Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

47. Методика обучения произношению на уроках развития речи.




47. Методика обучения произношению на уроках развития речи.

Задачи работы Формирование умений: воспринимать на слух различные речевые единицы (слова, фразы); дифференцировать слова (слухо-зрительно и на слух) в процессе звуко-буквенного анализа и на основе таких опознавательных признаков, как количество слогов в слове, качество ударного гласного, место ударения; различать предложения на основе различных отличительных признаков: количества слов, места логического ударения; различать предложения в речевом потоке; воспринимать и понимать монологическую речь. Этапы работы I этап – формирование умения дифференцированно воспринимать речевой сигнал с помощью звукоусиливающей аппаратуры, выделяя в нем длительность и интенсивность. II этап – формирование умения дифференцированно воспринимать на слух элементы фонетической структуры речи в различных условиях: различения, опознавания, распознавания. Характеристики Особенности реализации в классах глухих в классах слабослышащих Требования к отбору и последовательности введения речевого материала ● доступность по содержанию, т. е. значения слов и их сочетаний во фразах должно быть знакомым детям; ● доступность по грамматическому оформлению; ● соответствие слуховым возможностям детей; ● постепенный переход от грубых дифференцировок к тонким; ● сигнальность речевого материала; ● связь с материалом общеобразовательных уроков. Направления работы развитие слухового восприятия словами; развитие слухового восприятия фразами; развитие слухового восприятия текстами. развитие слухового восприятия фразами; развитие слухового восприятия текстами.

 

54. Нарушения голоса у учащихся со слуховой депривацией (причины, типы).

Их речь невыразительна, монотонна, лишена естественных модуляций. Они не умеют повышать и понижать голос, изменять его силу и длительность звучания, правильно пользоваться носовым и ротовым резонатором, грудным, головным и смешанным (микстовым) регистром. Для этих детей недоступны основные интонемы -- вопрос, утверждение, восклицание, а также различные интонации--эмоциональные, волевые, логические. При значительном напряжении голосовых складок может возникнуть спастическая дисфония и узелки на голосовых складках. При уменьшении выдыхаемого давления воздуха и изменении силы смыкания голосовых складок наблюдается детонация голоса -- он понижается или чаще повышается, т. е. преобладает фальцетное звучание. Алмазова также относит особенности голоса глухих к органическим нарушениям, однако, как и Митринович-Моджеевска указывает на некоторые функциональные изменения голосового аппарата. Признаком правильного функционирования двигательного аппарата гортани является мягкая голосоподача. У глухих все исследователи отмечают часто встречающиеся твердую и придыхательную атаку звука. Это обусловлено рядом причин: неправильное дыхание; отсутствие координации между выдохом и моментом закрытия голосовой щели; поступление в легкие слишком большого количества воздуха во время вдоха; слишком сильное смыкание голосовых складок (при твердой атаке) или слишком слабое (при придыхательной атаке).

К нарушениям тембра относят следующие изменения голоса:

1. Голос низкий, беззвучный, приближенный к шепотному, с большой утечкой воздуха; такой голос определяют еще как “глухой”. Д. Вильсон называет такой тембр “придыхательным”. Такое звучание голоса обусловлено неполным смыканием голосовой щели, задний отдел которой остается открытым. Воздух проходит между голосовыми складками, в результате чего появляется шум. Обычно такой голос встречается у глухих детей, с очень малыми остатками слуха. Слабо выраженное придыхание (когда шумовой компонент невелик и фонация не пропадает полностью), по мнению Вильсона может встречаться и у слабослышащих.

2. Хриплый голос. Д. Вильсон описывает его как сочетание огрубелости голоса и придыхания. Педагогу, обнаружившему такое изменение голоса рекомендуется направить ученика к отоларингологу, чтобы исследовать состояние гортани. 3. Голос сдавленный, скрипучий, резкий. Такое изменение голоса возникает в результате сильного напряжения мышц. Ф. Ф. Рау отмечает, что такой голос часто встречается у позднооглохших, которые, переключаясь на вибрационный контроль, стремятся усилить получаемые при фонации ощущения, а также у детей с очень малыми остатками слуха.

4. Гнусавый голос. Очень распространенное нарушение голоса. Ф. Ф. Рау видит его причину в опущении мягкого неба. Нам же это нарушение представляется еще и следствием нарушения резонанса. Д. Вильсон не относит это изменение к нарушениям тембра. К нарушениям силы относятся следующие определения голоса:

1. Голос очень тихий, слабый. Такой голос характерен для маленьких детей в начале обучения. Чаще встречается у глухих детей, которые не умеют пользоваться своим голосом.

2. Крикливый голос. Характерен в большей мере для слабослышащих, со значительными остатками слуха. могут встречаться следующие нарушения резонанса:

1. Гиперназальность. При которой в качестве резонатора избыточно используется полость носа. Часто это возникает из-за небно-глоточной недостаточности. Особенно страдает качество гласных звуков.

2. Гипоназальность. Возникает при недостаточном использовании носового резонанса. Гипоназальность проявляется при произнесении носовых согласных: м и н. Они звучат как б и д. 3. Глоточный резонанс. Возникает вследствие локализации звука в глотке и задних отделах полости рта.

4. Тупиковый резонанс. Представляет собой глухой звук “как из бочки”, появляющийся в тех случаях, когда центр фокуса находится в полости носа (хоаны и задняя часть носовых проходов свободна, а передние отделы непроходимы). По данным исследований Д. Вильсона у детей с нарушенным слухом иногда встречается комбинация нескольких нарушений резонанса.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...