Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Контрольные вопросы. Глава 5. Русская философия. 5. 1. Основные этапы и особенности развития Русской философской мысли




КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Дайте общую характеристику немецкой классической философии?

2. В чем суть «коперниканского переворота», осуществленного Кантом в теории познания? Что означают кантовские термины «феномен» и «вещь в себе»?

3. Что такое трансцендентальное единство апперцепции? Назовите 4 антиномии Канта.

4. Что такое «априорные формы познания» по Канту? Приведите примеры априорного опыта по Канту.

5. Что такое категорический императив Канта?

6. В чем сущность философии Гегеля? Почему у Гегеля мир разумен («Все действительное разумно»)?

7. В чем суть диалектического метода Гегеля? Почему его диалектика носит идеалистический характер?

8. Какая особенность философии истории Гегеля?

9. Как Гегель трактует проблему свободы? Опишите диалектическую взаимосвязь господина и раба.

10. В чем суть материалистического понимания истории у К. Маркса?

11. К. Маркс заявляет, что его метод противоположен методу Гегеля. В чем же?

Глава 5. РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ

5. 1. Основные этапы и особенности развития русской философской мысли

Философская мысль в России формировалась под влиянием исторических традиций и достижений мировой философии. Специфика русской философской мысли во многом складывалась под влиянием социально-культурных процессов, происходивших на Руси. Предпосылки для возникновения философского сознания созревали уже в культуре языческой Руси, христианизация (X в. ) сыграла важную роль в становлении русской философской культуры.

В истории русской философии сочетание трех элементов философского творчества (религиозного миросозерцания, свободы исследования и философского наследия) оказалось иным, чем это было на Западе. С одной стороны, русская мысль всегда осталась связанной со своей религиозной стихией, с другой стороны - вдохновение свободы всегда было дорого русскому уму. Оба начала, нужные для философского творчества (религиозное мировоззрение и свобода ума), всегда существовали в России.

Специфика русской философии. Первая особенность русской философии — глубокое осмысление ею кризиса мировой философской мысли и культуры и поиски новых путей, образцов (парадигм) философствования. Философы России активно искали новые парадигмы философствования, которые должны были прийти на смену старым формам, нашедшим свое воплощение в классической западной мысли.

Вторая особенность русской философии XIX—XX вв. — её борьба против абстрактности классической мысли, против «отвлеченных начал», полагая что, надо утвердить примат жизни, реальной практики по отношению к разуму, теоретическому или практическому. Русское мышление никогда не удовлетворялось абстрактно-теоретическим познанием, но всегда устремлялось к конкретному религиозно - этическому мировоззрению, непременно включавшему тему спасения человека и человечества.

Третью особенность русской философии правомерно усматривать во фронтальной критике рационализма западной философии Нового времени. За исключением небольшой группы кантианцев, русские философы очень склонны к онтологизму при разрешении вопросов теории познания, т. е. к признанию того, что познание не является первичным и определяющим началом в человеке. Онтологизм русской философской мысли выражает не примат «реальности» над познанием, а включенность познания в отношение к миру, в осуществлении действия в нем.

Четвертая особенность русской философии заключалась в том, что тема изначально и объективно данного единства космоса, природы, человека, Бога, единства жизни, истории и познания была центральной в русской религиозно-космологической метафизике. Русская философия не теоцентрична (хотя в значительной части своих представителей глубоко и существенно религиозна), не космоцентрична (хотя вопросы натурфилософии очень рано привлекали к себе внимание русских философов), - она больше всего занята темой о человеке (антропоцентризм), о смысле и целях истории.

Пятая особенность русской философии заключалась в стремлении мыслителей России органически объединить гносеологию, новую онтологию со смысложизненными, этическими, эстетическими измерениями бытия и познания. Русская философия — это философия предупреждения. Ее лейтмотив — нравственное вето на любой «прогресс», любой социальный проект, если они рассчитаны на принуждение, насилие над личностью. Прежде всего это сказывается в том, насколько всюду доминирует моральная установка.

С этим связано и напряженное внимание к социальной проблеме, но ярче всего это обнаруживается в чрезвычайном, решающем внимании к проблемам истории. Русская мысль сплошь историософична, она постоянно обращена к вопросам о «смысле» истории, конце истории.

Таким образом, с содержательной стороны русская философская мысль представлена в той или иной степени всеми основными направлениями философского мышления: онтология, гносеология, этика, эстетика и т. д. Определившей саму специфику русской философии, стала тема России, постижение смысла ее существования в истории. Другой ведущей темой стала тема человека, его судьбы и смысла жизни. Усиленное внимание к проблеме человека определило нравственно-практическую направленность русской философии. Особенностью русского философского мышления является не просто глубокий интерес к вопросам морали, а доминирование моральной установки при анализе многих других проблем.

Основные этапы развития русской философской мысли. Самостоятельность и оригинальность русской философии подтверждает многовековая история ее развития. Хотя, в собственном смысле слова, развитие русской философии надо начинать лишь с ХIХ века, но первым проявлениям самостоятельного философского творчества предшествовал довольно большой период, который можно назвать «прологом» к русской философии.

« Пролог». Начиная с XI века, в России начинают развиваться различные творческие движения, зачатки философского знания, которые развивались в синтезе с другими формами духовной культуры (фольклором, религиозными писаниями, поучениями, житиями святых и пр. ). Этот большой период с XI до ХVIII века – распадается на период от XI века до эпохи Петра Великого, который имеет своим источником произведения киевского философа — митрополита Иллариона, давшего философско-историческое и этико-гносеологическое толкование русской жизни конца X — начала XI в., поставившего вопрос о месте русского народа в мировой истории, об историческом значении принятия им христианства. Период ХVIII века – «весны русского Просвещения». Среди теоретических задач просветители традиционно выделяли натурфилософские и познавательные ( М. В. Ломоносов ); среди практических — социально-политические ( А. Н. Радищев ).

«Период построения философских систем». Данный период в развитии русской философии начинается с 70-х годов XIX века. Это был период, когда русская философия вступает на путь построения систем, особенно выделяются два противоположных направления — западники и славянофилы.

«Религиозно-философский ренессанс». В ХХ веке русская философия не только развивается рядом с западноевропейской философией, но начинает постепенно, особенно после русской революции, выходить на путь мирового влияния. Яркими представителями данного периода являются представители религиозного экзистенциализма, интуитивизма, русского космизма.

Таким образом, русская философия прошла долгий путь своего развития, в котором можно выделить следующие этапы:

– ХI-ХVII вв. – постановка философских проблем и поиск ответов на них в рамках философии и других форм общественного сознания, прежде всего религиозного и эстетического;

– XVIII – первая четверть XIX в. – распространение философии в России в форме философского осмысления науки и культуры своего времени;

– вторая четверть XIX - начало XX в. – развитие самостоятельной философской мысли в России;

– русская философия после 1922 г. – философия русского зарубежья.

Вплоть до второй половины XIX века философская проблематика осваивалась в России преимущественно в философско-литературных кружках вне официальных структур просвещения, что имело последствие двоякого рода. С одной стороны, становление русской философии происходило в ходе поисков ответов на те вопросы, которые ставила сама российская действительность. Поэтому трудно найти в истории русской философии мыслителя, который бы занимался чистым теоретизированием, когда при восприятии философских учений политические установки приобретали доминирующее значение.

Первым русским мыслителем мирового значения является Михаил Васильевич Ломоносов (1711—1765) — гениальный ученый-энциклопедист, обогативший своими открытиями почти все области знания, разработавший естественнонаучные проблемы и внесший огромный вклад в гуманитарные науки, в частности, в филологию; незаурядный поэт. А. С. Пушкин назвал его «первым нашим университетом», «величайшим умом новейших времен». Ломоносов — это монолитная натура. В нем оказались соединенными естественнонаучные, художественно-исторические интересы, а также склонность к их философскому обобщению. Мировоззрение Ломоносова формировалось, в первую очередь, под влиянием научных трудов представителей механистического мироосмысления — Г. Галилея, Р. Декарта, Ф. Бэкона, И. Ньютона, Г. Лейбница и др. Вместе с тем оно теснейшим образом связано с его собственными естественно-научными исследованиями.

Ломоносов развивал идеи «корпускулярной философии». Материю он понимал как состоящую из мельчайших частиц-атомов, образующих более сложные формы — корпускулы (или молекулы), которые, сочетаясь в разных комбинациях и количествах, порождают все многообразие видимого в природе. Эта его концепция атомизма лежит в основе «полной системы природы». С идеей единства мира тесно связана и его идея о всеобщей взаимосвязи и развитии в природе, что свидетельствует о наличии в его взглядах элементов диалектики.

Той же идее развития подчинена и его мысль о взаимосвязи неорганической и органической природы. При этом он тонко различал действие в природе принципа причинности и функциональной взаимосвязи. Занимаясь естественными науками, Ломоносов придавал первостепенное значение опыту. Но опыт как метод познания был для него лишь основой достоверности; для того же, чтобы извлечь из опыта истину, обобщить экспериментальные данные и на этой основе разработать новый закон природы, необходима аналитическая и синтетическая деятельность разума. Поэтому в ходе познания ученый должен выдвигать гипотезы в качестве предварительного логического объяснения опытных данных. Лишь подтвержденная опытом гипотеза приводит к истинной теории. Итак, метод познания Ломоносова таков: от опыта через гипотезы к установлению строгой научной теории. В своих философских воззрениях Ломоносов стоял на позиции примирения научного и религиозного объяснения мира. Ломоносов, как и И. Ньютон, провел четкую методологическую грань в подходе к объяснению конкретно-научных проблем. С точки зрения Ломоносова, нельзя решать конкретно-научные проблемы, скажем, в математике, механике, химии и т. п., все время ссылаясь на религиозные принципы. Воззрениям Ломоносова, как многих мыслителей его времени, был присущ деизм, согласно которому Бог — главный архитектор мироздания. Относительно проблем социальной жизни Ломоносов придерживался просветительских взглядов.

 Большую роль в развитии русской литературы и философской культуры сыграл Александр Николаевич Радищев (1749—1802). В книге «Путешествие из Петербурга в Москву» он подвергкрепостничество и абсолютизм уничтожающей критике. Мечтая о справедливом перераспределении общественного богатства, он надеялся на реформаторскую мудрость монарха, просвещение дворянства. В трактате «О человеке, о его смертности и бессмертии», написанном в сибирской ссылке, он рассматривал «картину человека» под углом его включенности в систему природных связей, подчеркивая способность человека видеть во всем, в том числе и в самом себе, присутствие Бога, при этом воспроизводя доказательства и в пользу смертности души, и в пользу ее бессмертия. Столь противоречивое утверждение само по себе говорит о двух подходах к их оценке. Во-первых, Радищев исходит из признания существования души, и это не подлежит спору. Во-вторых, его спор о смертности и бессмертии души являет собой мучительный поиск, который продолжает вековую традицию в подходе к этому сверхсложному метафизическому вопросу. Радищев утверждал, что «бытие вещей независимо от силы познания о них и существует по себе». Мучительно размышляя над проблемами бытия Бога и бессмертия души, Радищев впадал в такие противоречия, что было бы явной натяжкой считать его материалистом или идеалистом. Основную мощь своего философского ума он направил на поиски путей решения социально-философских проблем. Его социально-философские взгляды эволюционировали под влиянием американской и французской революций и следовавших за ними социально-политических событий, а также под влиянием процессов, происходивших в русском обществе.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...