Раздел второй. Принцип коррекции в обучении
РАЗДЕЛ ВТОРОЙ ОБУЧЕНИЕ Обучение — упорядоченное взаимодействие педагога с учащимися, направленное на достижение поставленной цели... Дидактика — часть педагогики, разрабатывающая проблемы обучения и образования, их цели, содержание, методы, средства, организацию, системы и технологии, достигнутые результаты1. Глава 7 Дидактические принципы обучения 1. ИЗ ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ УЧЕНИЯ О ДИДАКТИЧЕСКИХ ПРИНЦИПАХ ОБЩЕЙ ПЕДАГОГИКИ И ОЛИГОФРЕНОПЕДАГОГИКИ Понятие о дидактических принципах Принцип (от лат. principium — основа) — это основное положение, которое распространяется на все явления в той области, из которой он выведен путем обобщения и абстрагирования. Под дидактическими принципами понимают основные положения, которыми руководствуются в деле обучения подрастающего поколения и подготовки его к активному участию в жизни общества. Они определяют содержание, организационные формы и методы учебного процесса в соответствии с его общими целями и закономерностями. Суть этих принципов состоит в том, что в педагогической практике они выполняют роль ориентиров, направляющих деятельность педагогов на достижение целей воспитания и обучения учащихся. Дидактические принципы универсальны для всех учебных предметов, на всех уровнях педагогической работы, при соблюдении дают положительный эффект в воспитании и обучении учащихся. Анализ педагогической литературы показывает, что дидактические принципы изменяются и совершенствуются под влиянием развития педагогической науки, накопления опыта, а также общественного прогресса. 1 Еодласый И. П. Педагогика. Кн. 2. Теория и технология обучения. М., 2007.
с. 19, is. 108 Раздел второй Становление отечественной педагогической школы прежде всего связано с именем К. Д. Ушинского, который определил условия, способствующие хорошему обучению. В первые годы советского периода дидактические принципы (как педагогическая категория) не рассматривались, хотя в «Декларации о единой трудовой школе», опубликованной 16 октября 1918 г., были заложены основы для выделения некоторых из них. В этом документе, в частности, указывалось на творческий характер учебного процесса, развитие активности и самостоятельности учащихся, на индивидуализацию обучения. Однако не было достаточно четкого определения понятия «дидактические принципы» и отграничения его от других структурных элементов педагогической науки. Первые определения некоторых дидактических принципов появились позднее в работах некоторых ведущих педагогов и формулировались так: теснейшая связь обучения с общественно полезной работой; соблюдение возрастного принципа; творческий характер учебного процесса, развитие самостоятельности и активности учащихся. В 1950-е годы разрабатывались уже не отдельные принципы обучения, а их система, а в 1970-е годы дидактические принципы рассматривались как отражение определенных закономерностей процесса обучения и взаимосвязи с другими его компонентами. В настоящее время в систему дидактических принципов как основополагающих, общепризнанных объединены: □ сознательность и активность; □ наглядность; □ систематичность и последовательность; □ прочность; □ научность; □ доступность; П связь теории с практикой* Разработка дидактических принципов в олигофренопедагогике Дидактика коррекционной школы VIII вида развивалась под большим влиянием и в неразрывной связи с развитием и становлением дидактики общеобразовательной школы.
В 20-е годы XX в. некоторые вопросы дидактики вспомогательной школы были изложены А. Н. Граборовым. В книге «Вспомогательная школа» (1923) в главе «Основы воспитания умственно отсталых детей» автор специально не рассматривал дидактические принципы, а лишь упоминал, что «основы воспитания умственно отсталых детей базируются на тех же основных педагогических принципах, что и нор- Глава 7. Дидактические принципы обучения 109 мальных детей». При этом он исходил из того, что разница между общей педагогикой и олигофренопедагогикой заключается в «степени достижений (в воспитании учащихся) и в методических средствах», а цели и педагогические принципы остаются общими. Вместе с тем автор обосновал принцип деятельности «как основной педагогический принцип вспомогательной школы», противопоставив школу трудовую школе интеллектуальной. В 1935 г. А. Н. Граборов сформулировал принцип нравственного воспитания и указал некоторые пути его реализации. В начале 40-х годов он возвратился к вопросам дидактики, подтвердив, что учебно-воспитательная работа вспомогательной школы строится на основе общих принципов педагогики, и раскрыв особенности применения некоторых дидактических принципов во вспомогательной школе, в частности принципа наглядности. Во второй половине 50-х годов начались интенсивные комплексные исследования в области умственной отсталости, в результате которых появилось несколько фундаментальных работ, среди которых ■ — «Книга для учителя вспомогательной школы» под ред. Г. М. Дульнева (1955). В ней впервые дана характеристика дидактических принципов вспомогательной школы и подчеркивается, что общие принципы обучения, характерные для массовой школы, распространяются и на вспомогательную. Принципы обучения во вспомогательной школе изложены в этой книге в следующей системе: П воспитательное значение обучения; □ всестороннее развитие личности; □ повышение сознательности и активности учащихся в обучении; □ учет возрастных и типологических особенностей учащихся;
□ обеспечение прочности усвоения знания; □ наглядность в обучении; □ научность и систематичность обучения; □ решающая роль учителя и педагогического коллектива в обуче В характеристике каждого принципа раскрыто своеобразие его применения во вспомогательной школе. Пути реализации принципов обучения во вспомогательной школе, разработанные Г. М. Дульневым, не утратили своего значения и до настоящего времени. В 60—80-е годы отечественные специалисты, совершенствуя методики обучения различным предметам (русскому языку, математике, 110 Раздел второй профессионально-трудовому обучению и др. ), косвенно разрабатывали и некоторые вопросы дидактики вспомогательной школы: осознанное усвоение учебного материала, индивидуальный и дифференцированный подход, активность и самостоятельность учащихся в процессе обучения, прочность усвоения знаний, воспитание в процессе обучения. Проведенные исследования обучения разных видов позволили выделить следующие дидактические принципы: воспитывающий характер обучения, доступность, учет индивидуальных особенностей учащихся, систематичность обучения и связь теории с практикой, прочность усвоения знаний, умений и навыков и специфический для вспомогательной школы принцип коррекции недостатков развития умственно отсталых школьников. В выделении общих и специфических для вспомогательной школы дидактических принципов проявился новый подход к вопросам обучения умственно отсталых школьников, который заключается в том, что они предназначены для вспомогательной школы, в то время как ранее основной упор был сделан на своеобразие реализации во вспомогательной школе принципов обучения, принятых в массовой школе. В книге «Олигофренопедагогика» (И. Г. Еременко, 1985) использован этот новый подход к разработке вопросов дидактики вспомогательной школы, в частности принципов обучения, хотя принцип коррекции не рассматривался.
Итак, из краткого исторического обзора видно, что дидактика вспомогательной школы развивалась поэтапно. На первом этапе общепринятой считалась полная общность дидактических принципов массовой и вспомогательной школы. Поиски специфики процесса обучения умственно отсталых школьников связывались с областью методики обучения. Основное внимание на втором этапе уделялось разработке дидактики вспомогательной школы, ее специфике. Третий этап характеризуется тем, что наметилась тенденция создания дидактических принципов коррекционной школы. 2. ДИДАКТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЫ VIII ВИДА В последовательности изложения дидактических принципов обучения умственно отсталых школьников целесообразно использовать систему, отражающую логику развития процесса обучения (задачи, содержание, методы и средства обучения, формы организации и ре- Глава 7. Дидактические принципы обучения 111 зультаты обучения), в которой, безусловно, имеется общность с прин ципами обучения в общеобразовательной школе, но в то же время четко прослеживается их специфичность: □ воспитывающая и развивающая направленность обучения; □ научность и доступность; □ систематичность и последовательность; □ принцип коррекции в обучении; □ принцип наглядности; □ сознательность и активность учащихся; □ индивидуальный и дифференцированный подходы; □ прочность знаний, умений и навыков. Воспитывающая и развивающая направленность обучения Процесс обучения в коррекционной школе VIII вида прежде всего направлен на формирование у учащихся разнообразных знаний, умений и навыков, но, безусловно, при обучении происходит и воспитание, и развитие учащихся. Воспитывающая направленность обучения состоит в формировании у учащихся нравственных представлений и понятий, адекватных способов поведения в обществе. Это реализуется в содержании учебного материала и в соответствующей организации деятельности учащихся в школе и вне ее. В учебном плане можно выделить две группы учебных предметов, которые особенно ярко способствуют воспитывающей направленности обучения. Одну группу составляют учебные предметы, в содержание которых включается материал, отражающий героизм нашего народа при защите Родины и в мирном строительстве, рассказывающий о богатствах родного края и необходимости беречь родную природу, о людях труда, некоторых профессиях и т. д. Эти предметы (объяснительное чтение, история, география, естествознание) дают материал для воспитания учащихся словом. Однако такое воспитание необходимо увязывать с общественно-полезной деятельностью по охране природы и памятников истории, культуры, с краеведческой работой и др.
Другая группа учебных предметов (трудовое обучение в младших классах, профессионально-трудовое обучение, социально-бытовая ориентировка) способствует воспитанию честности и добросовестности, желанию быть полезным членом общества. Кроме того, есть учебные предметы, нацеленное на эстетическое и физическое воспитание (физкультура, рисование, пение и музыка, ритмика). 112 Раздел второй
Развивающий характер обучения в коррекционной школе VIII вида состоит в содействии общему психическому и физическому развитию учащихся. В условиях постоянно повышающихся требований к уровню подготовки умственно отсталых школьников к жизни особое значение приобретает направленность обучения на общее развитие, которое не может быть успешным без коррекции мышления и нарушенных психофизических функций умственно отсталых воспитанников. Поэтому их обучение имеет коррекционно-развивающий характер, причем развивающую направленность обучения следует отличать от коррекционной. В процессе коррекции всегда происходит развитие умственно отсталого ребенка, но оно может быть и не связано с коррекцией. Для развития умственно отсталых школьников нужны особые условия, важнейшим из которых является обучение их в коррекционной школе VIII вида или других адекватных их возможностям условиях, учитывающих психофизические особенности развития этой группы аномальных детей. Развивающее обучение предполагает повышение его качества путем включения учащихся в активную учебную деятельность и развития у них познавательной активности и самостоятельности. Воспитывающая и коррекционно-развивающая направленность обучения пронизывает весь учебный процесс. Научность и доступность обучения Принцип научности в общей педагогике предполагает отражение современных достижений науки, перспектив ее развития в каждом учебном предмете. Содержание обучения в коррекционной школе VIII вида отличается элементарностью и практической направленностью. При этом знания, которые необходимо усвоить умственно отсталым школьникам, не должны противоречить объективным научным знаниям (фактам, понятиям, законам и теориям). Принцип научности реализуется прежде всего при разработке программ и составлении учебников, а также в деятельности учителей и воспитателей. Известно, что у умственно отсталых школьников легко могут возникать неправильные, а подчас ложные представления об окружающей действительности, поскольку такие школьники не в состоянии понимать сущность явлений в отвлечении от внешних, случайных признаков и связей. Поэтому с самого начала поступления учащихся в школу необходимо помогать им познавать окружающий Глава 7. Дидактические принципы обучения 113 мир с научных позиции, в соответствии с реальной действительностью. Принцип научности тесно связан с принципом доступности, ведь в конечном счете умственно отсталые учащиеся могут усваивать только тот учебный материал, который им понятен. Принцип доступности предполагает организацию обучения умственно отсталых школьников на уровне их реальных учебных возможностей. Многолетняя практика и научные исследования показывают, что учебные возможности учащихся коррекционных школ VIII вида весьма различны. В основе этих различий лежат объективные причины — неоднородность, степень и характер проявлений основного и сопутствующих дефектов развития детей. В связи с этим реализация принципа доступности весьма своеобразна: с одной стороны, учитывается неодинаковая степень усвоения программного материала учащимися, имеющими разные учебные возможности, с другой — для повышения уровня усвоения программного материала необходимо использовать дифференцированный подход в процессе обучения. Принцип доступности, как и принцип научности, соблюдается прежде всего при разработке учебных программ и учебников. Содержание обучения умственно отсталых школьников формируется в результате его многолетней апробации в коррекционной школе VIII вида. Содержание обучения отдельным учебным предметам непрерывно совершенствуется, уточняется объем знаний, умений и навыков по годам обучения на основе результатов научных исследований и передовой практики. Кроме того, принцип доступности реализуется в постоянной деятельности педагогов путем применения соответствующих методов и методических приемов. Известно, что использование наиболее удачной методической системы может сделать доступным сравнительно сложный для умственно отсталых школьников учебный материал. Систематичность и последовательность в обучении Сущность принципа систематичности и последовательности состоит в том, что знания, которые учащиеся приобретают в школе, должны быть приведены в определенную логическую систему для того, чтобы можно было ими пользоваться, т. е. успешно применять на практике. Для коррекционной школы VIII вида этот принцип имеет большое значение потому, что для умственно отсталых школьников характерна неточность, неполнота или фрагментарность усвоенных знаний, опре- 114 Раздел второй
деленные трудности они испытывают при их воспроизведении и использовании в практической деятельности. Принцип систематичности и последовательности реализуется как при разработке учебных программ и учебников, так и в каждодневной работе педагога. Это предполагает такой подбор и расположение учебного материала в программах, учебниках, в тематических планах, на каждом уроке, чтобы между составными частями его существовала логическая связь, чтобы последующий материал опирался на предыдущий, чтобы пройденный материал подготавливал учащихся к усвоению нового. Следует отметить, что при разработке содержания учебных предметов коррекционной школы VIII вида в основном используется та же система и логика, что и в общеобразовательной школе. Так, на уроках математики сложение и вычитание изучают раньше умножения и деления, при обучении грамоте сначала усваивают звуки родного языка, затем буквы в определенной последовательности, сначала овладевают чтением по слогам, а затем — целыми словами. В профессионально-трудовом обучении сначала знакомятся с ручными инструментами и приемами работы с ними, затем с простейшими, а потом и более сложными учебными станками и бытовыми приборами и только после этого — промышленными станками и машинами. Однако в отдельных случаях построение содержания учебных предметов имеет свою систему, логику и последовательность расположения учебного материала. И только при изучении истории в связи с тем, что учащимся трудно понимать исторические события в их последовательности и во времени, педагоги вынуждены сообщать им не систематические, а эпизодические знания о наиболее значимых событиях из истории нашей Родины. Особенностям умственно отсталых школьников соответствует линейно-концентрическое расположение учебного материала, когда одни и те же разделы сначала изучаются в элементарном виде, а через некоторое время, обычно в следующем классе, рассматриваются значительно шире, с привлечением новых сведений. Содержание многих учебных предметов построено именно таким образом. Систематичность предполагает преемственность в процессе обучения: обучение в старших классах базируется на прочном фундаменте, закладываемом в младших классах, каждый предмет изучается на основе предыдущих знаний, которые усвоены при изучении других предметов. Каждый раздел учебного материала должен опираться на ранее усвоенный. Глава У. Дидактические принципы обучения 115 В деятельности учителя принцип систематичности реализуется в планировании последовательности прохождения нового учебного материала и в повторении ранее изученного, в проверке полученных школьниками знаний и умений, в разработке системы индивидуальной работы с детьми. Исходя из этого принципа переходить к новому учебному материалу можно только после того, как ученики усвоят прорабатываемый в данное время. С учетом этого обстоятельства учитель вносит коррективы в ранее намеченные планы. Связь обучения с жизнью Этот принцип отражает обусловленность обучения в школе общественными потребностями и влиянием общественной среды на процесс обучения и воспитания учащихся. Сущность его состоит в тесном взаимодействии школы и общественности в деле обучения и воспитания детей. В современных условиях этот принцип получает новое звучание. Большинство коррекционных школ VIII вида — это интернатные учреждения, и для них существует потенциальная опасность определенного обособления от окружающей жизни. Поэтому принципу связи обучения с жизнью отводится важная роль в процессе обучения и воспитания умственно отсталых школьников. Ведь после окончания школы выпускники вступают в самостоятельную жизнь, и подготовленность к ней в определенной степени зависит от того, как осуществляется этот принцип в жизни. Для реализация этого принципа организуется тесная и многогранная связь учебно-воспитательной работы с окружающей действительностью, с жизнью, в первую очередь местных предприятий, организаций и учреждений, а также с производительным трудом учащихся. Формы такой связи могут быть различными, но во всех случаях учащихся старших классов нужно знакомить с социально-экономическими и правовыми отношениями на производстве, по мере возможности включать их в общественные дела базовых и других (по договоренности) предприятий. Кроме того, коррекционная школа VIII вида должна также активно участвовать в общественных мероприятиях (всенародные праздники, культурные и спортивные мероприятия и да-)- Только на основе многогранной связи обучения с окружающей жизнью коррекционная школа VIII вида как учебное заведение может завоевать авторитет среди местного населения и общественности. А это улучшит положение выпускников школ и будет способствовать более успешной их адаптации. 116 Раздел второй В повседневной деятельности педагоги на уроках и во внеклассной работе должны использовать положительные примеры из жизни, в том числе и местного населения, но не следует обходить и недостатки с обязательным анализом их причин. Для укрепления связи обучения с жизнью полезны просмотры телепередач и прослушивание радиопередач. Принцип коррекции в обучении Обучение в коррекционной школе VIII вида имеет решающее значение для развития умственно отсталых детей и их реабилитации в обществе. Установлено, что при этом наибольший эффект достигается в тех случаях, когда в обучении используется принцип коррекции, т. е. исправление присущих этим детям недостатков. По мнению Л. С. Выготского, хорошим считается только то обучение, которое стимулирует развитие, «ведет его за собой», а не просто обогащает ребенка новыми сведениями, легко входящими в его сознание. Таким образом, принцип коррекции заключается в исправлении недостатков психофизического развития умственно отсталых детей в процессе их обучения с помощью специальных методических приемов. В результате одни недостатки у учащихся преодолеваются, другие ослабевают, благодаря чему школьники быстрее продвигаются в своем развитии и успешнее овладевают учебным материалом. Иначе говоря, развитие учащихся и обучение их на основе принципа коррекции —■ взаимосвязанные процессы. Обычно учителю трудно заметить сдвиги в развитии мыслительных процессов у учеников, в формировании волевых и других качеств личности. Он хорошо знает, как каждый ученик усвоил тот или иной учебный материал, но этого недостаточно для характеристики его продвижения в развитии. Одним из показателей успешности коррекционной работы может служить уровень самостоятельности учащихся при выполнении новых учебных и трудовых заданий. Из психологических исследований известно, что самостоятельность школьников зависит от уровня сформированных у них обобщенных учебных и трудовых умений. Поэтому реализация принципа коррекции в обучении заключается в формировании у учащихся этих умений, т. е. умений самостоятельно ориентироваться в требованиях к выполнению заданий, анализировать условия и планировать свою деятельность, привлекая для этого имеющиеся знания и опыт, делать выводы о качестве выполненной работы. Обобщенные учебные и трудовые умения систематически и Глава 7. Дидактические принципы обучения 117 целенаправленно формируются на основе конкретных умений с применением специфических для каждого предмета методических приемов. Коррекции подлежат недостатки не только психофизического развития, общие для всех умственно отсталых школьников, но и характерные для каждого из них. Индивидуальная коррекция обусловлена тем, что у умственно отсталых детей неодинаково проявляются и основной, и сопутствующие дефекты разной степени. Поэтому ученики неравномерно продвигаются в своем умственном и физическом развитии. Для организации индивидуальной коррекции необходимо выявить затруднения, испытываемые учениками в обучении различным предметам, и установить их причины. Общая и индивидуальная коррекция осуществляется практически на одном и том же учебном материале и почти в одно и то же время. Общая коррекционная работа проводится обычно фронтально, индивидуальная коррекция — с отдельными учениками или с небольшой группой. При фронтальной работе целесообразно проводить индивидуальную коррекцию попеременно, фиксируя внимание или дополнительно работая то с одним, то с другим учеником, что обеспечивается требованием дифференцированного подхода к учащимся с учетом типологии их развития. Коррекция нарушений эмоционально-волевой сферы заключается в формировании у учащихся волевых качеств личности, в воспитании эмоций, в том числе эмоционально-волевых компонентов поведения, что отражается и в учебе, и в труде, и в отношении к своим товарищам, учителям. Принцип наглядности Сущность принципа наглядности состоит в обогащении учащихся чувственным познавательным опытом, необходимым для полноценного овладения абстрактными понятиями. Для его реализации в обучении привлекаются различные наглядные средства в процесс усвоения учащимися знаний и формирования у них различных умений и навыков. Известно, что ощущения человека, получаемые от внешнего мира, являются первой ступенью его познания. На следующей ступени знания приобретаются в виде понятий, правил, законов. Чтобы знания учащихся были осознанными и отражали объективно существующую действительность, процесс обучения должен опираться на их ощущения. 118 Раздел второй Существует общее правило применения принципа наглядности в общеобразовательных школах: обучение должно быть наглядным в той мере, которая необходима для сознательного усвоения учащимися знаний и выработки умений и навыков, опирающихся на живые образы предметов, явлений и действий. Эти общие правила положены в основу реализации принципа наглядности в работе с умственно отсталыми школьниками, однако в частностях его применение отличается определенным своеобразием. Прежде всего в коррекционной школе VIII вида для формирования отвлеченных понятий, обобщений, общетрудовых умений и навыков наглядные пособия используются достаточно долго. Это связано с тем, что у умственно отсталых детей резко нарушены процессы отвлечения и обобщения, им трудно оторваться от конкретных предметов и сделать отвлеченный вывод или заключение, что необходимо для формирования того или иного понятия. Наглядные пособия применяют как для изучения свойств предметов, так и для их изготовления. При этом необходимо учитывать особенности восприятия умственно отсталых школьников. Известно, что их восприятие первоначально имеет недифференцированный характер, они затрудняются в выделении главных, существенных признаков объекта. Образы предметов, возникающие в сознании, нечеткие, неполные и зачастую искаженные, часто отсутствуют соответствующие языковые средства, необходимые для верного отражения свойств наблюдаемых объектов. Принимая во внимание эти особенности учащихся, наглядные пособия нужно делать дифференцированными, содержащими самые важные признаки объекта и по возможности без дополнительных несущественных деталей, часто уводящих внимание учащихся в сторону от основной цели, которой добивается учитель при использовании этих пособий. Наглядные пособия, применяемые для изучения свойств предметов как таковых или с целью изготовления их, должны быть просты для восприятия, с четкими и ясными надписями, а предметные образцы — обладать характерными признаками. Наряду с созданием у учащихся четких и полных представлений об окружающем мире необходимо научить их правильно пользоваться соответствующими словами и терминами, обозначающими свойства предметов, признаки явлений, отношения и связи, существующие в реальном мире. Организующим и регулирующим фактором этого процесса оказывается слово учителя. Еще более возрастает роль слова в тех случаях, когда наглядность используется для формирования у учащихся общих представлений и понятий о правилах правописания, о числе, о десятичной системе исчисления и др. Глава 7. Дидактические принципы обучения 119 Благодаря широкому применению разнообразных наглядных пособий на всех уроках у учащихся младших классов постепенно накапливается личный чувственный познавательный опыт, связанный с непосредственным восприятием реальных предметов и явлений, с предметной и практической деятельностью. На этой основе создается возможность перевода созданных в сознании учащихся образов предметов, явлений и действий в отвлеченные понятия, внешне выраженную деятельность — во внутреннюю деятельность сознания. В этот переходный период предметные образцы по-прежнему используются в качестве наглядных пособий, но одновременно с ними вводится и абстрактная наглядность: рисунки, эскизы, чертежи, схемы. В дальнейшем такая наглядность начинает преобладать в процессе обучения. Ее применение предполагает определенный уровень интеллектуального развития умственно отсталых школьников, достигнутый в предшествующем обучении. Так, опираясь на словесное описание, а также на рисунок и чертеж швейного изделия или на эскиз и чертеж столярного и слесарного изделия, учащиеся должны воссоздать полный и точный образ этого изделия, которым они будут руководствоваться при планировании работы и изготовлении его. На этом этапе абстрактная символическая наглядность способствует формированию у учащихся конкретных образов предметов. Таким образом, реализация принципа наглядности во вспомогательной школе осуществляется по этапам. 1. Обогащение чувственного познавательного опыта, предполагаю 2. Обеспечение перехода созданных предметных образов в абст 3. Использование абстрактной наглядности для формирования Соблюдение этих этапов способствует осознанному усвоению учебного материала и в конечном счете развитию абстрактного мышления у умственно отсталых школьников. Сознательность и активность учащихся в обучении Сознательность в обучении означает понимание учащимися изучаемого материала: сущности усваиваемых понятий, смысла трудовых действий, приемов и операций. Сознательное усвоение знаний и навыков обеспечивает успешное применение их в практической деятельности, предотвращает формализм, способствует превращению знаний в устойчивые убеждения. Это означает также понимание уча- 120 Раздел второй
щимися значения своего учебного труда в школе, что считается существенным результатом развивающего влияния учебного процесса. В коррекционной школе VIII вида этот принцип относится к числу важнейших, так как в процессе сознательного усвоения учебного материала усиливается интенсивность психического развития умственно отсталых школьников. Однако при реализации этого принципа учитель встречается с большими трудностями. Нарушения аналити-ко-синтетической деятельности, характерные для умственно отсталых школьников, препятствуют усвоению учебного материала на основе его полного понимания. Поэтому вопрос о том, как достичь полного понимания учебного материала учащимися, был и остается наиболее значимым. Его решение возможно в том случае, если каждый учитель будет применять коррекционные методические приемы, направленные на развитие мыслительных операций (сравнение, обобщение и др. ), а также умений выражать свои мысли словами. Ведь судить о том, насколько ученику понятен тот или иной учебный материал, можно прежде всего по его высказываниям, а уже потом — по характеру применения знаний при выполнении упражнений. Существует ряд методических приемов, помогающих учащимся осознанно усваивать учебный материал: расчленение сложного учебного материала на логически завершенные и связанные между собой части, выделение главных существенных сторон предмета или явления и отличие их от второстепенных, отражение в речи выполняемых действий, связь новых сведений с ранее усвоенными, варьирование материала при повторении и др. Как показывает опыт, умственно отсталым школьникам трудно применять знания в практической деятельности или в новых условиях. Так, на уроках трудового обучения им нелегко выполнить довольно простые расчеты и решить простую арифметическую задачу, в то время как на уроках математики в этом же классе они изучают более сложный материал. Умение применять имеющиеся знания в новых условиях служит критерием осознанности усвоения этих знаний. С давних пор известно, что механическое заучивание того или иного учебного материала не способствует осознанному его усвоению. Это означает, что приобретенные таким способом знания ученик не может использовать в практической деятельности, что они представляют собой пассивный фонд. Вот почему в обучении умственно отсталых школьников очень важен принцип сознательности. Сознательное усвоение учебного материала предполагает активность учащихся в обучении. Познавательная активность умственно отсталых школьников в большинстве случаев сама по себе не возника- Глава 7, Дидактические принципы обучения 121 ет, необходима соответствующая организация действий школьников, направленная на осознавание ими учебного материала. В общеобразовательной школе ведущим средством активизации учения школьников считается проблемный подход к обучению. Сущность его заключается в том, что учитель ставит перед учениками учебную проблему, учащиеся совместно с учителем или самостоятельно определяют пути поиска решения этой проблемы, самостоятельно или с помощью учителя находят решение, делают выводы, обобщения, сравнения. Если рассматривать проблемный подход в обучении как создание условий для самостоятельной мыслительной деятельности школьников при изучении нового учебного материала или его обобщении, то при использовании усло
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|