Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

2. Образы в картинах старинных художников




2. ОБРАЗЫ В КАРТИНАХ СТАРИННЫХ ХУДОЖНИКОВ

 

 

Как же найти четкий образ для своего персонажа и в точности передать его характер? За этим стоит обратиться к великим художникам, чьи персонажи в точности передавали настроение картины, идею, которую хотел передать творец.

 

 

2. 1. Тема

 

Тема – то, о чем создано произведение, обобщает круг жизненных явлений, затронутых в произведении. Формируется путем сложного отбора качеств имеющих общечеловеческую ценность. В искусстве существуют «вечные» темы к которым обращаются художники со времен, когда человек начал осознавать себя личностью: любовь, материнство, тема борьбы добра и зла, самопожертвование.

В произведении может быть одна большая тема, или несколько тем при одной главной, или ряд относительно равноправных тем.

2. 2. Идея

Идея художественного произведения – то, что передает автор, (его настроение, тоску, печаль), главный смысл. Идеи опираются на позицию автора и его мировоззрение. Идея входит в содержание художественного процесса вместе с темой и неотрывно от нее. Она пронизывает всё художественное произведение.

Французский скульптор ХІХ-ХХв. в. А. Майоль создал скульптуру сидящей обнаженной женщины и назвал ее «Мысль». Тема— изображение гармонического тела в покое, в позе раздумья, идея-мысль есть покой и гармония.

 

 

Рисунок 14. " Мысль", А. Майоль

 

Мысль как художественный образ, стала идеей и других произведений. Скульптура французского художника О. Родена «Мыслитель» передает напряжение мысли, а в картине Литовского мастера М. Чюрлениса мысль- прожектор, освещающий тьму.

Рисунок 15. " Мыслитель", О. Роден

2. 3. Форма

 

Форма в искусстве — это выражение и существование содержания, его внутренняя организация. В эстетике – содержание не существует без формы, как и форма не может быть без содержания. Их компоненты так переплетены и взаимосвязаны, что трудно разделить содержательные и формальные составляющие произведения даже при анализе искусства. В самом же произведении они образуют единое и нераздельное целое, собственно и составляющее феномен произведения искусства.

Подобно содержанию, она имеет свою структуру и упорядоченность. Различают внутреннюю и внешнюю форму.

1. Внутренняя форма - структурно – композиционный аспект художественного произведения, возникает вместе с содержанием еще в замысле. Это характеры, персонажи, сюжеты, композиция. Внутренняя форма оказывает влияние на выбор внешней формы и работу с материалом и «языком» искусства.

Сюжет— это последовательность и связь описания событий в литературном или сценическом произведении; в произведении изобразительного искусства — предмет изображения (словарь Ожегова); одно из основных средств раскрытия темы. Событие, которое взволновало художника, со временем ляжет в основу сюжета, но в общем плане приобретет качества темы.

Так в картине К. Брюллова «Последний день Помпеи» можно выделить две темы: разрушения и человеческого самопожертвования. Сюжетом для картины послужили трагические события в Помпеях во время катастрофического извержения Везувия в 79 году нашей эры.

 

Рисунок 16. «Последний день Помпеи», К. Брюллов

 

Композиция — важнейший организационный элемент, состоящий из приемов и закономерностей, служащих для создания художественного произведения и придающих ему выразительность и гармоничность. Композиция отвечает за соотношение и соразмерность отдельных частей и элементов, за их расположение в пространстве и согласованность таким образом, чтобы придать всему произведению единство и целостность восприятия. Построение- в каждом виде искусства специфично. Иногда (в джазе) выражает отсутствие правил, импровизацию.

От четкости композиционного решения зависит художественное содержание произведения. Так, трагизм народной жизни, драматическая страница русской истории в гениальном произведении В. Сурикова «Утро стрелецкой казни» раскрывается не только в сюжете, но и во всей совокупности композиционных приемов. Точное размещение на полотне противоборствующих сил достигается и цветной гаммой, и бликами света, все подчинено общему замыслу. Как и во всех произведениях, с совершенным композиционным решением, в картине В. Сурикова нельзя ничего изменить, даже небольшую деталь, не нарушив целого.

Рисунок 17. " Утро стрелецкой казни", В. Суриков

 

2. Внешняя форма – материальные изобразительные средства, определённым образом организованные для воплощения содержания, внутренней формы.

В искусстве образное, художественное восприятие действительности, вместе с отношением художника к этой действительности сохраняется, более того, формируется в вещественном материале, получающем специфическую обработку. Благодаря этому материал входит в форму художественного образа и воздействуя на органы чувств, дает непосредственное знание самого отражения действительности, как оно существует в голове художника.

Так элементы скульптуры и живописи — объем и плоскость, линия и форма, цвет и светотень, и др. получают точное предметное значение, соотносятся с определенными чувственно – конкретными явлениями действительности. Краска на палитре художника – материал, на полотне – составная часть произведения. В рисунке от руки бумага – и материал и элемент готового произведения искусства. Художник в процессе воплощения замысла стремится раскрыть возможности материала, художественно их «обыграть». Особенности материала сказываются на форме, а через нее – на содержании.

Язык – совокупность характерных для определённого вида произведения изобразительных средств и специфика их применения. По словам известного русского писателя и философа Л. Н. Толстого, «художник посредством специфического языка искусства вводит субъект восприятия в свой мир, убеждает в целесообразности своей жизни, заражает пережитым эстетическим чувством, побуждает к сопереживанию». В каждом виде искусства есть законы внутренней организации специфических выразительных средств. Потому одно и тоже средство выражения выполняет разные функции в разных видах искусства: линия в живописи и графике, слово в лирике и романе, интонация в музыке и поэзии, цвет в живописи и в кино, жест в пантомиме, танце, драматическом действии. При этом принципы формообразования одних видов и жанров воздействуют на другие.

Язык искусства подвержен влиянию социально-исторического содержания эпохи, господствующих настроений и идеалов. Все, что искусство черпает в природе, в общественной жизни, технике, повседневном человеческом опыте для пополнения своих формальных средств, перерабатывается в специфическую худ. систему. Например, ритмическая организация стихотворной речи, прямая и обратная перспектива в живописи, мелодия в музыке и т. д.

Жанр – компонент художественной формы, род произведений в пределах какого-нибудь искусства, отличающийся особыми, только ему свойственными сюжетными, стилистическими признаками.

Именно из всех этих компонентов складывается художественный образ картины. Персонаж картины неотъемлемая часть её и вырванная из контекста будет восприниматься уже по-другому.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...