Глава 4. Немецкая классическая философия и марксизм
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ 1. В чем смысл основного принципа философии Средневековья теоцентризма? 2. Кого называют первыми христианскими апологетами? От кого необходимо было защищать идеи христианства в первые века нашей эры? 3. Кого называют «Отцами церкви»? 4. В чем заключается смысл истории по Августину? По каким критериям он различает «град Божий» и «Град земной»? 5. Какую роль в развитии схоластической философии сыграла средневековая система образования, первые европейские университеты? 6. Кто явился автором философии томизма? Какова была роль философии Аристотеля в формировании томизма и всей западноевропейской схоластики? 7. Какие аргументы в защиту существования Бога приводит Фома Аквинский? 8. Каковы особенности новоевропейской классической философии? В чем заключался культ разума в этот период? 9. Почему проблема метода научного познания стала основной для философии XVIII века? 10. Почему XVIII век в европейской истории называют эпохой Просвещения? Почему именно в эпоху Просвещения появляется идея исторического прогресса, и в чем ее суть? В чем заключается новизна взглядов французского Просвещения на человека и общество?
Глава 4. НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ И МАРКСИЗМ 4. 1. Гносеология И. Канта. Немецкая классическая философия – это значительный этап в развитии философской мысли и культуры человечества. Она представлена творчеством Иммануила Канта (1724 –1804), Георга Гегеля (1770 –1831), Людвига Фейербаха (1804 –1872), Иоганна Фихте (1762 –1814), Фридриха Шеллинга (1755 – 1854). Каждый из этих философов создал свою философскую систему, отличающуюся богатством идей и концепций. Вместе с тем немецкая классическая философия представляет собой единое духовное образование, которое характеризуется следующими общими чертами: своеобразным пониманием роли философии в истории человечества, в развитии мировой культуры; исследованием не только человеческой истории, но и человеческой сущности; отношением к философии как к специальной системе философских дисциплин, категорий, идей; разработкой целостной концепции диалектики; подчёркиванием роли философии в разработке проблем гуманизма.
Родоначальником немецкой классической философии является И. Кант. Ему принадлежит первенство в обосновании зависимости приливов и отливов от положения Луны, а также научной гипотезы о происхождении Солнечной системы из гигантской газовой туманности. Эта гипотеза, скорректированная Лапласом, и сейчас рассматривается как один из возможных вариантов происхождения Вселенной. Кант опубликовал три фундаментальных работы – «Критика чистого разума» (1781), «Критика практического разума» (1788), «Критика способности суждения» (1790). Философ осуществил гносеологический поворот в постановке и решении философских проблем. В средневековой философии и Возрождении центральное место занимало учение о бытии. Философы Нового времени перенесли акцент на проблемы знания, обращая особое внимание на анализ объекта познания. Кант делает предметом философии специфику познающего субъекта, который определяет способ познания и контролирует предмет знания. У Канта возникает задача: установить различие между субъективными и объективными элементами знания в самом субъекте в его различных уровнях и структурах. Кант впервые в философии ставит вопрос о всеобщности субъекта. В самом субъекте он различает два уровня: эмпирический (опытный) и трансцендентальный (находящийся как бы на границе, между индивидуальным опытом и сферой, недоступной познанию). К эмпирическому уровню он относит индивидуально-психологические особенности человека, к трансцендентальному – надындивидуальное начало в человеке, т. е. всеобщие определения человека как такового, человека как представителя человечества. Предметом теоретической философии, по Канту, должно быть не изучение вещей в природе, мире, а исследование познавательной деятельности, установление законов человеческого разума и его границ. В этом смысле Кант называет свою философию трансцендентальной.
По Канту, существует мир вещей самих по себе, независимый от человеческого сознания, он воздействует на органы чувств, вызывая в них ощущения. Когда он переходит к исследованию вопроса о границах и возможностях человеческого познания, его формах, Кант заявляет – это мир «вещей в себе», т. е. мир не познаваемый посредством разума, а являющийся предметом веры. Бог, душа, бессмертие, «вещи в себе», по Канту, трансцендентны, т. е. потусторонни, существуют вне времени и пространства. Кант показал недостатки формальной логики, которая рассматривала только форму суждения и умозаключения, не затрагивая их содержания. Например: «Все люди смертны. Сократ – человек, следовательно, Сократ смертен». Это умозаключение верно не потому, что в нём речь идёт о людях. Оно верно по своей форме, в которой всё легко заменяется символами – все А суть В, X есть А, следовательно, X есть В. Формальная логика не позволяет получать нового знания, а только преобразует уже имеющиеся знания. Это логика анализа, а не синтеза. Кант делит всё знание на опытное и доопытное. Способ образования этих знаний различен: первое выводится индуктивным путём, т. е. на основе обобщения множественных данных опыта. В нём возможны заблуждения, ошибки. Уже то, что опыт никогда не заканчивается, означает, что всеобщего знания он не даст. Всеобщее и необходимое знание является априорным, т. е. доопытным и вне-опытным по своему принципу. Априорные суждения Кант делит на два типа аналитические и синтетические. Аналитические суждения как бы раскрывают содержание наших понятий («треугольник – это плоская геометрическая фигура, имеющая три угла»). Синтетические суждения дают новое знание о субъекте («Эта роза красна»). Здесь происходит синтез содержания внутри самого суждения (ни в понятии двойки, ни в понятии пятёрки не содержится понятия их суммы). Кант ставит вопрос; как возможны синтетические априорные суждения? Правила синтеза изучает особая логика, которую он называет трансцендентальной. Именно она оборачивается у Канта теорией познания нового типа.
Согласно Канту, доопытные суждения мы способны высказывать потому, что владеем некими «схемами». Если мы хотим понять суть какого-то явления, то обязательно ищем его основание или причину. В результате понятие причины оказывается той наиболее широкой рамкой и «схемой», согласно которой движется всякое познание. А поскольку «схематизм» имеет место уже на ступени чувственного восприятия, то Кант делит все имеющиеся в нас, врожденные категории на априорные формы созерцания и рассудочные понятия. Все то, что всеобще и необходимо — априорно. Понятия подчиняются логическим законам мышления, формальны и не зависят от содержания. Недопустимость логических противоречий создает обязательность результатов мышления. Он рассматривает три сферы познания: чувства, рассудок, разум. Посредством чувства предметы нам даются; посредством рассудка они мыслятся; разум же направлен на рассудок и с опытом совсем не связан. Чувства. Чувственные данные, которые мы получаем извне формируются сознанием. Именно поэтому наука возможна в пределах опыта. До Канта эмпирики полагали, что наше сознание приспосабливается к природе. Кант же сделал вывод, что сознание человека приноравливает к своей схеме чувственный материал. «Рассудок не черпает свои законы (a priori) из природы, а предписывает их ей», - пишет он. Живое созерцание с помощью чувств имеет свои формы существования и познания – пространство и время. Они не существуют объективно, а являются нашей способностью восприятия предметов. Пространство – это априорная форма внешнего чувства (или внешнего созерцания), время – априорная форма внутреннего (внутреннего созерцания). Рассудок. Рассудок – это способность мыслить предмет чувственного созерцания. Рассудок – это мышление, оперирующее понятиями и категориями. Рассудок, по Канту, выполняет функцию подведения многообразного чувственного материала под единство понятий и категорий. Категории являются априорными формами рассудка. Не предмет является источником знаний о нем в виде понятий и категорий, а, напротив, формы рассудка – понятия и категории – конструируют предмет. Мы можем познать, считает Кант, только то, что сами создали. Понятия и категории носят независящий от индивидуального сознания необходимый и всеобщий характер. Поэтому знание, основанное на них, приобретает объективный характер. Основой рассудка является акт самосознания субъекта: я мыслю. Этот акт Кант называет трансцендентальным единством апперцепции (объединение восприятий за пределами индивидуального опыта). Естествознание осуществляет соединение живого созерцания с рассудочной деятельностью, пронизывающей опытное знание. Получается, что природа реальна только в «эмпирическом смысле», как мир явлений – феноменов. Понятие же «ноумен» – это то, что «не есть объект нашего чувственного созерцания», а есть «умопостигаемый предмет». Это понятие введено Кантом для того, чтобы подчеркнуть невозможность познания «вещи в себе», «вещь в себе» – это лишь представление о вещи, о которой мы не можем сказать ни то, что она возможна, ни то, что она невозможна.
Разум – это высшая способность субъекта, которая руководит деятельностью рассудка, ставит перед ним цели. Разум оперирует идеями. Идеи у Канта – это не сверхчувственные сущности, обладающие реальным бытием и постигаемые с помощью разума (как у Платона). Идеи – это представления о целях, к которым стремится наше познание, о задачах, которые оно перед собой ставит. Идеи побуждают рассудок к деятельности. Побуждаемый разумом, рассудок стремится к абсолютному знанию и выходит за пределы опыта. Но его средства – понятия и категории – действуют только в этих пределах. Поэтому разум впадает в иллюзию, запутывается в противоречиях. Доказательством положения о том, что идеям разума не может соответствовать реальный предмет, что разум опирается на мнимые идеи, служит учение Канта об антиномиях разума. Антиномии – это противоречивые взаимоисключающие положения. Кант отрицает метафизику как возможность познать бытие внечувственным способом. Он полагает, что мышление впадает в антиномии, когда познает бесконечное, не учитывая чувственные данные. Философ формулирует четыре не разрешимые антиномии: является ли мир безграничным или ограниченным в пространстве и времени; состоит ли материя из атомов или делима до бесконечности; существует ли абсолютная свобода или все совершающееся в мире обусловлено причинной связью; существует ли Бог или нет.
Антиномии имеют место там, где с помощью конечного человеческого разума пытаются делать заключения не о мире опыта, а о мире «вещей самих по себе». Антиномии возникают вследствие неистребимого желания человеческого разума перейти границу, за которой скрывается последняя сущность, последнее основание сущего. Но границу эту он перейти не в силах. В форме антиномий проявляются и сила, и бессилие разума. Он настолько силён, чтобы дойти до границы, и не настолько силен, чтобы её перейти. Антиномии, согласно Канту, разрешить невозможно. Но в самом стремлении разума постичь сверхчувственную основу мира он видит позитивный смысл. Существует ли Бог и бессмертная душа на самом деле, об этом мы знать не можем. Однако у нас есть основания утверждать, что Бог, душа и мир в целом выступают в роли неких регулятивных идей, которые вносят в наш чувственный опыт момент целостности, системности, гармонии. Разум позволяет человеку иметь творческое воображение, а без разума невозможно творчество. Отвечая на вопрос, откуда берутся правила и формы, позволяющие всем нам одинаково воспринимать мир и верить в истинность получаемой картины, Кант утверждает, что они по отношению к индивиду априорны. А что касается их происхождения, то это является тайной. «Где искать опору и гарант для истинного познания? » - Кант оставляет этот вопрос открытым. Но он вплотную подошёл к пониманию того, что за априорными формами скрываются те навыки, умения и способности, которые освоены человеческим родом и закреплены, «опредмечены» в теле культуры. И как раз совокупная деятельность людей, посредством которой на протяжении веков осваивались необходимые формы и законы природы, выступает главным гарантом объективности и истинности в науке. Трансцендентальное единство апперцепции – правило, благодаря которому на основе различных ощущений возникает целостный образ предмета. Данные органов чувств – апперцепции, соединяются, согласно Канту, все вместе в голове человека, трансцендентально. Таким образом в человеческом сознании «Я» формирует познаваемый предмет. Именно поэтому, по Канту, предмет познания не дается извне, а задан нам разумом. В результате все нормальные люди одинаково конструируют явления, а значит и знание от воздействия «вещей в себе» на органы чувств. Отсюда возникает критерий истины по Канту – интеръсубъективность, т. е. общезначимость. Истинно то, что одинаково конструируется всеми или большинством людей. (Табл. 2)
Таблица 2. Философская система И. Канта
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|