Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

7. 5. Диалектика – учение о развитии.




 В самом общем виде диалектику можно определить как философское учение о законах развития материи и сознания и как о всеобщей связи явлений. Диалектика формировалась на протяжении двух с половиной тысячелетий. Первоначально термин «диалектика» получил распространение в древней Греции и понимался как «искусство вести беседу, рассуждать». Понимание диалектики как учения о развитии и всеобщей связи явлений впервые глубоко и всесторонне разрабатывается Гегелем, хотя основы его были заложены древнегреческим философом Гераклитом, о чем неоднократно упоминал Гегель, который, однако сам термин «диалектика» не употреблял. В трудах Гегеля диалектика была разработана на идеалистической основе, развитие у него трактуется как атрибут абсолютной идеи, как способ ее развития. Позже, Маркс и Энгельс рассматривали развитие как атрибут материи, они разработали материалистическую диалектику. Можно утверждать, что с середины XIX в. принцип развития стал одним из центральных мировоззренческих оснований.

Категория развития конкретизирует философское понятие движения, определяя его направленность: всякое развитие есть движение, но не всякое движение есть развитие. Категория движения является более общей, она шире по своему объему, чем категория развития. Однако последняя богаче по содержанию, чем категория движения. При рассмотрении движения абстрагируются, во-первых, от механизма изменений (как? и почему? ), и, во-вторых, от их направленности (куда? и в каком направлении? ). Развитие есть закономерное, необратимое, определённо направленное взаимодействие, рождающее новое качество предмета (процесс + механизм + направленность + результат). Развитие - это направленные, необратимые качественные изменения системы, подготовленной её предшествующим состоянием.

Развитие не есть развитие «вообще», «всего», «всей материи», «Вселенной в целом». Развитие связано только с конкретными материальными или духовными системами: развивающейся системой может быть отдельный организм, Солнечная система, общество, теория и т. п. Вне конкретных систем нет никакого развития. О развитии материи («Вселенной в целом») можно говорить, подразумевая под этим бесконечное множество развивающихся конкретных систем. Развитие разнопланово, многоуровнево и многоэтапно. Оно представляет собой взаимодействие элементов, рождающих новое качество, оно дает становление. Становление - это и отсутствие качества (наличного бытия) и в то же время существование и формирование предпосылок именно данного, а не какого-то другого качества.

С развитием связана проблема прогресса. Можно выделить два основных направлений разработки этой проблемы: сциентистское (научное) и аксиологическое (ценностное). В самом общем виде прогресс - это развитие от простого к сложному, от старого к новому, от менее совершенного к более совершенному. Прогресс - это восходящая линия развития, регресс - нисходящая. Выделяют критерии прогресса для неорганической природы, органической природы и социальной реальности, а также универсальный критерий.

Для неорганической природы достаточным критерием прогресса можно считать степень усложнения структуры системы (например, молекулярный уровень в сопоставлении с атомарным). Переходы от одних основных уровней системной организации объектов к другим означает расширение возможностей взаимодействия, изменения этих систем. Этот критерий можно назвать системно-структурным. (Хотя здесь много спорного).

По отношению к системам органической природы необходимо использовать комплексный критерий. Его отдельными моментами являются: I) Возможность получения наибольшего количества информации за наименьший промежуток времени, с наименьшей затратой энергии; 2) Возможность выживания вида при наименьшей затрате материи (Млекопитающие и бактерии. Последние выживают за счёт огромного количества потомства, более 50% которого погибает). Этот критерий можно назвать « функциональным». Прогресс применительно к живой природе определяется как такое повышение степени системной организации объекта, которое, позволяет новой системе (измененному объекту) выполнять функции, недоступные старой системе.

В отношении общества также применяется комплексный критерий. Здесь необходимо учитывать: 1) темпы роста производства, производительности труда, ведущие к увеличению свободы человека по отношению к природе; 2) степень свободы работников производства от эксплуатации; 3) уровень демократизации общественной жизни; 4) уровень реальных возможностей для всестороннего развития индивидов; 5) увеличение человеческого счастья и добра. Этот критерий можно назвать гуманитарным.

В общий, универсальный критерий прогресса включаются следующие
признаки: увеличение степени разнообразия системы, сопряжённое с интегрированностью её частей; усиление мобильности, эффективности и надежности материальных систем; воспроизведение в расширяющихся масштабах основных функций системы; рост автономности системы по отношению к внешним условиям; усиление степени организации, степени целостности системы.

  Основные законы диалектики на идеалистической основе были разработаны Гегелем, на материалистической - Марксом к Энгельсом. Эти законы развития мира раскрывают механизм, причину и направленность изменений, происходящих в нем.

Источник саморазвития определяет закон единства и борьбы противоположностей. В соответствии с этим законом всякий предмет, явление в своем развитии содержит в себе противоречие, т. е. единство противоположностей, борьба, взаимодействие которых заставляет предмет изменяться определенным образом. Содержание закона выражается через категории тождества, различия, противоположности и противоречия. Тождество выражает равенство, одинаковость предмета, явления с самим собой, выражает одинаковость, «симметричность», единство взаимоисключающих сторон существования предмета, явления. Различие показывает неодинаковость, непохожесть, «ассиметрично» разных сторон явления, предмета. Доведение различий, элементов и тенденции до некоторого предела сохранения целостности даёт противоположность. Противоречие - единство, одновременно проявляющееся в тождестве и различии противоположностей. Смысл закона: взаимовлияющие стороны как взаимоотрицают, так и взаимополагают друг друга. Взаимополагание сохраняет единство взаимовлияющих сторон, единство целого. Взаимоотрицание сторон целого приводит к изменению и, наконец, к разрушению былого единства. Закон фиксирует источник неизменности и изменчивости вещей. Этот источник - взаимовлияющие, внешняя активность частей, составляющих мира.

Методологическое значение данного закона состоит в следующем. Во-первых, он ориентирует на поиск источника самодвижения объекта; во-вторых, указывает на преходящий характер изучаемого объекта, явления; в-третьих, направляет процесс познания на ступени объяснения объекта; в-четвёртых, фиксируется внутренняя сторона существования объекта, т. е. его сущность.

Живым системам свойственны следующие особенности противоречий: I) для биологических систем присуще переплетение внешних и внутренних противоречий, при этом роль и значение этих противоречий постоянно меняется; 2) многоуровневый характер строения живых систем вызывает разный характер смены основных и не основных противоречий на этих уровнях; 3) интенсивность и многонаправленность развития систем живой природы обуславливают быструю и гибкую смену главных противоречий на каждом данном этапе; 4) разрешение противоречия в живых системах происходит не всяким, а совершенно определённым способом; смена форм жизнедеятельности всегда происходит путём частичного сохранения старого (переболевший организм не возвращается к исходному состоянию, выздоровление - не менее противоречивый процесс, чем заболевание).

Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений раскрывает механизм развития. Согласно этому закону, качественная трансформация предмета происходит тогда и только тогда, когда изменение количественных характеристик этого предмета достигает определённого предела. Качество - это система важнейших, необходимых свойств предмета. Это внешняя и внутренняя определённость, система характерных черт предмета, теряя которую предмет перестаёт быть тем, что он есть. Количество- это такая определённость предмета, благодаря которой её можно разделить на однородные части и собрать эти части воедино. Количество отражает определённость существования предмета, его тождество с другими. Качество - это неизменяющаяся, а количество - изменяющаяся определённость существующего предмета. Качество и количество, являясь сторонами определённости предмета, образуют единство, которое выражается категорией меры, т. е. количество всегда качественно и наоборот.

Если количественное изменение переходит ту или иную границу, происходит нарушение меры и предмет переходит в принципиально новое качество. Устойчивость сменяется неустойчивостью, происходит скачок непрерывности движения данного предмета. При этом качественно изменяются определенные свойства объекта, другие же меняются лишь количественно.

Закон имеет большое методологическое значение. Во-первых, он ориентирует познающего субъекта на описание объекта. Во-вторых, само описание подчиняется последовательности: качество - количество - мера. В-третьих, эта последовательность описания приводит к фиксации внешней стороны существования объекта, то есть явления. Изменение, не сопровождающееся качественным преобразованием, называется эволюцией. При наличии качественного преобразования говорят о развитии.

Болезнь представляет собой яркое проявление объективной диалектики количественных и качественных изменений, превращение количественных изменений в качественные. Когда силы чрезвычайного раздражителя превышают приспособительные и защитные силы, тогда-то и происходит «поломка» и возникает новое качественное состояние - болезнь.

Закон отрицания-отрицания определяет направленность и преемственность в процессе развития куда, в каком направлении происходит развитие, каковы его основные фазы и их взаимосвязь. Согласно этому закону всякая последующая фаза развития предмета отрицает предыдущую таким образом, что удерживает, сохраняет все необходимые положительные моменты последней.

Категория отрицания выражает процесс превращения исходного состояния (фазы) предмета в свою противоположность, т. е. в последующее состояние (фазу). Отрицание отрицания, как категория диалектики, отображает процесс перехода полученной противоположности, т. е. отрицания исходной фазы предмета, теперь уже в свою противоположность. При этом происходит не полное отрицание (уничтожение) предыдущего состояния и тем самым возрождение исходного состояния, а переход к новому циклу развития с воспроизведением в качестве его существенных моментов некоторых свойств и отношений предыдущей стадии. Эта черта закона выражается категорией снятие. Снятие есть разрешение противоречия, образуемого единством и борьбой исходного состояния и его отрицанием путём перехода в третье состояние, синтезирующее в себе необходимые и существенные стороны первых двух. Происходит повторение на высшей ступени развития известных сторон низших, своеобразный возврат якобы к старому, но на более высоком уровне. Повторяемость, преемственность, будучи необходимыми атрибутами процесса развития, определяют спиралевидную форму его реализации. Эту особенность закона отображает образ спирали.

В то же время необходимо отметить: данные науки свидетельствуют, необязательно развитие идёт по спирали. Отрицание отрицания характерно только для прогрессивной линии развития, и то при условии наличия цикличности. Но наряду с прогрессом есть регресс, а наряду с цикличностью ее поступательность.

Методологическое значение закона отрицание отрицания состоит в том что, во-первых, он указывает на определённую направленность предмета; во-вторых, ориентирует на раскрытие его структуры и формы самого движения; в-третьих, он определяет прогностическую компоненту познания, в-четвёртых, фиксируется конкретное единство сущности и явления как противоположных сторон существования предмета.

Можно назвать, по меньшей мере, две сферы приложения этого закона к биологическим и медицинским исследованиям. Во-первых, это сами объективные процессы развития в живой природе. Преемственность в развитии - одна самых ярких и существенных черт функционирования живых систем Она наблюдается и в природе индивидуального развития, и в филогенезе вида. В XIX в. И. Мюллером и Э. Геккелем был сформулирован биогенетический закон, согласно которому любой живой организм несёт в себе не только собственно индивидуальные черты, но и черты своих предков. Эти черты приобретены в процессе длительного исторического развития вида. Онтогенез живой системы кратко, в сжатом виде повторяет её филогенез. Поэтому процесс размножения можно и нужно рассматривать не только как воссоздание нового организма, но и как сохранение элементов старого в новом. Во-вторых, это процесс смены научных теорий в медицине. Прослеживается следующая закономерность движения научной мысли. Господствующий на протяжении почти всего XIX в. органо-морфологический подход сменился на рубеже XIX и XX вв. функционально-физиологическим подходом. А в последние два десятилетия в связи с успехами молекулярной биологии и расшифровкой генетического кода отмечается оживление морфологического подхода, но только в более глубоком субмикроскопическом уровне.

 В последние годы бурно развивается наука под названием синергетика. Буквально греческое слово синергия означает совместное действие, сотрудничество. Основоположниками синергетики считаются Г. Хакен и И. Пригожин. Как отмечает Г. Хакен, принципы самоорганизации, изучаемые этой наукой, распространяются «от морфогенеза в биологии, некоторых аспектов функционирования мозга до флаттера крыла самолета, от молекулярной физики до космических масштабов эволюции звёзд, от мышечного сокращения до вспучивания конструкций. »

Производимые синергетикой мировоззренческие сдвиги можно выразить следующим образом: а) процессы разрушения и созидания, деградации и эволюции во Вселенной по меньшей мере равновозможны; б) процессы созидания (нарастания сложности и упорядоченности ) имеют единый алгоритм независимо от природы систем, в которых они осуществляются. Синергетика претендует на открытие некоего универсального механизма, с помощью которого осуществляется самоорганизация как в живой, так и неживой природе. Под самоорганизацией при этом понимается спонтанный переход открытой неравновесной системы от менее сложных к более сложным и упорядоченным формам организации.

Центральной проблемой синергетики является взаимоотношение порядка и хаоса. Все процессы, протекающие в различных материальных системах, могут быть подразделены на два типа. Во-первых, это процессы, протекающие в замкнутых системах, ведущие к установлению равновесного состояния, которое при определённых условиях стремится к максимальной степени неупорядоченности или хаоса. Во-вторых, это процессы, протекающие в открытых системах, в которых при определённых условиях из хаоса могут самопроизвольно возникать упорядоченные структуры, что и характеризует стремление к самоорганизации. Основными характеристиками первого типа процессов является равновесность и линейность, главными характеристиками второго типа процессов, в которых проявляется способность к самоорганизации и возникновению диссипативных структур, является неравновесность и нелинейность. Природные процессы принципиально неравновесны и нелинейны. Традиционная наука в изучении мира делала акцент на замкнутых системах, обращая особое внимание на устойчивость, порядок, однородность. Синергетический подход акцентирует внимание на открытых системах, неупорядоченности, неустойчивости, неравновесности, нелинейных отношениях.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...