Северо–Западный государственный медицинский
Стр 1 из 37Следующая ⇒ Министерство здравоохранения Российской Федерации Северо–Западный государственный медицинский университет имени И. И. Мечникова Кафедра социально-гуманитарных наук, экономики и права Селезнев В. Д., Артемьев Т. М., Собольникова Е. Н., Хомутова Н. Н. ФИЛОСОФИЯ Часть 1
Учебное пособие
Санкт-Петербург
УДК ББК
В. Д. Селезнев, Т. М. Артемьев, Е. Н. Собольникова, Н. Н. Хомутова. Философия. Часть 1. Учебное пособие. — СПб.: Издательство ГБОУ ВПО СЗГМУ им. И. И. Мечникова, 2021. – 184 с.
Рецензент: Марков Б. В. профессор СПбГУ, доктор философских наук
В учебном пособии рассматриваются проблемы философии с учетом специфики медицинского ВУЗа. В пособие включены основные понятия и проблемы курса философии, которые предполагают требования ФГОС. Пособие охватывает и интерпретирует философскую проблематику разных исторических эпох, понятийный аппарат философии, что позволяет студентам развивать универсальные компетенции. Учебное пособие предназначено для студентов 2 курса лечебного и педиатрического факультетов медицинского ВУЗа.
Утверждено в качестве учебного пособия Методическим советом ФГБОУ ВПО СЗГМУ им. И. И. Мечникова протокол № ____ от «___» ____20____ г.
© В. Д. Селезнев, Т. М. Артемьев, Е. Н Собольникова, Н. Н. Хомутова, 2021 г. ОГЛАВЛЕНИЕ Введение 5 Глава 1. ФИЛОСОФИЯ, КРУГ ЕЕ ПРОБЛЕМ И РОЛЬ В ОБЩЕСТВЕ 6 1. 1. Предмет философии. Философия и мировоззрение 1. 2. Специфика философского мышления Основные функции философии
1. 3. Философия в системе культуры 1. 4. Философия и медицина в системе культуры. Глава 2. АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ 21 2. 1. Своеобразие античной философии. Милетская школа философов 2. 2. Философские взгляды Гераклита и элеаты. Атомизм Демокрита 2. 3. Сократ и его школа. Объективный идеализм Платона 2. 4. Философские взгляды Аристотеля 2. 5. Философия эллинистической эпохи. Материализм Эпикура и Лукреция Кара. Греческий и римский стоицизм 2. 6. Философские идеи в античной медицине. Эмпедокл. Гиппократ об основах врачебного искусства. Медицина Галена Глава 3. ФИЛОСОФИЯ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ И ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ. ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ 40 3. 1. Апологетика и патристика. Аврелий Августин 3. 2. Схоластика. Философский синтез Фомы Аквинского 3. 3. Антропоцентризм и гуманизм философии Возрождения 3. 4. Ф. Бэкон – основоположник эмпиризма и его последователи 3. 5. Рационализм в философии Нового времени. Философия Р. Декарта и его последователи 3. 6. Философские идеи французских просветителей XVIII века Глава 4. НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ И МАРКСИЗМ 60 4. 1. Гносеология И. Канта 4. 2. Антропология И. Канта. Эмпирическая природа человека и его нравственная сущность 4. 3. Объективный идеализм Г. Гегеля 4. 4. Идея радикального преобразования мира в философии марксизма Глава 6. РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ 81 5. 1. Основные этапы и особенности развития русской философской мысли 5. 2. Славянофилы и западники об исторических судьбах человека и России 5. 3. Идеи всеединства в русской философии. Философия В. С. Соловьёва 5. 4. Русская религиозно-идеалистическая философия конца ХIХ ‑ и первой половины ХХ века 5. 5. Философия «русского космизма». Философские идеи русских врачей естествоиспытателей
Глава 7. СОВРЕМЕННАЯ ЗАПАДНАЯ ФИЛОСОФИЯ 106 7. 1. Философия жизни 7. 2. Феноменология и экзистенциализм о человеческом существовании как философской проблеме 7. 3. Позитивистские концепции научного знания. Основные этапы эволюции позитивизма 7. 4. Философская герменевтика и постструктурализм 7. 5. Философия постмодернизма Глава 7. УЧЕНИЕ О БЫТИИ 131 7. 1. Понятие бытия и его формы 7. 2. Философское понимание материи 7. 3. Пространство и время как формы существования материи 7. 4. Природа и ее законы 7. 5. Диалектика – учение о развитии 7. 6. Основные категории диалектики и их значение для медицины Заключение … ЕГО НЕТ Вопросы проблемного характера 161 Список рекомендованной литературы 169
Введение Предлагаемое вниманию читателей учебное пособие по философии имеет ряд особенностей. Во-первых, авторы исходили из того обстоятельства, что студенты второго курса медицинского ВУЗа уже знакомы с общественными дисциплинами и, в частности, с элементами философского знания из курса обществоведения в средней школе. Во-вторых, на первом курсе медицинских институтов в настоящее время изучается целый ряд общественных дисциплин, которые помогают студентам быстрее и лучше воспринимать философию, особенно её мировоззренческий и методологический аспекты. В-третьих, большое внимание в работе уделяется рассмотрению новых, так называемых глобальных проблем, возникших на рубеже XX и XXI веков и требующих для своего решения взаимодействия всех стран и народов планеты, ибо их игнорирование может привести к исчезновению самого человечества. При этом основной акцент делается на участие в их решении медицинского сообщества. Таким образом, можно сказать, что данное учебное пособие связывает воедино философию и медицину, показывает их неразрывную связь в теоретической плоскости, утверждает диалектическое единство этих двух таких различных и, в то же время, таких близких дисциплин. Недаром «отец медицины» Гиппократ утверждал, что «врач-философ подобен богу», будущий врач должен знать общекультурные особенности развития философской мысли, чтобы стать профессиональнее как специалист и интереснее как личность.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|