1. Общее определение содержания образования
Глава 8 Содержание образования в коррекционной школе VIII вида 1. ОБЩЕЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ Специальные (коррекционные) общеобразовательные школы для умственно отсталых детей (вспомогательные школы) являются одним из звеньев общей системы образования, что отражено в соответствующих законодательных актах и нормативных документах. Социальное и правовое положение лиц с недостатками в развитии определяется законом, который устанавливает для них равные гражданские права со всеми членами общества. Учитывая особенности развития умственно отсталых детей (олигофрения в степени дебильности и другие формы интеллектуальной недостаточности), необходимо научно обосновать объем содержания образования этой категории детей, формы и методы их обучения. В содержании школьного образования реализуется система знаний и умений. Умственно отсталые школьники должны получить тот уровень общеобразовательных и трудовых знаний и умений, который требуется для их социальной адаптации. Содержание, как и в общеобразовательной школе, должно охватывать различные виды знаний, вооружать учащихся некоторым методологическим подходом к познавательной и практической деятельности (с учетом их особенностей и возможностей усваивать учебный материал). В программах, учебниках, в самом учебном процессе должно быть предусмотрено усвоение элементарных понятий и терминов, а также фактов повседневной действительности. Что касается таких видов знаний, как основные законы науки, теории, содержащие систему научных знаний, то они могут иметь место в самом элементарном и ограниченном виде при изучении конкретных учебных предметов.
Все усвоенные знания будут действенными, если учащиеся овладеют опытом их применения на практике. Различаются интеллектуальные и практические умения и навыки, т. е. навыки относятся не только к практической, но и интеллектуальной деятельности. Однако, учи- Глава 8. Содержание образования в коррекционной школе VIII вида 127 тывая, что основной дефект умственно отсталых школьников лежит в области именно интеллектуальной сферы, не все получаемые учащимися знания формируются в необходимые умения и доводятся до уровня усвоенных. Это касается поисковых навыков решения задач, выполнения различных упражнений, а также умений и навыков, способствующих самостоятельному усвоению и приобретению знаний. Основная задача коррекционной школы VIII вида — формирование умений и навыков учебной деятельности. Умственно отсталые школьники не владеют самостоятельным переносом знаний и умений в новую ситуацию, видением новой проблемы в знакомой ситуации, новой функции объекта и т. п., что ограничивает их возможности приобретать знания не только в готовом виде и усваивать умения не только по образцу. Учитывая интеллектуальные и возрастные способности таких школьников, следует создавать ситуации, направляющие их на поиски некоторых самостоятельных решений. На всех годах обучения необходимо прививать навыки самостоятельной работы. Большую роль в этом играют эмоционально-волевые качества учащихся, рассматриваемые как особая сфера, определяющая нормы отношения человека к миру. Знания, умения и навыки сами по себе не являются показателем воспитанности учащегося, если у него не сформировано правильное эмоциональное отношение к нормам поведения, а нравственность не стала частью его мировоззрения. Содержание образования в коррекционной школе VIII вида направлено на обеспечение у умственно отсталых школьников таких черт в сознании, поведении, трудовой деятельности, которые помогут им стать полноценными членами общества. Для достижения этого школа использует специфические средства, которые обеспечивают доступное умственно отсталым школьникам образование. «Именно общность цели при своеобразии средств достижения составляет величайшую трудность и глубочайшее своеобразие специальной школы.. о»1»
2- СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ В КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЕ VIII ВИДА Содержание обучения отражено в учебном плане коррекционных школ VIII вида, в учебных программах, разработанных для этого вида школ, и оригинальных учебниках. 1 Выготский Л. С. Собр. соч. Т. 5. Основы дефектологии. М., 1983. С. 31. 128 Раздел второй Учебный план Учебный план школы определяет перечень учебных предметов, отобранных для изучения в школе, распределение их по годам обучения, количество часов, отводимых на каждый учебный предмет, и распределение этих часов по неделям. В основе построения учебного плана коррекционной школы VIII вида, как и общеобразовательной, лежит принцип предметного обучения. В коррекционной школе VIII вида в рамках научно обоснованных программ изучаются следующие традиционные общеобразовательные предметы: русский (родной) язык, математика, природоведение, естествознание, география, история, обществоведение, изобразительное искусство, физкультура, пение и музыка; предметы трудовой подготовки (трудовое, профессионально-трудовое и профессиональное обучение, в которые включено черчение); предметы коррекционной подготовки: развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности («окружающий мир»), ритмика в младших классах и социально-бытовая ориентировка в старших. Кроме того, проводятся индивидуальные и групповые занятия по исправлению тех или иных недостатков речевого развития (логопедические), по лечебной физкультуре (ЛФК), по коррекции психомоторики и сенсорных процессов. Предусмотрены и обязательные занятия по выбору. Вне сетки обязательных учебных занятий школы могут вводиться факультативные занятия с небольшими группами детей для получения ими дополнительных жизненно необходимых знаний и умений, расширяющих возможности выбора профессии и свободной ориентировки в современном обществе и быту, например, такие как элементы физики и химии.
Учебные программы Учебные программы определяют содержание обучения по отдельным предметам и последовательность его прохождения по годам обучения. Однако объем содержания образования, несмотря на оправдавшую себя на практике относительную стабильность, постоянно требует дальнейшей углубленной проработки для более полного отражения в нем задач, стоящих перед современной коррекционной школой VIII вида, а также учета новых научных данных специальной педагогики, специальной психологии и клиники олигофрении. Для общеобразовательных предметов разработаны базовые программы: Глава 8. Содержание образования в коррекционной школе VIII вида 129 □ по русскому языку, представленные такими разделами, как обу □ по математике — арифметика и наглядная геометрия; □ по природоведению; □ по естествознанию — неживая природа, растения, животные, П по географии — начальный курс физической географии, природа нашей Родины, география материков и океанов, география своей страны, региона; □ по истории; □ по обществоведению; □ по изобразительному искусству; □ по пению и музыке; □ по физической культуре; Для I—IV классов созданы программы по трудовому обучению (для IV класса — на базе трудовых мастерских), а для V—IX — программы по профессиональному обучению: по столярному, слесарному, швейному, по сельскохозяйственному труду, по столярно-шют-ничному и штукатурно-малярному делу, по цветоводству и декоративному садоводству, по обслуживающему труду (подготовка рабочих сферы обслуживания). Последние программы рассчитаны на использование их как в сельских, так и в городских школах.
Для школ, где обучение ведется на государственном языке республики, разрабатываются специальные программы по родному языку и русскому языку. Учитывая исторические, географические, природные экологические, национальные особенности, каждая республика вносит в содержание отдельных предметов дополнения и изменения, отражающие названные особенности, а также предусматривает специфику трудовой деятельности населения в конкретном регионе и отражает ее в системе трудового обучения и воспитания умственно отсталых школьников. Содержание обучения по всем учебным предметам имеет практическую направленность, что обеспечивает подготовку школьников к непосредственному включению в жизнь, в трудовую деятельность в условиях современного производства. Во всех программах ведущим является принцип коррекционной направленности обучения, т. е. конкретизированы пути и средства исправления недостатков общего, речевого, физического развития и нравственного воспитания умственно отсталых детей. Особое внима- 130 Раздел второй пие обращено на коррекцию не только имеющихся у отдельных учащихся специфических нарушений, но и всей личности в целом. Обучение в школе носит воспитывающий характер. Аномальное состояние ребенка затрудняет решение задач воспитания, но не снимает их. При отборе программного учебного материала учтена его воспитывающая направленность, необходимость формирования таких черт характера и всей личности в целом, которые помогут выпускникам стать полезными членами общества. Пояснительные записки к программам по всем предметам содержат основные методические рекомендации по специфике обучения, формам и методам организации учебного процесса, а сами программы — не только основные требования к знаниями и умениям учащихся, но и критерии их оценки. Учебники Содержание обучения отражено в оригинальных учебниках для коррекционнои школы VIII вида, которые издаются по всем основным учебным предметам. В общей и специальной подготовке ученика учебник рассматривается как важнейший инструмент обучения. Вместе с тем он служит и методическим ориентиром для учителя, определяя последовательность введения понятий, глубину их раскрытия, распределение времени между отдельными частями учебного материала. Учебники для коррекционнои школы VIII вида, как и для общеобразовательной школы, должны удовлетворять общепедагогическим, методическим и полиграфическим требованиям.
Общепедагогические требования заключаются в необходимости: П обеспечивать воспитывающий характер обучения и формирование материалистического мировоззрения; □ сообщать научно достоверные данные в пределах, обозначен П развивать мышление учащихся; формировать основные приемы умственной деятельности, развивать речь; П обеспечивать подготовку к самостоятельному (в доступных пределах) приобретению знаний. В качестве методических выдвигаются следующие требования: □ соответствие возрастным особенностям учащихся по содержа □ четкое структурное членение и графическое выделение выво Глава 8. Содержание образования в коррекционнои школе VIII вида 131 □ достаточное число иллюстраций, облегчающих восприятие п< □ включение заданий, стимулирующих развитие в некоторой « н Все эти требования выполняются при отборе словесного матери ала (статей, упражнений, примеров) для объяснения, закрепи» m. i повторения учебного материала, методического аппарата (правим им струкций, заданий, вопросов), иллюстраций (рисунков, фотоснимком графиков и др. ). В учебниках должны соблюдаться принцип коррекционноп и| правленности обучения и требования индивидуального и диффергм цированного подходов к учащимся как необходимое условие иродпн жения в развитии каждого умственно отсталого ребенка. Для этого предусмотрены: □ дробное, поэтапное преподавание учебного материала и аил ни □ опора на ранее усвоенное и имеющийся у учащихся практичг □ постоянное обращение к реально существующим связям; □ особое внимание выявлению причинно-следственных сшпрй □ акцент на главное при краткости и простоте формулирован и i □ достаточное количество практических упражнений для упкм- □ включение изучаемого материала в различные виды упражиг □ включение для самостоятельного выполнения упражнений: ш К иллюстративному материалу также предъявляются определен ные требования: □ иллюстрации должны использоваться в качестве непосреум j □ иллюстративный материал должен быть направлен на оГнцп 132 Раздел шорни П в учебниках, начиная с V класса, следует использовать символическую наглядность: учебные схемы, таблицы для образования более точных и прочных знаний; □ весь изобразительный материал должен быть выполнен четко, так как условные, расплывчатые изоизображения предметов и явлений окружающей действительности могут приводить к искаженному их восприятию умственно отсталыми школьниками. В настоящее время имеются оригинальные учебники для всех классов коррекционной школы VIII вида, разрабатываются новые, в том числе и вариативные.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|