Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

7. Особенности развития российской экономики в 1990-е годы.




Условно можно выделить несколько этапов развития российской экономики в 1990-е годы.

Первый этап пришел­ся на 1991—1994 годы, когда в стране происходила трансформация экономики, которая привела к ухудшению социально-экономической ситуации в стране: сокращение инвес­тиций, огромная инфляция, обесценение денежных сбережений на­селения, распад СССР, потеря важнейших внешних рынков и т. д. Именно в эти годы страна имела огромный бюджетный дефицит (до 20% ВВП в год), который покрывался эмис­сией денег. О масштабах инфляции можно судить по росту потребительских цен. В целом за 1990-1995 годы цены увеличились примерно в 5000 раз.

Среди множества показателей, отражавших макроэкономическую нестабильность в этот период, можно назвать динамику обменного курса рубля, который до 1993 года постоянно демонстрировал резкие скачки, а в течение 1994 года стал неуклонно снижаться.

В условиях высокой инфляции деньги теряли свою цен­ность, и люди стремились поскорее пристроить их куда-нибудь, лишь бы они не пропали, как сбережения советских времен. Повсюду ста­ли появляться финансовые и инвестиционные компании (фонды, банки, «дома») (МММ, «Чара», «Тибет», «Хопер-инвест», «Русский дом Селенга» и пр. ). Они обещали баснословные проценты на вклады или доходы на ценные бумаги в рублях и валюте. Опытные финансисты пытались остановить вкладчиков, разъясняя им, что все это называется во всем мире «финансовыми пирамидами», так как высокие проценты получаются за счет привлечения средств все новых вкладчиков. Через несколько месяцев учредители этих пирамид бесследно исчезали. Более 30 млн человек потеряли свои накопления.

Одновременно с этим стал заметным процесс вывоза капиталов за рубеж, в оффшорные зоны, где был установлен льготный режим налогообложения (или вообще существо­вала безналоговая система). Практика такого вывоза капиталов осуще­ствлялась под прикрытием экспортных и импортных операцийд. Бегство капиталов можно объяснить разными при­чинами, в том числе стремлением их владельцев обезопасить себя от политических и экономических рисков в своей стране (страха перед возвратом к старой системе, национализацией, инфляцией, ростом налогов и др. ), а также от уголовного преследования.

На первом этапе был сделан решительный шаг в сторону реструкту­ризации народного хозяйства. Это привело к тому, что целые отрасли и регионы (например, добыча угля на Севере) оказались бесперспектив­ными. Кроме того, многолетнее отсутствие в советской экономике внутренней и внешней конкуренции привело к утрате стоимостных и качественных ориентиров для российских производителей, поэтому в начале 1990-х годов большое количество отечественных товаров пере­стали пользоваться спросом из-за их низкого качества и несоответствия мировым стандартам. В результате в этот период произошло самое силь­ное падение производства. Доля России в мировом продукте сократилась с 3, 7% (1990) до 1, 7% (1997), в то время как для США этот показатель в 1997 году составил 20, 6%, Китая — 10, 7%.

Население стало приспосабливаться к рыночным условиям. Все больше людей стали жить самостоятельно и зарабатывать деньги, не оглядываясь на государство. Именно в эти годы в массовых масштабах проявился своеобразный «челночный» бизнес, когда тысячи людей на свой страх и риск отправились в Турцию, Польшу, Китай и другие стра­ны закупать товары массового спроса. Большин­ство «челночников» пришли в эту сферу из-за массовой безработицы, охватившей огромное количество промышленных предприятий, научных учреждений и организаций, связанных прежде всего с военным производством. Однако «челноч­ная» торговля сыграла важную экономическую роль по наполнению потребительского рынка товарами, она помогла снять социальную на­пряженность во многих регионах страны. Кроме того, многие из ее уча­стников сумели в короткий срок заработать немалые средства, чтобы заняться позже более серьезным бизнесом.

Одним из самых тяжелых последствий начального этапа реформ можно назвать резкое снижение жизненного уровня населения. Из-за хронического дефицита государственного бюджета происходило недофинансирование социальных программ, учреждений здравоохранения, науки, образования, других бюджетных организа­ций, что вело к длительным задержкам заработной платы, пенсий, пособий на детей и инвалидов.

Второй этап развития российской экономики охватывает период с 1995 по август 1998 года. В это время появились основания для оптимистических настроений в обществе. Стали проявляться признаки мак­роэкономической стабилизации: снизились темпы роста потребитель­ских цен и инфляции (до 1% в месяц), подешевели государственные кредиты, повысились курсы акций многих россий­ских компаний (в январе—сентябре 1997 года их индекс вырос почти в три раза), стабилизировалась динамика курса рубля к доллару, увели­чились валютные резервы Центрального банка с 4 млрд долл. (1994) до 20 млрд долл. (июнь 1997 года), появились признаки оживления в не­которых отраслях (прежде всего в торговле), замедлились темпы роста безработицы, ушли в прошлое дефициты на товары и т. д. Появились и благоприятные внешние факторы для подъема российской экономики: рост спроса и цен на экспортные товары (правда, по-прежнему всего лишь на сырье), увеличение притока иностранных капиталов, появление возможности для российского правительства получать международные кредиты под весьма умеренные процентные ставки.

Однако, наряду с положительными тенденциями, в экономике России развивались и другие процессы. Так, за 1995 год потребитель­ские цены выросли в 2, 3, величина реальной заработной платы в 1997 году она составляла всего 54—55% от уровня 1990 года. С 1 января 1998 года в России была прове­дена деноминация рубля (в тысячу раз): с денежных купюр исчезли три нуля, появились новые металли­ческие монеты. Населению в очередной раз приходилось привыкать к новым ценам.

На втором этапе развития реформ одной из самых актуальных стала проблема государственного долга. В отличие от предыдущего периода дефицит бюджета стал покрывать­ся менее инфляционным методом, чем эмиссия: покупкой Центральным банком и некоторыми другими банками, а также иностранными инвесторами краткосрочных государственных ценных бумаг (государственных казначейских обяза­тельств (ГКО) со сроком погашения три и шесть месяцев и облига­ций федерального займа (ОФЗ) со сроком от одного года до трех лет), которые выпускались Министерством финансов. Проблема заключалась в том, что краткосрочные ценные бу­маги требовали их постоянного обновления взамен уже погашенных, т. е. очень быстро возрастала государственная долговая пирамида. Финансовая система страны попадала в порочный круг, когда оплата старых долговых обязательств происходила только за счет выпуска новых, на которые следовало устанавливать более высокую процент­ную ставку. К тому же осенью 1997 года разразился финансовый кризис, охва­тивший весь Азиатско-Тихоокеанский регион. Под влиянием кризиса во многих странах мира началась паника среди держателей государственных облигаций. И в России иностранные инвесторы бросились в массовых масштабах срочно продавать ГКО—ОФЗ, угрожая подорвать всю систему государствен­ного долга. Центральный банк, спасая валютные резервы, начал по­вышать процентную ставку рефинансирования, которая к весне 1998 года достигла 150% годовых. Все это вело к общему росту процент­ных ставок и загоняло правительство и Центральный банк в кризис­ную ситуацию. На выплату процентов по государственному долгу в первой половине 1998 года приходилось тратить до 60% всех налого­вых поступлений в бюджет. Страна стремительно двигалась к всеоб­щему обвалу, который произошел в августе 1998 года.

Одним из заметных явлений второго этапа реформ стало непомер­ное увеличение количества банков. В начале 1998 года в стране насчиты­валось более 2, 5 тыс. зарегистрированных банков, но из них фактически функционировало 1, 6 тыс., поскольку некоторые банки создавались не для проведения нормальных операций, а для осуществления полулегаль­ной деятельности. Многие коммерческие банки занимались не кредитованием предприятий в реальном секторе экономики, а куп­лей-продажей государственных ценных бумаг и иностранной валюты, переводом в зарубеж­ные банки денег с целью их «отмыва­ния» и т. п. Лишь очень небольшая часть коммерческих банков работа­ла с населением. Но и там почти невозможно было получить кредиты на покупку недвижимости или товаров длительного пользования.

Большое влияние на экономику России в этот период стали ока­зывать огромные внешние долги. С одной стороны, это были долги Советского Союза, которые приняла на себя Россия после распада СССР. Но в начале 1990-х годов у России не было средств для этого, поэтому выплаты по долгам откладывались, а тем временем на них постоянно начислялись проценты, и к концу XX века долги бывшего СССР составляли уже 95 млрд долл.

Россия вместе с советскими долгами взяла на себя право взыскания долгов с многочисленных зарубежных заемщи­ков (в настоящее время эти долги оцениваются примерно в 130— 140 млрд долл. ), но вернуть их в обозримом будущем вряд ли удастся, поскольку должники — это, как правило, наиболее бедные страны мира (Ангола, Эфиопия, Мозамбик и др. ).

С другой стороны, за годы реформ у России накопились новые дол­ги, прежде всего перед Международным валютным фондом, Всемир­ным банком и другими международными организациями. Кроме того, в 1990-е годы Россия размещала на западных финансовых рынках сроч­ные облигации (евробоны), которые непременно следовало погашать, чтобы не прослыть государством-изгоем среди цивилизованных стран. В целом сумма долгов России, накопленных после 1991 года, состави­ла 55 млрд долл, оказывая на российскую экономику сильное давле­ние и препятствуя преодолению кризиса переходного периода.

Следует подчеркнуть также, что в течение 1990-х годов российская экономика все больше и больше попадала в сети долларизации, когда американский доллар проникал во все сферы хозяйства страны. До августа 1998 года в стране поддерживался валют­ный коридор, в пределах которого мог колебаться обменный курс. Что­бы этот курс не выходил за пределы коридора, Центральный банк осу­ществлял валютную интервенцию за счет продажи валюты из своих резервов (если курс доллара приближался к верхнему пределу) или ее покупки (если курс приближался к нижнему пределу). Вскоре спрос на валюту стал превышать ее предложение, и Цент­ральному банку приходилось выбрасывать на рынок но­вые объемы долларов из своего резервного фонда. Положение усугублялось еще и тем, что в этот период на мировых рынках упали цены на нефть до невероятно низкого уровня: за 1 бар­рель нефти давали менее 10 долл. Российская экономика сразу же ощутила снижение валютных поступлений.

Начало третьего этапа в развитии российской экономики в 1990-х годах ознаменовано событиями августа 1998 года. В марте 1998 года было отправлено в отставку правительство во главе с B. C. Черномырдиным и утвержден председателем пра­вительства СВ. Кириенко. Премьер получил расползающийся на глазах государственный бюджет, огромный внут­ренний и внешний долг, взаимные неплатежи в экономике и т. д. Пра­вительство в срочном порядке представило в Думу план чрезвычай­ных мер по спасению положения, но депутаты не поддержали его, и страна стала стремительно приближаться к кризису.

17 августа 1998 правитель­ство объявило об отказе от поддержки Центральным банком валютного коридора; отказе от договорных условий погашения краткосрочных государственных обя­зательств; установление трехмесячного моратория по частным долгам иностранным кредиторам.

В результате отмены валютного ко­ридора курс доллара вырос сразу в два-три раза, а не на 50%, как пред­полагало правительство, а потом до конца года — в четыре раза по срав­нению с началом августа (примерно с 6 до 24 руб. за долл. ).

Отказ правительства от условий погашения ГКО—ОФЗ по суще­ству означал дефолт, или банкротство государства-должника. Такая односторонняя мера привела к огромным потерям у многих внутрен­них держателей ценных бумаг — Центрального банка, Сбербанка, группы крупных коммерческих банков, а также иностранных держа­телей, на долю которых приходилось около трети общего количества ГКО—ОФЗ. Это означало крах всей банковской системы: сотни мел­ких банков мгновенно разорились. Население страны фактически было брошено на произвол судьбы, поскольку закон о страховании банковских вкладов так и не был принят. Вкладчикам коммерческих банков предложили перевести их вклады (в том числе и валютные) в Сбербанк на очень невыгодных условиях. При изъятии вкладов день­ги выдавались по весьма низкому курсу, к тому же без начисления процентов и без учета инфляции.

Все это имело тяжелые социально-экономические последствия. Население страны разом потеряло доверие к правительству, полити­кам, банкирам, крупным предпринимателям. На фоне общего ухуд­шения состояния экономики вновь обострилась проблема безрабо­тицы, снижения жизненного уровня народа. Особенно большие по­тери понес так называемый средний класс, который перед этим стал укреплять свои позиции в бизнесе. Решение о дефолте вызвало самые негативные послед­ствия и за рубежом, привело к нежеланию иностранных кредиторов вкладывать капиталы в российскую экономику.

Вслед за этими событиями правительство во главе с СВ. Кириен­ко было отправлено в отставку. В сентябре 1998 года премьером был ут­вержден Е. М. Примаков, затем с мая 1999 года С. В. Степа­шин.

Одной из главных причин последующих перестановок в правитель­стве в августе 1999 года стало усиление напряженности на Северном Кавказе, поскольку чеченские сепаратисты нарушили Хасавюртовские соглашения, которые в 1996 году помогли уста­новить хрупкое перемирие в этом регионе. Чеченские формирования совершили нападение на соседний Дагестан и федеральному центру пришлось ввести туда войска и начать антитеррористическую опера­цию. Особую решительность при этом проявил секретарь Совета Бе­зопасности России В. В. Путин. Завершающим эта­пом в этой череде перестановок в исполнительной власти стала отставка Б. Н. Ельцина в 1999 году. При этом он своим указом утвердил до проведения досрочных президентских выборов на должность исполняющего обязанности президента В. В. Путина. На выборах 26 марта 2000 года В. В. Путин был избран президентом Рос­сийской Федерации в первом же туре. Все это послужило исходным пунктом формирования более устойчивых политических отношений в обществе как основы экономической стабилизации.

В течение 1999 года в стране шли поиски путей по выходу из кри­зисной ситуации, сложившейся после августа 1998 года. Прежде все­го необходимо было извлечь максимальную выгоду из девальвации рубля. Известно, что удешевление национальной валюты ограничи­вает импорт товаров и, следовательно, способствует подъему отече­ственного производства, особенно в отраслях, производящих продук­цию на экспорт. Следует отметить, что в течение 1999—2000 годов Россия во многом сумела воспользоваться благоприятными послед­ствиями падения курса рубля.

В этот период заметно активизировался процесс, связанный с урегулированием внешних долгов России. В результате длительных пе­реговоров с Парижским и Лондонским клубами кредиторов часть дол­гов удалось списать, а часть — реструктурировать с рассрочкой выплат на более отдаленные периоды.

Одновременно на мировом нефтяном рынке начался бурный рост цен, который во многом был спровоцирован позицией стран — чле­нов ОПЕК, выступавших  за сдерживание добычи и поставок продукции на рынок. В 2000 году цены на нефть поднялись выше 30 долл. за баррель. Дополнительные валютные поступления в бюджет от экспорта нефти дали возможность стабилизировать мак­роэкономические показатели, направить ресурсы на развитие важ­нейших секторов экономики и в социальную сферу.

Одним из первых начинаний В. В. Путина стало укрепление вер­тикали власти. Вся страна была поделена на семь федеральных окру­гов, куда были направлены полномочные представители президента для формирования единого правового пространства. Субъектам Федерации было предложено в кратчайшие сроки привести свои нормативные акты в соответствие с федеральным законодательством. Это, в свою очередь, должно было привести к выравниванию хозяйственных условий во всех регионах, ликвидации всевозможных налоговых льгот и т. д., усилению контро­ля со стороны государства за финансовой ситуацией в стране. Феде­ральный центр взял на себя ответственность за выполнение основ­ных социальных программ.

Итак, можно констатировать, что к концу XX века в России в ос­новном были реализованы цели, заложенные в программе правитель­ства Е. Т. Гайдара. В стране была проведена либерализация цен и внеш­неэкономической деятельности, осуществлена бюджетная и денеж­ная стабилизация, сформировался институт частной собственности. Это позволило приступить к разработке в 2000 году новой програм­мы социально-экономического развития страны. В ней заложены главные стратегические задачи, стоящие перед Россией на ближай­шую и отдаленную перспективу: проведение полноценной налоговой реформы с радикальным сокращением налогового бремени на биз­нес и граждан; дерегулирование хозяйственной деятельности субъек­тов рынка; снижение барьеров для их вхождения в рыночные струк­туры; защита института частной собственности при сохранении эф­фективного государственного сектора; совершенствование кредитной, финансовой, таможенной систем и т. д. Россия стоит на пороге глубоких преобразований системы пенсионного обеспечения, жилищно-коммунального хозяйства. На повестке дня также рефор­мирование армии, военно-промышленного комплекса, естественных монополий («ЕЭС России», «Газпром», МПС).

Знаменательный 2000 год — последний год уходящего XX века — оказался для российской экономики довольно успешным. После длительного перерыва рост ВВП составил в этом году 7%, впервые бюджет был сведен с профицитом, т. е. превышением доходов над расходами (без учета выплат по внешнему долгу). Стали оживать предприятия не только в топливно-энергетическом комплексе, но и в машиностроении, где производится импортозамещающая про­дукция. Постепенно в страну начали притекать иностранные инве­стиции, хотя и не в таком объеме, в каком требуется России.

Не менее успешными в экономическом отношении стали 2001— 2002 годы: сохранился рост ВВП, поддерживался профицит го­сударственного бюджета, инфляция не превышала допустимых на эти годы размеров. Россия своевременно выплачивает долги по внешнимзаймам. Уменьшилась социальная напряженность, характерная для страны еще несколько лет назад.

Одним из значительных событий 2001 года стало принятие Госу­дарственной Думой долгожданного Земельного кодекса, закрепивше­го право частной собственности на землю. В 2002 году Земельный кодекс был дополнен Законом об обороте земель сель­скохозяйственного назначения, что ознаменовало дальнейшее про­движение рыночных отношений в этом важном секторе российской экономики.

Таким образом, после долгих лет господства в России абсурдной системы страна меняется, преодолевая многочисленные препят­ствия на пути реформирования общества. Определенные успехи Рос­сии на этом пути начинают получать признание в мире. Наша стра­на уже принята в Совет Европы, Парижский и Лондонский клубы кредиторов, на очереди вступление в Организацию экономическо­го сотрудничества и развития, во Всемирную торговую организацию и другие международные организации. Россия как равноправный партнер участвует в заседаниях глав восьми ведущих мировых дер­жав и т. д

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...