Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

56 Нарушения произношения гласных звуков. Способы постановки гласных звуков.Использование элементов фонетической ритмики.




56 Нарушения произношения гласных звуков. Способы постановки гласных звуков. Использование элементов фонетической ритмики.

Дефект: Ы-образная артикуляция (грубый дефект). Причина: Нарушение подъёма. Язык комом оттянут назад и приподнят. Способы и приемы коррекции: Коррекция начинается со звука А. Подражание: сопоставление правильного и дефектного звучания (с ЗУА и на голоеухо); показ правильной артикуляции перед зеркалом (в сочетании с восприятием на слух); моделирование кистями рук положения языка. Механический: нажатие на спинку языка шпателем. Дефект: Расширение артикуляции. Причина: Гласный произносится при более широком, чем в норме, растворе рта. Это   Приводит ощущение сближения зубов к снижению подъёма языка и уменьшению лабилизации огубленных звуков. Способы и приемы коррекции: Подражание: сопоставление Правильной и дефектной артикуляции перед зеркалом; сопоставление звучания; норме, моделирование кистями рук; одна рука ученика подносится к подбородку учителя, другая – к своему: указательный палец к краю своих резцов, большой – под подбородок). Механический: поднимание подбородка; нажатие пальцами на щеки с боков при дефектном воспроизведении звуков о, у (возникает нужноевыпячивание губ). Дефект: Сужение артикуляции (грубый дефект). Причина: Звук произносится при более узкой ротовой щели. Очень сближеныгубы при О, У. При Э, И – чрезмерный подъём языка. Способы и приемы кор.: Подражание:  сопоставление звучаний: О - А, О – У, У – О, Э – И; сопоставление   правильной и дефектной артикуляций перед зеркалом; моделирование кистями рук. Механический: нажатие на спинку языка шпателем. Дефект: Передняя артикуляция(стойкий дефект). Причина: Неправильное положение языка: он недостаточно оттянут назад, кончик языка приближен к нижним резцам, а спинка выгнута. Способы и приемы коррекции: Подражание: Сопоставление перед зеркалом правильной и дефектной артикуляций; моделирование кистями рук. Механический: использование шпателя: прижатьпереднюю часть языка и отодвинуть назад. Дефект: Назализация (стойкий, грубый дефект). Причина: Неправильное участие в артикуляции носового резонатора: мягкое небо Дефект: не прижимается к задней стенке глотки. Способы и приемы кор.: Подражание: энергичное в произнесение слогосочетанийпапапапа__выделением последнего гласного; ощущение вибрации крыльев носа (при дефектном произнесении); сопоставление правильного дефектного звучания на слух. Механический: нажатие шпателем на корень языка;  касание мягкого неба шпателем. Дефект: Повышение голоса (грубый дефект). Причина: Повышение голоса при произнесении гласных. Способы и приемы коррекции: Подражание: сопоставление гласных на слух; ощущение вибрации груди (в норме), прием двойного контроля. Дефект: Замена звука И звуком ЛЬ. Причина: Нарушение способа артикуляции. Способы и приемы коррекции: Постановка звука заново. Дефект: При произнесении звука Э язык высовывается изо рта. Причины: Часто является следствием утрированной демонстрации артикуляции. Способы и приемы коррекции: Подражание: показ правильной артикуляции передзеркалом; моделирование кистями рук. Дефект: При произнесении звука Ы челюсть выдвигается вперед. Причина: Следствие неправильной демонстрации учителем различия между звуками И и Ы. Способы и приемы корр: Подражание: показ артикуляции перед зеркалом;  моделирование кистями рук. Механический: нажатие на подбородок.   Для эффективной постановки гласных используется фонетическая ритмика развивает  правильное дыхание, силу голоса, темп речи и другие. Во время данных логопедических упражнений дети легко запоминают звуки. Занятия проводят в игровой форме, это стимулирует интерес ребенка. Дети, испытывающие трудности с произношением обычно напряжены, ритмика помогает им расслабиться, а значит, снять излишнее напряжение с голосового аппарата.
Звук А И. п. 1. Вдох, руки вверх, в стороны, одновременно протяжное произнесение А-А-А. Звук О И. п. 1. Вдох, разведение с напряжением рук в стороны. Одновременно протяжное произнесение О-О-О. Звук УИ. п. 1. Вдох, движение с силой рук вперед, перед собой, с одновременным произнесением У-У-У. Звук ЫИ. п. 1. На выдохе резко выбросить правую, затем левую руки вперед, в стороны, с одновременным произнесением «ты». Звук ЭИ. п. 1. Вдох, руки вперед, в стороны. Произносим долгое Э-Э-Э. Звук И И. п. 2. Вдох, долго, медленно поднимаем руки вверх, произнося И-И-И.


№57. Нарушение произношения глухих взрывных (П, Т, К) согласных. Способы и приёмы постановки.

Замена взрывных фрикативными. Нарушение способа артикуляции. П: губы неплотно сомкнуты; Т: язык неплотно прижимается к зубам, оставляя спереди или сбоку щель; К: язык образует с небом щель вместо смычки. Подражание:  ощущение разницы между толчком (в норме) и струей выдыхаемого воздуха;  при К = Х сопоставление на слух со звукоусил. аппаратурой различия слогов АКА и АХА. Постановка заново: П и Т – от межзубной артикуляции, К – от слога ТА. Призвук после согласного. Неправ участие голоса в артикуляции: сразу после взрыва смыкаются и приходят в колебание гол складки. Подражание:  использование такт-вибрац контроля: ощущение вибрации гортани при деф произнесении;  различение на слух прав и деф произношения;  графическое сопоставление. Полузвонкое, звонкое произнесение. Во время губной или язычной смычки голос складки смыкаются и вибрируют на протяжении всего акта произнесения (озвончение) или в первый момент (полузвонкость) Подражание:  различение на слух слогов;  использование такт-вибрац контроля: ощущение вибрации гортани при деф произнесении. Постановка заново. Щелкающий, хлопающий характер звука (грубое нарушение) Надгортанное воспроизведение: голосо складки сомкнуты и не пропускают воздух из лёгких в полости глотки и рта. Взрыв производится за счёт резервного воздуха, находящ в полостях глотки и рта. Подражание:  ощущение толчка воздуха на тыльн стороне ладони (в норме);  произнес звука с придыханием и наблюдение за отклонением полоски бумаги, поднесённой ко рту (в норме). Носовой призвук (очень стойкое нарушение) Неправ участие в артикул носового резонатора: мягкое нёбо опущено, воздух идёт через нос. Подражание:  использование такт-вибрац ощущений: вибрации крыльев носа при деф. произнесении. Передняя артикуляция  Нарушение места артикуляции: при Т смычка образ между языком и зубами, при К язык смыкается спинкой с передней или средней частью нёба Подражание:  показ перед зеркалом прав и неправ положения языка;  моделир кистями рук;  различение на слух. Механический:  нажатие шпателем на язык, продвижение вглубь рта до норм. положения. Далекая позиция. Нарушение места артикуляции: при Т – смычка языка не с верхними резцами, а с альвеолами; К – смычка корневой части языка с краем мягкого нёба или задней стенкой глотки (в норме –на границе твёрдого и мягкого нёба). Подражание:  показ перед зеркалом;  моделир кистями рук; Постановка заново. Имплозивный звук Смычка образуется, но не взрывается. Подражание:  ощущение толчка воздуха на тыльной стороне ладони;  утрированный выдох после смычки и взрыва; задувание на шарик. Автоматизация: Ф. Ф. Рау и Н. Ф. Слезина1. Нач. позиция перед гласным. 2. Интервокальная позиция. 3. Конечн. позиция. 4. Стечения с согла. 5. Сопост. со сходными звуками. Волкова. 1. Прямой слог2. Обратный слог. 3. Между гласн. 4. Сочетания с др. согл. 5. Упражнения на дифф-цию (по зв-гл, тв-мягк).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...