Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

3.6. Философские идеи французских просветителей XVIII века.




Наиболее яркими выразителями идеи просвещения, наряду с английскими философами, были французские мыслители, идеологи нарождающейся буржуазной революции 1789 г.: Д. Дидро, П. Гольбах, Де Аламбер, Ламетри, Гельвеций. Все они были представителями материалистической традиции в истории философской мысли. Исходным пунктом их воззрений на природу является понятие материи. Материя есть то, что вне нас, что оказывает влияние на наши органы чувств. Самым существенным для материи, по их мнению, является движение. Однако движение понимается ими как простое механическое перемещение, как вечный круговорот. Сама материя несотворима и неуничтожима, а движение ‑ вечное свойство её существования. Метафизичность их философии сказывается не только в понимании самой материи, но и в том, что они пытались дать ей чёткие физические характеристики, отождествляя её с атомами (Гольбах) или молекулами (Дидро). Первоначальными свойствами материи считались протяжённость, тяжесть, форма, непроницаемость. В своей борьбе с идеализмом французские мыслители большое внимание уделяли обоснованию существования объективных законов природы, понимая их, прежде всего, как законы механики и распространяя эти законы и на человека. Человек - часть природы, только чувствующая и мыслящая. В этом плане даже шло отождествление человека с машиной. Наиболее ярко эта мысль была выражена в работе Ж. О. Ламетри «Человек-машина». На её основе делался вывод о полной несвободе человека, о фаталистической необходимости, которая господствует и в природе, и в обществе.

В учении о познании последовательно развивался материализм. Все они исходили из сенсуализма, признавая, что, источником познания является внешний мир, данные которого добываются органами чувств. Однако, метафизически отрывая логическую ступень познания от чувственной, они впадали в ошибку, раскрывая роль разума в познании. Разум лишь воспринимает результат чувственного опыта и хранит его благодаря памяти. Поэтому их теория познания фактически сводилась к пассивному созерцанию. Они не видели активности человеческого сознания, и это было их главной ошибкой в гносеологии.

Несколько обособленно от французских материалистов ХVIII века находился Ж. -Ж. Руссо (1712 – 1778). Если перечисленные выше представители французского Просвещения представляли высшие и средние слои общества и были идеологами буржуазной революции, то Руссо представлял самые низшие слои общества. Основная тема его философских размышлений – судьба простого человека из народа. Значение Руссо для истории мысли в тех идеях, которые он высказал как социолог, как политический мыслитель, моралист и педагог. Руссо радикальный демократ горячо и искренне сочувствующий народу. Руссо верит, что простой переход к буржуазному обществу не уничтожит неравенства между богатыми и бедными. Юридическое равенство, которое отстаивали адепты идущей к власти буржуазии, не принесёт действительного равенства между людьми. Более того, Руссо предсказывает, что наступит время, когда бедные восстанут против богатых. Однако он видит противоречия современной ему социальной жизни в противоречии между «природой» и «культурой», между естественной, гармоничной жизнью чувства и искусственностью, односторонностью рассудочного мышления. Успехи наук и искусства не были, утверждает Руссо, успехом нравственности. Наоборот, нравы испортились и пали всюду, где произошло возрождение художественных и научных знаний. Специализация в области труда, способная породить расцвет ремёсел и искусств, в то же время усиливает зависимость человека от труда профессий, превращает цельную личность в частицу большого целого, порождает крайнюю односторонность. «Сделайте человека вновь единым, – призывал Руссо, – и вы сделаете его таким счастливым, каким он только может быть».

Исследуя вопрос о природе человеческого неравенства, Руссо выдвигает гипотезу о первоначальном «естественном состоянии» человечества, из которого возникла цивилизация. Исходная точка такого состояния у Руссо отлична от Гоббса. Человек (дикарь) в естественном состоянии не был ни зол, ни добр, не имел ни пороков, ни добродетелей. Он не был злым, ибо не знал, что значит быть добрым. В естественном состоянии не могло возникнуть угнетения. Отсюда знаменитый призыв Руссо: «назад к природе», где все были равны и не было угнетения человека человеком. Если Руссо видел этот источник в возникновении частной собственности, то Вольтер, Гельвеций, Гольбах, напротив, считали, что не частная собственность, а природное неравенство сил и способностей людей, действия тиранов и несправедливых правителей приводят к неравномерному распределению общественного богатства.

Предлагая преобразовать общество на принципах разума и справедливости, французские просветители отстаивали пути мирного реформирования общества, идущего сверху от «просвещённых правителей». Революционный путь преобразования общества признавался ими как крайний случай для свержения такой власти, которая отказывается от просвещённого правления и является «просто разбоем», делающим общество несчастным. Философия французского Просвещения подготовила духовные основы Французской буржуазной революции 1789 –1794 гг. Она выдвинула и обосновала такие принципы гражданского общества, как свобода, равенство, братство, социальная справедливость и гуманизм.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...