Контрольные вопросы. Заключение. Вопросы проблемного характера
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ 1. Какое определение можно дать понятию бытия? 2. Как решалась проблема бытия в истории философии? 3. Бытие едино или множественно? 4. Как связаны понятия бытия и понятия субстанции? 5. Поясните какие законы изучает философия: частные, общие, всеобщие? 6. Каково место человека в структуре бытия? 7. Движение и развитие – это одно и то же? 8. Какие можно назвать сферы приложения закона отрицания-отрицания к биологическим и медицинским исследованиям? 9. Каковы основные формы движения материи? 10. Назовите исторические формы диалектики и их особенности. 11. Каковы основные принципы диалектики? 12. Перечислите и раскройте содержание категорий диалектики. ЗАКЛЮЧЕНИЕ В учебном пособии были рассмотрены философские проблемы разных исторических эпох с учетом специфики медицинского ВУЗа. Философия всегда осуществляла дискурс, исходя из соответствующей социокультурной традиции и типов рациональности. Пособие включает не только рассмотрение философских школ, но проблемные линии философских рассуждений, дискуссий на различные темы, в том числе о России и историческом пути развития цивилизации. Студентам необходимо соотносить эти традиции, осуществляя мыслительный философский процесс. Методологические знания помогут будущим специалистам использовать научные методы в поисковой ситуации и в проектировании своей жизнедеятельности, конструктивном и рациональном постижении действительности. Теория познания, рассматриваемая в пособии, позволяет проследить логику развития гносеологической проблематики. Философия есть стремление к мудрости. Французский философ Р. Декарт писал, что слово «философия» обозначает занятие мудростью и что под мудростью понимается не только благоразумие в делах, но также и совершенное знание всего того, что может познать человек; это же знание, которое направляет самоё жизнь, служит сохранению здоровья, а также открытиям во всех науках.
Задавая вечные и неразрешимые вопросы, она ставила человека перед выбором не только идеи, но и поступка. В рамках философии зародились критерии истины, красоты и подлинности. Она направила человеческую мысль не только к вечному началу, но и земному, изменчивому. Благодаря философии люди смогли продвинуться далеко вперед, философия стала материю всех наук, оставшись сама формой мировоззрения человека. Наиболее важная задача для студентов не только понять и разобраться в темах дисциплины философия, но и сформировать критический взгляд на современные глобальные проблемы развития общества, чтобы суметь рассуждать на злободневные темы и предлагать критерии их оценки. ВОПРОСЫ ПРОБЛЕМНОГО ХАРАКТЕРА 1. Прочитайте отрывки выдающихся ученых и ответьте на вопросы. В. И. Вернадский: «Лишь благодаря условности цивилизации неразрывную и кровную связь всего человечества с остальным живым миром забывают. Человек пытается рассмотреть отдельно от живого мира бытие цивилизованного человечества. Но все эти попытки искусственно и неизбежно разлетаются, когда мы подходим к изучению человечества в связи его со всей природой… …включая человечество в состав живого вещества, мы, несомненно, сталкиваемся с новыми, ранее нам неизвестными свойствами живого вещества. Этим до известной степени объясняется проявляющееся иногда бессознательно стремление исключить человека из той картины природы, которая охватывает натуралиста во время его научной работы. Будем ли мы рассматривать совокупность всех людей как однородное живое вещество, разделим ли мы его на расовые однородные живые вещества – нет сомнений, что вещество, захваченное человеком во время его размножения и жизни, входит как часть в общую геохимическую работу животных организмов. К нему применимы все те законности и все те правильности, которые найдены для других – растительных или животных – однородных веществ».
К. Лоренц: «Человеческая культура и дух могут и должны изучаться методиками естествознания, с присущими ему четкими постановками вопросов». · Возможно ли человечеству, уровень техногенного развития которого крайне высок, выжить после экологической катастрофы, связанной с гибелью всей природы? · В чем Вернадский видит специфическую характеристику человеческого бытия? · Почему наблюдается неразрывная связь между человеческим бытием и природным? Поясните. · Определите в чем схожесть этих двух высказываний. 2. «Бытие у Гегеля есть бытие старой метафизики: оно есть предикат всех вещей без различия, так как с ее точки зрения все вещи объединяются тем, что они существуют. Это безразличное бытие, но, есть абстрактная мысль, мысль без реальности. Бытие так же многообразно, как существующие вещи… Понятие бытия, в котором ты опускаешь содержание бытия, больше не оказывается понятием бытия. Насколько различны вещи, настолько же разнообразно бытие. Бытие составляет единство с существующей вещью. У кого ты отнимаешь бытие, того ты лишаешь всего. Бытие нельзя отделить как нечто самостоятельное. Бытие не есть особенное понятие: во всяком случае, для рассудка оно — все. Я ведь определенно на место бытия ставлю природу, на место мышления — человека». Людвиг Фейербах. · Сводится ли понятие «бытие» к существованию отдельной вещи? Может ли оно существовать без вещи? · Почему Фейербах критикует понимание бытия Гегеля? 3. Может ли существовать небытие для человека, который мыслит? Поясните свой ответ, опираясь на высказывание Декарта. «Отбросив, таким образом, все то, в чем так или иначе мы можем сомневаться, и даже предполагая все это ложным, мы допустим, что нет ни Бога, ни неба, ни земли и что даже у нас самих нет тела, но мы не можем предположить, что мы не существуем, в то время как сомневаемся в правдивости всех этих вещей. Столь нелепо полагать несуществующим то, что мыслит, в то время, пока оно мыслит, что, несмотря на самые крайние предположения, мы не можем не верить, что заключение, я мыслю, а значит, я существую, истинно».
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|