Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Рис. 4.1. Схема отбора значимых факторов




Рис. 4. 1. Схема отбора значимых факторов

Картина резко меняется, если поступить иначе. Отбираем самый информативный фактор на 1-е место. Для этого строим шесть парных регрессий и для каждой вычисляем остаточную дисперсию s2. В искомое уравнение включаем тот фактор, у которого наименьшая дисперсия s2. В нашем примере это Хс. Далее ищем второй по значимости фактор. Для этого строим пять регрессий с парами факторов, один их которых присутствует всегда - Хс.  Для каждой такой регрессии также вычисляем остаточные дисперсии s2. В примере наименьшую дисперсию дает фактор Хе, и т. д.

     В работе [5, с. 111] в подобной процедуре в качестве критерия используется  - скорректированный коэффициент детерминации.

     Вывод: факторы по значимости резко разделились на две группы. Из шести мы отобрали три фактора, которые в совокупности дают небольшую дисперсию ошибки и практически полностью исключают коллинеарность. Заметим, что полное ее исключение обычно и не является целью исследования.

 

4. 2. Линейные регрессионные модели с атрибутивными факторами

 

     Ранее мы имели дело только с количественными показателями. В практике исследований часто встречаются и качественные - атрибутивные - объясняющие переменные. Например, показатель пол имеет два значения (булевская переменная). Показатели образование, сезон, способ производства имеют по нескольку значений. Конечно, в случае с полом можно построить отдельно регрессию для мужчин и отдельно  для женщин (подробнее см. 4. 3 - критерий Чоу). Но если значений атрибутивной переменной несколько, то обычно не хватает выборочных данных при их расчленении.

     Более конструктивный подход связан с включением атрибутивных переменных в уравнение регрессии, наделив их условными числовыми значениями. Отсюда и название - фиктивные переменные. Например, пусть для женщин z1=0, для мужчин z1=1. (Значения 0 и 1 более удобны, чем другие, например, 2 и 3).

     Для показателя “образование” можно взять несколько значений: 1 - среднее, 2 - среднее профессиональное, 3 - высшее. Однако при таком подходе могут возникнуть трудности содержательной интерпретации коэффициентов регрессии.

     Поэтому обычно вместо k=3 значений вводят k-1=2 булевских переменных. Покажем табличную (табл. 4. 1) формальную процедуру их введения: таблицу нужно заполнять единицами так, чтобы в каждой строке была только одна 1.

Таблица 4. 1

Включение булевских переменных в регрессию

  Среднее Среднее проф Высшее Итого
Z1
Z2

 

На основе этой таблицы легко выписать смысл значения булевских переменных: z1=1, если высшее и z1=0 иначе; z2=1, если среднее профессиональное и z2=0 иначе; если z1=0 и z2=0, то среднее (другого не дано).

 


 

4. 3. Критерий Чоу: объединение регрессий

 

     Пусть Y - среднемесячная зарплата (руб. ), Х - продолжительность образования (лет). Пусть у нас имеются две пары выборок Y и Х объемами n1 и n2: одна пара - для мужчин, другая - для женщин. Вопрос: можно ли объединить эти пары, проигнорировав различие полов, и построить одну надежную модель по большой выборке объемом n1+ n2 ?

     По методу Чоу строятся две линейные регрессионные модели с коэффициентами-векторами b‘ и b,, . Нулевая гипотеза Но: b‘ = b,, и D(e‘)=D(e,, )=s2, где e‘ и e,, - вектора-возмущения двух регрессий. Если Но верна, то эти две регрессионные модели схожи и объединяются в одну, т. е. строится единая модель по паре выборок объемом n1+n2 .

     Нулевая гипотеза Но отвергается с уровнем значимости a, если выполняется неравенство - критерий Чоу:

 

, (4. 2)

 

где å - оператор суммирования по i от 1 до n (по ошибкам объединенной регрессии), å ' - оператор суммирования по i от 1 до n1, å '' - оператор суммирования по i от n1+1 до n.

 

4. 4. Нелинейные регрессионные модели: классификация

 и примеры

 

     Вопрос нелинейности регрессионной модели не решается однозначно. Существует довольно сложная классификация нелинейных моделей (подробно см. работу [6, с. 124] и табл. 4. 2).

Таблица 4. 2    

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...