Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Умственная отсталость смешанной (наследственно-экзоген­ной) этиологии 4 страница




В ходе психолого-педагогического обследования психолог выявляет особенности психического развития ребенка (время сензитивных пе­риодов развития речи, движений и т. п. ); выясняет, когда начали фор­мироваться навыки опрятности, самообслуживания, общения с деть­ми; определяет состояние моторики, характер игры и др. Обязательно изучает не только отдельные психические процессы, но и личность в целом.

Если дети еще не учатся в школе, то необходимо определить их го­товность к школьному обучению — установить уровень умственного развития, эмоционально-волевой и социальной зрелости. К школе ре­бенок должен овладеть определенным объемом знаний и представле­ний об окружающем мире, а также умственными операциями и навы­ками речевого общения, проявлять познавательную активность, у не­го должен быть сформирован ряд патофизических и психических функций: моторика, произвольное внимание, осмысленная память, пространственное восприятие. Очень важны способность к регуляции поведения и к самоконтролю, а также наличие психологических ка­честв, необходимых для адаптации в детском коллективе.

Если дети уже учатся в школе, следует установить характер и при­чины имеющихся у них трудностей в учении, вскрыть структуру де­фекта. Поскольку на успешность обучения в значительной мере влия­ет обучаемость, нужно обратить на нее особое внимание. Показателя­ми обучаемости являются способность к обобщенной мыслительной деятельности, гибкость мыслительных процессов, темп усвоения учебного материала и др., а также то, как ребенок использует помощь (это один из главных показателей). Учитываются характер и мера этой помощи, возможность переноса показанного способа деятель­ности на аналогичное задание.

Психологическое обследование проводит психолог. Он анализирует причины наблюдаемых явлений, дает прогноз и рекомендации по коррекции психических функций, мотивационно-волевой и эмоцио­нально-личностной сфер. В заключении он указывает комплексный психологический диагноз. При необходимости проводится нейропси-хологическое обследование.

Глава 4. Комплектование коррекционных школ VIII вида                                                   71


Педагогическое обследование, включающее выявление общей осве­домленности, сформированность учебных навыков, знаний по письму, чтению, математике и т. д., проводит дефектолог (олигофренопеда-гог). В своем заключении он не только отражает установленный актуальный уровень развития ребенка, но и подробно указывает необ­ходимые приемы работы с ним. Его рекомендации полезны и педаго­гам, и родителям.

Логопедическое обследование проводит логопед. Выявляя особен­ности развития речи, он вскрывает характер и причины имеющихся дефектов. В содержание логопедического изучения входит обследова­ние артикуляционного аппарата, импрессивной (фонетический слух, понимание слов, простых предложений, логико-грамматических кон­струкций) и экспрессивной (повторной, номинативной, самостоятель­ной) речи. Исследуется письменная речь детей, а также их речевая память. Логопеду необходимо выявить структуру речевого дефекта и его уровень, что помогает разграничить детей с первичными речевы­ми нарушениями (и как следствие — с задержкой умственного разви­тия) и детей, у которых недоразвитие речи вызвано умственной от­сталостью.

Показатели для заключения

При психолого-педагогическом обследовании детей, особенно в условиях ПМПК, необходимо обратить внимание на ряд показателей, которые проявляются в ходе работы с ребенком и должны обязатель­но учитываться при составлении окончательного заключения о его состоянии. В их числе:

1. Эмоциональная реакция ребенка на сам факт обследования. Вол­
нение — естественная реакция на новую обстановку и незнакомых лю­
дей. Однако должна настораживать и чрезмерная веселость, фамиль­
ярность в обращении с членами консультации, неадекватность пове­
дения.

2. Понимание инструкции и цели задания. Выслушивает ли ребенок
инструкцию до конца, делает ли попытки понять ее прежде, чем при­
ступить к работе? Какого типа инструкция понятна детям: устная или
устная с наглядным показом?

3. Характер деятельности. Следует обратить внимание на наличие
и стойкость интереса к заданию, целенаправленность деятельности
ребенка, умение доводить дело до конца, рациональность и адекват­
ность способов действий, на сосредоточенность в процессе работы,
а также учитывать общую работоспособность. Для успешной деятель­
ности ребенка очень важно наличие таких показателей, как способ­
ность к самоконтролю, саморегуляции. Один из главных показате-

72                                                                                                            Раздел первый


лей — способность использовать помощь. Чем сильнее она выражена, тем выше обучаемость ребенка. Важно учесть меру и характер оказы­ваемой помощи. Показателем обучаемости служит перенос показан­ного ребенку способа деятельности на аналогичное задание.

4. Реакция на результат работы. Правильная оценка своей де­ятельности, адекватная эмоциональная реакция (радость при успехе, огорчение при неудаче) свидетельствуют о понимании ребенком си­туации.

3. МЕТОДЫ ОБСЛЕДОВАНИЯ ДЕТЕЙ

Изучение документов и продуктов деятельности детей

Обследование детей в ПМПК обычно начинается с изучения со­проводительных документов (медицинской карты, характеристики) и продуктов деятельности (тетрадей, рисунков и т. п. ).

Врач-невропатолог знакомит членов комиссии с имеющейся меди­цинской документацией: анамнезом, заключениями отоларинголога, офтальмолога, педиатра, лабораторными данными и др.; обращает внимание на имеющееся у ребенка снижение слуха или зрения и т. п. В этих случаях необходимо заранее подобрать соответствующий для обследования материал.

Дефектолог (олигофренопедагог), познакомившись с педагогиче­ской документацией, сообщает членам комиссии о существенных осо­бенностях, которые следует учитывать как при налаживании контак­та, так и в процессе обследования. Например, если в характеристике указаны трудности в усвоении учебной программы, то целесообразно организовать обследование на заданиях игрового характера, начиная с легкого и интересного для ребенка. Изучение характеристики позво­ляет выявить те качества и свойства психической деятельности, кото­рые в большей мере указывают на состояние ребенка и требуют уточнения.

Если ребенок учится в школе, необходимо внимательно проанали­зировать его тетради. Внешний вид тетради указывает на такие каче­ства, как аккуратность, понимание школьных требований, интерес к самому процессу учения. Характер выполнения письменных работ может свидетельствовать об имеющихся у ребенка трудностях; это, в свою очередь, вызовет вопросы об их причинах. Так, несоблюдение строчек при письме может быть связано и с нарушением моторики, и с трудностями пространственной ориентировки, и просто с непонима­нием требований. Ошибки при письме (перестановка, пропуск букв,

Глава 4. Комплектование коррекционных школ VIII вида                                                    73


недописывание слов, смешение глухих и звонких согласных и т. д. ) также имеют разные причины. Важно проследить, как ребенок пре­одолевал эти трудности, какая помощь и в какой мере оказывалась ему учителем. Сравнивая первую и последнюю по времени заполне­ния тетради, можно установить динамику развития ребенка. Интерес­ные сведения о ребенке можно получить и из его рисунков. Иногда именно рисунок становится первым сигналом о том или ином пси­хическом неблагополучии.

Только после тщательного изучения всех материалов документа­ции начинают непосредственное обследование ребенка.

Следует помнить, что положения общей психологии об индивиду­ально-типологическом, личностно-деятельностном, системно-струк­турном подходах, качественно-количественной оценке работы ребен­ка обязательны и в олигофренопсихологии при изучении детей с раз­личными отклонениями в развитии.

Выбор и последовательность применения тех или иных методов зависят от возраста и индивидуальных особенностей обследуемого. В одних случаях специалист (психолог, олигофренопедагог, логопед) использует метод беседы, включая в нее отдельные эксперименталь­ные методики, в других — наблюдение за деятельностью ребенка в процессе игры. В обследование важно включить элементы обучения, варианты помощи, задания аналогичного характера, в которых прояв­ляется способность ребенка к переносу показанных приемов де­ятельности. Необходимо чередовать задания на исследование разных форм мышления (наглядно-действенного, наглядно-образного и сло­весно-логического).

Начинать обследование целесообразнее с заданий средней труд­ности, но в ряде случаев и с заведомо легких, чтобы успешное выпол­нение сразу же создало у ребенка положительное отношение к после­дующей работе, сняло волнение, беспокойство. Это особенно важно учитывать, когда ребенок не контактен. В процессе обследования сле­дует обеспечить эмоциональный комфорт, мотивировать, поощрять ребенка и в то же время предлагать задания в непривычной форме, чтобы исключить подготовленность, «натасканность» в семье. Обсле­дование перегружать нельзя. Следует выявлять дефекты, негативно влияющие на развитие познавательной деятельности и личности.

Метод беседы

Беседа служит средством установления контакта с ребенком, по­зволяя судить о его личностных качествах и поведении, помогая вскрыть причины некоторых отклонений в развитии, обнаружить за-

74                                                                                                            Раздел первый


пас сведений и точность представления. Как метод исследования она должна быть целенаправленной.

При установлении умственных способностей ребенка в беседе сле­дует выявить:

П точность представлений ребенка о себе, своих родителях (имя, отчество, фамилия, возраст); способность дифференцировать понятия «семья», «родственники», «друзья» и т. д.;

□ характер представлений о времени;

□ представления о явлениях природы, различии времен года с
учетом их признаков;

П умение ориентироваться в пространстве;

□ запас сведений об окружающей среде.

Вопросы должны быть четкими и понятными, а сама беседа — не­принужденной. Важно соблюдать педагогический такт.

Не рекомендуется начинать беседу, если дети имеют дефекты речи, слуха или трудно вступают в контакт. В этих случаях можно восполь­зоваться наглядным материалом, который заинтересует ребенка и по­зволит выявить то, что требуется исследователю.

Метод наблюдения

Метод наблюдения — один из ведущих при изучении детей на ко­миссии. Наблюдение начинается с момента появления ребенка в ко­миссии и продолжается на протяжении всего времени обследования. Оно всегда должно быть целенаправленным.

Особое значение имеет наблюдение за игровой деятельностью ре­бенка. Свободная игра позволяет установить контакт с ребенком, осо­бенно когда он волнуется. Предоставив ребенку возможность зани­маться с игрушками («Возьми какие хочешь игрушки и поиграй, а я пока с мамой поговорю»), фиксируют первые сведения о нем, харак­тер эмоциональных реакций при виде игрушек (радость, выраженная или сдержанная, безразличие), способность самостоятельно выбрать игрушки и организовать игру, разумность производимых действий с игрушками, стойкость интереса к игровой деятельности.

Создавая игровые ситуации, ребенок практически проводит ана­лиз, синтез, обобщение и классификацию, отбирая именно те игруш­ки, которые нужны для определенного действия (предметы одежды, чтобы организовать игру с куклой; кубики, чтобы погрузить их на ма­шину, и т. д. ). Производимые ребенком манипуляции позволяют на­блюдать за координацией его движений, состоянием моторики.

Глава 4. Комплектование коррекционных школ VIII вида                                                   75


Метод изучения рисунков

Как уже отмечалось, рисунок является важным дифференциаль­но-диагностическим показателем при изучении детей. В тех случаях, когда рисунок, находящийся в педагогической документации ребенка, чем-то настораживает, целесообразно провести специальное иссле­дование, предложив ребенку рисование свободное и по заданию. Спо­собность ребенка выбрать тему, характер изображения, сам процесс рисования могут дать ценный дополнительный материал для уточне­ния окончательного диагноза.

Как правило, умственно отсталые дети затрудняются выбрать тему, изображают привычные однотипные предметы, не создавая сюжета. В их рисунках на свободную тему нет замысла, фантазии. Даже когда де­тям задается тема рисунка, они не всегда выполняют его в соответст­вии с инструкцией. Бедность и нечеткость представлений проявляют­ся в несоблюдении форм, пропорций частей предмета, в ограничен­ном и не всегда верном использовании цвета. Умственно отсталые дети затрудняются объяснить рисунок. В зависимости от степени сни­жения интеллекта эти недостатки менее или более выражены.

Своеобразны рисунки детей с психическими заболеваниями. Им присущи нелогичность, нелепость изображения, неадекватное, беспо­рядочное использование цвета, несообразность пропорций, сексуаль­ная выраженность и др. Так, для больных шизофренией характерны незавершенность, отсутствие основных частей, геометризация, вычур­ность, нагромождения и наслоения, несогласованность замысла ри­сунка с размерами листа, боязнь рисовать далеко от края, уплощение рисунка. При эпилептической деменции характерны чрезмерная тща­тельность, излишняя скрупулезность, выраженная медлительность. Детям сложно выделить главное, их рисунки стереотипны.

Помимо диагностических целей, рисунок может быть использован ПМПК для установления контакта с ребенком и как «безречевая» ме­тодика в тех случаях, когда имеются трудности речевого общения.

Методы экспериментально-психологического исследования

в ПМПК

Методы экспериментально-психологического исследования игра­ют важную роль при изучении детей на ПМПК. Они предусматривают создание определенных ситуаций, при которых актуализируются пси­хические процессы, подлежащие специальному изучению. С помощью экспериментально-психологических методик можно вскрыть причи­ну и механизмы тех или иных состояний.

76                                                                                                            Раздел первый


Изучение документации и продуктов деятельности детей, беседа, наблюдение чаще всего выявляют те или иные особенности в разви­тии ребенка. Объяснить эти факты, понять их структуру помогает спе­циальное экспериментальное задание, моделирующее соответству­ющую психическую функцию.

Нейропсихологическое исследование

При решении задач, стоящих перед ПМПК при обследовании де­тей, необходимо не только установить сам факт того или иного нару­шения развития, но и определить его механизм. Важно выявить структуру, качественную специфику состояния, чтобы дать прогноз и рекомендации для проведения адекватной коррекционной работы с ребенком.

Этому помогает использование нейропсихологических методик, которые способны нащупать наименее внешне выраженные отклоне­ния высших психических функций и выявить их связь с определенны­ми мозговыми структурами. Нейропсихологическое обследование проводится только психологом, прошедшим специальную подготовку.

Как показывает практика работы ПМПК, у специалистов еще мно­го трудностей, при комплектовании специальных учреждений. Хотя арсенал психолого-педагогических методик достаточно велик, многие из них нуждаются в уточнении. Необходимо продолжать апробирова­ние заданий, позволяющих полнее раскрыть особенности обследуемо­го ребенка. При этом важно, чтобы задания-методики были не просто констатирующими (как традиционные тесты), а обучающими, на­правленными на формирование новых умственных действий, выяв­ляющими «зону ближайшего развития» детей. Требуется дальнейшая разработка и обоснование критериев, которые могли бы стать осно­вой дифференциальной диагностики умственной отсталости и сход­ных состояний.

Следует всегда помнить о социальной природе человеческой пси­хики, о том, что познавательные способности являются продуктом прижизненного формирования, а потому и изучаться должны в усло­виях их становления в разных видах деятельности.

4. ОРГАНИЗАЦИЯ И СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОНСИЛИУМА

С 2000 г. в образовательных дошкольных и школьных учреждени­ях любого типа, в том числе и в коррекционной школе VIII вида функ­ционируют психолого-медико-педагогические консилиумы (ПМПк),

Глава 4. Комплектование коррекционных школ VIII вида                                                   77


предназначенные обеспечить оптимальные условия обучения детям с учетом их возрастных и индивидуальных психофизических особен­ностей развития.

ПМПк создаются приказом руководителя образовательного уч­реждения при наличии необходимых специалистов. В состав ПМПк входят: учителя и воспитатели школьного образовательного учрежде­ния - дефектологи (в коррекционной школе — олигофренопедагоги), имеющие большой опыт работы с детьми; психолог; соцальный педа­гог, логопед, врач. Председателем ПМПк является заместитель ру­ководителя образовательного учреждения по учебно-воспитательной работе. Общее руководство ПМПк возлагается на руководителя обра­зовательного учреждения. В коррекционной школе VIII вида целесо­образно организовать два консилиума — для младших и старших классов.

ПМПк строит свою деятельность в соответствии с уставом образо­вательного учреждения, договором с родителями, договором с психо­лого-медико-педагогической комиссией (ПМПК), куда в случае необ­ходимости можно направить ребенка для уточнения диагноза и реше­ния вопроса о типе образовательного учреждения, форме и программе его дальнейшего обучения и воспитания.

Цели и задачи ПМПк

Основная цель ПМПк в коррекционой школе VIII вида — обеспече­ние в образовательном учреждении диагностико-коррекционного психолого-медико-педагогического сопровождения умственно отста­лых детей, создание условий для их обучения и воспитания.

Для реализации этой цели необходимо решение следующих задач:

□ всестороннее комплексное обследование детей и своевременное
выявление испытываемых ими трудностей в освоении програм­
мы школы VIII вида;

□ установление характера и причин выявленных отклонений (де-
виантное поведение, конфликтные ситуации во взаимодействии
со сверстниками и взрослыми, снижение успеваемости и т. п. );

□ определение потенциальных возможностей ребенка для оказа­
ния ему целенаправленной коррекционной помощи в условиях
данного образовательного учреждения либо направление его в
психолого-медико-педагогическую комиссию для решения воп­
роса о месте дальнейшего обучения и воспитания;

□ разработка комплексных целевых программ индивидуального
развития детей;

□ прослеживание динамики развития (наблюдение, диагностиче­
ские «срезы» в начале и в конце учебного года для уточнения

78                                                                                                            Раздел первый


образовательного маршрута, внесение соответствующих кор­ректив);

□ профилактика физических, интеллектуальных и эмоциональ­
ных перегрузок и «срывов» поведения;

□ консультативная работа с родителями.

Указанные задачи выполняются силами педагогического коллек­тива школы и специалистами ПМПк при их согласованном взаимо­действии.

Организация деятельности ПМПк

Как правило, изучение ребенка специалистами ПМПк начинается с запроса педагогов или родителей. За ребенком ведется целенаправ­ленное наблюдение на занятиях и в свободное время (игры, прогул­ка). Проводится и индивидуальное обследование с учетом возрастных и психофизических особенностей ребенка. На основе данных, полу­ченных специалистами, на заседаниях ПМПк обсуждаются результа­ты и составляется коллегиальное заключение с рекомендациями об образовательном маршруте в соответствии с возможностями ребенка, а также о медицинской помощи, если таковая требуется. В тех случа­ях, когда образовательное учреждение, в котором находится ребенок, не может обеспечить необходимые условия или ребенок нуждается в дополнительной диагностике, его направляют (с согласия родителей) в психолого-медико-педагогическую комиссию.

В ПМПк ведется следующая документация:

□ журнал записи и учета детей, прошедших обследование специ­
алистов консилиума;

□ журнал регистрации заключений и рекомендаций ПМПк;

□ карта (папка) развития обучающегося.

Периодичность проведения ПМПк определяется реальным запро­сом образовательного учреждения, но не реже одного раза в квартал. Очень важно, чтобы заседание было тщательно подготовлено, поэто­му ведущий специалист заранее (за один-два месяца) уточняет, кто из детей нуждается в углубленном обследовании, определяется програм­ма работы с ребенком и сроки предоставления заключений всеми спе­циалистами ведущему специалисту (не позднее, чем за три дня до засе­дания ПМПк). В тех случаях, когда дети обследуются на ПМПк по­вторно, необходимо особо оценить результаты проведенной с ребенком индивидуальной коррекционно-развивающей работы (по­казать наличие и характер динамики) и наметить дальнейшую про­грамму такой работы.

Глава 4. Комплектование коррекционных школ VIII вида                                                   79


ПМПк не только помогает ребенку и родителям, но и повышает профессиональный уровень самих педагогов, обеспечивая согласо­ванность их действий при решении проблем ребенка, и в этом одно из важнейших его предназначений.

В Контрольные вопросы и задания

1. Определите основные задачи и принципы работы психолого-медико-педа­
гогической комиссии (ПМПК).

2. Рассмотрите состав ПМПК и раскройте содержание функциональных обя­
занностей ее членов.

3. Какие показатели ПМПК являются основанием для направления ребенка
в коррекциоиную школу VIII вида?

4. У каких категорий детей состояния психического развития сходны с умст­
венной отсталостью?

5. Почему дети со сходными с умственной отсталостью состояниями психи­
ческого развития и со сложными или сочетанными дефектами не могут
быть рекомендованы для обучения в коррекционной школе VIII вида?

6. Определите задачи работы школьного психолого-медико-педагогического
консилиума (ПМПк).

Щ Рекомендуемая литература

1. Забрамная С Д. Отбор умственно отсталых детей в специальные учрежде­
ния: учеб. пособие для студентов вузов. М.: Просвещение, 1988.

2. Забрамная С Д., Левченко И. Ю. Психо лого-педагогическая диагностика
нарушения развития. М.: Изд-во «Творческий центр», 2007.

3. Мастюкова Е. М. Ребенок с отклонениями в развитии. Ранняя диагностика
и коррекция. М.: Просвещение, 1992.

4. Отбор детей во вспомогательные школы / сост. Т. А. Власова, К. С. Лебе­
динская, В. Ф. Мачихина. М.: Просвещение, 1983.

5. Принципы отбора детей во вспомогательные школы / под ред. Г. М. Дуль-
нева, А. Р. Лурия. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1956.

6= Психолого-педагогическая диагностика / под ред. И. Ю. Левченко, Со Д. Забрамной. 2-е изд. стер. М.: Академия, 2005»

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...