4.3. Объективный идеализм Г. Гегеля
Схематично философию Георга Вильгельма Фридриха Гегеля можно представить следующим образом. В виде субстанции у него выступает некое надындивидуальное духовное начало – Абсолютный Дух. Гегель – диалектик: Абсолютный Дух находится в беспрерывном движении, развитии и на определённом этапе он переходит в своё инобытие, т. е. в Объективный Дух, который, затем, переходит в инобытие – Субъективный Дух. То, что сделал Гегель, построив свою философскую систему наук, считается философским подвигом. Универсум рассматривается Гегелем в виде триады – идея, природа, дух. Гегелевская энциклопедия философских наук выглядит следующим образом: логика, философия природы и философия духа. Собрав в единую систему эти разделы философии, философ обеспечил целостность и завершенность процесса развертывания и самоосуществления абсолютной идеи. Наука логика – это история самопознания абсолютной идеи, в которой из одной категории логически выводятся последующие. Логику, занимающую главное место в системе Гегеля, философ разделяет на учения о бытии, сущности и понятии. Каждое учение в свою очередь расчленяется по принципу триады. В первой части – Учении о бытии приводится характеристика бытия как чистой абстракции. Наличное бытие как результат становления из ничто содержит в себе три ступени: качество, количество и меру. В дальнейшем из этих ступеней Гегель формулирует закон о переходе количества в качество. Во второй части – Учении о сущности бытие как чистая абстракция трансформируется в бытие существенного. Сущность понимается Гегелем как бытие, в котором сняты качественные и количественные определения. Сущность противоположна не существенному. Так, изменяясь во времени, и в возрасте и 16 лет, и в 20, и в 70 лет у нас сохраняется то общее, что Гегель назвал сущностью и не сохраняется не существенное, преходящее, изменяющееся во времени. Такому пониманию сущности возможно привести много определений, но суть будет в том, что сущность единственная в своем роде, поэтому говорится, что определения в ней сняты. В учении ставится вопрос о противоречиях, по причине которых жизнь развивается в движении, поскольку если есть «в самом себе противоречие, оно в конечном счете движется, обладает импульсом и деятельностью». Понимать развитие Гегель предлагает как «снятие» противоречий, в результате которого самое ценное, что возникло на предыдущем этапе, сохранилось в последующем. Источником развития является борьба прогрессивно нового с отживающим старым, из которого остается только то, что необходимо для будущего, а все ненужное «снимается». В логическом изводе развитие предстает как триада тезис – антитезис – синтез. Тезис это утверждение о свойстве чего-либо. Противоречие о том же будет антитезисом. Третья составляющая триады – синтез, осуществляет слияние двух противоречивых утверждений и при этом берет лучшее от них.
Синтез один из важнейших ходов мысли Гегеля. Он совершен с целью подвести тезис и антитезис под общий знаменатель, после сформулировать из него новый тезис, для которого находится антитезис и так дальше, пока не достигается непротиворечивый Абсолют. Введение Гегелем синтеза в философию стало логически необходимо для преодоления кантовских антиномий, в которых противоречивые утверждения одинаково не опровержимы. В описании учения о сущности Гегель приводит такие термины как тождество и различие (включающее противоречие, разность и противоположность), основание (состоящее из абсолютного и определенного оснований, а также условия), явление, действительность (делимая на абсолютное и абсолютно необходимое), отношение (делимое на взаимодействие, причину и субстанцию). Аналитика отношений приведенных категорий сущности проводится Гегелем посредством трёх законов логики, открытых ещё Аристотелем. Далее мысль немецкого философа движется от формальной к реальной возможности, а потом к необходимости, которая составляет единство реальной возможности и действительности, в которой, в свою очередь, раскрывается единство внешнего и внутреннего. В единстве находятся также и другие противоположные философские категории. Например, сущность является, а явление существенно. Учение о сущности завершается исследованием необходимости как свободы. Благодаря сформулированным положениям учения о сущности Гегель выводит закон единства и борьбы противоположностей.
В третьей части – Учении о понятии сущность как наличное бытие отрицается понятием. В учении три раздела – «Субъективность», «Объективность» и «Идея». В них философ от понятия, делимого на всеобщие, частные и единичные, переходит к особым, всеобщим и необходимым суждениям, а потом к умозаключениям. Основной смысл учения о понятии в том, что понятие находится непосредственно в вещах. И лишь благодаря понятию вещь суть то, чем она является. Понять всякую вещь по Гегелю означает усвоить её понятие. Для понимания следует диалектически объединить всеобщность и единичность. Например содержанием понятия «стол» может быть всякая разновидность столов: обеденный, журнальный, хирургический, массажный и т. д. Это всеобщий момент понятия. Кроме того, «стол» содержит и момент единичности, поскольку понятие «стол» также и конкретное. Однако стол как всеобщее и стол как конкретное одно и то же понятие «стол», следовательно, здесь тождество всеобщности и единичности. При этом понятие отрицает само себя в следующем виде: с одной стороны, понятие стола тождественно конкретному столу, а с другой стороны понятие стола это просто форма стола. Итак, понятие как форма это субъективное понятие, а понятие как тождество формы и содержания объекта «стол» это объективное понятие. Тождество объективного и субъективного синтезируется в идее. Финал «Учения о понятии» в том, что мысль в форме отрицания достигает самопознания идеи абсолютного. Третье учение положило основание третьему закону диалектики, который называется закон отрицания-отрицания.
Философия природы. Под природой понимается отчуждение духовного, Гегель видит природу как идею, но в форме своего инобытия. Согласно Гегелю, природа необходима и случайна, обладает мгновенным существованием. Философия природы должна выявить, «как в каждой ступени самой же природы наличествует дух». Однако бытие природы не соответствует понятию духа и абсолютной идеи, поскольку не свободно. Философ составляет свою натурфилософию как восхождение от абстрактного к конкретному, от неорганического к органическому. Он подразделяет учение на Механику, Физику и Органическую физику. Исходное положение гегелевской натурфилософии строится из единства теоретического и практического отношения к природе. Такое единство реализуется в противоположностях субъективного и объективного, психических качеств человека и физических стихиях. Гегель требует смотреть на природу в ее целостности. Это означает, что необходимо выявление всеобщего, которое и есть понятие. В виде органического целого природа состоит из качественно различных сфер. Механика, физика и органика, изучающие эти различные уровни бытия, не обладают какому-либо единым принципом. Вследствие этого процессы, совершающиеся в природе носят скачкообразный характер. Гегель отстаивает холистическую, антиредукционистскую позицию, которая выражается в критике механицизма и химического редукционизма. В восхождении от абстрактных форм к конкретным в природе Гегель описывает процесс проявления индивидуального. В механике индивидуальное отсутствует, в физике появляются индивидуальные тела. На уровне органической жизни реализуются высшие формы природы в индивидуальных целостных организмах. Философия духа посвящена раскрытию духом самого себя в своих явлениях. Под Духом Гегель понимает субстанцию чистого сознания, не имеющего какого-либо содержания. Дух как субстанция производит мышление и понятие. В дальнейшем дух доходит до познания себя как абсолютного духа. История человечества понимается философом также как процесс самопознания абсолютного духа. Каждый этап самопознания строго необходим, вследствие чего Гегель утверждает, что свобода есть осознанная необходимость. В этом разделе также три составляющих учения: Субъективный дух, Объективный дух и Абсолютный дух. На стадии Субъективного духа изучается внутренний мир человека, сознание и культурные ценности человечества.
Начинается Субъективный дух с чистого сознания, затем сознание переходит в самосознание. Последнее расслаивается на два равных самосознания, одно из которых предмет, а другое то, что его рассматривает. Рассматривающее предмет сознание определяется Гегелем как взаимодействие господина и раба. Здесь, когда чистое сознание становится предметом, оно созерцает дух как субстанцию обоих самосознаний. Далее проявляется мышление – движение сознания внутрь как самого себя, так и понятия. Уходя в себя, сознание через мышление становится разумом. Разум рассматривается как индивид. Наполняясь знанием о других индивидах, сознанию открывается духовное единство индивидов, всеобщее самосознание. Таким образом осуществляется переход духа от единичного сознания к коллективному сознанию. На стадии объективного духа Гегель вводит категории человеческого общества семью, народ, государство. В этом разделе Гегель утверждает, что индивид, который не принадлежит либо семье, либо народу, то есть коллективу, не имеет никакой ценности. Индивидуальное, и коллективное сознание значимы лишь потому, что есть момент истории духа. На третьей стадии Абсолютный дух рассматривает свою историю, как самопознание. По структуре Философия духа аналогична «Науке логики», она также представляет собой одну единую цепь развития: посредством отрицания отрицания чистое сознание отчуждается от себя, становится предметом, и затем возвращается в себя, достигая единства в абсолютном. Абсолютный дух познают искусство и религия, но главная роль принадлежит философии. В искусстве основное понятие «красота». Религия представляется для Гегеля последующим за искусством синтезом эстетической установки. Философ приводит в пример христианство как синтез античных культов. Философия для Гегеля – это высшая стадия эволюции мышления. Согласно Гегелю, философия отображает теоретические проблемы конкретной эпохи, поднимаемые талантливыми людьми своего времени. Диалектика Гегеля. Гегель понимает диалектику как логику идей, как восхождение от абстрактных идей ко всё более конкретным. Диалектика Гегеля выступает как дедуцирование, вывод одних идей из других. Гегель полагал, что в исходной идее содержится всё то, что из неё дедуцируется (выводится). Идея содержит в себе свои противоположные определения, поэтому она внутренне противоречива.
Гегель понимает развитие ещё и как самодвижение, как саморазвитие, происходящее на основе взаимопроникновения противоположностей: поскольку явление противоречиво, оно обладает движением и развитием. У него каждое понятие находится во внутренней необходимой связи со всеми остальными понятиями и категориями, которые взаимно переходят друг в друга. Возможность в процессе развития превращается в действительность, количество – в качество, причина – в следствие и обратно. Он подчеркивает единство противоположных категорий – формы и содержания, сущности и явления, случайности и необходимости, причины и следствия и т. д. Для Гегеля категории и по форме, и по содержанию не нуждаются в чувственно воспринимаемом материале: они как чистые мысли и ступени развития абсолютной идеи сами по себе содержательны и поэтому составляют сущность вещей. Будучи убеждённым в тождестве бытия и мышления, Гегель считал, что излагаемая им диалектика категорий проявляется во всех явлениях мира. Он создал фактически непревзойдённую до сих пор систему категорий диалектики. У него чёткие определения: «результат есть снятое противоречие», «качество есть определённо сущее», «мера – это качественное количество или количественное качество», «действительность – единство сущности и существования», «случайность – то, что не имеет причину в самом себе, а имеет в чем-то другом» и др. Гегелю принадлежит открытие трех основных законов диалектики: закона взаимопроникновения противоположностей, закона взаимного перехода количества в качество и закона отрицания отрицания. Первый закон – единства и борьбы противоположностей – гласит, что в универсуме все состоит из противоположных начал. Единое, по Гегелю, раздваивается в самом себе на свои противоположности, которые находятся в единстве и борьбе между собой. Оказывается, борьба это источник постоянного движения, изменения и развития. В законе обнаруживается антагонизм тезиса и антитезиса. Отношения между тезисом и антитезисом, по Гегелю находятся в состоянии борьбы, а также дополнительности, поскольку в основе всякого бытия лежат взаимно дополняющие полярные начала. Противоположности не только борются, но и образуют единство: без одной из противоположностей не может быть другой, они друг друга создают и обуславливают. Второй закон – перехода количественных изменений в качественные – указывает на полярности количество и качества. В закон демонстрируется, что такие противоположности как количество и качество, связаны следующим образом: при увеличении или уменьшении количества до достижения определенного порога меры, происходит скачок к новому качеству. Например, при нагревании воды, она остается жидкостью до достижения порога вскипания примерно около 100 градусов по Цельсию, после чего вода превращается из жидкости в газообразный пар. При охлаждении газ превращается в твердое вещество, лед и тому подобное. Третий закон – «отрицания-отрицания». В законе работает гегелевский принцип знаменитой триады «тезис – антитезис - синтез». Антитезис здесь теряет несовместимость в отношении к тезису. Закон показывает, что всё, что появляется по какой-либо причине, занимает место этой причины и таким образом отрицает ее, но через какой-то период само отрицается новой вещью, которую оно производит. До Гегеля представления о движении носили либо прямолинейный, либо циклический характер. В первом варианте постоянно возникает новое, во втором нескончаемое повторение старого. Движение, в основании которого положен закон «отрицания-отрицания», демонстрирует единство противоположных начал: и создание нового, и повторение старого. Так, например посаженное весной семя, превращается в растение и занимает пространство, которое занимало семя, отрицает семя, а затем это же растение вновь превращается в созревающие плоды, и в свою очередь вновь отрицается уже новыми плодами. Под отрицанием Гегель подразумевает не уничтожение, а переход на новый уровень существования. Всякое старое присутствует в новом в снятом, выражаясь гегелевским термином, виде. Гегель ввёл диалектику в процесс познания. Для него истина – это процесс, а не раз и навсегда данный, абсолютно правильный ответ. Теория познания у него совпадает с историей познания: каждая из исторических ступеней познания, развития науки даёт «картину абсолютного», но ещё ограниченную, не полную. Каждая ступень сохраняет в себе богатство предшествующей и отрицает её. Гегель разрабатывает диалектику абсолютной и относительной истины. Противоречие между методом и системой. Провозглашённая Гегелем идея всеобщего и непрекращающегося развития в его системе полностью не реализовалась. Система Гегеля содержит мысль о начале и конце развития абсолютной идеи, что противоречит диалектической идее развития как процесса вечного и бесконечного. Умер Гегель в расцвете творческих сил от холеры, эпидемия которой охватила в то время Берлин.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|