Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

7.6. Основные категории диалектики и их значение для медицины.




Философское мышление открывает всеобщие черты, отношения присущие не каким-то отдельным видам явлений и процессов, а всему бытию. Знания такого рода выражаются в универсальных формах человеческого мышления - категориях. Категории философии – это предельно общие понятия, отражающие самые существенные свойства, универсальные связи и отношения реальности. Истоки учения о категориях уходят в далёкое прошлое. Большая заслуга в их разработке принадлежит Аристотелю. Для него проблема категорий выступала как проблема соотнесения содержаний высказываний о некотором сущем с самим этим сущим. По его мнению, в высказываниях связываются понятия, выражающее общее в предметах, и только с их помощью мы понимаем друг друга, когда говорим о единичных предметах. Для Канта категории - это всеобщие формы, в которых мы мыслим всё воспринимаемое, априорные формы рассудка, упорядочивания нашего опыта. Гегель понимал категории как развивающиеся способы полагания Абсолютным духом своего предмета, общие формы его саморазвития и самоопределения.

Для диалектики характерно формирование парных категорий, отражающих «полярные» стороны целостных явлений и процессов. Диалектический характер отношений «причина - следствие», «случайность - необходимость», «возможность - действительность» и других выражается в противоположных, но неразрывно связанных понятиях, их единстве, переходах друг в друга, взаимодействии.

В сочетании, взаимодополнениикатегории диалектики образуют подвижную сеть универсальных понятий, способных отражать живую подвижность, переходы, противоречия бытия. В категориях диалектики тесно связаны объективное знание о соответствующей форме связи явлений и форме мысли – познавательный прием, посредством которого постигается, осмысливается такая связь. И чем совершеннее понятийные средства, способы осмысления определенных связей, тем успешнее может в принципе осуществляться их реальное открытие, истолкование.

Среди бесконечного многообразия связей реального мира философское познание исторически выделяло различные типы всеобщих связей. «Единичное - общее», «многое - единое», «сходство - различие», «качество - количество», «простое - сложное», «часть - целое», «конечное - бесконечное», «форма - содержание» и другие понятия о такого рода связях могут быть объединены в группу категорий, выражающих «устройство», «организованность» бытия. В истории познания прослеживается также другой категориальный ряд; «явление - сущность», «причина - следствие», «случайность - необходимость», «возможность - действительность» и др. Первый подход к анализу универсальных связей можно условно назвать « горизонтальным », второй - « вертикальным».

Универсальные связи отражают разделенност ь и единство мира. Уже древние философы для понимания разделенности и единства мира использовали представление о части и целом. Если нечто поддается раздроблению, то оно обладает частями, а само является целым. Если же нечто неделимо, то оно называется атомом, что означает буквально «неделимый». Но наукой XX в. установлено, что супермонолитное, неизменное не существует. В этой связи, а также по ряду других оснований был развит системный подход. Дополняя понятия целого и части, стали использовать понятия системы и элемента. Система - это такое соединение элементов, которое приводит к возникновению свойств, не присущих предметам в их разобщенности. Связь компонентов системы называют структурой. Элемент - это такая часть системы, которая после своего раздробления на части уже не обладает характеристиками системы.

Проблематика части и целого, элемента и системы показывает, что раздробленность мира философии не имеет абсолютног о характера, многие фрагменты мира связаны между собой. Та или иная часть целого свидетельствует о других частях целого. Знак - это свидетельство о другом. Разновидностями знаков являются иконические знаки (знаки - копии), знаки - признаки (индикаторы или симптомы), символы. Характерная особенность некоторых знаков состоит в их известном сходстве с обозначаемым (фотографии, рисунки, репродукции). Знаки - признаки, не являясь копиями обозначаемых ими явлений, тем не менее, указывают на них. (Дым есть знак, признак горения. Техника есть признак человека). Наиболее сложные знаки называются символами. Там, где один смысл обозначает другой, мы имеем дело с символами. Обычно, символ связан с всеобщим, с многообразием, с синтезом, с реализацией духовных возможностей человека.

В мире существует бесконечное многообразие вещей. Все вещи и события различны между собой, единичны в своём бытии. В «лепке» единичного участвует несметное множество неповторимых условий, масса случайностей. Так, неодинаковость любой пары кленовых листьев обуславливается различиями в освещении, питании, температуре, энергетическом микроклимате, что в свою очередь, предопределяет различия в их размерах, оттенках цвета, форме, весе и т. п. Природа неистощима в творчестве индивидуального: она не терпит штампов. Единичное есть объект, взятый в своём отличии от других объектов, их неповторимой специфике. Единичное - категория, выражающая относительную обособленность, дискретность, ограниченность друг от друга в пространстве и времени объектов, с присущими им специфическими особенностями, составляющими их неповторимую качественную и количественную определенность.

Однако бесконечное многообразие - это лишь одна сторона бытия. Другая сторона заключается в общности вещей, их структур, свойств и отношений. Как нет двух абсолютно тождественных вещей, так нет и абсолютно различных. Общее - это единое во многом. Общее есть сходное у ряда единичных предметов. Выделение общего является результатом сложной мыслительной операции - обобщения, в результате которого приходят к понятиям. Для объективного идеализма характерны отрыв общего от единичного, абсолютизация и превращение его в то, что предшествует единичному и творит его (Платон, Гегель). Взгляд же на действительность как на множество независимых друг от друга единичностей характерен для узкого эмпиризма, считающего единичное исходной категорией, а общее - лишь производной абстракцией. Стремление разделить единичное и общее и противопоставить их друг другу лежало в основе средневекового спора номиналистов и реалистов.

В силу дискретности мира общее не существует и не дано нам иначе, как через единичное. Они не рядоположенные вещи, и диалектика заключается не в том, что одно существует и другое существует и как-то они между собой взаимодействуют, а в том, что нечто существует и проявляет себя как существующее в силу материального единства мира, его энергоинформационных взаимодействий и универсальности основных атрибутов сущего.

Общее не существует отдельно, оно содержит в себе закономерность протекания процессов в любом единичном явлении данного класса. Действие закономерности, анонимная власть общего выражается только в единичном и через единичное. Как единичное невозможно без общего, так и общее невозможно без единичного, которое служит предпосылкой и субстратом общего. Особенное означает меру и способ объединения общего и единичного в одном явлении. Оно мыслится как специфика в реализации общего, характерная для данного объекта. Чтобы понять отдельные явления, необходимо вырвать их из общей связи и рассматривать аналитически, понимая при этом, что сама по себе констатация единичных фактов ещё не есть их познание. Теоретический анализ, имея дело с единичными объектами в специфических условиях, направляется знанием общих законов, действующих как тенденция, и учитывает особенности, определяемые конкретными условиями. Например: врач призван лечить не «человека вообще», а конкретную личность с её неповторимыми индивидуальными чертами, особенностями. Одна и та же болезнь у разных больных требует определённой корректировки в общем способе её лечения.

Под сущностью понимается внутренняя, глубинная, скрытая, относительно устойчивая сторона того или иного предмета, явления, процесса, определяющая его природу, совокупность черт и другие характеристики. Явление - это внешние, наблюдаемые, обычно более подвижные, изменчивые характеристики того или иного предмета. Явление и сущность - диалектически связанные противоположности. Они не совпадают друг с другом. Иногда их несовпадение носит ярко выраженный характер: внешние, поверхностные черты предмета маскируют, искажают его суть. В таких случаях говорят о видимости явления.

Возможность познания, его движение от внешних, поверхностных наблюдений к раскрытию их причин, закономерностей обеспечены диалектической связью сущности и явления. Сущность обнаруживает себя в явлениях, а явление есть проявление сущности. Понятие сущности не предполагает какого-то жёстко фиксированного уровня реальности или некоторого предела познания. Человеческое познание движется от явления к сущности, углубляясь далее от сущности первого порядка к сущности второго порядка и т. д., основательнее раскрывая причинные связи, закономерности, тенденции изменения, развития тех или иных областей действительности. Например, дарвиновская теория явилась важным шагом в познании законов биологической эволюции, но их изучение на этом не остановилось. И сегодня наука, с учетом эволюционной генетики и других исследований, располагает более глубокими знаниями живой природы. В своем конкретном виде процесс раскрытия, понимания сущности проявляет себя в познании структуры, целостности, причин предмета, законов его формирования, функционирования.

Под содержанием понимают совокупность различных элементов и их взаимодействий, определяющих основной тип, характер того или иного предмета, явления, процесса. Форма - принцип упорядоченности, способ существования того или иного содержания. Содержание оформлено, а форма содержательна.

Категории действительности и возможности. В широком смысле под действительностью понимается весь объективно существующий мир, объективная реальность во всей её конкретности, вся совокупность налично существующих явлений. В узком смысле под действительностью понимают конкретное бытие отдельного объекта в определённое время, в определённых условиях. Возможность – это состояние (или такая ситуация), когда имеется одна часть детерминирующих факторов, но отсутствует другая их часть, или когда детерминирующие факторы недостаточно зрелы, чтобы возникло новое явление. Для количественной оценки возможности в науке разработано понятие вероятности. Вероятность - это количественная мера возможности. Вероятность характеризует те пределы, в которых существует возможность; она определяет степень близости возможности к осуществлению, к действительности.

Существуют 3 вида возможностей: формальная, абстрактная и реальная. Формальная возможность – такая, которая может быть осуществлена только чисто теоретически и никогда на практике. (Может ли турецкий султан стать Папой Римским - Гегель). Абстрактная - возможность, которая в принципе тоже может быть осуществлена, только на теоретическом уровне, но которая уже имеет определённые, но еще не развитые предпосылки. (Может ли студент стать академиком, министром здравоохранения). Реальная возможность связана с действительно существующими предпосылками ее превращения в реальность. (Все студенты нашего университета имеют реальную возможность стать врачом).

Причинно-следственные связи могут формировать различные по сложности так называемые цепи причинения. Однолинейные цепи причинения: в них одно и то же явление выступает и причиной и следствием, причиной в одном отношении и следствием в другом. Цепи причинения с обратной связью (перенос вещества, энергия и информации от следствия к причине имеет существенное значение для функционирования системы в целом). Разветвляющие цепи причинения. Совокупность однолинейных, двулинейных и разветвляющихся цепей причинения может давать сеть причинения. Причинная сеть - это такое отношение между объективно существующими явлениями, в котором каждое из них многократно выступает и причиной, и следствием.

Условия - это совокупность различных факторов, от наличия которых зависит возникновение, существование и исчезновение вещей, но которые сами по себе ничего не производят. Взятые отдельно условия не могут породить следствие. Поводы - это явления, которые сами по себе не вызывают того или иного последствия, но срабатывают как «пусковой механизм», толчок, импульс, развязывающий действие всего причинного комплекса. Причина с необходимостью порождает следствие только при наличии определённых условий. Так, попавшая инфекция в организм является причиной его заболевания, но сам факт заболевания зависит также от внутреннего состояния организма, состояния иммунной системы, особой предрасположенности к тому или иному заболеванию. Представители « кондиционализма » абсолютизируют роль условий в возникновении явлений. Кондиционалисты фактически растворяют причину в условиях. Другой крайностью является монокаузализм, фактически отрицающий роль условий. Диалектическая философия отвергает обе крайности и исходит из того, что действие причины всегда зависимо от условий. При лечении болезни врач в первую очередь стремится выяснить и устранить причину, а не просто ликвидировать условия, способствующие заболеванию.

В настоящее время всё чаще в философии используется понятие полная причина. Полная причина - это совокупность всех обстоятельств, факторов, при которых данное следствие наступает с необходимостью. Состав полной причины: специфицирующая причина, кондициональные причины, реализаторная (пусковая) причина. Понятие полной причины «снимает», с одной стороны, монокаузализм как общую установку, с другой стороны, «снимает» кондиционализм с его положением о равнозначности всех детерминирующих факторов.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...