Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

6.5. Философия постмодернизма




Сторонники так называемого постмодернизма полагают, что после второй мировой войны человечество вступило в особую эпоху «пост-современности», и для этой эпохи характерны следующие черты: 1) агрессивная экспансия глобального капитализма, 2) ослабление государственной централизованной власти (распад бывших империй, коммунистического блока, рост этнических проблем и т. д. ), 3) моделирование жизни посредством все более мощной и всеохватывающей технологии, 4) развитие освободительных неклассовых движений: национальных, гендерных, движений сексуальных меньшинств, экологического движения и т. д. Эпоха постсовременности приходит на смену «модернизму» (так называется время примерно с эпохи Возрождения до второй мировой войны), для которого были характерны следующие философские черты: 1) принятие возможности абсолютного наблюдения – «взгляда творца», т. е. позиции наблюдателя, находящегося вне наблюдаемого мира, 2) склонность к метанарративам - большим повествованиям, холистически объясняющих мир, 3) принятие фундаментализма – веры в возможность абсолютного обоснования знания, 4) приверженность универсализму – вере в существование универсальных принципов познания и бытия, 5) репрезентационизм – вера в возможность точного соответствия утверждений о мире и самой реальности. Взамен модернистской философии постмодернисты предлагают: 1) децентрацию – процедуру помещения в центр рассмотрения точки зрения непривилегированных социальных групп, 2) деконструкцию – показ исторической обусловленности и противоречивости репрезентативных концепций, 3) различие (дополнение) – рассмотрения знания в связи с тем, что оно вычеркивает или отодвигает на задний план. Американский культуролог Фредерик Джеймсон выделяет следующие черты постмодернистского общества: 1) поверхностность, 2) ослабление эмоций и аффектов, 3) утрата историчности, 4) господство не креативных, а репродуктивных технологий (например, компьютер и телевизор не создают, а скорее сжимают и упрощают бытие), 5) рождение многонационального мирового капитализма. В работах одного из наиболее влиятельных представителей постмодернизма французского философа Жана Бодрийяра (1929 - 2007) современный мир трактуется как мир симулякров – знаков, очень точно воспроизводящих копию оригинала при отсутствии.

Под постмодерном понимается общее направление современной европейской культуры. Суть постмодернизма – осознание разнообразных форм рациональности, активности жизни, а также признание этого разнообразия как естественного и позитивного состояния. Постмодернизм включает в себя определенное мышление и своеобразную философскую позицию. Основной чертой философии постмодернизмаявляется сближение философии с искусством. Множественность и хаотичность концепций и подходов, существующих в философии, отражают общую тенденцию, существующую в современной культуре, – плюрализм мнений и стилей. Согласно философии постмодернизма, не существует «вечных ценностей» и авторитетов, так как они препятствуют творческой реализации. Поэтому постмодерн иронизирует над окружающим миром и над самим собой.

Можно назвать следующих представителей постмодернизма: Бодрийяр, Делез, Деррида, Фуко, Лиотар. Постмодернизм ныне является своеобразной визитной карточкой западной культуры и развивается как новомодное течение и в России.

Его центральным стержнем выступает негативное отношение к научному мышлению, а в более широком контексте – к рациональной традиции в целом. Большое внимание в постмодернизме уделено обыденному языку как важнейшему объекту философской рефлексии. Главной особенностью философии является то, что она выступает как мировоззрение, а потому не может быть оторвана от индивида, являющегося носителем конкретного мировоззрения, выраженного через язык. Специфичность мышления эпохи постмодерна выражена в понятиях, введенных философами-постмодернистами. Наиболее известными из таких понятий являются: симулякр, ризома и концепция смерти автора.

Симулякр. Впервые встречается у Платона («симулакрум» – «копия копии») – образ, не имеющий глубинных смыслов, не имеющий основания ни в какой реальности, кроме своей собственной. Жорж Батай (1897 –1962) подчеркивает в этом понятии ситуацию стирания границ между реальностью и искусственным миром в современной культуре. По сути, весь мир воспринимается современным человеком как поток информации (через печать, телевизор, Интернет), которая становится привычной и не переживается по-настоящему, является просто системой знаков, текстом, «гулом языка». Ж. Бодрийяр (1929 –2007) понимает под симулякрами образы, вытесняющие реальность. Ж. -Ф. Лиотар (1924 –1998) отмечает, что всё это «делает нашу жизнь неустойчивой, неуловимой, эфемерной», что мы живем в «эру пустоты», нам не на что духовно опереться.

Ризома. Термин введен в философию Ж. Делёзом (1925 –1995) и Ф. Гваттари (1930 –1992), заимствован из ботаники и означает такую форму корневой системы, когда отдельные волокна ветвятся совершенно беспорядочно, образуя причудливое переплетение, напоминающее мочалку. Ризома, по мнению Делёза и Гваттари, как принцип или организационная модель должна противостоять неизменным линейным структурам (как бытия, так и мышления), которые типичны для классической европейской культуры. Примером ризомы в искусстве обозначается способ построения текста, «письма», отличное от классического. В таком «письме» переходы строятся не по логике, а по ассоциациям, т. е. достаточно произвольно и случайно, вплоть до бессмысленности. В искусстве примером такой «ризомности» могут служить бессюжетное произведение без героев, без начала и конца, представляющее собой поток сознания, например, роман Дж. Джойса «Улисс», романы Ф. Кафки.

« Смерть автора ». Идея смерти автора была высказана в эссе «Смерть автора» Роланом Бартом (1915 –1980) в 1967. Согласно Р. Барту, автор является только носителем языка и его личность не должна учитываться при интерпретации произведения: «Присвоить тексту автора – это значит застопорить текст, наделить его окончательным значением, замкнуть письмо». Отныне текст живет своей жизнью смыслополагания, не нуждающейся больше ни в авторе, ни в конечной интерпретации, при этом каждое новое прочтение текста приветствуется как рождение нового смысла. Примером развертывания данного концепта могут послужить неожиданные прочтения произведений классических авторов в современном искусстве, предполагающие полную свободу для личных интерпретаций, как режиссера, так и зрителей.

Деррида Жак (1930 – 2004), французский философ. Философская позиция Дерриды была заявлена в трёх работах, опубликованных в 1967: «Голос и феномен», «Письмо и различие», «О грамматологии». В них содержалась критика европейской «логоцентрической» метафизики, основанной на понимании бытия как «присутствии», наличия, данности, при помощи понятий, чувственных впечатлений, опыта. Также предполагалось обоснование преодоления метафизики с помощью метода «деконструкции». Деконструкция – это разборка-сборка письменных текстов философских и литературных традиций. Деконструкция раскрывает тонкие оттенки смысла, модальностей высказываний, множество разноплановых парадоксов в текстах. Деконструкция – это 1) не анализ, не сводим к простому элементу; 2) не критика; 3) не метод; 4) не акт, носит пассивный характер. Деконструктивизм – это то, что разрушает метафизику.

Лиотар Жан Франсуа (1924 – 1998), французский философ, теоретик постмодернизма. Широкую известность получила работа Лиотара «Состояние постмодерна» (1979 г. ), а также полемика с Ю. Хабермасом о постмодернизме. Своей основной «философской книгой» Лиотар считал «Спор» (1983). Лиотар обратился к анализу дискурса власти и связанному с ним «дискурсу легитимации», оправдывающему и закрепляющему определённое устройство общества. Общество «модерна» находится под властью универсальных метанарративов (великих произведений литературы, философских концепций, научных систем, сводов законов и т. д. ), в силу этого становится тоталитарным по своему характеру, что приводит к таким ужасным последствиям, как, например, холокост. Важнейшим признаком постмодернизма Лиотар считал потерю нарративами легитимности. Постсовременный мир в качестве открытого общества должен стать совокупностью различных небольших сообществ людей, ни одно из которых не будет подавлять другое. В работах «Склеп интеллигенции» (1984), «Постмодерн в изложении для детей» (1986), «Бесчеловечное» (1988) Лиотар характеризовал постмодернизм как его динамическую потенцию в условиях кризиса традиционных этических и эстетических ценностей.

Также можно назвать еще одно направление в философских, социальных работах. После работы Р. Столлера «Пол и гендер» (1968 г. ) можно говорить о гендерной социальной философии. Пол характеризуется не как биологическая характеристика, а как совокупность социальных признаков, которые приписываются полам в разных культурах на разных этапах их развития. Ожидания в дальнейшем поведении их соответствие гендерной установке, соблюдение традиций предполагаемого дальнейшего поведения в малой группе и публичной жизни – предмет исследования гендерной социальной философии, психологии.

Важная черта постмодернизма состоит в том, что он принципиально не может существовать как какое-либо целостное и общее мировоззрение или философия. Ибо согласно ему самому, «хаосу жизни» нельзя навязывать никакую теорию. Так как в основе этой парадигмы лежит утверждение плюралистичности, локальности, временности и децентрации бытия, то постмодернизм выступает разрушителем всех и всяческих философских и мировоззренческих течений, школ и направлений. Пессимизм, отчаяние и недоверие к действительности ‑ характерные черты постмодернизма.

В связи с этим возникает парадоксальная ситуация, когда теория разрушает и отрицает сама себя, исходя из собственных постулатов. Действительно, с одной стороны, постмодернизм претендует на определенный концептуальный смысл, на утверждение своих заслуг перед классическими концепциями. Но, с другой стороны, постмодернизм тем самым отрицает и самого себя, свою «истинность» и лишает других доверия к своим собственным рассуждениям, словам и текстам.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...