Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

7.2. Философское понимание материи.




Бытие предполагает не только существование, но и его причину. Бытие есть единство сущности и существования. Субстанция есть самодостаточное, самоопределяющее существование. Она представляет собой предельное основание, к которому сводятся все конечные формы проявления объективной реальности. В субстанции нет ничего внешнего, ничего вне её, что могло бы быть причиной, основанием ее существования, следовательно, она существует, благодаря только самой себе, самостоятельно.

То или иное понимание субстанции вводится как исходный постулат, представляя собой, прежде всего, материалистическое или идеалистическое решение онтологической стороны основного вопроса философии: первична материя или сознание? Различают метафизическое понимание субстанции, как неизменного начала, и диалектическое – как изменчивой, саморазвивающейся сущности. Количественная интерпретация субстанции возможна в трёх формах: монизм объясняет многообразие мира из одного начала (Гегель, Маркс), дуализм – из двух начал (Декарт), плюрализм – из множества начал (Лейбниц).

Понятие «материя» стало употребляться в качестве философской категории с тех пор, как древние философы выдвинули идею о происхождении всех разнообразных вещей из общего и единого «первоначала». Это «первоначало» представлялось им в виде какого-то вещества, служащим исходным материалом для образования всех вещей. Такой материал и называли материей. Категория материя с самого начала предназначена была выполнять определенные функции в философии: а) выражать мысль о существовании объективной реальности; б) характеризовать то общее, что имеется во всех вещах; в) определять в самом общем виде путь, ведущий к познанию всех веществ.

Понятие «материя» прошло несколько этапов в развитии философской мысли.

Первый этап – этап наглядно-чувственного представления материи. В ранних древнегреческих философских учениях (Фалеса, Анаксимена, Гераклита и др. ) в основу мира полагались те или иные природные стихии: вода, воздух, огонь и т. п. Всё существующее считалось модификацией этих стихий. Представители раннего материализма положили начало субстратному понимании материи. Второй этап – этап вещественно-субстратного представления о материи. Она отождествлялась с веществом, с атомами, с комплексом их свойств, в том числе свойством неделимости. Наибольшего развития такое понимание материи достигло в трудах французских материалистов XVIII в. Ламетри, Гельвеция, Гольбаха. Материи приписывались такие неизменные свойства как постоянство массы, непроницаемость, неделимость атомов, как тех «кирпичиков» из которых построены все тела.

Третий этап – философско-гносеологическое представление о материи. Он связан с кризисом естествознания на рубеже XIX –XX столетий. Открытие рентгеновских лучей, явления радиоактивности, элементарных частиц и т. д. породили сомнения в существовании материи. Возникло представление, что «материя исчезла». Наиболее ярко это представление было раскритиковано в работе В. И. Ленина «Материализм и эмпириокритицизм». Ленин сумел показать, что в действительности не материя исчезла, а рухнули старые представления о ней, потерпело крах не понятие материи, а лишь ее субстратное понимание Ленин писал: «Материя – есть философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них». Данное понимание материи стало господствующим не только в рамках марксистского мировоззрения. Такое понимание предполагает бесконечное многообразие материи, ее форм и состояний. Категория материя выполняет прежде всего гносеологическую функцию.

Четвертый этап – этап философского субстанциально-аксиологического представления о материи. Зародившись примерно в середине XX в. данное представление видит в материи систему многих атрибутов (атрибут – неотъемлемое свойство материи). Истоки такой концепции можно обнаружить ещё в философии Спинозы, у которого материи были присущи такие вечные свойства, как протяжённость и мышление (мышление, т. е. сознание вечно). Если прежде субстанция сводилась к субстрату, то теперь она не «носитель» атрибутов, а их совокупность, среди которых есть и субстрат. Материя не что-то существующее отдельно от пространства, времени, движения и других атрибутов, а система всех этих атрибутов, взятая как целое. Однако, разнообразие атрибутов, их трактовка сегодня приобретает более ценностный, аксиологический подход. Меняется соотношение материи и сознания (духа). Существует определенный предел противоположности материи и духа. Материя в своём субстанциональном аспекте включает в себя человека во всем его духовном многообразии. В настоящее время гносеологическое и субстанциональное представления о материи не исключают, а дополняют друг друга.

К ХХI веку философия и наука подошли, имея в своем арсенале достаточно стройную концепцию устройства материального мира. В ее основе лежит принцип системности, требующий рассматривать мир как иерархическую композицию сложноподчинённых объектов, каждый из которых представляет определенную систему. Современная научная мысль главный акцент делает на организационном, структурном моделировании материального мира. А системный анализ – одно из главных средств построения таких моделей.

Его базовые понятия: система, структура, элемент. Под системой обычно понимают любое упорядоченное множество элементов, взаимосвязи между которыми сильнее их связей с внешней средой. Элемент – минимальный, неразложимый далее компонент системы. Данные понятия, разумеется, относительны и соотносительны. Человека, например, можно рассматривать и как элемент системы «общество», и как самостоятельную систему, состоящую в свою очередь из множества собственных элементов. Структурой же принято называть способ связи элементов системы между собой. Это наиболее устойчивый, инвариантный аспект системы.

Структурность – это внутренняя расчлененность, упорядоченность материального бытия, это закономерный порядок связи элементов в составе целого. Каждая из материальных систем состоит из элементов и связей между ними. Элементами выступают не всякие компоненты, а только такие, которые непосредственно участвуют в создании системы и без которых не может быть системы. Структурные уровни материи образованы из определённого множества объектов какого-либо класса и характеризуются особым типом взаимодействия между составляющими их элементами. Критерием для выделения различных уровней служат следующие признаки: пространственно-временные масштабы, совокупность важнейших свойств и законов изменения; степень относительной сложности, возникшей в процессе исторического развития материи в данной области мира.

Неорганическая природа предстает как имеющая такую последовательность структурных уровней: субмикроэлементный – микроэлементарный – ядерный – атомарный – молекулярный – уровень макроскопических тел различной величины – планеты – звездно-планетные комплексы – галактики – метагалактики.

Органическая природа имеет следующие структурные уровни: биологических макромолекул – клеточный уровень – микроорганизменный – органов и тканей – организма в целом – популяционный – биоценозный – биосферный. Общая основа жизни – органический метаболизм (обмен веществом, энергией и информацией с окружающей средой) специфицируется в каждом из выделенных уровней.

Социальная действительность представлена уровнями: индивидов – семьи – различных коллективов – социальных групп – классов – национальностей и наций – государств и системы государств – общества в целом.

Каждая из трёх областей материальной действительности образуется из ряда специфических структурных уровней, которые находятся не в беспорядочном их «наборе» в составе той или иной области, но в определенной связи, упорядоченности. В основе материальных систем и структурных уровней материи лежат физические виды реальности – вещество и поле. Вещество – это физический вид материи, состоящий из частиц, которые имеют собственную массу (массу покоя). Поле – это материальное образование, которое связывает тела между собой и передает действия от тела к телу. Существуют электромагнитное поле, гравитационное поле, внутриядерное вещество и поле взаимосвязаны и переходят друг в друга при определенных условиях.

Н. Винер предложил рассматривать основу всего существующего как единство вещества и поля, с одной стороны, информации – с другой, энергии – с третьей. В современной науке содержание материи понимается как единство вещества, поля и плазмы, порождаемые флуктуациями вакуума.

Важным атрибутом материи является движение. Под движением в настоящее время понимается любое изменение вообще. Всякое изменение обнаруживает себя благодаря взаимодействию. Изменяться – это значит действовать на что-нибудь другое. В мире существует огромное множество форм движения материи. Специфика конкретных форм определяется, по меньшей мере, двумя параметрами: а) наличием особых материальных носителей движения; б) существованием особых законов взаимодействия между ними. Следовательно, форм движения в материальном мире должно быть столько же, сколько в нем существует структурных уровней организации материи. Выделяют следующие всеобщие свойства движения: а) объективный и материальный характер движения; б) абсолютность и относительность движения; в) противоречивость движения.

Существуют следующие основные формы движения: механическая (пространственные перемещения), физическая (тепловое движение и т. д. ), химическая (образование и распад молекул), биологическая (органическая жизнь во всех её проявлениях и изменениях), социальная (развитие человеческого общества).

В этом ряду биологическая форма является «высшей» по отношению к физической и химической, а социальная форма движения рассматривается как высшая по отношений к остальным формам. Установлено, что «высшие» возникают на основе «низших», включают в себя, но не сводятся к ним, не являются их простой суммой: в «высших» при их генезисе из «низших» возникают новые свойства, структуры, закономерности, которые специфичны и которые определяют специфичность всей высшей формы движения материи.

Встречаются попытки объяснить биологическое движение физическим и химическим (и даже механическим), а социальное – биологическим. В первом случаев имеет место механицизм, во втором – биологизаторство. В обоих случаях это будет редукционизм, т. е. сведение сложного к простому, стремление объяснить сложное простым без попытки разобраться в самом этом сложном как особом системном образовании, хотя и имеющем генетические связи с низшими формами движения материи.

Основываясь на определенных принципах классификации основных форм движения реальности, можно выделить различные их формы и различную структуру их связей.

Каждое новое крупное открытие в научном познании заставляет изменять как число выделяемых форм реальности, так и формы их взаимосвязи. Правомерно говорить о двух типах движения. Первыйтип – это движение, когда сохраняется качество предмета. Кроме него существует движение, ведущее к изменению качественного состояния предмета. Это может быть распад предмета на составляющие его элементы. Но может быть и более сложный процесс, когда благодаря взаимодействию объекты образуют более сложную систему.

Как бы ни были специфичны высшие формы движения материи, их существование возможно только на «фундаменте» относительно низших форм. К таким «фундаментальным» типам взаимодействия современная наука относит следующие: сильное взаимодействие, слабое взаимодействие, электромагнитное и гравитационное. Предполагается, что на ранних стадиях существования нашей (тогда еще очень горячей) Вселенной существовал один-единственный тип взаимодействия, который по мере дальнейшей ее эволюции (остывания) распался на четыре ныне известных типа.

Жизнь как особая форма движения реализуется в индивидуальных биологических организмах и их совокупностях (популяциях, видах и т. п. ). Каждый организм является открытой самоорганизующейся системой, для которой характерно наличие процессов обмена веществ, роста, развития и размножения. Известен ряд концепций происхождения и сущности жизни, выдвинутых биологами и философами. С позиций креационизма выступали Линней (признавал одноактное творение организмов богом) и Кювье (признавал повторяющиеся акты творения всё более совершенных форм жизни после уничтожения предыдущих в результате катаклизмов). Витализм, восходящий к учению об энтелехии Аристотеля, пытался объяснить процессы жизни действием нематериальной «жизненной силы», «жизненного порыва» (Бергсон); аналогичные идеи высказывались представителями эмерджентной эволюции и холизма (рассматривает процессы изменения как иррациональное, логически непостижимые акты и в конечном итоге приходит к признанию божества).

 К концепциям, свойственным метафизическому материализму, относятся гипотеза С. Аррениуса о занесении спор жизни на Землю из космоса и концепция К. Бэра об извечном параллельном существовании живой и неживой материи. Теория, выдвинутая Опариным, предполагает первоначальное образование белковоподобных комплексных коллоидных систем-коацерватов, а затем первых живых тел. Существуют и другие теории.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...