7. Особенности развития российской экономики в 1990-е годы.
⇐ ПредыдущаяСтр 7 из 7 Условно можно выделить несколько этапов развития российской экономики в 1990-е годы. Первый этап пришелся на 1991—1994 годы, когда в стране происходила трансформация экономики, которая привела к ухудшению социально-экономической ситуации в стране: сокращение инвестиций, огромная инфляция, обесценение денежных сбережений населения, распад СССР, потеря важнейших внешних рынков и т. д. Именно в эти годы страна имела огромный бюджетный дефицит (до 20% ВВП в год), который покрывался эмиссией денег. О масштабах инфляции можно судить по росту потребительских цен. В целом за 1990-1995 годы цены увеличились примерно в 5000 раз. Среди множества показателей, отражавших макроэкономическую нестабильность в этот период, можно назвать динамику обменного курса рубля, который до 1993 года постоянно демонстрировал резкие скачки, а в течение 1994 года стал неуклонно снижаться. В условиях высокой инфляции деньги теряли свою ценность, и люди стремились поскорее пристроить их куда-нибудь, лишь бы они не пропали, как сбережения советских времен. Повсюду стали появляться финансовые и инвестиционные компании (фонды, банки, «дома») (МММ, «Чара», «Тибет», «Хопер-инвест», «Русский дом Селенга» и пр. ). Они обещали баснословные проценты на вклады или доходы на ценные бумаги в рублях и валюте. Опытные финансисты пытались остановить вкладчиков, разъясняя им, что все это называется во всем мире «финансовыми пирамидами», так как высокие проценты получаются за счет привлечения средств все новых вкладчиков. Через несколько месяцев учредители этих пирамид бесследно исчезали. Более 30 млн человек потеряли свои накопления. Одновременно с этим стал заметным процесс вывоза капиталов за рубеж, в оффшорные зоны, где был установлен льготный режим налогообложения (или вообще существовала безналоговая система). Практика такого вывоза капиталов осуществлялась под прикрытием экспортных и импортных операцийд. Бегство капиталов можно объяснить разными причинами, в том числе стремлением их владельцев обезопасить себя от политических и экономических рисков в своей стране (страха перед возвратом к старой системе, национализацией, инфляцией, ростом налогов и др. ), а также от уголовного преследования.
На первом этапе был сделан решительный шаг в сторону реструктуризации народного хозяйства. Это привело к тому, что целые отрасли и регионы (например, добыча угля на Севере) оказались бесперспективными. Кроме того, многолетнее отсутствие в советской экономике внутренней и внешней конкуренции привело к утрате стоимостных и качественных ориентиров для российских производителей, поэтому в начале 1990-х годов большое количество отечественных товаров перестали пользоваться спросом из-за их низкого качества и несоответствия мировым стандартам. В результате в этот период произошло самое сильное падение производства. Доля России в мировом продукте сократилась с 3, 7% (1990) до 1, 7% (1997), в то время как для США этот показатель в 1997 году составил 20, 6%, Китая — 10, 7%. Население стало приспосабливаться к рыночным условиям. Все больше людей стали жить самостоятельно и зарабатывать деньги, не оглядываясь на государство. Именно в эти годы в массовых масштабах проявился своеобразный «челночный» бизнес, когда тысячи людей на свой страх и риск отправились в Турцию, Польшу, Китай и другие страны закупать товары массового спроса. Большинство «челночников» пришли в эту сферу из-за массовой безработицы, охватившей огромное количество промышленных предприятий, научных учреждений и организаций, связанных прежде всего с военным производством. Однако «челночная» торговля сыграла важную экономическую роль по наполнению потребительского рынка товарами, она помогла снять социальную напряженность во многих регионах страны. Кроме того, многие из ее участников сумели в короткий срок заработать немалые средства, чтобы заняться позже более серьезным бизнесом.
Одним из самых тяжелых последствий начального этапа реформ можно назвать резкое снижение жизненного уровня населения. Из-за хронического дефицита государственного бюджета происходило недофинансирование социальных программ, учреждений здравоохранения, науки, образования, других бюджетных организаций, что вело к длительным задержкам заработной платы, пенсий, пособий на детей и инвалидов. Второй этап развития российской экономики охватывает период с 1995 по август 1998 года. В это время появились основания для оптимистических настроений в обществе. Стали проявляться признаки макроэкономической стабилизации: снизились темпы роста потребительских цен и инфляции (до 1% в месяц), подешевели государственные кредиты, повысились курсы акций многих российских компаний (в январе—сентябре 1997 года их индекс вырос почти в три раза), стабилизировалась динамика курса рубля к доллару, увеличились валютные резервы Центрального банка с 4 млрд долл. (1994) до 20 млрд долл. (июнь 1997 года), появились признаки оживления в некоторых отраслях (прежде всего в торговле), замедлились темпы роста безработицы, ушли в прошлое дефициты на товары и т. д. Появились и благоприятные внешние факторы для подъема российской экономики: рост спроса и цен на экспортные товары (правда, по-прежнему всего лишь на сырье), увеличение притока иностранных капиталов, появление возможности для российского правительства получать международные кредиты под весьма умеренные процентные ставки. Однако, наряду с положительными тенденциями, в экономике России развивались и другие процессы. Так, за 1995 год потребительские цены выросли в 2, 3, величина реальной заработной платы в 1997 году она составляла всего 54—55% от уровня 1990 года. С 1 января 1998 года в России была проведена деноминация рубля (в тысячу раз): с денежных купюр исчезли три нуля, появились новые металлические монеты. Населению в очередной раз приходилось привыкать к новым ценам.
На втором этапе развития реформ одной из самых актуальных стала проблема государственного долга. В отличие от предыдущего периода дефицит бюджета стал покрываться менее инфляционным методом, чем эмиссия: покупкой Центральным банком и некоторыми другими банками, а также иностранными инвесторами краткосрочных государственных ценных бумаг (государственных казначейских обязательств (ГКО) со сроком погашения три и шесть месяцев и облигаций федерального займа (ОФЗ) со сроком от одного года до трех лет), которые выпускались Министерством финансов. Проблема заключалась в том, что краткосрочные ценные бумаги требовали их постоянного обновления взамен уже погашенных, т. е. очень быстро возрастала государственная долговая пирамида. Финансовая система страны попадала в порочный круг, когда оплата старых долговых обязательств происходила только за счет выпуска новых, на которые следовало устанавливать более высокую процентную ставку. К тому же осенью 1997 года разразился финансовый кризис, охвативший весь Азиатско-Тихоокеанский регион. Под влиянием кризиса во многих странах мира началась паника среди держателей государственных облигаций. И в России иностранные инвесторы бросились в массовых масштабах срочно продавать ГКО—ОФЗ, угрожая подорвать всю систему государственного долга. Центральный банк, спасая валютные резервы, начал повышать процентную ставку рефинансирования, которая к весне 1998 года достигла 150% годовых. Все это вело к общему росту процентных ставок и загоняло правительство и Центральный банк в кризисную ситуацию. На выплату процентов по государственному долгу в первой половине 1998 года приходилось тратить до 60% всех налоговых поступлений в бюджет. Страна стремительно двигалась к всеобщему обвалу, который произошел в августе 1998 года. Одним из заметных явлений второго этапа реформ стало непомерное увеличение количества банков. В начале 1998 года в стране насчитывалось более 2, 5 тыс. зарегистрированных банков, но из них фактически функционировало 1, 6 тыс., поскольку некоторые банки создавались не для проведения нормальных операций, а для осуществления полулегальной деятельности. Многие коммерческие банки занимались не кредитованием предприятий в реальном секторе экономики, а куплей-продажей государственных ценных бумаг и иностранной валюты, переводом в зарубежные банки денег с целью их «отмывания» и т. п. Лишь очень небольшая часть коммерческих банков работала с населением. Но и там почти невозможно было получить кредиты на покупку недвижимости или товаров длительного пользования.
Большое влияние на экономику России в этот период стали оказывать огромные внешние долги. С одной стороны, это были долги Советского Союза, которые приняла на себя Россия после распада СССР. Но в начале 1990-х годов у России не было средств для этого, поэтому выплаты по долгам откладывались, а тем временем на них постоянно начислялись проценты, и к концу XX века долги бывшего СССР составляли уже 95 млрд долл. Россия вместе с советскими долгами взяла на себя право взыскания долгов с многочисленных зарубежных заемщиков (в настоящее время эти долги оцениваются примерно в 130— 140 млрд долл. ), но вернуть их в обозримом будущем вряд ли удастся, поскольку должники — это, как правило, наиболее бедные страны мира (Ангола, Эфиопия, Мозамбик и др. ). С другой стороны, за годы реформ у России накопились новые долги, прежде всего перед Международным валютным фондом, Всемирным банком и другими международными организациями. Кроме того, в 1990-е годы Россия размещала на западных финансовых рынках срочные облигации (евробоны), которые непременно следовало погашать, чтобы не прослыть государством-изгоем среди цивилизованных стран. В целом сумма долгов России, накопленных после 1991 года, составила 55 млрд долл, оказывая на российскую экономику сильное давление и препятствуя преодолению кризиса переходного периода. Следует подчеркнуть также, что в течение 1990-х годов российская экономика все больше и больше попадала в сети долларизации, когда американский доллар проникал во все сферы хозяйства страны. До августа 1998 года в стране поддерживался валютный коридор, в пределах которого мог колебаться обменный курс. Чтобы этот курс не выходил за пределы коридора, Центральный банк осуществлял валютную интервенцию за счет продажи валюты из своих резервов (если курс доллара приближался к верхнему пределу) или ее покупки (если курс приближался к нижнему пределу). Вскоре спрос на валюту стал превышать ее предложение, и Центральному банку приходилось выбрасывать на рынок новые объемы долларов из своего резервного фонда. Положение усугублялось еще и тем, что в этот период на мировых рынках упали цены на нефть до невероятно низкого уровня: за 1 баррель нефти давали менее 10 долл. Российская экономика сразу же ощутила снижение валютных поступлений.
Начало третьего этапа в развитии российской экономики в 1990-х годах ознаменовано событиями августа 1998 года. В марте 1998 года было отправлено в отставку правительство во главе с B. C. Черномырдиным и утвержден председателем правительства СВ. Кириенко. Премьер получил расползающийся на глазах государственный бюджет, огромный внутренний и внешний долг, взаимные неплатежи в экономике и т. д. Правительство в срочном порядке представило в Думу план чрезвычайных мер по спасению положения, но депутаты не поддержали его, и страна стала стремительно приближаться к кризису. 17 августа 1998 правительство объявило об отказе от поддержки Центральным банком валютного коридора; отказе от договорных условий погашения краткосрочных государственных обязательств; установление трехмесячного моратория по частным долгам иностранным кредиторам. В результате отмены валютного коридора курс доллара вырос сразу в два-три раза, а не на 50%, как предполагало правительство, а потом до конца года — в четыре раза по сравнению с началом августа (примерно с 6 до 24 руб. за долл. ). Отказ правительства от условий погашения ГКО—ОФЗ по существу означал дефолт, или банкротство государства-должника. Такая односторонняя мера привела к огромным потерям у многих внутренних держателей ценных бумаг — Центрального банка, Сбербанка, группы крупных коммерческих банков, а также иностранных держателей, на долю которых приходилось около трети общего количества ГКО—ОФЗ. Это означало крах всей банковской системы: сотни мелких банков мгновенно разорились. Население страны фактически было брошено на произвол судьбы, поскольку закон о страховании банковских вкладов так и не был принят. Вкладчикам коммерческих банков предложили перевести их вклады (в том числе и валютные) в Сбербанк на очень невыгодных условиях. При изъятии вкладов деньги выдавались по весьма низкому курсу, к тому же без начисления процентов и без учета инфляции. Все это имело тяжелые социально-экономические последствия. Население страны разом потеряло доверие к правительству, политикам, банкирам, крупным предпринимателям. На фоне общего ухудшения состояния экономики вновь обострилась проблема безработицы, снижения жизненного уровня народа. Особенно большие потери понес так называемый средний класс, который перед этим стал укреплять свои позиции в бизнесе. Решение о дефолте вызвало самые негативные последствия и за рубежом, привело к нежеланию иностранных кредиторов вкладывать капиталы в российскую экономику. Вслед за этими событиями правительство во главе с СВ. Кириенко было отправлено в отставку. В сентябре 1998 года премьером был утвержден Е. М. Примаков, затем с мая 1999 года С. В. Степашин. Одной из главных причин последующих перестановок в правительстве в августе 1999 года стало усиление напряженности на Северном Кавказе, поскольку чеченские сепаратисты нарушили Хасавюртовские соглашения, которые в 1996 году помогли установить хрупкое перемирие в этом регионе. Чеченские формирования совершили нападение на соседний Дагестан и федеральному центру пришлось ввести туда войска и начать антитеррористическую операцию. Особую решительность при этом проявил секретарь Совета Безопасности России В. В. Путин. Завершающим этапом в этой череде перестановок в исполнительной власти стала отставка Б. Н. Ельцина в 1999 году. При этом он своим указом утвердил до проведения досрочных президентских выборов на должность исполняющего обязанности президента В. В. Путина. На выборах 26 марта 2000 года В. В. Путин был избран президентом Российской Федерации в первом же туре. Все это послужило исходным пунктом формирования более устойчивых политических отношений в обществе как основы экономической стабилизации. В течение 1999 года в стране шли поиски путей по выходу из кризисной ситуации, сложившейся после августа 1998 года. Прежде всего необходимо было извлечь максимальную выгоду из девальвации рубля. Известно, что удешевление национальной валюты ограничивает импорт товаров и, следовательно, способствует подъему отечественного производства, особенно в отраслях, производящих продукцию на экспорт. Следует отметить, что в течение 1999—2000 годов Россия во многом сумела воспользоваться благоприятными последствиями падения курса рубля. В этот период заметно активизировался процесс, связанный с урегулированием внешних долгов России. В результате длительных переговоров с Парижским и Лондонским клубами кредиторов часть долгов удалось списать, а часть — реструктурировать с рассрочкой выплат на более отдаленные периоды. Одновременно на мировом нефтяном рынке начался бурный рост цен, который во многом был спровоцирован позицией стран — членов ОПЕК, выступавших за сдерживание добычи и поставок продукции на рынок. В 2000 году цены на нефть поднялись выше 30 долл. за баррель. Дополнительные валютные поступления в бюджет от экспорта нефти дали возможность стабилизировать макроэкономические показатели, направить ресурсы на развитие важнейших секторов экономики и в социальную сферу. Одним из первых начинаний В. В. Путина стало укрепление вертикали власти. Вся страна была поделена на семь федеральных округов, куда были направлены полномочные представители президента для формирования единого правового пространства. Субъектам Федерации было предложено в кратчайшие сроки привести свои нормативные акты в соответствие с федеральным законодательством. Это, в свою очередь, должно было привести к выравниванию хозяйственных условий во всех регионах, ликвидации всевозможных налоговых льгот и т. д., усилению контроля со стороны государства за финансовой ситуацией в стране. Федеральный центр взял на себя ответственность за выполнение основных социальных программ. Итак, можно констатировать, что к концу XX века в России в основном были реализованы цели, заложенные в программе правительства Е. Т. Гайдара. В стране была проведена либерализация цен и внешнеэкономической деятельности, осуществлена бюджетная и денежная стабилизация, сформировался институт частной собственности. Это позволило приступить к разработке в 2000 году новой программы социально-экономического развития страны. В ней заложены главные стратегические задачи, стоящие перед Россией на ближайшую и отдаленную перспективу: проведение полноценной налоговой реформы с радикальным сокращением налогового бремени на бизнес и граждан; дерегулирование хозяйственной деятельности субъектов рынка; снижение барьеров для их вхождения в рыночные структуры; защита института частной собственности при сохранении эффективного государственного сектора; совершенствование кредитной, финансовой, таможенной систем и т. д. Россия стоит на пороге глубоких преобразований системы пенсионного обеспечения, жилищно-коммунального хозяйства. На повестке дня также реформирование армии, военно-промышленного комплекса, естественных монополий («ЕЭС России», «Газпром», МПС). Знаменательный 2000 год — последний год уходящего XX века — оказался для российской экономики довольно успешным. После длительного перерыва рост ВВП составил в этом году 7%, впервые бюджет был сведен с профицитом, т. е. превышением доходов над расходами (без учета выплат по внешнему долгу). Стали оживать предприятия не только в топливно-энергетическом комплексе, но и в машиностроении, где производится импортозамещающая продукция. Постепенно в страну начали притекать иностранные инвестиции, хотя и не в таком объеме, в каком требуется России. Не менее успешными в экономическом отношении стали 2001— 2002 годы: сохранился рост ВВП, поддерживался профицит государственного бюджета, инфляция не превышала допустимых на эти годы размеров. Россия своевременно выплачивает долги по внешнимзаймам. Уменьшилась социальная напряженность, характерная для страны еще несколько лет назад. Одним из значительных событий 2001 года стало принятие Государственной Думой долгожданного Земельного кодекса, закрепившего право частной собственности на землю. В 2002 году Земельный кодекс был дополнен Законом об обороте земель сельскохозяйственного назначения, что ознаменовало дальнейшее продвижение рыночных отношений в этом важном секторе российской экономики. Таким образом, после долгих лет господства в России абсурдной системы страна меняется, преодолевая многочисленные препятствия на пути реформирования общества. Определенные успехи России на этом пути начинают получать признание в мире. Наша страна уже принята в Совет Европы, Парижский и Лондонский клубы кредиторов, на очереди вступление в Организацию экономического сотрудничества и развития, во Всемирную торговую организацию и другие международные организации. Россия как равноправный партнер участвует в заседаниях глав восьми ведущих мировых держав и т. д
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|