и по графическому знаку, но и изображение ритмов с помощью рисунков, схем, а также подбор слов к соответствующим ритмами т. д.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...