Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Научная работа.




Научная работа подразделялась на следующие разделы:

- теоретические исследования в области нейропсихологии,

- работа в области клинической нейропсихологии,

- работа в области экспериментальной нейропсихологии,

- работа в области восстановления функций и нейрореабилитации[18].

       Теоретические исследования были посвящены анализу теоретических основ луриевской нейропсихологии, ее связи с естественнонаучными традициями отечественной психологии физиологии, философии (58, 59, 71, 95, 108, 109, 114, 116, 119, 121, 124), с психологическими воззрениями Л. С. Выготского и его школы (5, 59, 95, 113, 122). Оценивался вклад нейропсихологии в решение различных общепсихологических проблем. Анализировалась история отечественной нейропсихологии, ее место в системе наук, в том числе - ее связь с клинической психологией (115). Уточнялся ее понятийный аппарат, включающие такие понятия как " фактор", " системность", " уровневая организация функций", " блоки мозга" и др. (5, 59, 95, 110, 113, 119, 132). В этот период были подготовлены к печати и отредактированы ранее не публиковавшиеся рукописи книг и статей А. Р. Лурия " Язык и сознание" (1979), " Этапы пройденного пути. Научная автобиография" (1992), " Природа человеческих конфликтов" (2002), " А. Р. Лурия - психологическое наследие" (2003). Была опубликована первая на русском языке биография А. Р. Лурия (биография его идей), где изложены его основные научные достижения, его вклад в различные отрасли психологической науки. Книга содержит впервые составленную полную библиографию трудов А. Р. Лурия - более 600 названий (на русском и иностранных языках) (см. 54, 55, 56, 57, 108).

       Таким образом, в постлуриевский период продолжалась работа над различными теоретическими проблемами луриевской нейропсихологии, имеющие отношение к ее общепсихологическим основам, к ее понятийному аппарату, к ее отличию от западных нейропсихологических школ. Публиковались еще не изданные работы А. Р. Лурия, собиралась библиография его трудов.

       Исследования в области клинической нейропсихологии (или синдромологии), в задачи которой входит описание различных нейропсихологических синдромов (т. е. закономерных сочетаний нарушений психических функций при поражении какой-либо синдромообразующей структуры мозга), в постлуриевский период были посвящены широкому кругу вопросов. Большое внимание уделялось изучение нейропсихологических синдромов в контексте проблемы межполушарной асимметрии мозга и межполушарного взаимодействия. Проводилось сопоставление левосторонних и правосторонних синдромов при симметричных поражениях полушарий мозга, изучалась их динамика, различия синдромов у праворуких и леворуких пациентов. Анализировались синдромы, возникающие при нарушении межполушарного взаимодействия вследствие поражения комиссур - мозолистого тела и др. (39, 58, 59, 76, 79, 89, 95, 96, 97, 102, 119). Работы по данной тематике опубликованы в сборниках " А. Р. Лурия и современная психология" (1982), " Нейропсихологический анализ межполушарной асимметрии мозга" (1986), " Нейропсихология сегодня" (1995), в материалах I и П Международных конференций, посвященных памяти А. Р. Лурия (см. 58, 59, 76, 78, 95).

       Продолжалось изучение нейропсихологических синдромов, наблюдаемых при поражении ряда глубинных подкорковых структур мозга ( базальных ядер и др. ). Выяснялись отличия " подкорковых" синдромов от " корковых", их связь со стороной поражения, роль разных подкорковых образований в возникновении вербальных и невербальных нейропсихологических симптомов. Сопоставлялись клинические, нейропсихологические и компьютерные данные (15, 18, 40, 59, 95, 119, 132). На данную тему была опубликована монография Н. К. Корсаковой и Л. И. Московичюте " Подкорковые структуры мозга и психические процессы" (см. 40).

       Специальному анализу подвергались нейропсихологические синдромы травматического и сосудистого генеза. Изучались их специфика, отличие от опухолевых синдромов, динамика восстановления психических функций (1, 25, 59, 82, 89, 95). Данные синдромы описаны в учебном пособии Н. К. Корсаковой и Л. И. Московичюте " Клиническая нейропсихология" (см. 39).

       Разрабатывалось новое направление - детская клиническая нейропсихология. Изучались нейропсихологические синдромы, возникающие в детском возрасте, их отличие от взрослых синдромов, особенности нарушений вербальных и невербальных функций и др. (26, 48, 59, 62, 63, 64, 66, 68, 78, 96, 97, 101, 132).

       Проводился анализ нейропсихологических синдромов у больных позднего возраста (клиническая геронтонейропсихология). Разрабатывалась модель нормального старения. Описывались синдромы, сопровождающие различные органические поражения мозга при болезнях Альцгеймера, Пика, Паркинсона, при дисциркуляторной энцефалопатии, рассеянном склерозе и др. Анализировались латеральные особенности синдромов. Сопоставлялись симптомы нарушения высших психических функций, характерные для нормального и патологического старения (20, 34, 35, 59, 94, 95). Были предложены нейропсихологические критерии деменции в старческом возрасте и методы их диагностики (20, 59, 95).

       Началось формирование новой отрасли нейропсихологических исследований - экологической нейропсихологии. На материале Чернобыльской аварии изучалось влияние радиационного воздействия на работу головного мозга. Описывались синдромы, типичные для " чернобыльской болезни" (28, 42, 140). Описание " чернобыльских" нейропсихологических синдромов дано в сборнике " Чернобыльский след" (см. 140).

Разрабатывалось психофармакологическое направление клинической нейропсихологии. Изучались изменения структуры синдромов под влиянием различных фармакоагентов в процесс лечения больного. Оценивалось влияние разных фармакологических веществ на мозговые структуры, показано дифференцированное воздействие фармакологических препаратов на разные мозговые образования (25, 41, 45, 78, 88).

       Таким образом, в постлуриевский период в клинической нейропсихологии наряду с традиционными работами, посвященными изучению нейропсихологических синдромов при локальных поражениях мозга (преимущественно левого полушария у взрослых пациентов), разрабатывались новые направления исследований, связанные с латеральными различиями синдромов, с нарушением межполушарного взаимодействия (вследствие поражения мозолистого тела и других подкорковых структур) с влиянием на характер синдромов таких факторов как возраст, генез заболевания, тип межполушарной организации мозга, применение фармакоагентов и др. Иными словами, за последние годы существенно расширилось тематика клинической нейропсихологии. Однако общим для работ этого направления была луриевская позиция: луриевский принцип синдромного анализа и луриевские методы нейропсихологической диагностики, направленные на поиск единого радикала (фактора), определяющего характер всего синдрома.

       В постлуриевский период разрабатывались различные проблемы экспериментальной нейропсихологии, основной задачей которой является изучение мозговых механизмов нарушений отдельных психических функций (когнитивных, двигательных) и эмоционально-личностной сферы при локальных поражениях мозга (у взрослых и детей).

       Продолжалось изучение гностических процессов: зрительного (предметного, цветового), тактильного, пространственного гнозиса, восприятия времени при разных локальных поражениях мозга (10, 11, 12, 30, 33, 86, 96, 106, 131, 145). Оценивалась роль лобных долей мозга в гностической деятельности. Изучались особенности движений глаз при нарушениях чтения у больных с поражением теменно-затылочных отделов левого и правого полушарий мозга (76).

Продолжалось изучение мозговой организации различных мнестических функций, начатое еще под руководством А. Р. Лурия. Анализировались различные аспекты нейропсихологии памяти: оценивалась роль левого и правого полушарий в обеспечении разных форм, звеньев и параметров мнестической деятельности (36, 58, 69, 76, 78, 99); изучались мозговая организация вербальной памяти. Исследовались семантическая память и ее нарушения при разных поражениях мозга (58, 69, 76); исследовались нарушения модально-специфических форм памяти - звуковой (83), цветовой (106, 131), тактильной (10, 145), пространственной (11, 12, 96). Анализировалась специфика нарушений мнестических функций в онтогенезе (64, 96, 101). Сопоставлялись особенности мнестической деятельности при нормальном и патологическом старении (36, 59, 95).

Продолжалось экспериментальное изучение мозговой организации интеллектуальных процессов. Изучались структурные и динамические аспекты интеллектуальной деятельности, их связь с латерализацией очага поражения (29, 76, 95, 144). Анализировались особенности семантических связей при поражении лобных долей мозга, их устойчивость, избирательность (130). Изучалась мозговая организация вербального и невербального интеллекта у больных с поражением корковых (27) и подкорковых (18) мозговых структур. Разрабатывались нейропсихологические критерии дифференциальной диагностики различных форм " мягкой деменции" (20).

Продолжалось изучение нарушений интеллектуальной деятельности в контексте проблем афазиологии и нейролингвистики. Описывались интеллектуальные нарушения при различных формах афазии (135). Разрабатывалась собственно афазиологическая проблематика: анализировалась грамматические нарушения речи при разных формах афазии, различные формы экспрессивного и импрессивного аграмматизма, оценивалась роль грамматики в понимании речи (139). Проводилось нейролингвистическое исследование афазий (58). Изучались механизмы порождения речи, проводился лингвистический анализ синтаксиса (7). Исследовались изменения лексики при корковой и подкорковой патологии мозга (21), особенности межполушарного взаимодействия в речевых процессах при билингвизме (43, 44). Исследовалась функциональная асимметрия мозга у детей с нарушением речевого развития (26).

Наиболее полно результаты нейропсихологических исследований когнитивных процессов отражены в сборниках " Функции лобных долей мозга" (1982), " А. Р. Лурия и современная психология" (1982), " Нейропсихологический анализ межполушарной асимметрии мозга" (1986), " Нейропсихология сегодня" (1995), а также в монографии Л. С. Цветковой Мозг и интеллект" (1995)(см. 58, 76, 78, 107, 135).

В постлуриевский период проводилось интенсивное экспериментальное изучение нарушений эмоционально-личностной сферы при локальных поражениях мозга. Ранее эта тема разрабатывалась преимущественно на клиническом уровне (без применения специальных методик). Была предложена общая нейропсихологическая модель организации эмоций в соответствии с которой изучались три уровня эмоционально-личностной сферы: эмоциональная реактивность, эмоциональные состояния и эмоционально-личностные качества (13, 32, 72, 85, 118, 125, 128, 141). Изучалось отражение эмоциональных явлений в когнитивных процессах (памяти, мышлении, восприятии). Анализировалось состояние положительной и отрицательной эмоциональных систем, скорость восприятия базальных эмоций, особенности нарушения эмоциональных состояний и эмоционально-личностных качеств при различных поражениях мозга. Определялась роль левого и правого полушарий в восприятии эмоциональных стимулов и эмоциональном реагировании. Изучалось участие лобных долей мозга в обеспечении эмоционально-личностных явлений. Были выделены основные " эмоциональные синдромы", возникающие при локальных поражениях мозга. Описаны особенности личности, проявляющиеся в нарушениях общения вследствие афазических дефектов. Проанализированы варианты эмоциональных изменений у детей с разными формами дизонтогенеза.

Результаты исследований опубликованы в сборниках " Нейропсихологический анализ межполушарной асимметрии мозга" (1986), " Новые методы нейропсихологического исследования" (1989), в монографиях: Ж. М. Глозман " Личность и нарушения общения" (1987), Е. Д. Хомской, Н. Я. Батовой " Мозг и эмоции" (1992, 1998), в хрестоматиях, вышедших под редакцией Е. Д. Хомской (1999, 2003) и В. В. Лебединского, М. К. Бардышевской (2002) (см. 23, 76, 83, 92, 125, 132).

В постлуриевский период продолжалось экспериментальное изучение мозговых механизмов произвольной регуляции психических функций (двигательных, когнитивных). Изучалась роль передних и задних отделов мозга в произвольной регуляции движений глаз (17), межполушарные различия движений рук, связанные с модальностью стимула
(76), различия произвольной регуляции скорости движений правой и левой рук (129). Экспериментально доказано существование латеральных различий механизмов произвольного контроля двигательных функций в норме и нарушение этих механизмов у пациентов с " чернобыльской болезнью" (59, 95, 120). Изучались особенности выполнения серийных произвольных движений у детей с трудностями обучения (46). С помощью метода сопоставления показателей серийных интеллектуальных операций (совершаемых в оптимальном и максимально быстром темпе) изучалась произвольная регуляция интеллектуальной деятельности в норме и у больных с поражениями левого и правого полушарий мозга (29, 59, 95, 127).

В 80-е годы началась разработка нового направления экспериментальной нейропсихологии - нейропсихологии индивидуальных различий (или нейропсихологии нормы), в задачи которого входит изучение мозговой организации психических процессов и состояний у здоровых лиц с позиций нейропсихологии. Было дано теоретическое обоснование возможности нейропсихологического подхода к типологии нормы (т. е. возможности использования луриевской концепции о соотношении мозга и психики в качестве теоретической основы изучения индивидуальных различий) (68, 73, 95, 112, 117). Исследовалась связь между типом межполушарной организации мозга и различными психическими процессами и состояниями (когнитивными, двигательными, эмоциональными). Показано, что тип латеральной организации анализаторных систем является интегративным нейропсихологическим фактором, определяющим общий " психологический портрет" испытуемого (74, 95, 112). Была разработана классификация профилей латеральной организации мозга (типов ПЛО) (126) и на различных выборках испытуемых (студенты МГУ, студенты консерватории, технический персонал, одаренные подростки и др. ) показана связь типа ПЛО с вербальными и невербальными функциями (их динамическими и структурными компонентами), с особенностями их произвольной регуляции, с эмоционально-личностным статусом испытуемого (19, 29, 59, 61, 73, 74, 95, 112). Показана зависимость механизмов адаптации и " внутренней картины здоровья" от типа межполушарной асимметрии (14).

Результаты исследования нормы с позиций нейропсихологии были обобщены в монографиях Е. Д. Хомской с соавторами (" Нейропсихология индивидуальных различий", 1997) и В. А. Москвина (" Межполушарные отношения и проблемы индивидуальных различий", 2002), а также в сборнике " Нейропсихология и психофизиология индивидуальных различий" (2002)( см. 73, 77, 112).

В постлуриевский период разрабатывался специальный раздел нейропсихологии индивидуальных различий, посвященный изучению детской нормы (низкой, средней, одаренной). Были сформулированы основы дифференциальной нейропсихологии детского возраста, описаны различные нейропсихологические синдромы, характерные для нормально развивающихся детей и детей с различными нарушениями развития, с трудностями обучения. С позиций нейропсихологии проводилось изучение одаренных детей и подростков (3, 6, 62, 63, 64, 66, 67, 68, 70, 95).

В экспериментальной нейропсихологии продолжалось изучение психофизиологических механизмов нарушений когнитивных, двигательных и эмоциональных процессов у больных с локальными поражениями мозга. Были сформулированы основные задачи нейропсихологической психофизиологии, определено ее место среди психофизиологических дисциплин (59, 80, 81, 91, 119, 123), накоплен большой экспериментальный материал. С помощью методов пространственной синхронизации биопотенциалов мозга изучались функциональные состояния при различных типах когнитивных процессов (47, 58, 83, 107), при различных эмоциональных состояниях (31, 83). Методом вызванных потенциалов выявлены биоэлектрические корреляты произвольной регуляции движений у здоровых лиц и пациентов с поражением лобных долей мозга (65). Проведено ЭЭГ-изучение лиц, участвовавших в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС (140).

Результаты психофизиологических исследований в нейропсихологии представлены в сборниках: " Проблемы нейропсихологии. Психофизиологические исследования" (1977), " Нейрофизиологические основы психической деятельности" (1979), " Функции лобных долей мозга" (1982), " Нейропсихологический анализ межполушарной асимметрии мозга" (1986), " Чернобыльский след" (1992) (см. 76, 81, 90, 107, 140).

Таким образом, в экспериментальной нейропсихологии в постлуриевский период продолжались традиционные исследования и одновременно разрабатывались новые темы: экспериментальный (психологический и психофизиологический) анализ эмоционально-личностной сферы, изучение особенностей психических процессов в детском и старческом возрасте, изучение типологии нормы с позиций нейропсихологии и ряд других. Существенной чертой постлуриевской нейропсихологии в целом, в том числе и экспериментальной, была разработка различных тем в контексте проблемы межполушарной асимметрии и межполушарного взаимодействия, которая за последние годы стала одной из самых актуальных в различных науках о мозге, включая и нейропсихологию.

Методическая работа.

Нейропсихология всегда пользовалась широким набором разных методов в зависимости от задач исследования - как относительно простыми клиническими (неаппаратурными), так и достаточно сложными (аппаратурными), которые применимы только в лабораторных условиях. В последние годы продолжалось усовершенствование старых и создание новых методических приемов во всех направлениях работы, что связано, с одной стороны, с распространением нейропсихологического подхода на изучение новых контингентов испытуемых (т. е. с расширением сферы интересов клинической нейропсихологии), с другой - с появлением в экспериментальной нейропсихологии новых проблем, требующих особых методов исследования.

В клинической нейропсихологии делались попытки модернизовать луриевские методы нейропсихологической диагностики, прежде всего, с целью усилить количественную оценку нейропсихологических симптомов. Совершенствовались методы обработки материалов исследования. Как известно, луриевские методы направлены преимущественно на качественный анализ дефекта. Согласно А. Р. Лурия, степень нарушения той или иной функции оценивается по трехбалльной системе (см. " Схему нейропсихологического исследования", МГУ, 1973)(104). Теперь для более точной оценки выраженности дефекта и выявления связей между разными нейропсихологическими симптомами используются более сложные методы математической обработки данных (методы многомерной статистики, корреляционный, факторный анализ и др. ), что позволяет более точно определить структуру нейропсихологических синдромов и фиксировать их динамику (1, 83, 89). Для лонгитюдных исследований состояний больного в процессе хирургического и фармакологического лечения стали использоваться и другие методы количественной оценки симптомов (22, 41, 120). Специально сопоставлялись луриевские (преимущественно качественные) и американские (преимущественно количественные) методы клинической нейропсихологии, показана возможность их совмещения (24).

В соответствии с новыми диагностическими задачами, детская клиническая нейропсихология обогатилась рядом новых методов. Были разработаны новые методы диагностики детей с трудностями обучения (3, 4, 6, 8, 38, 67, 96, 100, 134). Для изучения детей с отклонениями в развитии были предложены специальные тесты для исследования зрительных функций и пространственных представлений (38, 62, 63, 96). Были разработаны тесты для оценки состояния двигательной сферы (46, 62, 63), мнестических процессов (4, 6, 62, 63, 66, 67, 68, 70, 100, 134), особенностей эмоционального статуса (48, 92, 93).

В клинической нейропсихологии старческого возраста, наряду с традиционными луриевскими методами, теперь применяется и ряд новых, в частности, - методы оценки мнестических и пространственных функций (11, 12, 36, 37).

Для изучения лиц, подвергшихся радиационному облучению в малых дозах, были предложены специализированные методы клинического нейропсихологического исследования, позволяющие выявить характерные для этих пациентов нейропсихологические синдромы (28, 42, 105. 120, 140). Была опубликована луриевская батарея методов нейропсихологической диагностики (с включением ряда новых тестов) под названием " Нейропсихологическая диагностика" (1994) (см. 75)[19].

В экспериментальной нейропсихологии в постлуриевский период также разрабатывались новые методические приемы, предназначенные для изучения различных психических функций и эмоционально-личностной сферы. Применялись как неаппаратурные (клинические) так и аппаратурные (лабораторные) методы исследования. К новым неаппаратурным методам относятся методы оценки цветового (106), тактильного (110, 145), пространственного (11, 12) гнозиса; методы оценки динамических характеристик интеллектуальной деятельности (счетной, вербальной) (29, 83, 95, 127), метод оценки " профиля памяти" (45) и разных форм мнестических дефектов при поражении мозолистого тела (83, 95, 102), методы оценки устойчивости и избирательности семантических связей (через определение понятий) (130), методы оценки наглядно-образного мышления (27, 135 )и ряд других. Была разработана батарея неаппаратурных тестов, предназначенных для оценки межполушарной асимметрии и межполушарного взаимодействия в трех анализаторных системах (111). Для изучения эмоционально-личностной сферы предложена серия неаппаратурных тестов, основанных на когнитивных операциях с эмоциональными стимулами (13, 125), в частности, - модификация " лицевых методик", направленных на оценку состояния положительной и отрицательной эмоциональных систем (31, 83 и ряд других).

Разрабатывались и аппаратурные методы исследования, пригодные для изучения больных. В 80-е годы были сконструированы устройства для проведения экспериментальных нейропсихологических исследований в условиях клиники (автор и исполнитель - А. Д. Владимиров). Это - портативный     тахистоскоп для предъявления различных стимулов (83), устройство для регистрации движений глаз во время зрительного восприятия (17, 58), устройство для предъявления заданного звукового сигнала при моноуральном опознании звуков (83) и др.

Описание этих устройств опубликовано в сборниках " А. Р. Лурия и современная психология" (1982), " Новые методы нейропсихологического исследования" (1989), а также в монографии А. Д. Владимирова и Е. Д. Хомской " Процессы экстраполяции в глазодвигательной системе" (1981) (см. 17, 58, 83).

В связи с интересом к проблеме межполушарной асимметрии и межполушарного взаимодействия в экспериментальной нейропсихологии в последние годы стал широко использоваться аппаратурный метод дихотического прослушивания. Были предложены различные варианты этого метода (43, 44, 90, 100, 101). Ряд новых аппаратурных методов использовался для изучения эмоционально-личностной сферы: методы оценки времени опознания эмоционально-положительных и эмоционально-отрицательных лиц (72, 83, 141), метод дифференциации положительных, нейтральных и отрицательных запахов (72, 128) и др.

Важные результаты были получены с помощью новых психофизиологических методов и, прежде всего, методов пространственной синхронизации биопотенциалов (авторы - С. В. Квасовец и В. В. Лазарев), которые позволили дифференцировать различные функциональные состояния при эмоциях разного знака и интенсивности (31, 83), а также выявлять биоэлектрические корреляты различных видов когнитивной деятельности (47, 83). Разные модификации ЭЭГ-методов применялись при изучении двигательных функций. Их описание дано в сборниках " Проблемы нейропсихологии. Психофизиологические исследования" (1977), " Новые методы нейропсихологического исследования" (1989) (см. 83, 91).

Специальный раздел методической работы составила разработка компьютерных методов, пригодных для изучения психических функций в условиях клиники. Это направление методических поисков - сравнительно новое для отечественной нейропсихологии. В постлуриевский период был создан ряд компьютерных методов, адаптированных к клиническим условиям. Разработана батарея методов компьютерной оценки межполушарной асимметрии и межполушарного взаимодействия, позволяющих определять особенности межполушарных отношений в трех анализаторных системах: двигательной (мануальной), слухоречевой и зрительной (111). Эти методы нашли применение и в нейропсихологии индивидуальных различий, и в клинике - для оценки состояния произвольного контроля движений у лиц с " чернобыльской болезнью".

Создан ряд компьютерных тестов для оценки движений рук при выполнении различных вариантов двигательных задач (46). Данные тесты хорошо зарекомендовали себя при изучении детей с трудностями обучения. Вариант компьютерной ЭЭГ-mapping-системы (множественные отведения, обработка в режиме on-line ) применялся для изучения эмоциональных состояний и их патологии (140). Созданы компьютерные варианты для оценки цветовой зрительной памяти, которые сейчас проходят апробацию.

Практическая работа.

Луриевская нейропсихология - как наука - формировалась в тесной связи с практикой, запросы практики были важнейшим стимулом ее возникновения и развития. На сегодняшнем этапе развития луриевской нейропсихологии ее связь с разными видами практики не только сохранилась, но и усилилась, вследствие появления новых практических задач, которые могут успешно решаться с позиций нейропсихологии.

Наиболее тесно нейропсихология всегда была связана с медициной. В годы Великой отечественной войны луриевская нейропсихология оказалась весьма эффективной в области диагностики поражений мозга и восстановления нарушенных функций (главным образом -речи). Работа тогда проводилась в военных госпиталях. В 50-70-е года практической (диагностической и реабилитационной) работой нейропсихологи занимались в неврологических и нейрохирургических клиниках Москвы и ряда других городов СССР (в Москве - в Институте нейрохирургии им. Н. Н. Бурденко, в Институте неврологии, в клинике нервных болезней ММА им. И. М. Сеченова и др. ). Кроме того нейропсихологи вели консультативную работу в различных медицинских учреждениях. Объем практической работы, выполнявшейся в те годы А. Р. Лурия и его сотрудниками был довольно большим (несколько сотен больных в год). Потребность в подобной деятельности была существенно выше возможностей московских нейропсихологов.

В постлуриевский период (особенно в последние 10-12 лет) объем диагностической и реабилитационной работы в неврологических и нейрохирургических клиниках в целом уменьшился из-за сокращения числа пациентов и времени их пребывания в клиниках (лечение стало платным). В то же время появились другие формы нейропсихологической практики. В конце 70-х годов в Москве был создан научно-методический речевой центр (возглавляемый профессором В. М. Шкловским, учеником А. Р. Лурия), который в настоящее время представляет собой один из крупнейших реабилитационных центров не только у нас, но и за рубежом. [20] В нем ведется и научная и практическая (диагностическая и реабилитационная) работа с больными, имеющими различные мозговые поражения. Главная задача, стоящая перед центром, - восстановление речевых функций. В связи с высокой частотой сосудистых и травматических поражений мозга - это одна из важнейших практических задач современной нейропсихологией. За год в речевом центре проходят нейрореабилитацию более 2500 пациентов с различными нарушениями речи (афазией, заиканием и др. ). Сотрудники центра (врачи, педагоги, нейропсихологи) для восстановления речевых функций применяют различные технологии (в том числе и оригинальные нейропсихологические методы восстановления речи) (16, 59, 95, 142, 143). Восстановлением речевых функций нейропсихологи занимаются и в других клиниках Москвы (Институте нейрохирургии им. Н. Н. Бурденко АМН РФ, в Институте неврологии АМН РФ, в Клинике им. Г. И Россолимо и др. ) с применением различных нейропсихологических методов (22, 45, 60, 84, 87, 90, 132, 133, 136, 137, 138).

В постлуриевский период усилилась потребность в медико-психологической помощи детям. В Москве (и в других городах России) появились медико-психологические центры, которые оказывают различную - в том числе и нейропсихологическую - помощь детям. В этих центрах нейропсихологи проводят диагностическую и реабилитационную практическую работу, которая - по общему мнению - весьма эффективна. В центрах работает большое число нейропсихологов луриевской школы. (3, 4, 6, 8, 9, 60, 62, 63, 67, 68, 70, 96, 98, 100, 103, 134).

Луриевская нейропсихология оказалась " состоятельной" и при решении экологических задач. Как известно за последние годы загрязнение среды (в том числе и в Москве) приобретает критические размеры. Опыт применения нейропсихологических знаний к анализу последствий радиационного облучения малыми дозами (на материале " чернобыльских ликвидаторов" ) показывает, что нейропсихологический подход позволяет выделить " группы риска" - пациентов, наиболее нуждающихся в помощи, выявить у них характерные изменения психических функций и оценивать успешность их фармакологического лечения (28, 41, 120, 140).

В целом, в настоящее время объем практических запросов в адрес нейропсихологии (взрослой, детской, старческой) достаточно велик и год от года продолжает расти - в связи с чем эта ситуация уже требует организационного решения, и прежде всего, в виде специальной подготовки нейропсихологов-практиков (как это делается за рубежом).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...