Глава 10. 1. Учебные экскурсии
Глава 10 в коррекционной школе VIII вида 1- ОБЩАЯ СТРУКТУРА УРОКА Обучение может быть индивидуальным или групповым. Группы (классы) состоят из детей приблизительно одного возраста, одинаковой степени готовности к усвоению материала. Учитель одновременно руководит всеми учениками класса, каждый из которых усваивает материал индивидуально. Безусловно, нет одинаковых детей, у каждого свой темп работы, свои интересы, свои способности, поэтому классно-урочная система при всех ее положительных сторонах (экономия времени и средств, соперничество между учащимися, которое стимулирует их усилия в овладении знаниями) имеет и свои недостатки — невозможность оказания полноценной помощи отдельному ребенку, постоянного контроля за его работой. В коррекционной школе VIII вида, несмотря на небольшое число детей в классе, проблема индивидуального подхода стоит очень остро. Глава 10. Урок в коррекционной школе VIII вида 169 Для любой группы детей характерно разнообразие первичного дефекта и его причин, особенностей развития вторичных дефектов, уровней овладения знаниями и умениями. Результаты обучения умственно отсталых школьников в первую очередь определяются мастерством учителя, который в условиях классно-урочной работы должен дать каждому из них знания, подготовить к самостоятельной жизни. Урок продолжается 45 мин (в I классе — 35 мин), время учебных занятий в году и каникулы совпадают с принятыми в общеобразовательных школах. В одном классе объединяются дети, имеющие сходный возраст, срок обучения, уровень знаний. Ведущая роль в обучении принадлежит учителю, проводящему в основном фронтальную работу, в процессе которой он, руководствуясь программой и содержанием школьных учебников, использует индивидуальный и дифференцированный подходы. На уровень приобретаемых учащимися знаний влияют следующие факторы: их интеллектуальные возможности, методическое мастерство учителя, наличие наглядных и технических средств обучения.
Помимо урока, существуют и другие формы организации учебной работы, дополняющие и совершенствующие классно-урочную систему: экскурсии, практические, лабораторные и домашние работы, производственная практика и т„дО9 а также специфические формы учебных занятий, такие как логопедические, лечебная физкультура, ритмика, социально-бытовая ориентировка. Современные требования к уроку состоят в следующем: □ комплексная реализация образовательной, коррекционно-раз- □ соответствие урока принципам обучения; П оптимизация учебно-воспитательного процесса; □ интенсификация учебно-воспитательного процесса; □ соответствие содержания урока учебным программам; П организация межпредметных и внутрипредметных связей; □ повышение самостоятельности учащихся. Под структурой урока принято понимать соотношение и последовательность частей (элементов, этапов) урока. Общими элементами являются: организация начала урока, проверка усвоения ранее изученного материала, сообщение ученикам целей и задач урока, объяснение нового материала, закрепление его, повторение, подведение итогов урока, сообщение домашнего задания и подготовка детей к самостоятельной работе над ним. 170 Раздел второй
Структура урока определяется дидактическими, коррекционно-развивающими и воспитательными целями, его местом в системе уроков по теме. Каждый урок должен быть неразрывно связан с предыдущим, а также со всей предшествующей работой учащихся. Каждый урок готовит школьников к изучению последующего материала.
На уроке не только решаются задачи непрерывного продвижения в изучении данного предмета, но и устанавливаются связи с другими учебными предметами. На уроках математики решаются арифметические задачи, числовые данные которых взяты из уроков труда, географии и др. На уроках родного языка составляются предложения, рассказы, пишутся диктанты, сочинения на темы, связанные с историческими событиями, природными явлениями и т. д. Учитель до урока, на перемене, организует детей так, чтобы предупредить их излишнее возбуждение. По звонку ученики занимают свои привычные места. В начале урока учитель предлагает задания в зависимости от состояния детей. Если они возбуждены, то задания подбираются таким образом, чтобы успокоить детей, если вялы, пассивны, то специально подобранные задания позволят их активизировать. Начало урока должно быть деловым, серьезным, нельзя отвлекать школьников посторонними разговорами. Проверке домашнего задания следует придавать обучающий характер. Это не столько контроль за усвоением знаний, сколько процесс их закрепления. Во время проверки домашнего задания, опроса учитель привлекает всех учеников класса к участию в беседе. Далее учитель подготавливает учащихся к усвоению нового материала так, чтобы возбудить у них познавательный интерес. Этот этап непродолжителен, но должен проходить весьма целенаправленно. На некоторых уроках (чтение, география, естествознание и др. ) это может быть вступительная беседа, на других — повторение ранее пройденного материала, на базе которого будут формироваться новые знания. Основным на каждом уроке является этап объяснения нового материала, для чего учитель использует индуктивный или дедуктивный метод, а также разнообразные приемы, позволяющие привлечь внимание учеников. В процессе объяснения нового материала он обращается к школьникам с вопросами, предлагает выполнить рисунки, записи, действия с предметами.
Закрепление пройденного материала направлено на то, чтобы составить у учащихся общее представление об обсуждавшемся предмете, чтобы они могли под контролем и с помощью учителя повторить то, с чем познакомились. На всех уроках (за редким исключением) учитель Глава 10. Урок в коррекционной школе VIII вида 171 возвращает учеников к уже изученному материалу, стремится увязать изучаемый материал с тем, который дети уже «прошли». Учитель выделяет на уроке время для объяснения домашнего задания, которое может быть единым для всего класса, но может быть дифференцированным и индивидуальным. На уроке учитель решает многие задачи. Дидактическое цели урока определяются необходимостью продвижения учащихся в изучении темы, тогда как коррекционно-развивающие связаны с исправлением (по мере возможности) недостатков умственного и физического развития аномального ребенка. Коррекционно-развивающие цели достигаются как общедидактическими средствами обучения, так и специальными приемами, положительно воздействующими на развитие речи школьников, процессов мышления и т. д. Воспитательные цели, которые ставит и реализует на уроке учитель, разнообразны как по своей значимости, так и по тем усилиям, продолжительности времени, которые затрачивает учитель на их достижение. В коррекционной школе наиболее распространен комбинированный урок, в котором равноценно представлены все элементы. В зависимости от содержания работы и учебных задач соотношения частей урока меняются. Некоторые из них занимают основное время урока, другие отсутствуют или требуют незначительного внимания. 2-ТИПЫ УРОКОВ В КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЕ VIII ВИДА Классификация уроков в коррекционной школе VIII вида зависит от основной образовательной цели занятия: сообщение новых знаний; формирование и закрепление знаний, умений; обобщение и систематизация знаний; проверка и оценка знаний, умений и навыков; комбинация целей. Рассмотрим некоторые особенности каждого из них.
Сообщение новых знаний Структура урока определяется его основной задачей (целью) — знакомство учащихся с новыми научными фактами, умениями. Весь ход работы на таком уроке подчиняется поставленной цели — формированию у учащихся первоначальных представлений о новом материале. Успешность усвоения нового материала зависит от многих причин. Это и его сложность, и способности учащихся, и педагогическое мастерство учителя. Ученики должны быть подготовлены к изучению нового, т. е. владеть знаниями, на основе которых строится объяснение. 172 Раздел второй На уроках, предшествующих знакомству с новым материалом, учитель организует целенаправленное повторение, упражняет школьников в актуализации тех знаний и умений, которые потребуются при изучении нового. Накануне или на самом уроке он не просто сообщает новую тему, но и говорит о ее значении для дальнейшей работы над изучаемым предметом, для овладения профессией, для будущей жизни после окончания школы. Желательно создать на уроке проблемную ситуацию, когда учитель привлекает внимание учеников к какому-либо факту, рассказывает о каком-то случае, событии, предлагает учащимся найти им объяснение. Для усвоения умственно отсталыми детьми учебного материала очень важно сделать его конкретным, наглядным. Недостаток воображения, образного мышления можно до какой-то степени компенсировать, используя на уроке различные наглядные пособия. Но если необходимость в них на уроках в коррекционной школе очевидна, то не все понимают, что излишнее число пособий приносит определенный вред. У учащихся не создается условий для перехода от конкретного к абстрактному, обилие пособий приводит к их мельканию, утомляет, иногда развлекает и отвлекает школьников от содержания работы. Оснащение урока должно быть экономным и включать только те пособия, которые облегчают учащимся понимание, запоминание нового материала. Учителю следует позаботиться о создании у учащихся эмоционального настроя. Его увлеченность, выразительность и точность высказываний, строгая логичность, доступность в изложении вопросов, небольшой объем сообщаемых сведений помогают собрать и удержать внимание учеников во время объяснения нового материала. Особо следует выделить необходимость обращения учителя к жизненному опыту школьников, что не только приближает обучение к жизни, но и поддерживает положительную эмоциональную атмосферу заинтересованности.
Несмотря на внешнее внимание к объяснению, учащиеся в то же время могут не быть активными внутренне. Нельзя быть уверенным в том, что все ученики достаточно глубоко вникают в смысл сообщения учителя. Чтобы убедиться в том, что учащиеся «слышат» объяснение, усваивают содержащуюся в нем информацию, учитель постоянно по ходу объяснения обращается к ученикам с вопросами, тем самым обеспечивая обратную связь, которая может быть направлена на повторение высказываний учителя (Что я сказал..? Как я сказал о..? ), на обобщение нескольких суждений (Что мы теперь знаем о..? ), на выявление понимания логики обсуждаемого вопроса (Так, что же даль- Глава 10. Урок в коррекционной школе VIII вида 173 ше..? ). Таким образом, для объяснения нового материала наиболее1 удачна беседа и только в отдельных случаях допустим рассказ (когда слушатели захвачены событиями, о которых повествует учитель, когда его вопросы могут «разрушить» эмоциональное состояние детей). Вопросы учителя по ходу объяснения нового материала не должны сбивать темп объяснения, уводить учеников в сторону от предмета обсуждения. Умственно отсталые учащиеся с большим трудом включаются й интенсивную умственную деятельность, но очень легко ее прекращают, отвлекаясь по самому незначительному поводу. Вот почему учитель должен не только заботиться о логическом ходе объяснения, подбирать необходимое оборудование, но и тщательно готовиться к демонстрации пособий, выполнению записей и т. д. На уроке не должно быть никаких неожиданностей с приспособлениями для демонстрации пособий, с видеоаппаратурой, раздаточным материалом, инструментами и т. п. Объяснение нового — первый шаг в формировании понятия, умения, поэтому так важно не механическое запоминание, а осмысление школьниками нового материала: выделение в нем главного, существенного, понимание причинно-следственных связей нового с имеющимися знаниями, тех связей, отношений, о которых сообщает учитель. Умственно отсталые дети, вслушиваясь в слова учителя, стремятся удержать их в памяти, но не всегда могут отделить главное от второстепенного. Для них характерно излишнее внимание к внешней, формальной стороне изложения учителем нового материала: куда повесил учитель таблицу, как надо размещать на странице рисунки, где производить записи и т. п. Как правило, учащиеся не вникают в те мысли, которые содержатся в высказываниях учителя, в то, что является основным в объяснении, поэтому новые сведения не образуют системы и при механическом запоминании быстро разрушаются, не используются при ответах, не служат основой практической деятельности. Поэтому учитель при объяснении подчеркивает главное, существенное голосом, прямо указывая на особо значимые положения, которые надо запомнить. Могут быть использованы и другие приемы: выделение цветом, шрифтом на демонстрационных таблицах, вынесение отдельных сведений на специальные таблички, которые по ходу объяснения учитель выставляет на наборном полотне, составление из подобных табличек плана сообщения учителя, работа цветными мелками, карандашами, применение условных знаков (заключение в рамочку, обводка, подчеркивание и т. п. ). 174 Раздел второй Учитель должен также помнить, что умственно отсталые дети не могут долго слушать, наблюдать за действиями учителя или других учеников. Выполняя действия с раздаточным материалом (учитель организует их, чтобы проиллюстрировать свое сообщение), школьники все внимание сосредоточивают на процессе деятельности, не вникая в рассуждения учителя. Чаще всего это случается тогда, когда сами действия с предметами мало знакомы ученикам или слишком сложны для них. Так, вместо того, чтобы устанавливать связь между переливанием жидкости и изменением ее объема, дети заняты собственно процессом переливания, заботясь о том, чтобы жидкость не была пролита, следят за тем, как работают другие ученики. Практические действия только тогда помогают пониманию нового материала, когда они не составляют трудности для детей, не имеют элементов новизны, иначе следует предварительно обучить их этому. Действия с предметами, зарисовки не должны быть длительными, нельзя их делать особо привлекательными для школьников, дети могут увлечься ими в ущерб осмыслению тога нового, что сообщает учи-тель. Объясняя новый материал, учитель оставляет время на закрепление того, с чем познакомились дети. Закрепление знаний, умений Время, которое учитель отводит на закрепление нового, зависит от трудности самого материала для восприятия учащимися. Целью закрепления является запоминание учебного материала и умение использовать его в разнообразных ситуациях. Прочное и сознательное усвоение знаний обеспечивает не только мх сохранность в течение длительного времени, но и умение применять в ответах на разнообразные вопросы, встречающиеся школьникам на уроках, в жизни. Закрепление осуществляется в процессе систематического возвращения к ранее усвоенному материалу. Оно организуется таким образом, чтобы учащиеся были активны в припоминании знаний. Учитель предлагает разнообразные, доступные детям задания, в которые включается новый материал. Это может быть связано с формулировками, сочетанием нового материала с ранее усвоенным, применением разных приемов (устно подробно или кратко письменно, пояснение с помощью рисунков, использование условных обозначений и т. д. ). Как уже отмечалось, в процессе обучения задействуются разнообразные приемы, в том числе игры, занимательные упражнения и т. д. В то же время чрезмерное увлечение учителе развлекательными заданиями не всегда способствует пониманию изучаемого материала, так Глава 10. Урок в коррекционной школе VIII вида как дети больше заняты игровыми ситуациями, чем самим материалом. Ученье — труд. Занимательность необходима для развития мотивов учения, но задачей школы является воспитание у школьников положительного отношения к труду, прежде всего к умственному. Эта задача особо важна в обучении умственно отсталых детей, которые стремятся избежать труда, заменить его другой деятельностью. Совершенно очевидно, что при усвоении учебного материала непроизвольное запоминание играет вспомогательную роль. Овладение знаниями основано на произвольном запоминании, которое опирается на осознание необходимости в нем, на волевое усилие, на многократное повторение, на воспроизведение усвоенного не только в прежних условиях, но и в изменяющихся. Например, отдельные ученики могут пересказать текст, условие задачи. Но такое воспроизведение не всегда говорит о понимании ими излагаемого. Чтобы выявить это, необходимо, чтобы ученики пересказали усвоенный материал, соблюдая поставленное учителем условие: в сокращенном виде, выделив один какой-либо элемент, описав отдельные факты, и т. д. Учащиеся коррекционной школы VIII вида в своей практической деятельности не всегда руководствуются заученными правилами, выводами, которые для них оказываются оторванными от практики. Усилия, затраченные на запоминание, не оправдывают себя. Правила, выводы должны заучиваться, но только в процессе их применения. Их следует рассматривать как руководство к практическим действиям, как объяснение этих действий. Пояснения могут воспроизводиться одновременно с действиями (комментарии), непосредственно за ними (отчет о проделанной работе), перед ними (в качестве плана предстоящей работы). Не всем детям легко даются сами практические действия, тем более им трудно дать (высказать) связные пояснения, поэтому не все ученики могут комментировать практические действия. Работа по закреплению знаний должна быть правильно распределена во времени, быть регулярной, предусматривать вариативность заданий по разнообразию условий и форме их предъявления и выполнения. Поэтому весьма значимы при выполнении заданий учащимися самостоятельность, работа с учебником, книгой. Олигофренопедагог должен постоянно заботиться о предупреждении ошибок учащихся, не лишая их в то же время самостоятельности. Особо важно предусмотреть появление ошибок при закреплении новых знаний и умений. Только после подробного разбора темы, когда учитель может быть уверен в том, что учащиеся знают, как им предстоит действовать, можно выслушать ответы школьников, предложить им выполнить письменные, практические работы. Неверное ис- 176 Раздел второй пользование знаний, умений (формулировок правил, действий с предметами, инструментами) приводит к закреплению ошибок, которые искореняются с большим трудом. Прежде чем предложить ученикам самостоятельную работу, учитель должен убедиться, что они готовы к ее выполнению. Накануне урока или на самом уроке учащиеся под наблюдением учителя, с его помощью проделывают те упражнения, которые позднее будут включены в самостоятельную работу. Перед началом самостоятельной работы учитель может обсудить со школьниками ее содержание, пути выполнения, а после ее окончания снова возвратиться к этому. Закрепление нового учебного материала происходит и при выполнении домашнего задания. Не принято задавать на дом не разобранное в классе упражнение, арифметическую задачу и т. д. Учитель должен на уроке уточнить, у всех ли детей имеется текст задания (в учебнике, на карточке), всем ли ясно, как и где его выполнять. В домашнем задании всегда повторяется та работа, которую проделали ученики на уроке. Домашнее задание может предлагаться на любом этапе урока, как бы в продолжение только что закончившегося объяснения, но в основном в конце урока до обобщения или после него. На этапе закрепления нового материала домашнее задание должно варьироваться от наиболее простого до наиболее трудного. Овладение новыми знаниями, умениями продолжается длительное время. Одни дети усвоят их раньше, другие позже. Одним учитель поможет углубить знание нового материала, расширить область его применения, другие останутся на том уровне, который был представлен в первом объяснении учителя. Интеллектуальные возможности у всех учащихся разные, поэтому учитель в одном случае только закрепляет то, что было сообщено при объяснении, в другом случае расширяет и углубляет знания, знакомит с более сложными приемами работы, т. е. в процессе закрепления учитель постоянно использует приемы дифференцированного подхода. Вопросы, задания, требования к способу работы, к самостоятельности в выполнении задания, к широте применения должны быть разной степени сложности, адекватными возможностям учеников. Обобщение и систематизация знаний Умственно отсталые дети не всегда самостоятельно устанавливают причинно-следственные отношения между явлениями, событиями. Любой жизненный факт может быть ими воспринят как самостоя- Глава 10. Урок в коррекционной школе VIII вида 177 тельный, отдельный, лишенный тех отношений, которые делают его частью, деталью какого-то более масштабного явления или события. В процессе обучения учащиеся должны усваивать понятия. Без понятий невозможно мышление. Суждения, умозаключения складываются из понятий. Понятия выражаются словом. Слово является носителем понятия. То, что умственно отсталые дети в своем активном словаре имеют достаточно большой запас слов, не свидетельствует об овладении соответствующими понятиями. Слово оказывается не наполненным содержанием. За ним нет обобщенных и абстрагированных наблюдений и представлений. Усваивая учебный материал фрагментарно, смешивая главное и второстепенное, не понимая субординации понятий, умственно отсталый ребенок не получает целостного представления о структуре изучаемого материала, знания оказываются поверхностными, нестойкими, лишенными системы. В коррекционной школе VIII вида изучается элементарный программный материал, но не случайный, не разрозненный. Знания по предметам составляются из системно связанных между собой понятий. Чтобы учащиеся были способны обобщенно усваивать учебный материал, причинно-следственные отношения, системы суждений и умозаключений, которые образованы из понятий, на уроках необходимо широко использовать такой универсальный метод обучения, как сравнение. При сравнении выделяются и соотносятся главные признаки, основное содержание объектов, явлений, формулируются выводы. Сравнение не может быть выполнено без анализа сравниваемых объектов, явлений, без обнаружения их общих признаков, без их дифференциации на основе отличительных признаков. Чтобы систематизировать знания учащихся, в обучении необходимо широко применять классификацию — изучение объектов по группам на основе определенных признаков. Могут быть использованы такие формы систематизации, как схемы, таблицы, диаграммы, изготавливаемые под руководством учителя. Примером обобщения и систематизации знаний могут быть уроки внеклассного чтения. Они часто проводятся в виде итоговой конференции по одному произведению, по ряду произведений одного писателя. Проверка и оценка знаний, умений и навыков В коррекционной школе VIII вида учитель постоянно наблюдает за учениками (их состоянием, настроением, отношением к работе, к товарищам, к самому учителю на уроке). Обращает внимание на жела- 178 ние и нежелание учеников принимать участие в обсуждении какого-то вопроса, на их умение управлять своими эмоциями в случае удач и неудач, руководствоваться требованиями дисциплины во время беседы, фронтальной работы и т. д. Учитель берет на заметку умение школьников участвовать в беседе, скорость припоминания заученного материала; время для подготовки не заученного, а самостоятельно составленного ответа; развернутость высказываний учащихся; скорость запоминания текстов, предметно-практических действий, овладения умениями; время, необходимое на полноценное усвоение учебного материала; возможность длительного сохранения усвоенных знаний; склонность каждого из учеников к той или иной деятельности; избирательное отношение учащихся к учебным предметам, изученным темам и т. д. Учитель должен знать трудности учащихся, иначе он не сможет оказать им помощь, которая может быть как непосредственной, так и опосредованной, когда учитель сообщает ученику приемы, с помощью которых тот может помочь себе сам, используя дополнительное оборудование: таблицы-памятки, словарики, счетный материал и т. п. Важно иметь четкие представления о том, как долго каждый ребенок может активно трудиться на уроке, какой объем заданий ему доступен и т. д. Кроме наблюдений, учитель изучает письменные работы учеников, рисунки, поделки. Знание учащихся позволяет подбирать для них посильные задания, которые помогут ликвидировать пробелы учебного материала, будут продвигать каждого ребенка в обучении доступными ему темпами. Зная особенности учебной работы каждого ученика, учитель может успешно стимулировать его усилия. Вовремя оказанная помощь, сделанное предупреждение о возможной ошибке, похвала учителя помогают поддерживать активность школьника, воспитывают настойчивость, влияют на мотивацию учебной деятельности. Таким образом, учитель может управлять процессом усвоения учащимися программного материала, побуждать к учению, не только обучать, но и развивать детей. Но знание возможностей учащихся, состояния усвоенных ими знаний не является конечной целью контроля. Не только учитель должен знать, чему научился школьник, чем он овладел, но и сам ребенок. Нельзя ликвидировать ошибки, недоработки ученика, если они ему неизвестны, поэтому учитель сообщает каждому школьнику, какой учебный материал он знает нетвердо, в чем ошибается, в каких случаях должен быть внимательнее. Глава 10. Урок в коррекционной школе Vlil вида Оцениваются работы учеников (устные и письменные) по пятибалльной шкале (см. Приложение 2), хотя единица (1) как отметка практически не выставляется. Но большее значение для школьников имеет не столько отметка, хотя они, как и все дети, любят получать пятерки и не любят двойки, сколько слова учителя, которыми он сопровождает отметку. В словах, оценивающих ответ ученика, учитель выражает свое отношение. Дети реагируют на тон, которым с ними говорят, на внимание, на заботу, которые звучат в словах учителя. Школьник не обидится на плохую отметку, если она будет поставлена с огорчением, с сожалением: «Такой умный (способный... ) ученик и вдруг получил плохую отметку». Ребенок может остаться даже равнодушным к пятерке, если этой отметке не порадуются учитель, члены семьи. Не у всякого школьника есть родители, не всегда, если даже они есть и общаются с ребенком, они вникают в его дела, переживают вместе с ним успехи и неудачи. Поэтому только учитель своим огорчением, своей радостью по поводу отметок ученика может воспитать у него правильное отношение к отметке, особенно когда ученик мал, делает только первые шаги в школьной жизни. Отметкой учитель поощряет усилия учащегося, отметка, не окрашенная чувством учителя, не будет тем стимулом, на который она рассчитана. Учащиеся коррекционной школы не всегда бывают критичны к своим ответам, выполненным работам. Очень часто они склонны к завышенной оценке своих успехов в учебе. Но это относится не ко всем детям, не ко всем видам учебной деятельности, проявляется скорее в младших классах, реже встречается в старших. На таких уроках, как труд, математика, критерии отметок более очевидны и понятны школьникам. На других уроках (например, чтения) критерии не всегда очевидны детям, поэтому без пояснений учителя отметка может показаться ученику несправедливой. На уроке учитель может не один раз обратиться с вопросом, заданием к каждому школьнику. После уроков русского языка, математики учитель проверяет тетради, после уроков труда — поделки детей. Опрос учащихся, самостоятельные и домашние работы позволяют учителю контролировать запоминание учебного материала, его понимание. Регулярно учитель проводит контрольные работы по математике, контрольный диктант, списывание. Итоговые контрольные работы после изучения учебной темы, четвертные, годовые работы имеют значение не только для контроля, но в большей степени и для обобщения знаний учеников. Во время подготовки к контрольной работе повторяется весь материал по теме или за определенный отрезок 180 Раздел второй
времени. Дети не бывают равнодушными к контрольной работе, поэтому при подготовке к ней повторение проходит на эмоциональном фоне, является продуктивным. Наиболее трудной формой контроля в коррекционной школе VIII вида является устный опрос. Не всегда учитель находит приемы, позволяющие привлечь внимание учащихся к ответу товарища. При проведении опроса он должен дать такое задание классу, чтобы дети следили за отвечающим учеником, вслушивались в его слова, обдумывали свои замечания, дополнения. Иногда учитель предлагает классу задания, выполняя которые ученики не слушают отвечающего, а занимаются своей работой. Для умственно отсталых детей такая ситуация не всегда благоприятна. Они и не сосредоточиваются на своей работе, и не учатся слушать товарища, контролировать его. Умение понять работу одноклассника, сопоставить его ответ с тем, который мог бы дать сам, умение найти в чужой работе, в чужих рассуждениях ошибку может формироваться не только во время устного опроса, но и специальными приемами. Так, из учащихся (примерно с III класса) могут быть составлены пары, когда дети проверяют работу друг друга, по поручению учителя дают друг другу задания и т. п. В школе принято спрашивать того ученика, который поднимает руку. Но в работе с умственно отсталыми школьниками бывает и так: ученик поднимает руку, а сказать ему нечего, к ответу он не готов. Бывает и обратное: ученик руку не поднимает, а ответ знает. Поэтому в особо трудных случаях учитель должен обращаться к тем, кто поднял руку, а при повторении известного, легкого материала — к любому ребенку, скорее всего к тому, кто руки не поднимает, чтобы привлечь его к общей работе» Подготовка учителя к уроку Различают общую подготовку к преподаванию учебного предмета и подготовку к отдельному уроку. В процессе общей подготовки учитель работает над содержанием учебного предмета: знакомится с программой, учебными пособиями для школьников, методическими рекомендациями, расширяет и уточняет знания по самому предмету. Кроме того, он изучает состояние знаний и умений учащихся, т. е. их подготовленность к работе по предмету или новому курсу. Но недостаточно только установить уровень сформированных знаний и умений, необходимо также знать, за какое время, с помощью каких методов и приемов он был достигнут. Глава 10. Урок в коррекционной школе VII! вида 181 Для преподавания любого учебного предмета используется разнообразное оборудование: натуральные объекты, модели, рисунки, схемы, карты, современные технические средства, наглядные пособия, а также раздаточный материал индивидуального пользования и приспособления для его хранения, размещения на столах учащихся. Многие наглядные пособия изготовляются руками учителя и учащихся, поэтому учитель, выбирая способ подачи информации, обращает внимание не только на вид пособия, его содержание, но и на размер пособия, удобство его использования на уроке. Объем и глубина сведений, определяемых программой и сообщаемых учащимся, зависят еще и от подготовленности школьников, и от их возможностей в усвоении знаний. При подготовке к работе над конкретной учебной темой учитель учитывает особенности состава учащихся класса. Готовясь к преподаванию учебного курса, учитель продумывает его образовательные, воспитательные и коррекционно-развивающие задачи. Для начала он расчленяет учебную тему на небольшие «порции», которые будет последовательно предъявлять школьникам. Отдельная «порция» представляет некоторый законченный этап в изучении темы. Каждая программная тема, входя в состав школьного курса учебного предмета, логически связана с пройденными, а также с теми, которые будут изучаться. В любом из учебных предметов имеются основные понятия, вокруг которых формируется остальной материал. Разрабатываемая учителем очередность этапов изучения программного материала отражается в календарно-тематическом плане. В план включаются сведения о порядке работы над темами, типах уроков (усвоение знаний и умений, обобщение и систематизация, проверка знаний и т. п. ). Учитывается необходимость постоянного возвращения к пройденному. Как правило, календарно-тематический план составляется учителем на четверть, поэтому в процессе его реализации возможны изменения. Эти изменения должны быть не произвольными, а обусловленными очевидными для учителя причинами (неожиданно вскрылись пробелы в знаниях учеников, не удалось вызвать у школьников необходимой активности и т. д. ). На основе этого учитель составляет план урока. Тема урока, сформулированная в виде определенного постулата или проблемы, либо как самостоятельный вывод учащихся на основе выполнения предложенных учителем упражнений, самостоятельных 182 Раздел второй наблюдений и т. п., доводится до сведения учащихся. Время ее сообщения зависит от выбранной учителем структуры урока. В плане урока отражаются проверка домашнего задания (если она имела место), объяснение нового материала, его закрепление, объяснение домашнего задания на следующий урок и т. д. Необходимо отобрать для данного урока методы и приемы, указать их оптимальное сочетание, подобрать виды работ, задания, упражнения, которые будут предложены учащимся. В плане (конспекте) урока должна быть зафиксирована последовательность работы с учащимися, т. е. ее этапы, ее содержание, использоваться индивидуальный и дифференцированный подходы к школьникам, работа по предупреждению и исправлению ошибок. Учитель также намечает и вносит в план урока имена тех, кого он должен спросить на уроке. <
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|