Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

4.4. Идея радикального преобразования мира в философии марксизма.




Формирование философии марксизма происходило с конца 30-х до конца 40-х годов XIX века. К. Маркс (1818 – 1883) и Ф. Энгельс (1820 – 1895) создают философию, которую называют «новой философией», «новым материализмом».

Наиболее всесторонне основы марксистской философии изложены Энгельсом в работе «Анти-Дюринг» (1878 г. ), где он дает материалистический ответ на основной вопрос философии, обосновывает положения о материальности мира, об основных закономерностях его познания, о времени и пространстве как формах всякого бытия, о единстве материи и движения. В главном труде Маркса «Капитале» (1-й том вышел в 1867, 2-й – 1885, 3-й – 1894) материалистическая диалектика не только нашла своё блестящее применение, но и разработана во всех основных направлениях как метод исследования объективной диалектики, как логика и теория познания.

Возникновение философии марксизма означало качественное изменение содержания и роли философской мысли в системе научного знания и практического преобразования действительности. Маркс и Энгельс соединили в единое целое революционную теорию и революционную практику. Суть их принципиально нового подхода может быть кратко выражен в тезисе: «Философы лишь различным образом объясняли мир, но дело заключается в том, чтобы изменить его».

Принципиальная новизна философских идей марксизма определяется обоснованием им специфической роли практики в человеческом обществе и истории человечества. Маркс в «Тезисах о Фейербахе» утверждал, что жизнь людей носит преимущественно практический характер, Человек не просто «находится» в природе, а практически преобразовывает, изменяет её. Практика исходна и первична по отношению ко всему духовному миру, культуре. Практика носит общественный характер, её нет вне общения и связей между людьми. Практика – исторична: она состоит в непрерывном преобразовании людьми условий, обстоятельств и самих себя. Практика есть предметная деятельность, поскольку действуют не в безвоздушном пространстве, не в «чистом мышлении», а в реальности, где приходится преобразовывать то, что даёт природа, и то, что уже создано другими людьми. Соответственно все виды сознания людей включены в практическую жизнь и следуют за общим ходом развития практики. Общее определение практики таково: практика – это вся предметно-преобразующая деятельность людей, она есть и процесс, и результат.

Для Маркса основными видами практики являются: «обработка природы людьми», т. е. материально-производственная деятельность, и, «обработка людей людьми» – социально-преобразующая деятельность. Практическая деятельность людей является основой изменений в духовном творчестве, культуре, искусстве, философии и т. д. Для Маркса «главный недостаток предшествующего материализма заключается в том, что предмет, действительность, чувственность берётся только в форме объекта, или в форме созерцания, а не как человеческая чувственная деятельность, практика, не субъективно». Для Маркса объект – это предмет приложения человеческих сил, сил субъекта, под которым подразумевается не только отдельный человек, но и различные человеческие общности – социальные группы, классы, народы, нации, государство.

Категория «практика», введённая марксистской философией в анализ процесса познания, позволила не только в определённой мере преодолеть агностицизм, но и связала воедино концепцию материалистического понимания истории с теорией познания. Одновременно эта категория явилась фундаментальной и для рассмотрения проблем онтологии.

По Марксу, раскрытие сущности сознания предполагает указание на отражение в нем, прежде всего, материальной жизни людей и всех условий их общественного бытия. Само целеполагание человека связано, в конечном счёте, с материальными условиями постановки и достижения цели, наличия необходимых средств для её реализации. Процесс выработки цели есть процесс отражения объективного мира в форме образа предстоящей практической деятельности. Цель есть идеальный образ подлежащих созданию предметов, образ, который существует до того, как эти предметы будут произведены. Подлинные расхождения Маркса с Гегелем начинаются по поводу интерпретации природы идеального. Маркс занимает материалистические позиции: для него идеальное есть «не что иное, как материальное, пересаженное в человеческую голову и преобразованное в ней».

Материалистическое понимание общества. Маркс и Энгельс «достроили материализм доверху», т. е. применили принцип материализма к истолкованию законов и движущих сил развития общества. Это было сделано «посредством выделения из разных областей общественной жизни области экономической, посредством выделения из всех общественных отношений – отношений производственных как основных, первоначальных, определяющих все остальные отношения». Идеи, интересы, побудительные мотивы людей не исходные, а производные причины исторического процесса, требующие своего объяснения, в конечном счёте, из материальных условий жизни. «Не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их сознание», т. е. реальный процесс материального производства лежит в основе духовной жизни.

Маркс и Энгельс исходят из простого и понятного факта: прежде чем заниматься наукой, философией, искусством и т. д. люди должны есть, пить, одеваться, иметь кров над головой, а для этого необходимо трудиться.

Труд – вот основа общественной жизни. Без труда общество не могло бы ни возникнуть, ни существовать. «Труд создал самого человека». Из бытия вообще было выделено общественное бытие – материальная жизнь общества. Выделение категории общественного бытия дало возможность рассматривать общество как высшую (социальную) форму движения, субъектно-объективную по своей сути. Общественное бытие образует как бы субстанцию общества, основание всех иных сторон его функционирования и развития.

Огромная научная заслуга Маркса – выделение мира социального. До Маркса все видели только противостояние духовного мира субъекта и природы. Неприродное выступало исключительно как субъективно-духовное, Маркс обнаруживает третий мир – мир общественного. Существо дела он рассматривает на примере товара. Всякий товар имеет потребительную и меновую стоимость. В качестве потребительной стоимости товар не отличается от других природных объектов, В качестве же меновой стоимости товар есть нечто чисто социальное (в природе нет меновых стоимостей). Меновая стоимость существует в довольно специфической форме, не иначе как опосредованно – через потребительную стоимость. Обобщая воззрения Маркса, можно констатировать, что всякое социальное, в том числе и сознание, существует через иное, через природное.

Материалистическая диалектика: Маркс в «Экономическо-философских рукописях 1844 года» подчёркивает, что диалектика Гегеля – это диалектика духа, мышления, «движение мыслей». А такая диалектика не способствует пониманию сущностных сил самого человека. Ведь для Гегеля субъектом является не действительный человек как таковой, а только абстракция человека, его самосознание. Для Маркса важно обращение к действительным явлениям, предметам, источникам действительного знания.

Маркс и Энгельс широко используют разработанное Гегелем учение о развитии, в том числе: учение о противоречиях, о диалектике сущности, явления, а также о диалектике случайности и необходимости, единичного, особенного и общего, абстрактного и конкретного, исторического и логического. В то же время марксистская философия рассматривает связь диалектики – объективной и субъективной – как диалектики природы, общества и познания, как отражение объективной диалектики человеческим сознанием, теорией диалектики.

В своем произведении «Капитал» Маркс демонстрирует два подхода к диалектике – как к теории и как к методологии познания законов капиталистического общества и человеческой истории. Он исследует изменение явлений, их развитие, переход одной формы в другую; рассматривает закономерные связи, открывает законы, учитывает их специфику, определяемую конкретными условиями. Рассматривая развитие явлений через противоречия, Маркс приходит к уяснению сущности явлений, открытию экономических и других законов. Например, рассмотрение труда в единстве конкретного труда и труда абстрактного позволило Марксу определить стоимость товара.

В марксистской философии диалектика процесса познания исходит, прежде всего, из развития общественно-исторической практики, которая выступает основой познания, целью познания и критерием истины. Марксистская философия рассматривает процесс познания через диалектику абсолютного и относительного, объективного и субъективного, чувственного и рационального моментов познания.

Маркс и Энгельс уделили особое внимание специфике познания общественных явлений, роли в их познании диалектических методов – метода восхождения от абстрактного к конкретному и метода единства исторического и логического. Тем самым они создали материалистическую диалектику как науку о наиболее общих законах развития мира и человеческого сознания. Это учение стало «душой марксизма», так как не только способствовало разработке всех составных частей марксистской теории, но и явилось методологической основой для решения практических задач.

Все это позволило марксизму подойти к философии не только как к любомудрию и «душе культуры», пониманию ею как свойства человеческого ума, но и исследовать общие принципы бытия и познания как законы природы, общества и человеческого мышления.

 Зачем изменять мир? Потому что он не удовлетворяет людей, потому что он несовершенен. Вся предшествующая марксизму гуманистическая традиция считала, что недостатки и несовершенства мира в основном коренятся в извечной природе человека, которую изменить крайне трудно. Маркс и Энгельс эту гуманистическую традицию перевели в иную плоскость, связанную с пониманием человека как творца самого себя в естественноисторическом процессе. Человек сам себя вывел из природного, животного состояния, сам творит человеческое в себе, и процесс этот далёк от завершения.

Согласно Марксу и Энгельсу, человек не просто часть природы, а такая ее часть, которая через практическую, трудовую, производственную деятельность выделилась из природы, поднялась над ней и ставит её на службу собственного развития. Процесс овладения человеком природой и преобразования ее в своих целях есть одновременно и процесс преобразования человеком самого себя. Есть его собственная история, есть созидание человеческого в человеке.

История, по Марксу, есть результат деятельности людей. Деятельности людей присущи воля, осознанность, целеустремленность. Вместе с тем история имеет свои законы, которые действуют с необходимостью и объективностью, т. е. независимо от воли и сознания людей. Это противоречие разрешается следующим образом: во-первых, поступки людей не всегда осознаны, порой стихийны; во-вторых, большинство людей, преследуя свои интересы, не могут просчитать и предусмотреть не только отдалённые, но даже и непосредственные результаты своих действий; в-третьих, воля, цели, сознание людей определяются материальными условиями их жизни. Поэтому законы общественного развития, осуществляясь через сознательную деятельность людей, в то же время объективны, независимы от их воли и сознания.

Освобождение человека от природной зависимости происходит через развитие практической, трудовой деятельности, исторически определённых форм – способов производства. Маркс пишет: «В общественном производстве своей жизни люди вступают в определённые, необходимые, от их воли независящие отношения – производственные отношения, которые соответствуют определённой ступени развития их материальных производительных сил. Совокупность этих производственных отношений составляет экономическую структуру общества, реальный базис, на котором возвышается юридическая и политическая надстройка и которому соответствуют определённые формы общественного сознания. Способ производства материальной жизни обуславливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще». Когда производственные отношения, т. е. отношения людей, складывающиеся в процессе производства и выражающиеся прежде всего в формах собственности, становятся оковами производительных сил, тогда возникает конфликт между производительными силами и производственными отношениями. Наступает эпоха социальной революции. С изменением экономической основы более или менее быстро происходит переворот во всей громадной надстройке.

Первобытный человек, начав производить, начинает своё поступательное развитие в современного человека. Этапами этого восхождения стали исторически определённые общественно-экономические формации, каждая последующая из которых предстает более развитой, более сложной по сравнению с предыдущей. Таких формаций Маркс и Энгельс насчитывают пять: первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, коммунистическая. Из них рабовладельческая, феодальная и капиталистическая выделяются Марксом и Энгельсом как однотипные, основанные на одном типе производственных отношений, базирующимися на частной собственности. Эти три формации отличаются главным объектом собственности (раб, земля, капитал). Частная собственность ‑ главная причина раскола общества на большие группы людей, классы с противоположными интересами: на рабовладельцев и рабов, на феодалов и крестьян, на капиталистов и наёмных работников.

Учение об отчуждении. Маркс развивает гегелевское учение об отчуждении. Тот, кто трудится, овеществляет свою деятельность. Если результаты труда присваиваются кем-то не в соответствии с его индивидуальным трудовым вкладом, то по Марксу, происходит отчуждение труда, часть его результатов достаётся не производителю, а другому субъекту. Налицо эксплуатация одного человека другим. Отчуждённый труд Маркс рассматривает в четырех аспектах: исходный материал и продукты не принадлежат человеку, чужды ему; сам процесс трудовой деятельности для трудящегося принудителен; он отнимает у него «родовую» жизнь, жизнь по природе, подневольный труд порождает отчуждение между людьми.

Человек, преодолевая господство природной стихии над собой, попадает в рабство к созданным собственной деятельностью общественным отношениям, которые выступают для него чуждой и, более того, порабощающей его силой. Воплощаемая в общественных отношениях сущность человека отчуждается от него и начинает угнетать и подавлять. Не поставив эту силу под свой контроль, человек не может разумно контролировать и своё отношение к природе. Вывод из этого – преодолеть отчуждение можно только посредством уничтожения частной собственности, что возможно в связи с революционным преобразованием общества и самого человека.

По Марксу новая коммунистическая формация призвана решить задачу сознательного овладения и управления человеком общественными отношениями. Энгельс пишет: «Объективные, чуждые силы, господствовавшие до сих пор над историей, поступают под контроль самих людей. И только с этого момента люди начнут вполне сознательно сами творить свою историю, только тогда приводимые ими в движение общественные причины будут иметь в преобладающей и все возрастающей мере и те следствия, которых они желают. Это есть скачок человечества из царства необходимости в царство свободы».

История человечества, полагают Маркс и Энгельс, до сих пор оказывалась стихийно складывающимся итогом деятельности людей, часто вопреки преследуемым ими целям и желаниям. Современное общество еще не вышло за пределы животного царства, а само развитие напоминает чисто животнообразный процесс на основе биологического закона борьбы за существование. Поэтому, по Марксу, есть все основания предполагать, что у человечества ещё не было подлинной истории, и всё предшествующее развитие можно назвать лишь предысторией.

Идёт процесс выработки человеком самого себя, созидания человеческого в себе. Это процесс сложный, тяжёлый, порою мучительный. Но он необратим, отмечен высотами свершений, всё более и более освещаем мужающим человеческим разумом. Не абстрактная, ни к чему не обязывающая любовь к человеку вообще, а реалистичная, вырабатывающая подлинного человека в человеке, деятельность – таков должен быть по Марксу и Энгельсу, практический гуманизм.

Основные достоинства философии марксизма:

1. Впервые в истории философской мысли материализм был соединен с диалектическим методом.

2. Возникла новая философия – диалектический материализм. Впервые материализм был «достроен до верха», т. е. распространён на явления общественной жизни. Возник исторический материализм.

3. Определив причину эксплуатации человека человеком (наличие частной собственности), Маркс видит в пролетариате класс, который может и должен покончить с эксплуатацией, уничтожив частную собственность вообще. Т. е. он разрабатывает утопическое учение «О всемирно-исторической роли пролетариата», который, освобождая от эксплуатации себя, освободит всех эксплуатируемых.

4. Впервые в истории философии было введено понятие «общественно-экономическая формация» и показано, что развитие общества есть смена общественно-экономических формаций.

5. Разработанная концепция отчуждения работника от результата своего труда и от власти, позволили К. Марксу выяснить причину перехода от одной общественно-экономической формации к другой и сформулировать закон соответствия производственных отношений характеру и уровню развития производительных сил.

6. Впервые Маркс заявил о том, что философия отражает интересы определённого класса.

7. Введя категорию практики в философию, Маркс впервые заявил о практической значимости философии. Философия не просто некая кабинетная ученость. Она должна стать руководством к действию. «Философы до сих пор лишь объясняли мир, задача же состоит в том, чтобы преобразовать его» («Тезисы о Фейербахе»).

Главные недостатки этой концепции:

1. Идеализация человека, вытекающая из его социализации («Человек есть совокупность общественных отношений»). При этом игнорируется биологическая составляющая человека, сказывающаяся в консервативности мышления.

2. Абсолютизация классового подхода и провозглашение необходимости диктатуры пролетариата.

3. Недооценка возможности видоизменения частной собственности.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...