Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

3.3. Антропоцентризм и гуманизм философии Возрождения




Возрождение – эпоха в развитии европейской культуры и философии, охватывающая ХV–ХVI вв. Термин Возрождение связан с обращением к античным истокам, желанием «возродить Древний мир». Начиная с ХV в. происходит целый ряд изменений в социально-экономической и духовной жизни. Они были связаны и с освобождением от полной зависимости человека от церкви и религии, и наступлением эпохи художественно-эстетической. Во время Возрождения было выработано новое философское мировоззрение, прежде всего благодаря творчеству целой плеяды выдающихся философов, таких как: Николай Кузанский, Марсилио Фичино, Микеланджело, Джордано Бруно, Николо Макиавелли, Леонардо де Винчи и др. Основные идеи философии эпохи Возрождения:

1. Антропоцентризм. Философы формально по-прежнему в центр внимания ставили Бога, но преимущественное внимание уделяли уже не ему, а человеку. Философской основой был антропоцентрический неоплатонизм.

2. Гуманизм. Признание человека личностью, его права на творчество, свободу и счастье. Имелось в виду, что этого можно достичь, прежде всего, за счёт возрождения характерного для античности интереса к гуманитарному знанию.

3. Постулирование творческой сущности человека. Человек никому не подражает: ни Богу, ни природе; он сам по себе деятелен, он творит, в основном рукотворно, ремесленно.

4. Личностно-материальное понимание мира. Всё существующее понимается в проекции на человека при максимальном интересе к телесному началу.

5. Эстетика. Идея доминирования эстетического понимания действительности над моральными и научными представлениями.

6. Антисхоластика. Стремление развенчать мнимые авторитеты и пропагандируемые ими догмы. С этой точки зрения, особое значение имела Реформация, в период которой начались религиозные реформы, проводимые Я. Гусом, М. Лютером, Т. Мюнцером, Ж. Кальвином.

7. Геометрически-структурное понимание мира. Понимание мира, дополненное диалектикой перехода, характерного для бесконечно малого и бесконечно большого и их соотношения между собой.

8. Пантеизм. В переводе с греческого «пантеизм» означает всебожие. Христианский Бог здесь утрачивает свой трансцендентный характер, он как бы сливается с природой, а последняя тем самым обожествляется и приобретает новые черты.

Николай Кузанский (1401 –1464 гг. ) – развил три главные части своего учения: концепцию о совпадении абсолютного максимума и абсолютного минимума, структурно-математический метод, и то, что он называет «учёным неведением».

а) Бесконечность возникает в нашем сознании путём определённого качественного скачка. Бессмысленно увеличивать или уменьшать, умножать или делить бесконечность. Следовательно, существует абсолютный максимум, который не страдает ни от каких конечных операций. Но будучи в этом смысле неделимым, он есть также и абсолютный минимум. Из этого заключения Кузанский делает вывод о совпадении противоположностей в бесконечности. Следовательно, в Боге, поскольку он бесконечен, все различия и противопоставления тварного мира исчезают. Бесконечность, т. е. Бог, есть истина во всей полноте. Бог поэтому одинаково выше и всякого утверждения и всякого отрицания. Однако, совпадение противоположностей в бесконечности в качестве намёка на божественное, встречается и в тварном мире. Например, окружность превратилась бы в прямую линию, если бы обладала бесконечно большим радиусом. Точно так же треугольник при увеличении до бесконечности одной из сторон превращается в прямую линию.

б) Отправным пунктом структурно-математического метода является понятие «бытие-возможность». «Бытие-возможность» есть «дифференциал всего мирового бытия». Иначе говоря, это зародыш всех миров. Это сжатый или стянутый максимум и как таковой он есть подобие высшего божественного максимума. Подобие двух максимумов связано, прежде всего, с их непрерывностью, становлением, текучестью. Оно есть вечное становление и неисчерпаемость. Кузанский обращает внимание не на отдельные вещи и предметы, а на процессы. Именно процессуальность тварного мира составляет основу его подобия миру божественному. Процессуальность тварного мира объединяет его с миром вечным; прерывность, остановки, разделённость предметов во времени и пространстве отличают тварный мир от божественного.

в) Наше знание состоит в сравнении и сопоставлении того, что нам неизвестно, с тем, что известно. Такой процесс познания не испытывает трудности, когда познают вещи конечные. Однако по-другому обстоит дело, когда речь идёт о вещах бесконечных, – таково же большинство абстрактных объектов, объектов не чувственных, а мыслимых. Бесконечное не может быть познано посредством сопоставления с конечным, а только последнее нам известно достоверно. Познание бесконечного прямым путём невозможно. Если к познанию бесконечного нет прямого пути, то следует искать косвенный, «обходной» путь. Этот путь может быть только ступенчатым, поскольку посредствующими звеньями в нём будут выступать конечные вещи.

Пантеистическая натурфилософия Д. Бруно (1548 –1600 гг. ) была высшей точкой развития философской мысли Возрождения, поскольку в ней были соединены материализм, стихийная диалектика, гуманизм, величие природы. В метафизике Бруно от высшего бесконечного «начала» (Сверхразума, Бога) происходит вся Вселенная: Мировая Душа, атрибутом которой является всеобщий разум – источник и генератор форм, и материя, движущаяся в разные стороны. Мировая Душа структурирует, оформляет материю, создавая её конкретные формы, вещи и сохраняя с ней единство. Таким образом, вещи содержат в себе разум: всё одухотворено. Бог рационально непостижим, поскольку по следствиям трудно познать причину. Снимая, далее, границу между творцом и творением, Бруно разрушает и традиционную противоположность форм – как начала неделимого, а потому активного и творческого, с одной стороны, и материи как начала беспредельного, а потому пассивного, с другой. Бруно, таким образом, не только передаёт самой природе то, что в Средние века приписывалось Богу, а именно активный, творческий импульс. Он идёт значительно дальше, отнимая у формы и передавая материи то начало жизни и движения, которое со времён Платона и Аристотеля считалось присущим именно форме. Природа, согласно Бруно, есть «Бог в вещах». Бруно стремится возвеличить личность, героическую личность, а делает он это через пантеизм, т. е. растворение Бога в природе. От типичного для эпохи Возрождения личностно – материального понимания мира Бруно переходит к философии, в центре внимания которой окажется человек разумеющий и максимально деятельный. Это уже новый переход от философии эпохи Возрождения к философии Нового времени.

Н. Макиавелли (1469 –1527). Главная книга «Государь». Государство, считает он, есть дело человеческих рук, и Бог никакого участия в его установлении не принимает. Макиавелли провозглашает тезис: «Цель оправдывает средства». Мудрый правитель обязан «по возможности не удаляться от добра, но при надобности не чураться и зла». Правитель должен сочетать в себе качества льва, способного расправиться с любым из врагов, и лисицы, способной провести самого изощрённого хитреца.

Ибн-Сина (Авиценна ) (980 –1037 гг. ) – среднеазиатский философ иранского происхождения, врач и учёный. Главное его философское произведение – «Книга исцеления». Труд состоит из 18 томов, которые составляют четыре отдела: логику, физику, математику и метафизику. Как и Аристотель, Ибн-Сина теорию материи и формы считает методологической основой обобщений и естественно-научных классификаций. Индивидуальность вещи определяется соответствующей мерой материи. Форма и материя существуют в единстве и составляют все противоположные необходимые стороны всех вещей. Единство и сочетание формы и материи образуют субстанцию.

Наиболее оригинальной частью его философии является учение о бытии. Он рассматривает два вида бытия – Необходимо-Сущее и Возможно-Сущее бытие. Необходимо-Сущее бытие – это непреложное бытие – духовная сущность. Оно «чистое», «доброе», «чистая истина» и «чистый разум». Необходимо-Сущее напоминает «Единое» Платона и «перводвигатель» Аристотеля. Возможно-Сущее – это природа, материальный мир во всей его изменчивости и многообразии. Между Необходимо-Сущим и Возможно-Сущим имеется постоянная связь: это связь духа и природы. Раз дух вечен, а он неразрывно связан с природой, то и природа вечна. Философия Ибн-Сина является объективно идеалистической. Однако у Ибн-Сины Необходимо-Сущее не творит мир, а эманирует (эманация – истечение) его. Другими словами, все вещи существующего мира как бы истекают (исходят) из единого начала. В эманации, как её представляет Ибн-Сина, угадана им самоэволюция природы. Он рассматривает возникновение мира минералов, его переход к миру растений, затем к миру животных, а из него – к миру людей.

Ибн-Сина, как и Аристотель, выделяет три вида души: растительную, животную, разумную. Последняя присуща человеку. В разумной человеческой душе Ибн-Сина выделяет умозрительную и практическую силы. Умозрительная сила представляет собой субстанцию познавательной деятельности человека. Практическая сила – субстанцию общественно-политической, преобразующей деятельности человека. Ибн-Сина не отрицает бессмертия души. Он стимулировал дальнейшее развитие не только восточной, но и западной культуры и науки. Его «Канон врачебной науки» в течение шести столетий служил учебным пособием для медиков Европы, где его воспринимали как своего рода медицинскую Библию. Всемирную известность получила также его медицинская поэма, написанная на арабском языке в стихах. Это, по существу, миниатюрный «Канон врачебной науки».

Парацельс (1493 –1541) – философ, естествоиспытатель, врач. Самым характерным для Парацельса была его идея о тождестве микро- и макрокосма. При этом натуралистическое, природное начало брало вверх над божественно-сверхестественным. В центре поучения – понятие природы как живого целого, пронизанное магическими силами, которые находят своё проявление не только в строении и функциях живых существ – растений, животных, людей, ангелов и демонов, но и в неодушевлённых стихиях. Парацельс устанавливает особую систему аналогий между различными органами человека и животных, с одной стороны, и частями растений, строением минералов и движением небесных светил, с другой. Вся природа, по Парацельсу, должна быть понята, исходя из трёх алхимических элементов – ртути, серы и соли; ртуть соответствует духу, сера – душе, а соль – телу. Подобно тому, как в человеке всеми отправлениями тела «заведует» душа, точно так же в каждой части природы находится некое одушевлённое начало – архей, а потому для овладения силами природы необходимо постигнуть этот архей; войти с ним в своего рода магический контакт и научиться им управлять. Познание человеком своей души – путь к постижению природы и овладению её силами. Воображение, в отличие от фантазии, это магическое созидание образа как реального тела нашей мысли, которая понимается как практически-волевое устремление души. Вся природа у Парацельса населена духами и демонами, то задача медицины – восстанавливать нарушенный вторжением чуждого духа порядок, который в здоровом состоянии обеспечивается археем – верховным жизненным духом всякого существа.

Андрей Везалий (1514 –1564). Он указал на ошибки Галена, касающиеся строения кисти рук, тазового пояса, грудной кости, но главное, в строении сердца. Важность его открытий состояла в том, что он не побоялся выступить с опровержением высочайшего авторитета. Против Везалия возбудили церковное преследование: его анатомические описания противоречили библейскому сказанию о сотворении Евы из ребра Адама.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...