Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

7.4. Природа и ее законы.




Понятие природы связано с идеей наличия в ней определенного порядка. Способы установления этого порядка могут быть самыми разными. Идея порядка в значительной мере выражается в понятии закона. В то же время порядок предполагает некоторое постоянство различных связей и отношений в природе. Взаимозависимость, переходы одних явлений в другие отражают всеобщее свойство движущейся материи, выступают как проявление всемирноуниверсальной связи объектов, «всего во всём». Через всеобщую связь явлений проявляется единство мира, обусловленность одного явления другими. Благодаря этой связи мир представляет собой не хаотическое нагромождение предметов, а закономерный процесс движения и развития материи. Связи между предметами и явлениями могут быть непосредственными и косвенными, явными и временными, существенными и несущественными, случайными и необходимыми, функциональными и т. д.  

Но если мир постоянно меняется, то его постижение оказывается возможным только через фиксацию неизменного в различных формах проявлениях одних и тех же объектов. Следовательно, абсолютно неизменное существует только в мысли, в культуре и переносится на природу. Порядок предполагает необходимость, которая препятствует изменчивости. Если все в природе совершается с необходимостью, то сама необходимость должна содержать в себе изменчивость. И если в природе нет никакой конечной цели, к которой устремлены все происходящие в ней события, то нет и единой абсолютной необходимости. Целеполагание вносится в природу только через человека, так как он может преследовать некую заранее определенную цель. В таком случае получается, что человек вносит идею целенаправленности в природный процесс.

В истории философии представления о законе нашли свое выражение в различных концепциях, которые по-своему интерпретируют процессы, устанавливающие порядок в природе. Можно выделить четыре основные концепции законов. Имманентная концепция, которая возникает раньше других и в ней закон рассматривается как нечто внутренне присуще самим объектам. Трансцендентная концепция трактует закон как нечто внешнее по отношению к объектам, акцент делается на внешних отношениях. Позитивистская концепция рассматривает закон как повторяющийся, наблюдаемый порядок явлений, закон есть по сути утверждение о регулярности повторения фактов. Конвенциональная концепция, возникшая позже других, рассматривает закон как условное истолкование, соглашение, конвенция об установившемся в природе порядке.

Можно предположить, что то, что называется естественным порядком природы, в значительной степени отражает мозаику представлений людей о мироустройстве и который приписывают природе. В тоже время в рамках диалектического подхода следует подчеркнуть, что закономерный характер действительности означает подчинённость всех явлений в своём возникновении и существовании объективным законам. Тогда определение закона природы можно сформулировать следующим образом. Закон – это необходимая, существенная, устойчивая, повторяющаяся связь явлений, которая обуславливает их происхождение, строение, функционирование и развитие. Закон определяется, прежде всего, как связь (или отношение). Закон не просто связь, но связь существенная. Она присуща не отдельным предметам, а всем предметам и явлениям определённого рода. Тот факт, что закон есть связь всеобщая, присущая неограниченно большому классу явлений, указывает и на то, что она в этом классе явлений постоянно повторяется в пространственно-временном отношении. Например, закономерное отношение, которое существует между такими объективными свойствами газа, как давление, объём и температура, и которое в приближенной форме, будет всегда повторяться при наличии соответствующих условий, независимо от пространственного положения или времени.

Законы следует отличать от закономерностей. Если первые выражают лишь существенные связи явления, то вторые показывают единство закона с его внешним осуществлением. Иначе говоря, закономерность – это тот же закон, но только представленный не абстрактно, а во всем многообразном проявлении. Поэтому понятие «закономерность» используют при описании конкретных реальных событий. Диалектическое понимание закона опирается на принцип детерминизма. Термин «детерминация» первоначально обозначал операцию определения предмета через выявление и фиксацию его признаков, отделяющих один предмет от другого. В современной философии он обозначает обуславливание одних явлений, процессов и состояний другими явлениями, процессами и состояниями. Детерминизм - это учение о всеобщей обусловленности объективных явлений. В основе такого представления о мире лежит универсальная взаимосвязь всех явлений, которая, с одной стороны, является проявлением субстанционального единства мира и способом его реализации, а с другой - следствием и предпосылкой универсального характера развития.

Основанием детерминизма является учение о причинной обусловленности всех явлений. Причинную связь или отношение причинения можно определить как такую генетическую связь между явлениями, при которой одно явление, называемое причиной, при наличии определённых условий с необходимостью порождает, вызывает к жизни другое явление, называемое следствием. Причина есть взаимодействие. Возможны два типа взаимодействия: 1) ведущие к изменениям состояний и свойств в уже существовавших объектах (воздействие вирусов на органы и ткани организма, имеющие следствием заболевание человека и биохимические изменения самих вирусов); 2) порождающие новые объекты, которых не было до начала действования причины (взаимодействие электрона и позитрона, порождающие два фотона). Причина есть взаимодействие, следствие - результат взаимодействия.

Признаки причинно-следственной связи: а) Наличие между явлениями отношения производства или порождения. Причина порождает, вызывает к жизни следствие, генетически обуславливает его появление и существование. Перенос вещества, энергии или информации в процессах причинения связан с преобразованием формы движения и структурных моментов в соответствии со специфическим содержанием объектов, являющихся причиной и следствием;

б) Причинное отношение характеризуется однонаправленностью или временной асимметрией. Формирование причины всегда предшествует возникновению следствия, но не наоборот. Процесс причинения имеет определённую направленность во времени от того, что есть, к тому, что возникает, появляется. Последовательность во времени является необходимым, но недостаточным условием.

б) Необходимость, однозначность причинного отношения. Если причина возникает в строго определённых фиксированных внешних и внутренних условиях, то она с необходимостью порождает определённое следствие;

г) Пространственная и временная непрерывность. Пространственная непрерывность означает, что когда два явления – причина и следствие разделены пространственным интервалом, то этот интервал должен быть заполнен непрерывной цепью необходимо связанных причинных событий. Временная непрерывность - два события (причина и следствие) имеют место в одной точке пространства, но разделены конечным временным интервалом.

Индетерминизм - это методологическая позиция, в которой отрицается как объективность причинных связей, так и ценность причинных объяснений в науке. Философский детерминизм не исключает существование непричинных видов обусловливания. Непричинные отношения между явлениями можно определить как такие отношения, в которых наблюдается взаимосвязь, взаимозависимость, взаимообусловленность между ними, но отсутствует непосредственное отношение генетической производительности и временной асимметрии. Другим видом непричинной обусловленности является так называемая связь состояний. Имеются серьезные основания говорить о существовании так называемой вероятностной детерминации. Существуют также попытки выделять в качестве самостоятельных форм детерминации структурную. Особым видом детерминации является целевая.

В разных концепциях детерминизма одно из центральных мест занимают категории необходимости и случайности. Необходимость - это то, что вытекает из самой сущности материальных систем, процессов, событий и что должно произойти в главном так, а не иначе. Пример - развитие организма человека, прохождение человеком нескольких последовательных стадий, случайность - это то, что имеет основание и причину преимущественно не в самом себе, а в другом, что вытекает не из главных связей и отношений, а из побочных, что может быть и не быть, может произойти так, но может произойти и по-другому.

В истории философии широко обсуждалась проблема: можно ли случайные явления считать причинно обусловленными? Предлагалось два варианта: а) постулировать объективное существование абсолютной случайности как не детерминированного события, явления, процесса; б) случайность объявлялась лишь продуктом нашего познания причин того или иного явления. Первое решение вело к отрицанию принципа детерминизма, второе к лишению категории случайности объективного познавательного значения.

Существует два подхода к объяснению объективной случайности: Первый: материальные предметы, процессы, явления представляют собой определённые системные образования, относительно отграниченные друг от друга. Совокупность внутренних связей, лежащих в основе таких образований, как бы противостоит совокупности внешних связей, посредством которых одни материальные образования связаны с другими. Внешние связи и выступают в виде условий, в которых реализуются внутренние существенные связи. Случайность - тип связи, который обусловлен несущественными, внешними, привходящими для данного явления причинами. Необходимость - тип связи явлений, определяемый их устойчивой внутренней основой и совокупностью условий их возникновения, существования и развития.

Другой путь обоснования строится на том, что случайность возникает как результат пересечения двух независимых причинных, закономерно обусловленных цепей или линий существования различных объектов. Необходимой является и последовательность событий, обусловленных внутренними закономерностями данного предмета. Такая последовательность образует линию его существования. Пересечение внутренне необходимых линий существования двух или более различных объектов в одной точке порождает случайность.

Случайными в науке считаются также события, которые возникают при вариации условий. Случайными являются изменения в наследственной структуре организмов, ибо они определяются действием многих факторов, непосредственно не связанных с жизнедеятельностью. Случайным является выпадение той или иной стороны монеты при подбрасывании, поскольку исходные условия бросания монеты определённым образом варьируются.

Понятие «закон природы» тесно связано с понятием «условие». Необходимость действия любого закона природы всегда проявляется при наличии определённых условий. Связь закона и условий его действия находит своё выражение и в логической (или языковой) форме утверждений о законах природы: положения, в которых формулируются законы, имеют вид условных предложений. Закон природы - это связь, которая характеризуется основными признаками существенного отношения: всеобщностью, необходимостью, повторяемостью, устойчивостью.

Существует многообразие типов и видов законов. Прежде всего, законы классифицируются по формам движения. Другой классификацией является их подразделение на законы существования и функционирования объектов и законы развития. Первые характеризуют предметы, процессы, явления с точки зрения их устойчивости, как уже ставшие и относительно стабильные образования. Вторые раскрывают предметы с точки зрения их развития, в них формируется связь между различными стадиями развития предметов.

Законы принято делить на динамические и вероятностно-статистические. Динамический закон - это закон, управляющий поведением индивидуального объекта и позволяющий установить однозначную связь его состояния. Вероятностно-статистический - это закон, управляющий поведением больших совокупностей и в отношение индивидуального объекта позволяющий делать лишь вероятностные заключении о его поведении.

Законы можно подразделить на причинные и непричинные. Непричинные могут подразделяться на функциональные, структурные, законы корреляции и т. д.

Для философии и науки принципиальное значение имеет деление законов по степени их общности. Законы делятся на частные (специфические), общие и всеобщие. Частные законы управляют поведением качественно ограниченной сферы объектов. Общие законы характеризуют поведение объектов, принадлежащих к достаточно широкой предметной области. Принято делить мир на три большие сферы: природу, общество и мышление. Общие законы распространяют свое действие только на одну из трех сфер. Примером общего закона может выступать закон сохранения энергии, действие которого проявляется во всех природных явлениях, изучаемых естественными законами, но не проявляется в сферах общества и мышления. Всеобщие законы - это такие, которые действуют во всех трёх сферах действительности и изучаются философией.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...