«Внутренний» оппонентный круг школы А.Н.Леонтьева.
«Внутренний» оппонентный круг школы А. Н. Леонтьева. Современное состояние школы
Внутри школы А. Н. Леонтьева всегда имелись серьезные дискуссии по поводу самых фундаментальных проблем психологии (одна из этих дискуссий – 1969 г. - уже упомянута нами выше – [8, c. 134-169]). Вообще надо отметить, что «критика изнутри» в школе А. Н. Леонтьева была даже беспощаднее, чем критика извне – друзья относились друг к другу «по гамбургскому счету», подчеркивая противоречия и несообразности концепций друг друга. Классическим примером личного письма, в котором на нескольких страницах излагаются чрезвычайно интересные идеи, развивающие положение о психике как деятельности, и происходит «критика [деятельностного подхода] изнутри», является личное письмо П. Я. Гальперина к А. Н. Леонтьеву, датированное октябрем 1940 г., которое было опубликовано с нашими комментариями в 1997 г. [7]. Спустя много лет Леонтьев ответит Гальперину аналогичным письмом (точнее, развернутой запиской), в которой весьма критично отнесется к последней книге П. Я. Гальперина, посвященной методологическим вопросам психологии [19]. Проведенный нами анализ работ А. Н. Леонтьева и П. Я. Гальперина [43] показал, что они предлагали по сути разные объективные критерии психической деятельности. Леонтьев считал, что таковым является реакция субъекта на любой видоспецифический абиотический раздражитель; Гальперин же считал, что критерием психического является реакция не на любой абиотический стимул, а на тот, который приобретает для субъекта биологический смысл в индивидуально-неповторимой деятельности. В различных работах школы Леонтьева по-разному толковалась и сущность процесса интериоризации и соотношение понятий «психическое» и «внутреннее». Так, Д. Б. Эльконин, разделяя точку зрения П. Я. Гальперина на различение в действии его ориентировочной и исполнительной части (контрольная часть есть в принципе своеобразная форма ориентировки), настаивал на том, что эти части содержит всякое действие, в том числе «внутреннее», умственное (См. [8, с. 167]). При этом собственно психологическим «звеном» является ориентировочная часть действия. Поэтому нельзя, по мнению Эльконина, говорить о том, что в процессе интериоризации внешнейпрактической деятельности возникает «внутренняя» психическая деятельность и что именно эта внутренняя деятельность выступает по отношению к практической деятельности как ее ориентировочная часть (См. [Там же, с. 168]). И, наоборот, в процессе экстериоризации «овнешняется» не психика как таковая, а внутренняя деятельность (имеющая своим продуктом предметы культуры, техники и т. п. ). Психическая же деятельность не имеет своего экстериоризированного продукта – она «экстериоризируется только в самом характере этой внешней, практической деятельности – ее упорядоченности, ее движении, ее логике и т. д., и т. п. ». [Там же].
Эти высказывания Эльконина отвечают сразу всем критикам теории школы Леонтьева, которые постоянно приписывают ей то положение, что психическая деятельность как «внутренняя» деятельность возникает якобы в результате интериоризации внешне-практической деятельности. Однако это положение совершенно не отражает сути неклассической психологии школы Леонтьева, которая вовсе не отождествляет «психическое» и «внутреннее». Впрочем, как уже говорилось, разведение этих последних понятий не всегда четко проводилось самим Леонтьевым (особенно в последней его книге «Деятельность. Сознание. Личность» [18] ). Более того, иногда оказывалось, что сторонники Леонтьева более последовательны в отстаивании оригинальных идей именно его варианта теории деятельности, чем он сам, и при решении некоторых проблем Леонтьев оказывался ближе к идеям школы своего оппонента С. Л. Рубинштейна (См. [45]). И все же, несмотря на определенные различия, всех представителей школы А. Н. Леонтьева объединял в целом вышеупомянутый " неклассический подход” к изучению психики человека.
Укажем теперь еще несколько направлений развития общепсихологических идей школы А. Н. Леонтьева в настоящее время. Разработка категориального аппарата теории деятельности школы А. Н. Леонтьева велась после смерти А. Н. Леонтьева В. В. Давыдовым, В. П. Зинченко и продолжается в настоящее время на факультете психологии МГУ А. А. Леонтьевым и А. Г. Асмоловым. Д. А. Леонтьев интенсивно разрабатывает проблемы психологии смысла и психологии искусства, исторические аспекты развития школы А. Н. Леонтьева находят свое отражение в работах А. Н. Ждан, Е. Е. Соколовой и др. С 70-х гг. ХХ в. разрабатываются также проблемы целеобразования и соотношения реальных и идеальных целей в норме и патологии (Б. С. Братусь, Б. В. Зейгарник, О. К. Тихомиров и их ученики и др. ), рассматриваются различные аспекты мотивации человека (В. К. Вилюнас, Е. Е. Насиновская и др. ). В исследованиях В. Ф. Петренко и его учеников теоретически и экспериментально разрабатывается категория сознания. Проблемы зоопсихологии и сравнительной психологии в контексте идей школы разрабатывают Н. Н. Мешкова и С. Л. Новоселова. Многочисленные сотрудники факультета, изучающие те или иные познавательные процессы (восприятие, мышление, память и внимание), так или иначе соотносят свои разработки с идеями школы А. Н. Леонтьева. Возросло количество студенческих работ, посвященных истории и теории рассматриваемой школы. Проводится также анализ соотношения школы А. Н. Леонтьева с другими направлениями мировой психологии: школой К. Левина (Д. А. Леонтьев, Е. Ю. Патяева, В. К. Вилюнас), школой С. Л. Рубинштейна (Е. Е. Соколова), с экзистенциализмом (Д. А. Леонтьев), современной когнитивной психологией и шире – с когнитивной наукой (М. В. Фаликман) и др. Более полно о направлениях разработки идей школы А. Н. Леонтьева можно получить из статей и материалов, подготовленных к публикации к 100-летнему юбилею Леонтьева, в журналах «Вопросы психологии» (2003, N 2), «Психологический журнал» (2003, N 1), «Вестник МГУ», Сер. Психология (2003, N 2), «Мир психологии» (2003, N 2), а также в материалах международной конференции, проведенной 28-30 мая 2003 г. [46]. Биографический материал о А. Н. Леонтьеве и его школе содержится также в вышедшей к данной конференции книге А. А. Леонтьева [14]. На наш взгляд, особый интерес представляют устные воспоминания о А. Н. Леонтьеве и его соратниках, основная часть которых опубликована в периодических изданиях «Психология в вузе» (2003, N 1-2) и «Журнал практического психолога» (2003, N 1-2).
После падения «железного занавеса» интерес к идеям школы А. Н. Леонтьева значительно вырос за рубежом. Об этом свидетельствуют, в частности, 5 проведенных Международных конгресса по теории деятельности (первый состоялся в 1986 г. ), переводы трудов А. Н. Леонтьева на иностранные языки (одно из недавних изданий содержит переводы на немецкий язык ряда ранних работ А. Н. Леонтьева - [49]), выход в свет сборников работ, посвященных А. Н. Леонтьеву и его учителю Л. С. Выготскому [50] и др. Все это свидетельствует о том, что идеи школы А. Н. Леонтьева имеют еще не реализованный потенциал и большие перспективы развития.
ЛИТЕРАТУРА
1. Асмолов А. Г. Деятельность и установка. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1979. 2. Асмолов А. Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров. М. -Воронеж, 1996. 3. Асмолов А. Г. ХХI век: психология в век психологии// Традиции и перспективы деятельностного подхода в психологии. Школа А. Н. Леонтьева. М., 1999. С. 332-349. 4. Вересов Н., Хаккарайнен П. Предпосылки возникновения коллективной деятельности у старших дошкольников// Вопросы психологии. 2001. N 1. C. 37-46. 5. Выготский Л. С. Исторический смысл психологического кризиса// Л. С. Выготский. Собр. соч. В 6 т. Т. 1. М., 1982. С. 290-436. 6. Гальперин П. Я. Введение в психологию// П. Я. Гальперин. Психология как объективная наука: Избранные психологические труды. М.; Воронеж, 1998. С. 94-248.
7. Гальперин П. Я. Письмо к А. Н. Леонтьеву// Вестник Моск. ун-та. Сер. 14, Психология. 1997. N 3. С. 3-7. 8. Деятельностный подход в психологии: проблемы и перспективы. М.: Изд-во АПН СССР, 1990. 9. Запорожец А. В. О действенном характере зрительного восприятия предмета// А. В. Запорожец. Избранные психологические произведения. В 2 т. Т. 1. М., 1986. С. 85-90. 10. Запорожец А. В. Роль элементов практики и речи в развитии мышления у детей (на материале глухонемых детей)// А. В. Запорожец. Избранные психологические труды. В 2 т. Т. 1 М., 1986. С. 155-176. 11. Зинченко В. П. Посох Мандельштама и трубка Мамардашвили. М.: Новая школа, 1997. С. 318-325. 12. Краткий философский словарь/ Под ред. А. П. Алексеева. М.: Проспект, 1999. 400 с. 13. Лекторский В. А. Деятельностный подход: смерть или возрождение? // Вопросы философии. 2001. N 2. C. 56-65. 14. Леонтьев А. А. Жизненный и творческий путь А. Н. Леонтьева. М.: Смысл, 2003. 15. Леонтьев А. А. Лев Семенович Выготский. М.: Просвещение, 1990. 16. Леонтьев А. А., Леонтьев Д. А.. Миф о разрыве: А. Н. Леонтьев и Л. С. Выготский в 1932 году// Психол. журн. 2003. Т. 24. N 1. C. 14-28. 17. Леонтьев А. Н. Воля // Вестник Моск. ун-та. Сер. 14, Психология. 1993. С. 3-14. 18. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., Политиздат, 1975. 19. Леонтьев А. Н. Заметки о книге П. Я. Гальперина «Введение в психологию»// Леонтьев А. Н. Философия психологии. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1994. С. 259-262. 20. Леонтьев А. Н. К теории развития психики ребенка (1944)// А. Н. Леонтьев. Избранные психологические произведения. В 2 т. Т. 1. М., 1983, с. 281-302. 21. Леонтьев А. Н. Категория деятельности в современной психологии// А. Н. Леонтьев. Избранные психологические произведения. В 2 т. Т. 2. М., 1983. С. 243-246. 22. Леонтьев А. Н. Лекции по общей психологии. М.: Смысл, 2000. 23. Леонтьев А. Н. Начало личности - поступок (1976)// А. Н. Леонтьев. Избранные психологические произведения. В 2 т. Т. 1. М., 1983. С. 381-384. 24. Леонтьев А. Н. О дальнейшем психологическом анализе деятельности //А. Н. Леонтьев. Избранные психологические произведения. В 2 т. Т. 2. М., 1983. С. 247-250. 25. Леонтьев А. Н. Образ мира (1979)// А. Н. Леонтьев. Избранные психологические произведения. В 2 т. Т. 2. М., 1983, с. 251-261. 26. Леонтьев А. Н. Овладение учащимися научными понятиями как проблема педагогической психологии// А. Н. Леонтьев. Избранные психологические произведения. В 2 т. Т. 1. М., 1983. С. 324-347. 27. Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. 4-е изд. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1981. 28. Леонтьев А. Н. Психологические вопросы сознательности учения// Проблемы психологии понимания. М.; Л., 1947. С. 3-40. 29. Леонтьев А. Н. Психологические основы дошкольной игры// Советская педагогика, 1944. N 8-9. C. 37-47. 30. Леонтьев А. Н. Психологическое развитие ребенка в дошкольном возрасте//Вопросы формирования личности ребенка в дошкольном возрасте. М.; Л., 1948, с. 4-15.
31. Леонтьев А. Н. Развитие памяти. М., Л.: Госиздат, 1931. 32. Леонтьев А. Н. Философия психологии. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1994. 33. Леонтьев А. Н., Запорожец А. В.. Восстановление движения. М., 1945. 34. Леонтьев А. Н., Лурия А. Р. Психологические воззрения Л. С. Выготского// Л. С. Выготский. Избранные психологические исследования. М.:, 1956. С. 4-36. 35. Леонтьев Д. А. Значение и смысл: две стороны одной медали// Психологический журнал. 1996. Т. 17. N 5. С. 19-30. 36. Леонтьев Д. А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. М.: Смысл, 1999. 487 с. 37. Мешкова Н. Н. «Развитие психики» А. Н. Леонтьева – взгляд через шестьдесят лет// Традиции и перспективы деятельностного подхода в психологии. Школа А. Н. Леонтьева. М., 1999. С. 48-79. 38. Михайлов Ф. Т. Предметная деятельность… чья? // Вопросы философии. 2001. N 3. C. 10-26. 39. Петровский А. В. Психология в России: ХХ век. М., 2000. 40. Петровский А. В., Ярошевский М. Г. Основы теоретической психологии. М.: ИНФРА-М, 1998. С. 32-98. 41. Письма психологов Харьковской группы А. Н. Леонтьеву в годы войны (подборка Е. Е. Соколовой)// Психологический журнал. 1995. Т. 16, № 5. С. 4-13. 42. Соколова Е. Е. Идеи А. Н. Леонтьева и его школы о поступке как единице анализа личности в их значении для исторической психологии// Традиции и перспективы деятельностного подхода в психологии. М., 1999. С. 80-117. 43. Соколова Е. Е. К определению понятия «психическая деятельность»: теоретический анализ дискуссий между А. Н. Леонтьевым и П. Я. Гальпериным //Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 1998. N 4. С. 3-13. 44. Соколова Е. Е. Некоторые социокультурные факторы формирования научных школ в отечественной психологии в 20-40-е годы ХХ века (на материале школы А. Н. Леонтьева)// Психологический журнал. 1997. Т. 18. № 4. С. 123-128. 45. Соколова Е. Е. Сознание действующее: к проблеме соотношения «сознания-деятельности» и «сознания-образа»// Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14, Психология. 1997. N 1. С. 43-57. 46. Теория деятельности: фундаментальная наука и социальная практика (к 100-летию А. Н. Леонтьева). Материалы международной конференции 28-30 мая 2003 г. М., 2003. 47. Традиции и перспективы деятельностного подхода в психологии: Школа А. Н. Леонтьева. М.: Смысл, 1999. 48. Эльконин Д. Б. Психическое развитие в детских возрастах: Избранные психологические труды. М. -Воронеж, 1997. 49. Aleksej N. Leont’ev. Frü hschriften/ Hrsg. von G. Rü ckriem. Berlin: Pro BUSINESS, 2001. S. 11-37. 50. Voices within Vygotsky’s Non-Classical Psychology: Past, Present, Future/ D. Robbins, A. Stetsenko (Eds. ) N. Y.: Nova Science Publishers, 2002.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|