Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

4. «Перестройка» и ее итоги




В марте 1985 года генеральным сек­ретарем ЦК КПСС был избран М, С. Горбачев. Начался новый и последний этап в истории СССР, получивший название «перестройка».

Новое руководство страны встало перед необходимостью остано­вить распад системы «государственного социализма». Для этого стали проводиться осто­рожные реформы всех общественных структур, в том числе и в эко­номике, поскольку глубокий кризис уже успел охватить основные зве­нья системы.

К середине 1980-х годов ВВП в расчете на душу населения состав­лял около 37% от уровня США, что позволяло СССР претендовать на статус лишь развивающейся страны. Прирост производительности труда приблизился к нулевой отметке. На единицу нацио­нального дохода в советской экономике расходовалось в 1, 5—2 раза больше электроэнергии, топлива, металла и других ресурсов, чем в промышленно развитых странах. В сущности, только в военно-стратегической области огромными усилиями поддерживался пари­тет с США.

В качестве одного из первых шагов по выходу страны из кризис­ного состояния был провозглашен курс на ускорение социально-эко­номического развития страны. Этот курс был направлен на достиже­ние ежегодного прироста национального дохода не менее чем на 4%, что было сложно в условиях снижения мировых цен на нефть и продолжающейся гонки вооружений. Для достижения такого роста национального дохода следовало за пятилетие увеличить добычу топ­лива и сырья на 15%, инвестиции — на 30—40%, вовлечь дополни­тельно в производство до двух млн. человек. Но таких ресурсов у стра­ны не было. Значит, надо было обеспечить существенный рост про­изводительности труда путем внедрения прогрессивного оборудования за счет увеличения темпов роста машиностроения в 1, 5—2 раза, для чего было предпринято искусственное нагнетание инвестиций в эту отрасль за счет других секторов экономики.

В это же время зазвучал призыв активизировать «человеческий фактор» как важнейшее условие ускорения. Снова вспомнились ударники и стахановцы, прозвучали предложения добиваться максимальной загрузки имеющегося оборудования в три-четыре смены. Следовало укреплять трудовую дисциплину, поддерживать местных рационализаторов в их усилиях по механизации и автоматизации производства и т. д. Таким образом, Горбачев и его сподвижники опять обращались к субъектив­ным факторам, стараясь не затрагивать фундаментальные основы системы.

С целью повышения качества продукции была создана еще одна контролирующая инстанция — Госприемка, которая имела право от­вергать некачественную продукцию, наказывать материально тех, кто был ответственен за брак.

Но очередная ставка на энтузиазм, не подкрепленный передовой техникой и соответствующей квалификацией рабочих, привела к росту количества аварий на производстве, в том чис­ле на Чернобыльской АЭС в апреле 1986 года (причем советское пра­вительство несколько дней ничего не сообщало о катастрофе, пока шведские наблюдатели не зарегистрировали колоссальное повышение уровня радиации над своей страной и не забили тревогу).

Первоначально «перестройка» увязывалась с концепцией совер­шенствования хозяйственного механизма, т. е. с предоставлением пред­приятиям большей самостоятельности в развитии производства, об­новлении продукции, материальном стимулировании работников. Таким образом, государственные предприятия должны были перейти на пол­ный хозрасчет и реализовать то, что не было сделано в 1965 и 1979 годах. Предполагалось перестроить систему материально-техничес­кого снабжения, ценообразования, финансирования. Но при этом оставалось обязательным одно условие: незыблемость социалистичес­кой (государственной) собственности..

Собственно говоря, экономическая «перестройка» началась с июня 1987 года, когда был принят Закон о государственном предприятии, по которому руководителям и коллективам государственных предприя­тий были предоставлены исключительно широкие полномочия, в ча­стности, право самостоятельного выхода на внешний рынок, осуще­ствления совместной деятельности с иностранными партнерами и др. На практике этот закон предоставил предприятиям большую свободу распоряжаться своей прибылью: вкладывать ее в производство или повышать заработную плату работникам. Многие предприятия пошли по второму пути, что было заведомо проигрышным вариантом, так как не обеспечивало наращивания в перспективе научно-техничес­кого потенциала. К тому же вместе со свободой не появлялась ры­ночная дисциплина, в соответствии с которой убыточные предприя­тия следовало закрывать, а выпуск продукции, не пользующейся спро­сом, прекращать. Советское правительство боялось вводить такую дисциплину из-за угрозы безработицы и социальных взрывов.

Был выбран путь «мягкой» бюджетной политики, когда предпри­ятия в любом случае могли получать государственные средства на покрытие убытков и при этом не прилагать усилий для повышения эффективности производства с учетом рыночного спроса. В резуль­тате такой политики средний уровень заработной платы в стране воз­растал быстрее, чем цены. За 1985—1991 годы реальная заработная плата выросла на 51 %, но купить на эти деньги в магазинах было не­чего. Чем выше были заработки, тем острее ощущался товар­ный дефицит.

В середине 1988 года были приняты законы, по которым разреша­лось открывать частные предприятия в более чем 30 видах производ­ственной деятельности. В соответствии с этими законами фактически был легализован большой сектор теневой экономики, где, по самым скромным подсчетам, «прокручивалось» до 90 млрд руб. (в масштабах цен того времени).

По всей стране распространилось рабочее самоуправление. Стали создаваться Советы предприятий, выбранные на общих собраниях трудовых кол­лективов, у которых были достаточно большие полномочия, напри­мер право избрания и увольнения директоров. На многих предприя­тиях проходили кампании по выборам новых директоров. К этим ме­роприятиям широко привлекалась общественность, их опыт получал освещение в средствах массовой информации. По всему Советскому Союзу шли поиски кандидатур на посты директоров (например, Риж­ского автомобильного завода). Но в конце 1980-х годов рабочее само­управление сошло на нет, а власть снова перешла в руки директоров, которые позже, в 1990-х годах, стали представлять большую эконо­мическую и политическую силу в стране.

Характерным явлением позднесоветского периода было разви­тие арендных отношений. В соответствии с Законом об аренде (апрель 1989 года) трудовой коллектив мог взять в аренду у государства свое предприятие, чтобы в дальнейшем прива­тизировать его путем выкупа по чисто символическим ценам. Аренд­ный сектор стал увеличиваться, и к концу февра­ля 1992 года было сдано в аренду более 9, 4 тыс. российских пред­приятий, численность занятых на которых составляла 8% всех работающих в стране. Российское правительство решило приоста­новить этот процесс и в 1992 году перестало заключать новые согла­шения об аренде.

В 1989—1991 годах широкое распространение получили новые формы производственных объединений — концерны, корпорации, ко­торые создавались следующим образом: группа государственных пред­приятий и подразделения отраслевых министерств образовывали не­кую ассоциацию. Здесь объединялись интересы отраслевых союзных и республиканских учреждений и интересы директоров предприятий. Государственные учреждения стремились сохранить в своих руках вопросы финансирования и поставок, а директора — выгодно прива­тизировать предприятия через так называемую номенклатурную при­ватизацию. Термин «номенклатурная приватизация» означал приватизацию государ­ственной собственности старым управленческим аппаратом, который исполь­зовал

К концу 1991 года в России насчитывалось примерно 3076 ассоциаций, 227 концернов и 123 консорциума.

В июне 1990 года было принято постановление Верховного Совета СССР «О концепции перехода к регулируемой рыночной экономике» и ряд других документов., по которым предусматривалась постепенная демонополизация, децентрализация и разгосударствление собственно­сти, создание акционерных обществ, реформирование кредитной и ценовой политики, системы оптовой торговли оборудованием и сырь­ем, электроэнергией, развитие частного предпринимательства и т. д. Но все эти документы пронизывала идея построения рыночного социа­лизма (создания рынка в условиях сохранения Госплана), что само по себе являлось утопией. К тому же реализация этих законодательных актов откладывалась на год, поскольку правительство опасалось, что это повлияет на ухудшение обстановки в стране.

В некоторых союзных республиках началась разработка своих эко-номических программ, представлявших собой альтернативу программам союзного правительства. Прибалтика настаивала на ук­реплении регионального хозрасчета, что на практике означало отказ этих республик вообще платить налоги в общегосударственную каз­ну и получение полной экономической и политической независимо­сти. Подобное противостояние с центром наблюдалось и со стороны России, где в 1990 году появилась Программа 500 дней, разработан­ная коллективом экономистов под руководством академика С. Ша­талина и одобренная Верховным Советом РСФСР.

В ней намечалось восстановление частной собственности на все факторы производства, в том числе и на землю, признавался сувере­нитет союзных республик, предлагались антимонопольные меры и приватизация предприятий, резкое сокращение государственных рас­ходов, в связи с чем предлагался отказ от строительства крупных про­мышленных объектов, прекращение помощи другим странам и рез­кое ограничение военных расходов. Летом и ранней осенью 1990 года казалось, что М. Горбачев действительно принял эту программу. Но партийно-государственная номенклатура испугалась утраты эконо­мической власти, и после некоторых колебаний Программа 500 дней была отклонена.

На этом этапе экономическая политика союзного правительства также отличалась крайней непоследовательностью и нерешительно­стью, что отрицательно сказывалось на экономике, усиливало дисба­ланс народнохозяйственной структуры.

В 1988 году стало ясно, что дела в экономике не улучшаются, за­метно растет цена реформ. Более того, впервые прозвучал тезис о не­избежности болезненного характера экономических реформ, о невоз­можности провести реформы так, чтобы от них все только выиграли. На первом Съезде народных депутатов СССР (май—июнь 1989 года) звучал призыв более решительно прово­дить либерализацию экономики, формировать на этой основе кон­курентную среду для отечественных производителей, а для этого ис­пользовать золотовалютные резервы, иностранные инвестиции и др. Но от этих предложений правительство Н. Рыжкова категорически отказалось, прикрываясь в основном идеологическими причинами. Именно в 1988 году стало более заметным снижение производства в сельском хозяйстве, а в 1990— в промышленности. Продолжала разрушаться финансовая система, В 1989 году бюджетный дефицит составил 11% ВНП, а в 1991 — уже 16%. Внешний долг к концу 1991 года превышал 60 млрд долл. Резко выросли темпы инфляции: если в 1990 году инфляция составила 10%, то в конце 1991 года она достигла 25% в неделю, что привело к расцвету «черного» рынка и всеобщего дефицита. Золотой запас в 1985—1991 годах сократился в 10 раз и составил в конце 1991 года всего лишь 240 т. Добыча нефти сократилась с 560 млн т в 1989 до 461 млн т в 1991 году.

Одним из важных факторов, повлиявших на ухудшение экономи­ческой ситуации, были непомерные военные расходы СССР. На конец 1990 года в Вооруженных силах страны насчитывалось 4, 5—4, 7 млн человек (для сравнения — в китайской армии в это время было 4, 1 млн человек). Число военнослужащих в расчете на 1000 человек населе­ния составляло у нас 15, 6 человека, тогда как в Китае — 3, 8, в США — 8, 9, Великобритании— 5, 5 и т. д. Добиваясь военного паритета с США, СССР производил тем не менее в конце 1980-х годов в несколь­ко раз больше танков, БТР, артиллерийских орудий, бомбардировщи­ков, подводных лодок, ракет малой и средней дальности и др. На нуж­ды армии направлялись миллионы тонн дизельного топлива, в то вре­мя как его остро не хватало в сельском хозяйстве.

В 1990 году за пределами СССР находилось 672 тыс. военнослу­жащих (у США — 305 тыс. ). На территории стран Организации Вар­шавского Договора были построены аэродромы, убежища, склады, линии связи стоимостью в десятки миллиардов рублей. Кроме того, Советский Союз осуществлял постоянную военную помощь Анголе, Афганистану, Кубе, Никарагуа, Эфиопии, Сомали и другим сгранам. В целом за 1954— 1987 годы эта помощь составила 125 млрд долл.

Официальная статистика упорно сообщала, что на прямые воен­ные расходы в СССР идет не более 1% государственного бюджета, хотя всем было ясно, что вместе с косвенными расходами они состав­ляют до 50% государственного бюджета (для сравнения — 52% гос­бюджета тратил Советский Союз в 1943 году в разгар Великой Отече­ственной войны). Все эти огромные военные затраты существенно подрывали экономический потенциал страны, ведь средства можно было направить на строительство жилья, развитие сельского хозяй­ства, социальные нужды и т. д.

Исходя из «нового политического мышления» и изменившихся международных реалий, советское руководство предприняло ряд шагов по изменению внешней политики. Было покончено с много­летним делением мира на две противоположные системы — капи­тализм и коммунизм, что помогло покончить с «холодной войной». Постепенно, начиная с 1987 года, стали заключаться соглашения с США об уничтожении стратегических сил. Был осуществлен вывод советских войск из Афганистана и начался их вывод из стран Восточной Европы, а в 1991 году была распущена Организация Варшавского Договора. В начале 1991 года был распущен СЭВ.

Советские руководители открыто признали бессмысленной и ра­зорительной помощь, которая оказывалась дик­таторским режимам в странах «третьего мира», выступавшим под социалистическими лозунгами. В то же время Советский Союз стал проявлять интерес к ведущим международным экономическим орга­низациям — Международному валютному фонду, Мировому банку у др. Можно сказать, что М. Горбачев, отказавшись от конфронтации во внешней политике, в значительной мере способствовал краху ко­мандно-административной системы.

Говоря о непоследовательности в действиях союзного прави­тельства, можно отметить решение Совета Министров СССР в 1990 гг. о предстоящем пересмотре цен (т. е. об их повышении), о чем во все услышание объявил Н. Рыжков. Реакция на это заявление была незамедлительной. В считанные дни резко вырос спрос на все товары, по всей стране распространился тотальный дефицит. На Совет Министров обрушился шквал критики, и правительство отложило пер смотр цен. Другим примером непоследовательности действий правительства было введение в конце 1990-го — начале 1991 года 5%-го налога с продаж для пополнения государственного бюджета. Но вскоре (под давлением отраслевых лобби) правительство приняло решение сузить круг облагаемой налогом продукции, и значение этого налога сошло на нет.

Особо следует остановиться на положении в сельском хозяйстве. М. Горбачев как автор Продовольственной про­граммы продолжал настаивать на увеличении инвестиций в сельское хозяйство. Но при этом даже не обсуждался вопрос о коренном пере­смотре форм хозяйствования в этом секторе экономики. В ноябре 1985 года было принято совместное постановление ЦК КПСС и Со­вета Министров СССР «О дальнейшем совершенствовании управления агропромышленным комплексом», в соответствии с которым на земле появился единый «хозяин» — Агропромышленный комитет (АПК) и его многолюдные структуры управления (РАПО, ОблАПО и т. д. ). Последовали многомиллиардные капиталовложения из госбюд­жета. Так, в 1990 году в АПК было направлено около 100 млрд руб.

Тем не менее продовольственная проблема в стране все обостря­лась. Повсеместно отдельные регионы устанавливали запретительные меры по вывозу продовольствия со своих территорий, стали возни­кать стихийные таможни и заставы. С 1989 года стал нарастать дефи­цит самых необходимых продуктов питания. В 1990 году по всей стране появились карточки, талоны, которые регулирова­ли распределение необходимых тоаров. А в 1991 году в стра­ну стала поступать гуманитарная помощь из разных стран и между­народных организаций. Так закончилась реализация Продовольствен­ной программы.

Причинами этих неудач являлась высокая степень монополизации в командной экономике. В этих условиях одним из способов решения продовольственной проблемы могла бы стать арен­да земли. В 1989 году были приняты законы, допускав­шие аренду земли и других природных ресурсов юридическими и фи­зическими лицами, причем в качестве арендодателей могли высту­пать лишь местные Советы народных депутатов. Но и в этот раз к та­кой аренде не допускались крестьянские хозяйства. Позже в «Основах законодательства Союза ССР и союзных республик о земле» (февраль 1990) арендуемые участки закреплялись в пожизненное и наследуе­мое пользование, хотя и без закрепления их в частную собственность. И уже в начале 1990 года повсюду стали возникать семейные фермы как один из видов арендного хозяйства. К концу года их насчитыва­лось более 4, 4 тыс.

В декабре 1990 года в Конституцию Российской Федерации была внесена поправка, которая признавала возможность закрепления зем­ли крестьянскими хозяйствами в частную собственность, но продажа этих участков запрещалась в течение десяти лет после приобретения их в собственность. Такая длительная отсрочка являлась уступкой определенным политическим силам и затягивала решение аграрного вопроса.

Тем не менее в стране шли поиски путей реформирования аграр­ного сектора. По Закону о крестьянском (фермерском) хозяйстве и Закону о земельной реформе (1990), крестьянам разре­шалось выходить из колхозов и совхозов со своей долей обществен­ной земли, скота, машин и другого имущества. Правда, применение этих законов на практике зачастую приводило к произволу местных властей, поскольку за общим собранием коллектива оставалось пра­во определять, какую часть земли и активов следует выделять инди­видуальному хозяйству.

Подобная участь постигла и другие программы: жилищную (каждой семье — квартиру или дом к 2000 году), Комп­лексную программу развития производства товаров народного потребления и сферы услуг на 1986—2000 годы. Но жилищная проблема толь­ко обострялась, а полки магазинов пустели.

В связи с возрастающими трудностями в экономике руководство страны решилось на реформирование политичес­кой системы СССР. М. Горбачев инициировал процессы демократизации общества в форме гласности. Примерно с середины 1987 года началось контро­лируемое сверху смягчение цензуры в средствах массовой информа­ции. Началась публикация запрещенных ранее книг, демонстрация положенных «на полку» кинофильмов и пр. И очень скоро государственный аппарат уже не мог держать под контролем поток газет и журналов, радио- и телепередач.

Одним из направлений политической реформы стали выборы 1989—1990 годов, прошедшие на всесоюзном и республиканских уровнях и сформировавшие новые органы власти: съезд народных де­путатов СССР и соответствующие республиканские съезды, на базе которых были созданы постоянно действующие Верховные Советы СССР и республик.

По всей стране усилился процесс формирования новых обще­ственных движений и политических партий либерального, центрист­ского, радикального направлений, занимавших в основном анти­коммунистические позиции и критиковавших КПСС за неспособ­ность осуществлять руководство страной. В самой КПСС образовалось несколько течений. Начался массовый выход людей из партийных рядов, многие республиканские компартии заявили о выходе из КПСС.

Дезинтеграционные процессы охватили всю стра­ну, во многих республиках (Азербайджане, Грузии и др. ) вспыхнули кровавые межнациональные конфликты. Летом в 1989 году впервые прошли массовые забастовки рабочих не только под экономически­ми, но и политическими лозунгами. Все республики начали формировать собственные бюджеты и существенно сокращать отчисления в союзный бюджет. Ослабление территориального единства страны и союзного центра привело в1991 году к распаду СССР как единого государства. Первой отделилась Украина и Белоруссия (было подпи­сано Беловежское соглашение о денонсации Союзного договора 1922 года и объявлено о создании Содружества Независимых Госу­дарств (СНГ)), затем Азер­байджан, Армения, Казахстан, Киргизия, Молдавия, Таджикистан, Туркмения и Узбекистан. 25 декабря 1991 года М. С. Горбачев подал в отставку с поста Президента СССР в связи с исчезновением данного государства.

Так закончился почти семидесятилетний период существования СССР.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...