56 Нарушения произношения гласных звуков. Способы постановки гласных звуков.Использование элементов фонетической ритмики.
56 Нарушения произношения гласных звуков. Способы постановки гласных звуков. Использование элементов фонетической ритмики. Дефект: Ы-образная артикуляция (грубый дефект). Причина: Нарушение подъёма. Язык комом оттянут назад и приподнят. Способы и приемы коррекции: Коррекция начинается со звука А. Подражание: сопоставление правильного и дефектного звучания (с ЗУА и на голоеухо); показ правильной артикуляции перед зеркалом (в сочетании с восприятием на слух); моделирование кистями рук положения языка. Механический: нажатие на спинку языка шпателем. Дефект: Расширение артикуляции. Причина: Гласный произносится при более широком, чем в норме, растворе рта. Это Приводит ощущение сближения зубов к снижению подъёма языка и уменьшению лабилизации огубленных звуков. Способы и приемы коррекции: Подражание: сопоставление Правильной и дефектной артикуляции перед зеркалом; сопоставление звучания; норме, моделирование кистями рук; одна рука ученика подносится к подбородку учителя, другая – к своему: указательный палец к краю своих резцов, большой – под подбородок). Механический: поднимание подбородка; нажатие пальцами на щеки с боков при дефектном воспроизведении звуков о, у (возникает нужноевыпячивание губ). Дефект: Сужение артикуляции (грубый дефект). Причина: Звук произносится при более узкой ротовой щели. Очень сближеныгубы при О, У. При Э, И – чрезмерный подъём языка. Способы и приемы кор.: Подражание: сопоставление звучаний: О - А, О – У, У – О, Э – И; сопоставление правильной и дефектной артикуляций перед зеркалом; моделирование кистями рук. Механический: нажатие на спинку языка шпателем. Дефект: Передняя артикуляция(стойкий дефект). Причина: Неправильное положение языка: он недостаточно оттянут назад, кончик языка приближен к нижним резцам, а спинка выгнута. Способы и приемы коррекции: Подражание: Сопоставление перед зеркалом правильной и дефектной артикуляций; моделирование кистями рук. Механический: использование шпателя: прижатьпереднюю часть языка и отодвинуть назад. Дефект: Назализация (стойкий, грубый дефект). Причина: Неправильное участие в артикуляции носового резонатора: мягкое небо Дефект: не прижимается к задней стенке глотки. Способы и приемы кор.: Подражание: энергичное в произнесение слогосочетанийпапапапа__выделением последнего гласного; ощущение вибрации крыльев носа (при дефектном произнесении); сопоставление правильного дефектного звучания на слух. Механический: нажатие шпателем на корень языка; касание мягкого неба шпателем. Дефект: Повышение голоса (грубый дефект). Причина: Повышение голоса при произнесении гласных. Способы и приемы коррекции: Подражание: сопоставление гласных на слух; ощущение вибрации груди (в норме), прием двойного контроля. Дефект: Замена звука И звуком ЛЬ. Причина: Нарушение способа артикуляции. Способы и приемы коррекции: Постановка звука заново. Дефект: При произнесении звука Э язык высовывается изо рта. Причины: Часто является следствием утрированной демонстрации артикуляции. Способы и приемы коррекции: Подражание: показ правильной артикуляции передзеркалом; моделирование кистями рук. Дефект: При произнесении звука Ы челюсть выдвигается вперед. Причина: Следствие неправильной демонстрации учителем различия между звуками И и Ы. Способы и приемы корр: Подражание: показ артикуляции перед зеркалом; моделирование кистями рук. Механический: нажатие на подбородок. Для эффективной постановки гласных используется фонетическая ритмика развивает правильное дыхание, силу голоса, темп речи и другие. Во время данных логопедических упражнений дети легко запоминают звуки. Занятия проводят в игровой форме, это стимулирует интерес ребенка. Дети, испытывающие трудности с произношением обычно напряжены, ритмика помогает им расслабиться, а значит, снять излишнее напряжение с голосового аппарата.
№57. Нарушение произношения глухих взрывных (П, Т, К) согласных. Способы и приёмы постановки. Замена взрывных фрикативными. Нарушение способа артикуляции. П: губы неплотно сомкнуты; Т: язык неплотно прижимается к зубам, оставляя спереди или сбоку щель; К: язык образует с небом щель вместо смычки. Подражание: ощущение разницы между толчком (в норме) и струей выдыхаемого воздуха; при К = Х сопоставление на слух со звукоусил. аппаратурой различия слогов АКА и АХА. Постановка заново: П и Т – от межзубной артикуляции, К – от слога ТА. Призвук после согласного. Неправ участие голоса в артикуляции: сразу после взрыва смыкаются и приходят в колебание гол складки. Подражание: использование такт-вибрац контроля: ощущение вибрации гортани при деф произнесении; различение на слух прав и деф произношения; графическое сопоставление. Полузвонкое, звонкое произнесение. Во время губной или язычной смычки голос складки смыкаются и вибрируют на протяжении всего акта произнесения (озвончение) или в первый момент (полузвонкость) Подражание: различение на слух слогов; использование такт-вибрац контроля: ощущение вибрации гортани при деф произнесении. Постановка заново. Щелкающий, хлопающий характер звука (грубое нарушение) Надгортанное воспроизведение: голосо складки сомкнуты и не пропускают воздух из лёгких в полости глотки и рта. Взрыв производится за счёт резервного воздуха, находящ в полостях глотки и рта. Подражание: ощущение толчка воздуха на тыльн стороне ладони (в норме); произнес звука с придыханием и наблюдение за отклонением полоски бумаги, поднесённой ко рту (в норме). Носовой призвук (очень стойкое нарушение) Неправ участие в артикул носового резонатора: мягкое нёбо опущено, воздух идёт через нос. Подражание: использование такт-вибрац ощущений: вибрации крыльев носа при деф. произнесении. Передняя артикуляция Нарушение места артикуляции: при Т смычка образ между языком и зубами, при К язык смыкается спинкой с передней или средней частью нёба Подражание: показ перед зеркалом прав и неправ положения языка; моделир кистями рук; различение на слух. Механический: нажатие шпателем на язык, продвижение вглубь рта до норм. положения. Далекая позиция. Нарушение места артикуляции: при Т – смычка языка не с верхними резцами, а с альвеолами; К – смычка корневой части языка с краем мягкого нёба или задней стенкой глотки (в норме –на границе твёрдого и мягкого нёба). Подражание: показ перед зеркалом; моделир кистями рук; Постановка заново. Имплозивный звук Смычка образуется, но не взрывается. Подражание: ощущение толчка воздуха на тыльной стороне ладони; утрированный выдох после смычки и взрыва; задувание на шарик. Автоматизация: Ф. Ф. Рау и Н. Ф. Слезина1. Нач. позиция перед гласным. 2. Интервокальная позиция. 3. Конечн. позиция. 4. Стечения с согла. 5. Сопост. со сходными звуками. Волкова. 1. Прямой слог2. Обратный слог. 3. Между гласн. 4. Сочетания с др. согл. 5. Упражнения на дифф-цию (по зв-гл, тв-мягк).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|