Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Умственная отсталость смешанной (наследственно-экзоген­ной) этиологии 3 страница




Межличностные отношения

Становление личности умственно отсталого ребенка непосредст­венно связано с формированием у него правильного сознания своего социального статуса, с самооценкой и уровнем притязаний. Важней­шую роль играют взаимоотношения ребенка с окружающими, его собственная деятельность, а также биологические особенности.

Система межличностных отношений учащихся коррекционной школы VIII вида включает в себя отношения их друг к другу, которые специально организуются педагогами в условиях класса, группы. Ум­ственно отсталые испытывают значительные трудности в общении с окружающими, так как у них снижена способность к пониманию эмо­циональных состояний других людей. Они проявляют больше кри­тичности к поступкам других людей, чем к своим, однако свои трево­ги, страхи, обиды выражают в грубой, агрессивной форме.

Младшие школьники обычно не различают этих отношений, а так­же не! понимают своего положения в коллективе. Большую роль в формировании отношений детей друг к другу в этот период играют оценки взрослых, а также ситуационные факторы и отдельные лич­ностные черты, присущие тому или другому ребенку.

У учеников средних и старших классов деловые и личностные от­ношения отчетливо разделены и не всегда совпадают. Популярность школьника в коллективе определяется его активностью, самости

| пава 3. Психологические особенности умственно отсталых школьников


тельностью, физической силой, трудовыми умениями и навыками. Обычно критерии морального порядка более значимы, чем успехи учащегося по общеобразовательным предметам.

Становление личности ребенка непосредственно связано с форми­рованием у него правильного осознания своего Я, самооценкой и уровнем притязаний.

Для самооценки младших учащихся характерна неадекватность; в частности, они не представляют себе, как к ним относятся окружаю­щие. Способность к рефлексивному анализу проявляют лишь отдель­ные дети, в суждениях которых отмечается желание критически оце­нить себя и других, подчеркнуть собственное отношение к личност­ным качествам, поступкам своим и окружакжщх. Вместе с тем в общении они нередко излишне ориентируются на мнение взрослых, что нетипично для нормально развивающихся подростков этого воз­раста.

К старшим годам обучения в самосознании школьников происхо­дят существенные положительные сдвиги, отмечается повышение воз­можностей рефлексивного анализа. Они правильнее оценивают себя, свои поступки, черты характера, достижения в учебе, для подтвержде­ния своих суждений приводят конкретные, нередко адекватные при­меры, обнаруживая при этом определенную самокритичность. В оцен­ке своего интеллекта учащиеся менее самостоятельны. Обычно они отождествляют его со школьными успехами. В общении подростки, как и младшие школьники, больше ориентированы на взрослого, чем на сверстников, что говорит об их определенной инфантильности. Тем не менее у них отмечается желание самостоятельно решить ту или иную конкретную ситуацию. Старшие подростки могут достаточно адекватно представить себе, как их оценивают значимые для них ок­ружающие люди.

Самооценка и уровень притязаний учащихся младших и частично средних классов коррекционной школы VIII вида часто бывают не вполне адекватными. Многие дети переоценивают свои возможности. Они уверены, что хорошо владеют знаниями, умениями и навыками, что им посильны различные, подчас довольно сложные задания. Так, они бывают довольны своими поделками, которые лишь слабо напо­минают показанный образец. Школьники не замечают допущенных ошибок и претендуют на высокие оценки. Говоря о своих планах на будущее, дети выражают желание стать летчиками, врачами, психоло­гами, учителями, не сомневаясь в том, что эти специальности для них доступны.

60                                                                                                            Раздел первый


Уровень притязаний большинства выпускников приобретает ре­алистичность. Резко возрастает значимость для них трудовой де­ятельности, достижений в овладении элементами той или другой спе­циальности. Они хотят работать, жить достойно, быть самостоятель­ными в трудовой деятельности и быту.

Щ Контрольные вопросы и задания

1. Чем обусловлены отклонения в психическом развитии умственно отстало­
го ребенка?

2. Нарушения каких психических процессов у умственно отсталых детей рас­
сматриваются как первичный дефект?

3. Какие отклонения в психическом развитии умственно отсталых детей
можно рассматривать как вторичные и даже третичные?

4. Какие факторы определяют развитие умственно отсталых школьников?
Охарактеризуйте их.

5. Какое значение для продвижения умственно отсталого ребенка в общем
развитии имеет специально организованное обучение?

6. На развитие каких психических процессов у умственно отсталых школь­
ников направлена коррекционная работа?

7. Раскройте особенности одного из психических процессов умственно отста­
лых школьников и направления коррекционной работы по его развитию.

Щ Рекомендуемая литература

1. Выготский Л. С. Умственное развитие детей в процессе обучения. Л.: Уч­
педгиз, 1935.

2. Занков Л. В. Психология умственно отсталого ребенка. М., 1939.

3. Основы специальной психологии: учеб. пособие / под ред. Л. В. Кузнецо­
вой. М.: Академия, 2003.

4. Особенности умственного развития учащихся вспомогательной школы /
под ред. Ж. И. Шиф. М.: Просвещение, 1965.

5= Певзнер М. С, Лубовский В. И. Динамика развития детей-олигофренов. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1963.

6. Петрова В. Т. Практическая и умственная деятельность детей-олигофре-
нов. Ш.: Педагогика, 1969.

7. Пет'ррва B. L, Белякова КВ. Психология умственно отсталых школьни­
ков. М.: Академия, 2002.

8. Рубинштейн С. Я. Психология умственно отсталого школьника. М.: Про­
свещение, 1986»

9. Специальная психология / под ред. В. И. Лубовского. М.: Академия, 2003.

10. Умственно отсталый ребенок / под ред. А. Р. Лурия. М.: Изд-во АПН
РСФСР, 1960.

Глава 3. Психологические особенности умственно отсталых школьников                           61


Глава 4

Комплектование коррекционных школ VIII вида

1. ПРИНЦИПЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КОМИССИЙ

Коррекционные школы VIII вида комплектуются психолого-меди­ко-педагогическими комиссиями (ПМПК).

В настоящее время в стране существуют различные организацион­ные формы деятельности ПМПК: многопрофильные, которые направ­ляют учащихся в разные коррекционно-образовательные учрежде­ния; профильные, осуществляющие комплектование учреждений од­ного вида; постоянно действующие и временные, образованные только на период приема в образовательные учреждения. Типовое по­ложение о деятельности психолого-медико-педагогической комиссии в настоящее время разрабатывается Министерством образования и науки Российской Федерации.

ПМПК является государственным консультативно-диагностиче­ским, коррекционным учреждением в системе специализированной помощи детям с отклонениями в психофизическом развитии, с про­блемами в обучении, общении, поведении. ПМПК выполняет функ­цию высшей экспертной службы при определении вида и форм обуче­ния детей. В своей деятельности ПМПК руководствуется Междуна­родной конвенцией о правах ребенка, а также действующими законами Российской Федерации об образовании, здравоохранении, защите прав детей и распоряжениями Правительства России.

С учетом административного деления создаются республиканские, городские, окружные и межрайонные ПМПК.

Помимо комплектования специальных (коррекционных) образо­вательных учреждений, ПМПК оказывают консультативно-диагнос­тическую и коррекционную помощь всем, кто в этом нуждается. Обра­щаться в ПМПК могут как представители отдельных образовательных и медицинских учреждений, так и непосредственно родители, педаго­ги, подростки по личной инициативе. В своей деятельности ПМПК не­уклонно следует принципам, разработанным отечественной де­фектологией. Одним из главных является принцип гуманности, за­ключающийся в том, чтобы вовремя создать каждому ребенку необходимые условия, при которых тот сможет максимально развить свои способности. Этот принцип обязывает глубоко и внимательно изучать ребенка, искать пути и средства для преодоления трудностей,

62                                                                                                            Раздел первый


встречающихся на его пути. Только в том случае, если все необходи­мые и возможные меры помощи, оказанные детям в условиях обще­образовательных учреждений, не дали положительных результатов, ставится вопрос о направлении их в специальные учреждения.

Обследование ребенка в ПМПК представляет собой качественно своеобразную технологию. ПМПК работает как единая «команда» специалистов, совместно планирующих обследование ребенка и фор­мулирующих коллегиальное заключение с содержащимися в нем рекомендациями.

Обязательным является принцип комплексного изучения детей, предписывающий учитывать при совместном обсуждении данные, по­лученные при обследовании ребенка всеми специалистами: врачами, дефектологами, психологами. В тех случаях, когда мнения специалис­тов расходятся, назначается повторное обследование ребенка. При ре­шении самых сложных вопросов интересы ребенка должны занимать первое место. Следует отметить, что соблюдение указанного принци­па при изучении детей позволяет еще до комиссии точнее определить их состояние, выявить причины имеющихся отклонений в развитии, Так, педагог может первым обратить внимание на усиливающую рас­сеянность, утомляемость, плаксивость ребенка и т. д. В свою очередь врач может установить причины этих изменений и рекомендовать не­обходимые средства для их устранения.

Большое значение имеет принцип всестороннего и целостного изу­чения ребенка, предусматривающий исследование познавательной де­ятельности, эмоционально-волевой сферы и поведения. При этом учитывается физическое состояние детей, которое может существенно влиять на формирование их умственных способностей. Говоря о цело­стности изучения, следует помнить, что психическое развитие ребенка не определяется простой суммой отдельных, изолированных способ­ностей, поэтому нельзя делать заключение о состоянии ребенка толь­ко на основании исследования его восприятия, памяти или других психических функций. Под целостностью изучения подразумевается обязательное сопоставление всех полученных о ребенке данных: об особенностях отдельных психических процессов, эмоций, воли, пове­дения и физического состояния.

Всестороннее целостное изучение ребенка может быть успешным, если оно будет осуществляться в процессе его деятельности: учебной, трудовой или игровой. Необходимо, чтобы и методы, и материалы, используемые при изучении детей, были максимально индивидуали­зированы с учетом их возрастных и характерологических особеннос­тей. Установленный с ребенком контакт поможет лучше выявить все

Глава 4. Комплектование коррекционных школ VIII вида                               63


качества его личности: интересы, состояние волевой сферы, целена­правленность в действиях, особенности протекания основных пси­хических процессов и т. д.

Для отечественной дефектологии специфичен принцип динамиче­ского изучения детей, согласно которому при обследовании важно учитывать не только то, что дети знают и могут выполнить в момент исследования, но и их возможности в обучении. В основе этого принципа лежит учение Л. С. Выготского о «зоне ближайшего разви­тия» детей, их потенциальных возможностях в обучении. Чем выше умственное развитие ребенка, тем успешнее он научится выполнять то или иное задание, переносить полученный опыт в новую ситуацию.

Одно из отличий умственно отсталых детей от интеллектуально нормальных состоит в том, что они плохо используют помощь. Имен­но поэтому при обследовании педагог должен всегда обращать внима­ние, насколько улучшается работа ребенка после объяснения, как он выполняет аналогичное задание. Все обследования детей рекоменду­ется строить с учетом принципа обучающего эксперимента.

При определении качества выполненного ребенком задания важно учитывать принцип качественно-количественного подхода, т. е. диф­ференцированная оценка не только по конечному результату, но и по способам, рациональности выбранных решений задачи, логической последовательности операции, настойчивости в достижении цели и т. п.

Результаты обследования ребенка обсуждаются на совещании всех специалистов ПМПК. Родители (законные представители) и ребенок при этом не присутствуют. Каждый специалист высказывает мнение о состоянии ребенка, о прогнозе его развития. На основании этих инди­видуальных данных составляется заключение о характере отклоне­ний. Принимается коллегиальное решение о месте дальнейшего кор-рекционного воспитания и обучения с учетом его психофизических и индивидуальных особенностей. Даются конкретные рекомендации для работы с ним.

Адресатом коллегиального заключения ПМПК является руководи­тель образовательного учреждения, в которое направляется ребенок. Для родителей заключение имеет рекомендательный характер.

Специалисты и задачи ПМПК

В штатный состав ПМПК входят следующие специалисты:

□ врачи (невропатолог, психиатр, отоларинголог, офтальмолог);

□ педагоги-дефектологи (олигофренопедагог, логопед, сурдопе­
дагог, тифлопедагог, ортопед);

64                                                                                                            Раздел первый


□ психолог;

□ социальный педагог;

□ медицинский статистик.

Возглавляет ПМПК и руководит всей ее работой заведующий, имеющий дефектологическое образование и стаж практической рабо­ты с аномальными детьми. В его обязанности входит организация коллегиальной работы; оснащение ПМПК необходимым оборудова­нием; осуществление связи с учреждениями и органами образования, здравоохранения, социальной защиты населения, ассоциациями, фон­дами; планирование работы ПМПК и ее кадровое обеспечение. На психолого-медико-педагогическую комиссию дети приходят с роди­телями, а если они уже учились в школе, то желательно, чтобы был и учитель, который, как и родители, имеет право присутствовать во вре­мя обследования ребенка.

В зависимости от региональных условий (материальной базы, на­личия специалистов и пр. ) в структуре ПМПК могут создаваться само­стоятельные отделы, каждый из которых выполняет определенную работу, составляющую содержание деятельности ПМПК. Сюда входят консультативно-диагностический, коррекционный и научно-методи­ческий отделы.

Важнейшей задачей ПМПК, а значит, и основным содержанием ее деятельности является проведение комплексной психолого-меди­ко-педагогической диагностики психического развития детей и под­ростков с рождения до 18 лет. Ранняя диагностика необходима для оказания своевременной помощи детям, уточнения уровня и особен­ностей их развития, а также определения места и характера воспита­ния и обучения. При комплектовании специальных школ для умст­венно отсталых детей на комиссию в основном представляются дети в возрасте 7—9 лет, которые либо ранее не обучались, либо уже начали обучение в общеобразовательных школах или классах для детей с задержкой психического развития.

В процессе работы ПМПК должна сохраняться спокойная и добро­желательная обстановка. Не следует создавать впечатление экзамена и усложнять положение обследуемого. В беседах с родителями и деть­ми очень важно строго соблюдать нормы профессиональной этики, такта. В помещении, где проходит работа, не должно быть никаких посторонних, отвлекающих детей картин, плакатов и т. п. Даже само размещение ребенка, родителей, членов консультации за столом во время обследования имеет немаловажное значение.

Желательно, чтобы работа комиссий по комплектованию коррек-ционных школ VIII вида проходила на базе школ, где имеются все воз-

Глава 4. Комплектование коррекционных школ VIS! вида                                                  65


можности для всестороннего изучения детей. Это значимо и по другим соображениям. Родители мало знают о таких школах и переживают, а часто и возражают против обучения в них своего ребенка. Вот почему важно, чтобы родители увидели, что такое коррекционная школа, ка­кие умения и навыки она вырабатывает у детей. С этой целью к момен­ту начала работы комиссии в школе организуется выставка изделий школьных мастерских. Работы учащихся служат лучшей наглядной агитацией в пользу школы. В часы приема комиссии хорошо организо­вать дежурство старшеклассников, которые встретят родителей, поиг­рают с детьми. Приходящие на комиссию должны сразу почувствовать приветливое, доброжелательное отношение к себе.

В тех случаях, когда в детских садах, школах педагоги и специалис­ты психолого-медико-педагогических консилиумов затрудняются своими силами решить вопросы, связанные с поведением, неуспева­емостью и иными проблемами детей, их направляют в психолого-ме­дико-педагогические комиссии для уточнения психофизического со­стояния и определения места дальнейшего обучения и воспитания»

При этом на ребенка оформляются следующие документы:

□ свидетельство о рождении (предъявляется);

□ подробная выписка из истории развития с заключениями вра­
чей (педиатра, невропатолога, отоларинголога, офтальмолога,
ортопеда);

П педагогическая характеристика, отражающая подробный ана­лиз развития с указанием педагогической помощи и ее эффек­тивности;

□ письменные работы, рисунки, раскрывающие динамику разви­
тия ребенка;

□ заключение психолого-медико-педагогического консилиума.
Необходимо, чтобы в педагогической характеристике не просто

перечислялись недостатки ребенка, но и указывались характер испы­тываемых им затруднений и помощь в их преодолении. В характерис­тике следует отметить и те положительные качества ребенка, которые могут быть использованы в дальнейшей работе с ним. В содержание характеристики должны войти формальные данные о ребенке с обяза­тельным указанием сроков его пребывания в детском саду и обучения в школе; сведения о семье; сведения об особенностях познавательной деятельности, данные о навыках самообслуживания; информация об основных трудностях и причинах отставания; сведения об особеннос­тях эмоционально-волевой сферы; материалы, характеризующие осо­бенности личности.

Наличие этих сведений не является формальным требованием. Тщательное оформление материалов, характеризующих ребенка, по-

66                                                                                                            Раздел первый


может правильнее организовать обследование, определить главную цель работы — выявление и установление причин трудностей, кото­рые больше всего мешают развитию ребенка.

Большое значение для подготовительной работы комиссии имеют выступления ее членов на ежегодных августовских совещаниях учите­лей общеобразовательных школ. Педагог-дефектолог рассказывает, какая документация и как она должна быть оформлена для комиссии, сообщает время работы комиссии. Важно на примерах показать необ­ходимость не только своевременного оказания ребенку помощи, но и направления на комиссию. В то же время дефектолог предупреждает необоснованные, поспешные случаи направления детей на ПМПК. Он раскрывает принципиальные различия в трудностях обучения, кото­рые характерны для умственно отсталых и для детей со сходными со­стояниями. В свою очередь ряд полезных советов и сведений об этих детях дает врач — член комиссии.

Документы

В ПМПК при проведении работы по комплектованию ведутся жур­нал записи на прием и журнал учета детей, прошедших обследование; протоколы, фиксирующие ход обследования; архив с делами детей, выведенных из системы коррекционно-развивающего обучения, и дубликаты заключения ПМПК.

В журнале учета регистрируются следующие сведения: дата обсле­дования; фамилия, имя, отчество ребенка; дата рождения; место жи­тельства; в каких учреждениях и столько лет воспитывался или обу­чался; кем направлен в ПМПК; повод направления; краткие сведения о родителях; диагноз и заключение ПМПК; рекомендации ПМПК; примечание.

В примечании указывается, как родители выполняют рекоменда­ции комиссии. Хотя право выбора учреждения для дальнейшего вос­питания и обучения ребенка остается за родителями, очень важно сде­лать все возможное, чтобы убедить их поступить так, как этого требуют интересы ребенка. Это прямая обязанность членов ПМПК. В конфликтных ситуациях, когда родители ставят под сомнение реше­ние комиссии, можно повторно обследовать ребенка в вышестоящей ПМПК.

Весь ход обследования ребенка в комиссии фиксируется в протоко­ле квалифицированным специалистом (медицинским статистиком) и хранится в личном деле ребенка, которое передается в то учреждение, куда он направляется. Протокол помогает учителям заранее познако­миться с особенностями личности, качеством знаний, особенностями

Глава 4. Комплектование коррекционных школ VIII вида                                                   67


психофизического развития, которые необходимо учесть с первых дней пребывания ребенка в саду или в школе. Кроме того, протоколы необходимы для фиксирования динамики развития, особенно в тех случаях, когда ребенок повторно направляется на ПМПК. Сравнивая полученные данные с протоколом предыдущего обследования, можно судить об изменениях, происшедших за истекший период. Протокол помогает членам ПМПК составить подробное заключение о ребенке. Он остается в личном деле.

В тех случаях, когда ребенку рекомендовано продолжать обучение в том же учреждении, его дело возвращается в психолого-медико-пе­дагогический консилиум, а дубликат заключения передают в архив ПМПК (хранится не менее 10 лет).

Списки обследованных детей и подростков с рекомендациями ПМПК передаются в соответствующие органы образования, социаль­ного обеспечения, здравоохранения и др. Родителям (лицам, их заме­няющим) выдается заключение с соответствующими рекомендациями (без указания диагноза).

На основании рекомендаций ПМПК органы образования направ­ляют детей в специальное учреждение в строгом соответствии с инст­рукциями по приему в него.

ПМПК функционируют в течение всего года, хотя основная их ра­бота приходится на конец III и на IV четверть, когда в общеобразова­тельных школах заканчивается изучение нового материала и педагоги с большей определенностью высказывают свои сомнения в отноше­нии умственных способностей отдельных учащихся. Безусловно, в ря­де случаев нет необходимости ждать окончания III четверти. Обяза­тельным следует считать определение места обучения ребенка до 1 сентября, так как умственно отсталые дети, как и все их сверстники; должны начинать учебный год в одно время.

В соответствии с инструкцией приему в коррекционную школу VIII вида подлежат умственно отсталые дети в возрасте 7—9 лет (стар­ше в порядке исключения) как обучавшиеся в I—II классах общеобра­зовательной школы, так и не обучавшиеся.

Медицинскими показаниями для приема являются:

П легкая умственная отсталость (дебильность) различного генеза, в том числе и при болезни Дауна;

□ органическая деменция негрубой степени, являющаяся следст­вием инфекционных, интоксикационных, травматических и других постнатальных поражений головного мозга;

68                                                                                                            Раздел первый


П эпилептическая деменция негрубой степени выраженности (при отсутствии дневных или частых ночных судорожных при­падков);

□ шизофреническая деменция негрубой степени выраженности
(при отсутствии психотических расстройств)»

Умеренная степень умственной отсталости (имбецильность) не яв­ляется основанием для отказа в приеме ребенка в специальную (кор-рекционную) общеобразовательную школу VIII вида. Такие дети обу­чаются по специальному учебному плану и программам. Для них могут открываться специальные классы.

Медицинскими противопоказаниями к приему в коррекционную школу VIII вида являются:

□ тяжелые формы слабоумия, при которых больные не способны
овладеть программой школы для умственно отсталых и к кото­
рым относятся:

тяжелая и глубокая умственная отсталость; органическая деменция резидуального либо текущего характе­ра (в том числе эпилептическая) с выраженными расстройства­ми памяти, внимания, грубыми нарушениями побуждений, де­ятельности, распадом личностных свойств, отсутствием навы­ков самообслуживания;

шизофреническая деменция с отсутствием контакта и интеллек­туальной работоспособности, бездеятельностью, грубыми на­рушениями мышления, мутизмом, выраженными продуктив­ными симптомами.

Дети, страдающие названными формами слабоумия, по желанию родителей направляются в соответствующие учреждения системы со­циального обеспечения;

□ сочетание слабоумия с тяжелыми энцефалопатическими и пси­
хотическими расстройствами, к которым относятся:
тяжелая психомоторная расторможенность, препятствующая
работоспособности;

выраженные и стойкие психопатоподобные расстройства: явле­ния аффективной возбудимости, агрессивность, опасная для ок-1 ружающих, патология влечений (сексуальность, склонность к бродяжничеству, жестокость и др. );

судорожные припадки (дневные или частые ночные) разверну­того типа с тонической и клонической фазами; постприпадочные состояния оглушенности, сумеречные рас­стройства сознания; другие психотические расстройства.

Глава 4. Комплектование коррекционных школ VII! вида                                                   69


Дети, страдающие указанными психическими расстройствами, в зависимости от остроты состояния направляются в детские психонев­рологические стационары или отделения психиатрических больниц для детей с хроническими формами заболеваний;

П аномалии психического развития, связанные с патологией речи, к которым относятся:

тугоухость — слабослышащие дети в зависимости от уровня ре­чевого развития обучаются в 1-м или 2-м отделении специаль­ных школ для детей данной категории. При сочетании пораже­ния слуха с умственной отсталостью дети направляются для обучения во вспомогательные классы при школе слабослыша­щих;

слабовидение — слабовидящие дети обучаются в специальных школах. Если первичный сенсорный дефект отягощен умствен­ной отсталостью, то дети направляются во вспомогательные классы школ для слепых и слабовидящих; первичное недоразвитие речи — дети с локальными речевыми нарушениями при первично сохранном интеллекте направля­ются в специальные школы для детей с тяжелыми расстройства­ми речи;

первичные церебральные нарушения опорно-двигательного ап­парата — дети с указанными нарушениями направляются в спе­циальные школы-интернаты для детей с последствиями поли­омиелита и церебральными параличами;

задержка психического развития (ЗПР). Дети с выраженной ЗПР церебрального происхождения направляются в специаль­ные школы для детей с ЗПР. Дети с менее выраженной ЗПР конституционального, соматогенного, психогенного происхож­дения могут обучаться в общеобразовательных школах при ус­ловии индивидуального подхода к ним.

2. КОМПЛЕКСНОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ РЕБЕНКА В УСЛОВИЯХ ПМПК

Содержание работы по комплектованию включает в себя медицин­ское, психолого-педагогическое и логопедическое обследования де­тей.

Медицинское обследование включает офтальмологическое, отола­рингологическое, соматическое, неврологическое и психиатрическое исследования ребенка. При необходимости проводятся параклиниче­ские обследования (РЭГ, ЭхоЭГ, ЭЭГ, аудиография и другие лабора-

70                                                                                                            Раздел первый


торные исследования). Проводится сбор анамнеза. Все эти исследова­ния ведутся врачами. Ни дефектолог, ни психолог не вправе ими зани­маться, но им важно знать, как влияют на развитие детей те или иные неблагоприятные факторы, каковы особенности их психики. Данные из истории развития ребенка по материалам врачебных заключений помогут выбрать стратегию психолого-педагогического обследова­ния»

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...