Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

6. Проведение массовой приватизации




Рынок не может функционировать без раз­витого института частной собственности. Поэтому вопрос о переходе от государственной собственности к частной был одним из основных.

Союзное руководство пыталось решить этот вопрос в 1986—1988 годах, издав законы об индивидуальной трудо­вой деятельности, о кооперации и др., но на их основе полноценные частные предприятия так и не появились. Лишь в декабре 1990 года в Российской Федерации был принят Закон о предприятиях и предпринимательской деятельности, в соответствии с которым в России разрешалось учреждать различные формы индивидуальной трудовой де­ятельности, частные предприятия, полные товарищества, товарище­ства с ограниченной ответственностью и акционерные общества открытого и закрытого типа.

А. Чубайс, назначенный в ноябре 1991 года председателем Госком­имущества, стал настаивать на проведении быстрой и подлинной при­ватизации, ведущей к возникновению личных прав собственности. Главной задачей нового правительства было ренационализировать общественную собственность, которая в действительно­сти принадлежала номенклатуре. Чтобы избежать прямых сделок между чиновниками и покупателями, реформаторам следовало разработать такие правила приватизации, которые учитывали бы высокую степень коррумпированности государственного аппарата. Впервые за долгие десятилетия предполагалось проводить аукционы, открытые конкур­сы (тендеры), где напрямую сталкивались бы спрос и предложение.

Для остановки номенклатурной приватизации еще в октябре 1991 года крупные предприятия по указу президента были преобра­зованы в акционерные общества. Большая часть их акций передава­лась в государственные приватизационные комитеты, а не в отрасле­вые министерства. 29 декабря 1991 года были изданы «Основные по­ложения программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации в 1992 году». Было принято решение о том, что работники предприятий должны получать 25% капитала бесплатно, в виде привилегирован­ных акций. Этот шаг предпринимался с целью привлечения работ­ников в ряды активных сторонников приватизации.

Одновременно правительство выражало беспокойство по поводу того, что иностранные предприниматели в связи с постоянной деваль­вацией рубля могут скупить крупные предприятия за бесценок. Но этого не произошло, так как иностранные инвесторы опасались экономической и политической нестабильности и не спешили осуще­ствлять капиталовложения в российскую экономику.

В программе приватизации на 1992 год были установлены ограничения: не подлежали приватизации природные ресурсы, объекты культурного наследия и т. д.

Процесс приватизации в России проходил в два этапа.

Первый — этап ваучерной приватизации (1992—1994), в те­чение которого были созданы важные законодательные и норматив­ные документы, закрепляющие основные права акционеров, коллек­тивных и индивидуальных собственников.

В августе 1992 года был издан Указ президента «О введении системы приватизационных чеков в Россий­ской Федерации». Все граждане России, в том числе и дети, имели право на получение одного чека (ваучера) номинальной стоимостью 10 тыс. руб., уплатив в сберега­тельном банке в качестве выкупа 25 руб. Выдача ваучеров проходила с октября 1992 до конца января 1993 года. Существовало опасение, что население не захочет забирать свои чеки. Но к 31 января 1993 года их получили почти 97% российских граждан.

Ваучеры не были персональными, их можно было продавать, пе­редавать другому лицу, вкладывать в акции приватизированных предприятий. Предполагалось, что в будущем люди смогут получать проценты от прибыли этих предприятий, но на деле этого не произошло, поскольку роста в экономике не наблюдалось. Рынок ваучеров рассматривался правительством в качестве началь­ного этапа функционирования рынка ценных бумаг, а концентра­ция большого количества ваучеров, по мнению руководителей Госкомимущества, должна была сформировать реальных собствен­ников.

В 1993 году по всей стране стали создаваться чековые инвестици­онные фонды (ЧИФы). Опасаясь мошенничества, правительство за­ставило эти фонды получить лицензии. В целом по России было за­регистрировано около 650 фондов. Чтобы эти фонды вели себя на рынке цивилизованно, Госкомимущество не разрешало им скупать более 10% акций какого-либо одного предприятия. ЧИФы собрали более трети всех ваучеров. Правительство рассматривало ЧИФы как опору при формирова­нии будущего финансового рынка. Предполагалось, что ЧИФы в своей деятельности будут стремиться к макроэкономической стабилизации, к реальному инвестированию капиталов в производство. Однако российская дей­ствительность в очередной раз подтвердила ненадежность новых эко­номических структур. Эти фонды также, как и коммерческие банки, были заинтересованы лишь в росте своих дивидендов, а не в разви­тии производства.

В I квартале 1993 года около 75% средств чековых фондов были направлены в краткосрочные и среднесрочные спекуляции ваучера­ми и лишь 15% — непосредственно в акции приватизированных пред­приятий. Это объяснялось тем, что в ЧИФах были сосредоточены акции мелких и средних предприятий, на которые не было спроса.

В конце 1993 года из 290 опрошенных руководителей предприя­тий 70% заявили, что они не могут выплачивать дивиденды, отчего ваучерные фонды оказались в незавидном положении. По распоря­жению Госкомимущества на 1994 год повышалась доля акций ЧИФа в одной компании с 10 до 25%. После завершения ваучерной прива­тизации многие инвестиционные фонды тихо и незаметно ушли с рынка, продав ваучеры, так и не сумев использовать их соответству­ющим образом. К началу 1995 года из 650 фондов почти половина за­крылась, не пройдя необходимую перерегистрацию в паевые инвес­тиционные фонды.

В результате первого этапа приватизации в России началось со­здание институциональных основ рыночной экономики на базе раз­вития негосударственного сектора. Так, по данным Госкомимущества, на 1 января 1995 года насчитывалось более 25 тыс. зарегистрированных акционерных обществ. Именно на первом этапе приватизации на­чалось формирование биржевого и внебиржевого рынка корпоратив­ных ценных бумаг.

За эти годы были созданы тысячи крупных инвестиционных, стра­ховых, пенсионных компаний, множество коммерческих и инвести­ционных банков. Появился новый социальной слой — акционеры (около 40 млн человек), пайщики, новые частные собственники. В целом, к середине 1995 года количество приватизированных пред­приятий превысило число неприватизированных. В 1995 году весь негосударственный сектор произвел 70% ВВП.

Второй этап приватизации начался в 1995 году. Главной его особен­ностью был переход к денежной форме приватизации, когда развер­нулась основная борьба за реальную собственность. С самого начала этого этапа правительство рассчитывало на то, что среди потенци­альных инвесторов примерно 34% будет приходиться на иностран­ные компании, 25% — на российские банковские инвестиционные структуры, 25% — на население, около 10% — на инвестиционные компании (бывшие чековые фонды).

Государство и инвестиционные компании в ходе приватизации рассчитывали пополнить свой бюджет за счет продажи акций, чтобы можно было потом направить эти средства на инвестиционные цели. Предполагалось, что на втором этапе продажа акций будет проходить по определенному гра­фику на аукционах, чтобы поступления от продаж шли равномерно в течение года. Но намеченная схема работала плохо, тем­пы денежной приватизации были очень низкими, а доходы — нере­гулярными.

Причины этого заключались в том, что уже в 1994 году акции многих привлекательных для инвесторов предприятий были распроданы и в том, что в это же время стал формироваться ры­нок государственных ценных бумаг, куда устремились инвестиции. Значит, надо было занижать стартовые цены акций, выставляемых на продажу, что привело бы к негативным последствиям на еще неус­тойчивом рынке корпоративных ценных бумаг.

В 1994—1996 годах правительство продолжало поиски различных вариантов дальнейшей денежной приватизации. Наиболее удачной оказалась практика залоговых аукционов, когда государственные пакеты акций отдельных («точечных») предприятий не продавались, а передавались в доверительное управление на определенный период, во время которого победитель тендера получает возможность управ­лять этим пакетом акций, рискуя при этом потерять свои вложения. Всего в 1995 году в государственный бюджет от залоговых аукционов, на которые были выставлены пакеты акций 21 компании, поступило 691, 445 млн долл. и 400 млрд руб.

Итак, в результате процесса приватизации в России по состоянию на 1 июля 1997 года уже большая часть российских предприятий (1, 9 млн, или 71, 8 % от общего их числа) относилась к частной форме собственности.

Необходимо подчеркнуть, что приватизация в России относится к явлению, равного которому по масштабам в мировой практике не было. В сравнительно короткий срок был сформирован крупный негосудар­ственный сектор.

Не следует забывать, что в этот период проходила и традиционная малая приватизация. В России проводилась продажа предприятий розничной торговли, сферы ус­луг, общественного питания и т. д. Особенно активно малая привати­зация проходила в 1992—1993 годах. Всего к 1996 году было полнос­тью приватизировано более 84% малых предприятий.

Наряду с этим по всей стране осуществлялась приватизация жи­лья. Начало этому процессу было положено еще в 1988—1989 годах, но наиболее массовым он стал с июля 1991 года, когда был издан Акт о приватизации жилья.

Первоначально население не решалось приобретать квартиры в собственность, поскольку опасалось высоких налогов на недвижи­мость. Но, к началу 1995 года в стране было приобретено в собственность почти 11 млн квартир. Одновременно с этим в городах возник рынок жилья, что явилось при­знаком развития рыночной экономики.

Наиболее сложной в техническом и экономическом отношении оказалась приватизация земли, хотя частное владение землей вызыва­ло одобрение у населения страны. Противостояли же этому процессу руководители колхозов и совхозов, чиновники агропромышленного комплекса, стремившиеся сохранить в своих руках максимум функций по управлению сельским хозяйством.

Приватизация в аграрном секторе осложнялась его огромными масштабами, высокой степенью монополизации снабженческо-сбытовых и перерабатывающих организаций АПК, слабостью инфра­структуры и т. д. На местах почти не существовало полноценной ре­гистрации земельных площадей, полностью отсутствовали земель­ные инспекции. Земельная реформа столкнулась с мощным противостоянием аграрного лобби среди народных депутатов. В апреле 1992 года съезд народных депу­татов проголосовал против частной собствен­ности на землю. И лишь после сбора 1, 9 млн подписей среди насе­ления, организованного движением «Демократическая Россия» в декабре 1992 года, съезд одобрил ограниченное право на продажу земли.

В декабре 1991 года правительство приняло постановление о реорганизации кол­хозов и совхозов в любую стандартную форму ассоциаций. Большая часть колхозов была преобразована в форму партнерства, после чего их подчиненность министерству сельского хозяйства за­кончилась. К концу 1993 года 95% колхозов и совхозов произвели не­обходимые преобразования, что позволило зафиксировать иную юри­дическую и экономическую сущность крестьянских ассоциаций (то­вариществ).

Тем не менее колхозники и работники совхозов во многих регио­нах не спешили забирать свои паевые наделы и активы. Это объясня­лось, во-первых, неуверенностью крестьян в том, что реформы будут носить долговременный характер. Во-вторых, создание собственного хозяйства всегда сопряжено с большими затратами материальных и финансовых средств (на покупку техники, скота, семян, удобрений, на строительство хозяйственных помещений), которых у крестьян просто не было, а получение кредита было связано с невероятными трудностями. Но са­мая большая проблема заключалась в том, что на селе осталось со­всем мало людей в трудоспособном возрасте, имевших соответству­ющие специальност и желавших взвалить на себя нелегкую ношу ответственности за свое хозяйство.

Одновременно с процессом реорганизации колхозов и совхозов в стране шло дальнейшее развитие семейных ферм, их переход от арендной формы к частному хозяйству. К началу 1995 года их коли­чество составило 279 тыс. Впрочем, происходил и процесс сокра­щения числа семейных ферм: ежегодно примерно от 5 до 14 тыс. хозяйств распадалось. Становление фермерских хозяйств шло с большим трудом. Причин здесь много, в том числе и нерешенность вопросов о продаже земли, об ипотеке (залоге), о кредитах и пр.

Третьим направлением в продвижении земельной реформы яви­лось дальнейшее развитие личных подсобных хозяйств, рост числа зе­мельных участков в садовых товариществах и др. Если в 1990 году на их долю приходилось 2% пахотных земель, то уже в 1993 году их площадь уве­личилась до 5%. В эти же годы произошла массовая приватизация этих земельных участков, т. е. уве­личилось количество частных собственников.

Следует обратить внимание, что реформа в сельском хозяйстве продвигалась гораздо медленнее, чем в других секторах экономики. Но именно на селе удалось избежать крупных социальных потрясе­ний, которые время от времени охватывали другие отрасли народно­го хозяйства.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...