Умственная отсталость смешанной (наследственно-экзогенной) этиологии 3 страница
Межличностные отношения Становление личности умственно отсталого ребенка непосредственно связано с формированием у него правильного сознания своего социального статуса, с самооценкой и уровнем притязаний. Важнейшую роль играют взаимоотношения ребенка с окружающими, его собственная деятельность, а также биологические особенности. Система межличностных отношений учащихся коррекционной школы VIII вида включает в себя отношения их друг к другу, которые специально организуются педагогами в условиях класса, группы. Умственно отсталые испытывают значительные трудности в общении с окружающими, так как у них снижена способность к пониманию эмоциональных состояний других людей. Они проявляют больше критичности к поступкам других людей, чем к своим, однако свои тревоги, страхи, обиды выражают в грубой, агрессивной форме. Младшие школьники обычно не различают этих отношений, а также не! понимают своего положения в коллективе. Большую роль в формировании отношений детей друг к другу в этот период играют оценки взрослых, а также ситуационные факторы и отдельные личностные черты, присущие тому или другому ребенку. У учеников средних и старших классов деловые и личностные отношения отчетливо разделены и не всегда совпадают. Популярность школьника в коллективе определяется его активностью, самости | пава 3. Психологические особенности умственно отсталых школьников тельностью, физической силой, трудовыми умениями и навыками. Обычно критерии морального порядка более значимы, чем успехи учащегося по общеобразовательным предметам. Становление личности ребенка непосредственно связано с формированием у него правильного осознания своего Я, самооценкой и уровнем притязаний.
Для самооценки младших учащихся характерна неадекватность; в частности, они не представляют себе, как к ним относятся окружающие. Способность к рефлексивному анализу проявляют лишь отдельные дети, в суждениях которых отмечается желание критически оценить себя и других, подчеркнуть собственное отношение к личностным качествам, поступкам своим и окружакжщх. Вместе с тем в общении они нередко излишне ориентируются на мнение взрослых, что нетипично для нормально развивающихся подростков этого возраста. К старшим годам обучения в самосознании школьников происходят существенные положительные сдвиги, отмечается повышение возможностей рефлексивного анализа. Они правильнее оценивают себя, свои поступки, черты характера, достижения в учебе, для подтверждения своих суждений приводят конкретные, нередко адекватные примеры, обнаруживая при этом определенную самокритичность. В оценке своего интеллекта учащиеся менее самостоятельны. Обычно они отождествляют его со школьными успехами. В общении подростки, как и младшие школьники, больше ориентированы на взрослого, чем на сверстников, что говорит об их определенной инфантильности. Тем не менее у них отмечается желание самостоятельно решить ту или иную конкретную ситуацию. Старшие подростки могут достаточно адекватно представить себе, как их оценивают значимые для них окружающие люди. Самооценка и уровень притязаний учащихся младших и частично средних классов коррекционной школы VIII вида часто бывают не вполне адекватными. Многие дети переоценивают свои возможности. Они уверены, что хорошо владеют знаниями, умениями и навыками, что им посильны различные, подчас довольно сложные задания. Так, они бывают довольны своими поделками, которые лишь слабо напоминают показанный образец. Школьники не замечают допущенных ошибок и претендуют на высокие оценки. Говоря о своих планах на будущее, дети выражают желание стать летчиками, врачами, психологами, учителями, не сомневаясь в том, что эти специальности для них доступны.
60 Раздел первый Уровень притязаний большинства выпускников приобретает реалистичность. Резко возрастает значимость для них трудовой деятельности, достижений в овладении элементами той или другой специальности. Они хотят работать, жить достойно, быть самостоятельными в трудовой деятельности и быту. Щ Контрольные вопросы и задания 1. Чем обусловлены отклонения в психическом развитии умственно отстало 2. Нарушения каких психических процессов у умственно отсталых детей рас 3. Какие отклонения в психическом развитии умственно отсталых детей 4. Какие факторы определяют развитие умственно отсталых школьников? 5. Какое значение для продвижения умственно отсталого ребенка в общем 6. На развитие каких психических процессов у умственно отсталых школь 7. Раскройте особенности одного из психических процессов умственно отста Щ Рекомендуемая литература 1. Выготский Л. С. Умственное развитие детей в процессе обучения. Л.: Уч 2. Занков Л. В. Психология умственно отсталого ребенка. М., 1939. 3. Основы специальной психологии: учеб. пособие / под ред. Л. В. Кузнецо 4. Особенности умственного развития учащихся вспомогательной школы / 5= Певзнер М. С, Лубовский В. И. Динамика развития детей-олигофренов. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1963. 6. Петрова В. Т. Практическая и умственная деятельность детей-олигофре- 7. Пет'ррва B. L, Белякова КВ. Психология умственно отсталых школьни 8. Рубинштейн С. Я. Психология умственно отсталого школьника. М.: Про
9. Специальная психология / под ред. В. И. Лубовского. М.: Академия, 2003. 10. Умственно отсталый ребенок / под ред. А. Р. Лурия. М.: Изд-во АПН Глава 3. Психологические особенности умственно отсталых школьников 61 Глава 4 Комплектование коррекционных школ VIII вида 1. ПРИНЦИПЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КОМИССИЙ Коррекционные школы VIII вида комплектуются психолого-медико-педагогическими комиссиями (ПМПК). В настоящее время в стране существуют различные организационные формы деятельности ПМПК: многопрофильные, которые направляют учащихся в разные коррекционно-образовательные учреждения; профильные, осуществляющие комплектование учреждений одного вида; постоянно действующие и временные, образованные только на период приема в образовательные учреждения. Типовое положение о деятельности психолого-медико-педагогической комиссии в настоящее время разрабатывается Министерством образования и науки Российской Федерации. ПМПК является государственным консультативно-диагностическим, коррекционным учреждением в системе специализированной помощи детям с отклонениями в психофизическом развитии, с проблемами в обучении, общении, поведении. ПМПК выполняет функцию высшей экспертной службы при определении вида и форм обучения детей. В своей деятельности ПМПК руководствуется Международной конвенцией о правах ребенка, а также действующими законами Российской Федерации об образовании, здравоохранении, защите прав детей и распоряжениями Правительства России. С учетом административного деления создаются республиканские, городские, окружные и межрайонные ПМПК. Помимо комплектования специальных (коррекционных) образовательных учреждений, ПМПК оказывают консультативно-диагностическую и коррекционную помощь всем, кто в этом нуждается. Обращаться в ПМПК могут как представители отдельных образовательных и медицинских учреждений, так и непосредственно родители, педагоги, подростки по личной инициативе. В своей деятельности ПМПК неуклонно следует принципам, разработанным отечественной дефектологией. Одним из главных является принцип гуманности, заключающийся в том, чтобы вовремя создать каждому ребенку необходимые условия, при которых тот сможет максимально развить свои способности. Этот принцип обязывает глубоко и внимательно изучать ребенка, искать пути и средства для преодоления трудностей,
62 Раздел первый встречающихся на его пути. Только в том случае, если все необходимые и возможные меры помощи, оказанные детям в условиях общеобразовательных учреждений, не дали положительных результатов, ставится вопрос о направлении их в специальные учреждения. Обследование ребенка в ПМПК представляет собой качественно своеобразную технологию. ПМПК работает как единая «команда» специалистов, совместно планирующих обследование ребенка и формулирующих коллегиальное заключение с содержащимися в нем рекомендациями. Обязательным является принцип комплексного изучения детей, предписывающий учитывать при совместном обсуждении данные, полученные при обследовании ребенка всеми специалистами: врачами, дефектологами, психологами. В тех случаях, когда мнения специалистов расходятся, назначается повторное обследование ребенка. При решении самых сложных вопросов интересы ребенка должны занимать первое место. Следует отметить, что соблюдение указанного принципа при изучении детей позволяет еще до комиссии точнее определить их состояние, выявить причины имеющихся отклонений в развитии, Так, педагог может первым обратить внимание на усиливающую рассеянность, утомляемость, плаксивость ребенка и т. д. В свою очередь врач может установить причины этих изменений и рекомендовать необходимые средства для их устранения. Большое значение имеет принцип всестороннего и целостного изучения ребенка, предусматривающий исследование познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы и поведения. При этом учитывается физическое состояние детей, которое может существенно влиять на формирование их умственных способностей. Говоря о целостности изучения, следует помнить, что психическое развитие ребенка не определяется простой суммой отдельных, изолированных способностей, поэтому нельзя делать заключение о состоянии ребенка только на основании исследования его восприятия, памяти или других психических функций. Под целостностью изучения подразумевается обязательное сопоставление всех полученных о ребенке данных: об особенностях отдельных психических процессов, эмоций, воли, поведения и физического состояния.
Всестороннее целостное изучение ребенка может быть успешным, если оно будет осуществляться в процессе его деятельности: учебной, трудовой или игровой. Необходимо, чтобы и методы, и материалы, используемые при изучении детей, были максимально индивидуализированы с учетом их возрастных и характерологических особенностей. Установленный с ребенком контакт поможет лучше выявить все Глава 4. Комплектование коррекционных школ VIII вида 63 качества его личности: интересы, состояние волевой сферы, целенаправленность в действиях, особенности протекания основных психических процессов и т. д. Для отечественной дефектологии специфичен принцип динамического изучения детей, согласно которому при обследовании важно учитывать не только то, что дети знают и могут выполнить в момент исследования, но и их возможности в обучении. В основе этого принципа лежит учение Л. С. Выготского о «зоне ближайшего развития» детей, их потенциальных возможностях в обучении. Чем выше умственное развитие ребенка, тем успешнее он научится выполнять то или иное задание, переносить полученный опыт в новую ситуацию. Одно из отличий умственно отсталых детей от интеллектуально нормальных состоит в том, что они плохо используют помощь. Именно поэтому при обследовании педагог должен всегда обращать внимание, насколько улучшается работа ребенка после объяснения, как он выполняет аналогичное задание. Все обследования детей рекомендуется строить с учетом принципа обучающего эксперимента. При определении качества выполненного ребенком задания важно учитывать принцип качественно-количественного подхода, т. е. дифференцированная оценка не только по конечному результату, но и по способам, рациональности выбранных решений задачи, логической последовательности операции, настойчивости в достижении цели и т. п. Результаты обследования ребенка обсуждаются на совещании всех специалистов ПМПК. Родители (законные представители) и ребенок при этом не присутствуют. Каждый специалист высказывает мнение о состоянии ребенка, о прогнозе его развития. На основании этих индивидуальных данных составляется заключение о характере отклонений. Принимается коллегиальное решение о месте дальнейшего кор-рекционного воспитания и обучения с учетом его психофизических и индивидуальных особенностей. Даются конкретные рекомендации для работы с ним. Адресатом коллегиального заключения ПМПК является руководитель образовательного учреждения, в которое направляется ребенок. Для родителей заключение имеет рекомендательный характер. Специалисты и задачи ПМПК В штатный состав ПМПК входят следующие специалисты: □ врачи (невропатолог, психиатр, отоларинголог, офтальмолог); □ педагоги-дефектологи (олигофренопедагог, логопед, сурдопе 64 Раздел первый □ психолог; □ социальный педагог; □ медицинский статистик. Возглавляет ПМПК и руководит всей ее работой заведующий, имеющий дефектологическое образование и стаж практической работы с аномальными детьми. В его обязанности входит организация коллегиальной работы; оснащение ПМПК необходимым оборудованием; осуществление связи с учреждениями и органами образования, здравоохранения, социальной защиты населения, ассоциациями, фондами; планирование работы ПМПК и ее кадровое обеспечение. На психолого-медико-педагогическую комиссию дети приходят с родителями, а если они уже учились в школе, то желательно, чтобы был и учитель, который, как и родители, имеет право присутствовать во время обследования ребенка. В зависимости от региональных условий (материальной базы, наличия специалистов и пр. ) в структуре ПМПК могут создаваться самостоятельные отделы, каждый из которых выполняет определенную работу, составляющую содержание деятельности ПМПК. Сюда входят консультативно-диагностический, коррекционный и научно-методический отделы. Важнейшей задачей ПМПК, а значит, и основным содержанием ее деятельности является проведение комплексной психолого-медико-педагогической диагностики психического развития детей и подростков с рождения до 18 лет. Ранняя диагностика необходима для оказания своевременной помощи детям, уточнения уровня и особенностей их развития, а также определения места и характера воспитания и обучения. При комплектовании специальных школ для умственно отсталых детей на комиссию в основном представляются дети в возрасте 7—9 лет, которые либо ранее не обучались, либо уже начали обучение в общеобразовательных школах или классах для детей с задержкой психического развития. В процессе работы ПМПК должна сохраняться спокойная и доброжелательная обстановка. Не следует создавать впечатление экзамена и усложнять положение обследуемого. В беседах с родителями и детьми очень важно строго соблюдать нормы профессиональной этики, такта. В помещении, где проходит работа, не должно быть никаких посторонних, отвлекающих детей картин, плакатов и т. п. Даже само размещение ребенка, родителей, членов консультации за столом во время обследования имеет немаловажное значение. Желательно, чтобы работа комиссий по комплектованию коррек-ционных школ VIII вида проходила на базе школ, где имеются все воз- Глава 4. Комплектование коррекционных школ VIS! вида 65 можности для всестороннего изучения детей. Это значимо и по другим соображениям. Родители мало знают о таких школах и переживают, а часто и возражают против обучения в них своего ребенка. Вот почему важно, чтобы родители увидели, что такое коррекционная школа, какие умения и навыки она вырабатывает у детей. С этой целью к моменту начала работы комиссии в школе организуется выставка изделий школьных мастерских. Работы учащихся служат лучшей наглядной агитацией в пользу школы. В часы приема комиссии хорошо организовать дежурство старшеклассников, которые встретят родителей, поиграют с детьми. Приходящие на комиссию должны сразу почувствовать приветливое, доброжелательное отношение к себе. В тех случаях, когда в детских садах, школах педагоги и специалисты психолого-медико-педагогических консилиумов затрудняются своими силами решить вопросы, связанные с поведением, неуспеваемостью и иными проблемами детей, их направляют в психолого-медико-педагогические комиссии для уточнения психофизического состояния и определения места дальнейшего обучения и воспитания» При этом на ребенка оформляются следующие документы: □ свидетельство о рождении (предъявляется); □ подробная выписка из истории развития с заключениями вра П педагогическая характеристика, отражающая подробный анализ развития с указанием педагогической помощи и ее эффективности; □ письменные работы, рисунки, раскрывающие динамику разви □ заключение психолого-медико-педагогического консилиума. перечислялись недостатки ребенка, но и указывались характер испытываемых им затруднений и помощь в их преодолении. В характеристике следует отметить и те положительные качества ребенка, которые могут быть использованы в дальнейшей работе с ним. В содержание характеристики должны войти формальные данные о ребенке с обязательным указанием сроков его пребывания в детском саду и обучения в школе; сведения о семье; сведения об особенностях познавательной деятельности, данные о навыках самообслуживания; информация об основных трудностях и причинах отставания; сведения об особенностях эмоционально-волевой сферы; материалы, характеризующие особенности личности. Наличие этих сведений не является формальным требованием. Тщательное оформление материалов, характеризующих ребенка, по- 66 Раздел первый может правильнее организовать обследование, определить главную цель работы — выявление и установление причин трудностей, которые больше всего мешают развитию ребенка. Большое значение для подготовительной работы комиссии имеют выступления ее членов на ежегодных августовских совещаниях учителей общеобразовательных школ. Педагог-дефектолог рассказывает, какая документация и как она должна быть оформлена для комиссии, сообщает время работы комиссии. Важно на примерах показать необходимость не только своевременного оказания ребенку помощи, но и направления на комиссию. В то же время дефектолог предупреждает необоснованные, поспешные случаи направления детей на ПМПК. Он раскрывает принципиальные различия в трудностях обучения, которые характерны для умственно отсталых и для детей со сходными состояниями. В свою очередь ряд полезных советов и сведений об этих детях дает врач — член комиссии. Документы В ПМПК при проведении работы по комплектованию ведутся журнал записи на прием и журнал учета детей, прошедших обследование; протоколы, фиксирующие ход обследования; архив с делами детей, выведенных из системы коррекционно-развивающего обучения, и дубликаты заключения ПМПК. В журнале учета регистрируются следующие сведения: дата обследования; фамилия, имя, отчество ребенка; дата рождения; место жительства; в каких учреждениях и столько лет воспитывался или обучался; кем направлен в ПМПК; повод направления; краткие сведения о родителях; диагноз и заключение ПМПК; рекомендации ПМПК; примечание. В примечании указывается, как родители выполняют рекомендации комиссии. Хотя право выбора учреждения для дальнейшего воспитания и обучения ребенка остается за родителями, очень важно сделать все возможное, чтобы убедить их поступить так, как этого требуют интересы ребенка. Это прямая обязанность членов ПМПК. В конфликтных ситуациях, когда родители ставят под сомнение решение комиссии, можно повторно обследовать ребенка в вышестоящей ПМПК. Весь ход обследования ребенка в комиссии фиксируется в протоколе квалифицированным специалистом (медицинским статистиком) и хранится в личном деле ребенка, которое передается в то учреждение, куда он направляется. Протокол помогает учителям заранее познакомиться с особенностями личности, качеством знаний, особенностями Глава 4. Комплектование коррекционных школ VIII вида 67 психофизического развития, которые необходимо учесть с первых дней пребывания ребенка в саду или в школе. Кроме того, протоколы необходимы для фиксирования динамики развития, особенно в тех случаях, когда ребенок повторно направляется на ПМПК. Сравнивая полученные данные с протоколом предыдущего обследования, можно судить об изменениях, происшедших за истекший период. Протокол помогает членам ПМПК составить подробное заключение о ребенке. Он остается в личном деле. В тех случаях, когда ребенку рекомендовано продолжать обучение в том же учреждении, его дело возвращается в психолого-медико-педагогический консилиум, а дубликат заключения передают в архив ПМПК (хранится не менее 10 лет). Списки обследованных детей и подростков с рекомендациями ПМПК передаются в соответствующие органы образования, социального обеспечения, здравоохранения и др. Родителям (лицам, их заменяющим) выдается заключение с соответствующими рекомендациями (без указания диагноза). На основании рекомендаций ПМПК органы образования направляют детей в специальное учреждение в строгом соответствии с инструкциями по приему в него. ПМПК функционируют в течение всего года, хотя основная их работа приходится на конец III и на IV четверть, когда в общеобразовательных школах заканчивается изучение нового материала и педагоги с большей определенностью высказывают свои сомнения в отношении умственных способностей отдельных учащихся. Безусловно, в ряде случаев нет необходимости ждать окончания III четверти. Обязательным следует считать определение места обучения ребенка до 1 сентября, так как умственно отсталые дети, как и все их сверстники; должны начинать учебный год в одно время. В соответствии с инструкцией приему в коррекционную школу VIII вида подлежат умственно отсталые дети в возрасте 7—9 лет (старше в порядке исключения) как обучавшиеся в I—II классах общеобразовательной школы, так и не обучавшиеся. Медицинскими показаниями для приема являются: П легкая умственная отсталость (дебильность) различного генеза, в том числе и при болезни Дауна; □ органическая деменция негрубой степени, являющаяся следствием инфекционных, интоксикационных, травматических и других постнатальных поражений головного мозга; 68 Раздел первый П эпилептическая деменция негрубой степени выраженности (при отсутствии дневных или частых ночных судорожных припадков); □ шизофреническая деменция негрубой степени выраженности Умеренная степень умственной отсталости (имбецильность) не является основанием для отказа в приеме ребенка в специальную (кор-рекционную) общеобразовательную школу VIII вида. Такие дети обучаются по специальному учебному плану и программам. Для них могут открываться специальные классы. Медицинскими противопоказаниями к приему в коррекционную школу VIII вида являются: □ тяжелые формы слабоумия, при которых больные не способны тяжелая и глубокая умственная отсталость; органическая деменция резидуального либо текущего характера (в том числе эпилептическая) с выраженными расстройствами памяти, внимания, грубыми нарушениями побуждений, деятельности, распадом личностных свойств, отсутствием навыков самообслуживания; шизофреническая деменция с отсутствием контакта и интеллектуальной работоспособности, бездеятельностью, грубыми нарушениями мышления, мутизмом, выраженными продуктивными симптомами. Дети, страдающие названными формами слабоумия, по желанию родителей направляются в соответствующие учреждения системы социального обеспечения; □ сочетание слабоумия с тяжелыми энцефалопатическими и пси выраженные и стойкие психопатоподобные расстройства: явления аффективной возбудимости, агрессивность, опасная для ок-1 ружающих, патология влечений (сексуальность, склонность к бродяжничеству, жестокость и др. ); судорожные припадки (дневные или частые ночные) развернутого типа с тонической и клонической фазами; постприпадочные состояния оглушенности, сумеречные расстройства сознания; другие психотические расстройства. Глава 4. Комплектование коррекционных школ VII! вида 69 Дети, страдающие указанными психическими расстройствами, в зависимости от остроты состояния направляются в детские психоневрологические стационары или отделения психиатрических больниц для детей с хроническими формами заболеваний; П аномалии психического развития, связанные с патологией речи, к которым относятся: тугоухость — слабослышащие дети в зависимости от уровня речевого развития обучаются в 1-м или 2-м отделении специальных школ для детей данной категории. При сочетании поражения слуха с умственной отсталостью дети направляются для обучения во вспомогательные классы при школе слабослышащих; слабовидение — слабовидящие дети обучаются в специальных школах. Если первичный сенсорный дефект отягощен умственной отсталостью, то дети направляются во вспомогательные классы школ для слепых и слабовидящих; первичное недоразвитие речи — дети с локальными речевыми нарушениями при первично сохранном интеллекте направляются в специальные школы для детей с тяжелыми расстройствами речи; первичные церебральные нарушения опорно-двигательного аппарата — дети с указанными нарушениями направляются в специальные школы-интернаты для детей с последствиями полиомиелита и церебральными параличами; задержка психического развития (ЗПР). Дети с выраженной ЗПР церебрального происхождения направляются в специальные школы для детей с ЗПР. Дети с менее выраженной ЗПР конституционального, соматогенного, психогенного происхождения могут обучаться в общеобразовательных школах при условии индивидуального подхода к ним. 2. КОМПЛЕКСНОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ РЕБЕНКА В УСЛОВИЯХ ПМПК Содержание работы по комплектованию включает в себя медицинское, психолого-педагогическое и логопедическое обследования детей. Медицинское обследование включает офтальмологическое, отоларингологическое, соматическое, неврологическое и психиатрическое исследования ребенка. При необходимости проводятся параклинические обследования (РЭГ, ЭхоЭГ, ЭЭГ, аудиография и другие лабора- 70 Раздел первый торные исследования). Проводится сбор анамнеза. Все эти исследования ведутся врачами. Ни дефектолог, ни психолог не вправе ими заниматься, но им важно знать, как влияют на развитие детей те или иные неблагоприятные факторы, каковы особенности их психики. Данные из истории развития ребенка по материалам врачебных заключений помогут выбрать стратегию психолого-педагогического обследования»
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|