Деятельность А.Н.Леонтьева и его школы в годы войны и послевоенный период
В начале Великой Отечественной войны Леонтьев уходит в ряды народного ополчения, из которого его затем отзывают. В октябре 1941 г. Леонтьев был избран коллективом Психологического института временно исполняющим обязанности директора (неслыханный для того времени случай выбора руководителя, а не его назначения вышестоящими инстанциями! ) и утвержден в этой должности Наркомпросом. При этом институт вновь вошел в состав Университета и был эвакуирован вместе с Университетом сначала в Ашхабад, затем в Свердловск. Под Свердловском в местечке Коуровка был организован опытный восстановительный госпиталь, который стал выполнять по заданию ГКО исследовательскую работу по психофизиологическим и психологическим проблемам восстановления функций после ранения. А. Н. Леонтьев стал научным руководителем этого госпиталя. Вместе со своими соратниками П. Я. Гальпериным, Т. О. Гиневской, А. В. Запорожцем, Я. З. Неверович и др. А. Н. Леонтьев занимался теоретической и экспериментальной работой по восстановлению функций поврежденных конечностей и перестройке двигательных систем в процессе восстановительной терапии. Данные исследования, которые сочетали теоретико-экспериментальный и прикладной аспекты, подтвердили роль мотивационно-смысловой регуляции деятельности в процессе восстановления движений. Также были разработаны весьма эффективные для реабилитационной работы приемы трудотерапии и лечебной физкультуры. Результаты исследований этого периода были обобщены в фундаментальной монографии Леонтьева и Запорожца [33]. Даже во время Великой Отечественной войны школа Леонтьева продолжала существовать как единое смысловое целое: об этом говорит чрезвычайно интересная для историков психологии личная переписка членов Харьковской школы друг с другом. Многие из этих писем еще ждут своей публикации; некоторые опубликованы или цитируются в ряде статей (см. [41, 44]). Самое интересное, что в реальных взаимоотношениях представителей школы отражались развиваемые ими идеи деятельностного подхода в психологии. Психологическая теория деятельности фактически с самого начала ее возникновения не была только теорией - ее идеи стали руководством к действию всех членов школы А. Н. Леонтьева, и это позволило школе не только выжить в сложных социокультурных условиях 30-50-х гг., но и сохранить чрезвычайно плодотворный научный потенциал. Совместная деятельность постоянно опосредствовала межличностные отношения в школе. С другой стороны, происходило и «обратное» воздействие межличностных отношений, сложившихся между участниками школы, на результаты совместной профессиональной деятельности. Многие идеи школы рождались в спорах за дружеским застольем, в атмосфере неформальных встреч и семейных праздников. Члены рассматриваемой школы пишут друг другу стихи, принимают участие в веселых розыгрышах, разделяют горе друзей, потерявших своих близких, и т. п. Как мы отмечали в одной из ранее опубликованных статей [44], подобный стиль общения членов одной научной школы имел своим истоком традиции русской науки, начиная с середины XIX века, и, вероятно, этим и объясняется чрезвычайная продуктивность школы Леонтьева в один из самых сложных периодов советской истории.
Возвратившись из эвакуации, с лета 1943 г. Леонтьев работает на созданной 1 октября 1942 года кафедре (отделении) психологии философского факультета. Заведующим кафедрой был назначен С. Л. Рубинштейн. В то же время Леонтьев заведует лабораторией (затем – Отделом) детской психологии Психологического института. В этот период возглавляемый Леонтьевым научный коллектив указанной лаборатории проводит многочисленные исследования в области психологии развития, обобщенные Леонтьевым в ряде фундаментальных работ по детской психологии [20, 28, 29, 30]. Уже после войны от школы А. Н. Леонтьева отпочковываются «дочерние» школы – школы А. В. Запорожца, П. Я. Гальперина, Л. И. Божович; продолжают работать в Харькове П. И. Зинченко, Г. Д. Луков, В. И. Аснин и др.
С 1951 г. Леонтьев занимает должность заведующего кафедрой (отделением) психологии философского факультета МГУ. Под его руководством в середине 50-х годов начат цикл исследований по проблемам способностей, в частности по формированию звуковысотного слуха, являющегося необходимым компонентом музыкальных способностей (Ю. Б. Гиппенрейтер, О. В. Овчинникова). В 50-е годы Леонтьев вместе со своими соратниками прилагает большие усилия для публикации работ Л. С. Выготского, который был – благодаря своим педологическим исследованиям – предан анафеме чиновниками от педагогики и психологии (его работы хранились по этой причине в спецхранах крупных библиотек и выдавались лишь по особому разрешению). Вообще, надо отметить, в школе А. Н. Леонтьева всегда с большим уважением относились к творчеству Л. С. Выготского (по воспоминаниям многих его учеников и слушателей, на лекциях по общей психологии Леонтьев никогда не говорил о противопоставлении деятельностного подхода идеям Выготского, - наоборот, складывалось впечатление, что Л. С. Выготский - это Учитель). Кстати сказать, недавно опубликованное письмо А. Н. Леонтьева к Л. С. Выготскому, датированное 5 февраля 1932 г., многое меняет в понимании отношений между ними (См. [16]). В 1959 году выходит первое издание фундаментальной монографии Леонтьева «Проблемы развития психики»[27], удостоенной в 1963 году Ленинской премии.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|