Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

2. Этапы трудового обучения и их задачи




РАЗДЕЛ ТРЕТИЙ

ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТРУДОВАЯ ПОДГОТОВКА УЧАЩИХСЯ КОРРЕКЦИОННЫХ ШКОЛ VIII ВИДА

Исключение этих людей из сферы производительного труда внутри общества подчеркивает их дефективность и тем са­мым еще более усугубляет недостатки их развития. И наобо­рот, подготовка и включение аномальных детей в общест­венный труд позволяет наиболее успешно компенсировать недостатки их развития. В такой постановке вопроса труд выступает и как средство социального воспитания, и как од­на из главных задач обучения и воспитания аномальных де­тей1.

Глава 13

Задачи и содержание профессионально-трудового обучения

1. ЗАДАЧИ ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ

По данным Управления специального образования Министерства образования Российской Федерации, к 2006 г. у нас функционируют 1367 специальных (коррекционных) образовательных учреждений для детей и подростков с интеллектуальными отклонениями в разви­тии с контингентом 289 000 человек. Дальнейшая судьба выпускников таких школ достаточно проблематична, так как на рынке труда в но­вых экономических условиях, сложившихся к настоящему времени, они не выдерживают конкуренции со своими нормально развивающи­мися сверстниками. Это объясняется тем, что помимо низких позна­вательных возможностей учащиеся имеют, как правило, сопутствую­щие психоневрологические, физические и соматические осложнения, мешающие становлению профессиональных навыков, ведущих к ква­лификационным умениям. Особенности памяти и мышления умствен­но отсталых учащихся затрудняют формирование у них технико-тех­нологических знаний.

1 Дульнев L М. Основы трудового обучения во вспомогательной школе. М., 1969. С. 9.

Глава 13. Задачи и содержание профессионально-трудового обучения                           207


Человек с проблемами в интеллектуальном и физическом развитии как гражданин ничем не отличается в праве на труд от других членов общества. Но ему нужна особая помощь в развитии своих способнос­тей к трудовой деятельности и реализации своих прав на нее с обоюд­ной пользой для себя и окружающих.

Задачи трудовой подготовки и обеспечения трудовой занятостью умственно отсталых учащихся наиболее успешно могут быть решены в образовательно-адаптационной и реабилитационной среде коррек-ционных школ VIII вида. Как показывает практика, правильно со­зданные в них условия, формы и содержание профессионально-тру­довой подготовки позволяют ученику освоить в соответствии с его возможностями трудовые умения и навыки, профессиональные про­граммы, сформировать общую культуру личности, способствовать ее социализации и решению сопутствующих социально-бытовых, досу-говых, нравственно-этических проблем. Эта среда, по возможности, компенсирует ограничения жизнедеятельности умственно отсталого ребенка, позволяя ему после окончания школы конкурировать на рынке труда в доступных для него областях.

В процессе трудовой подготовки умственно отсталого школьника корригируются не только элементарные, но и высшие психические функции, личность в целом. Тем самым решаются следующие задачи: воспитание мотивированного жизненно-заинтересованного отноше­ния к труду и формирование соответствующих качеств личности (уме­ния работать в коллективе, чувства самостоятельности, самоутверж­дения, ответственности); коррекция и компенсация средствами трудо­вого обучения недостатков физического и умственного развития; профессиональная подготовка к производительному труду, которая позволяет окончившим школу работать на производстве.

В то же время без решения на государственном уровне не только декларативного провозглашения права умственно отсталых выпуск­ников коррекционных школ на труд, но и действенного обеспечения реализации этого права, гарантирующего их трудоустройство, невоз­можно избежать многих проблем их социальной адаптации и реаби­литации, возникающих в настоящее время. Как показали исследова­ния 60-х годов, проведенные в НИИ дефектологии АПН СССР, эф­фективное развитие умственно отсталого ребенка возможно только в таком труде, который специально организован для решения этой педагогической задачи. Это положение убедительно подтвердила и практика работы вспомогательных школ.

Трудовое обучение умственно отсталых школьников нацелено на развитие их способности самостоятельно и на профессиональном

208                                                                                                           Раздел третий


уровне выполнять несложные виды работ на массовых производст­венных предприятиях в условиях обычного трудового коллектива. Однако основная задача трудового обучения — дать школьникам на­чальное профессиональное образование, т. е. вооружить их доступны­ми техническими и технологическими знаниями, профессиональны­ми навыками и умениями, которые необходимы для работы по опре­деленной специальности.

Знания, полученные школьниками на уроках труда, не просто по­вышают общий уровень интеллектуального развития, а создают осно­ву для формирования умений правильно регулировать свою деятель­ность (ориентироваться в полученном задании, планировать и конт­ролировать свою работу). Правда, коррекционная школа VIII вида не дает своим воспитанникам политехнического образования, но боль­шинство учебных программ по труду включают, кроме изучения ос­новной, знакомство со смежными профессиями. Например, картонаж­ное дело изучается вместе с переплетным; слесарное дело включает ознакомление с работой сверловщика, токаря, фрезеровщика; обуче­ние нескольким специальностям предусматривает программа сельско­хозяйственного труда.

У подавляющего большинства умственно отсталых учащихся мо­гут быть сформированы навыки выполнения несложных трудовых операций, но медленнее, чем у их нормально развивающихся сверст­ников. Кроме того, наблюдается существенное отставание и в разви­тии способности к переносу навыков. Поэтому необходимо значи­тельно увеличить сроки трудового обучения. Помимо всего, из-за ин­теллектуальной недостаточности таких школьников у них сложно сформировать обобщенные умения — способность выполнять трудо­вые задания не только в определенной ситуации, но и при ее измене­нии.

Относительно низкий уровень сознания и оценки собственного по­ведения, наблюдаемый у выпускников коррекционной школы VIII ви­да, во многих случаях проявляется в неадекватных поступках, нега­тивных качествах личности (несоблюдение чувства дистанции с кадровыми рабочими и руководителями, предъявление необоснован­ных претензий, дурашливость, назойливость, робость и т. п. ). Недос­татки в общении затрудняют молодому рабочему возможность адап­тироваться в производственном коллективе. Эта проблема не менее важна, чем овладение профессиональными умениями и навыками. Та­ким образом, задачу воспитания поведенческих умений и соответст­вующих черт характера следует рассматривать как одну из основных. В трудовом обучении ее можно решить более успешно, поскольку в

Глава 13. Задачи и содержание профессионально-трудового обучения                            209


процессе коллективного производительного труда учащиеся вступают в деловые контакты, обусловленные ходом работы, а во время произ­водственной практики они общаются с сотрудниками предприятия. В обоих случаях учитель имеет возможность влиять на эти контакты и тем самым формировать поведенческие и прежде всего коммуника­тивные умения. Их основу составляют такие качества, как чувство собственного достоинства, настойчивость и в то же время скромность, сдержанность. Одновременно преодолеваются грубость, безответст­венность, нетерпеливость и другие неприятные и мешающие работать в коллективе качества.

Рассмотренные задачи трудового обучения (овладение професси­онально-трудовой деятельностью, воспитание и коррекция) взаимо­обусловлены и могут эффективно решаться только в комплексе. Так, низкий уровень воспитанности учащихся существенно мешает трудо­вому обучению и повышает опасность травматизма. Более того, если школьник, овладевший программным материалом по труду, недоста­точно воспитан, то его трудовую подготовленность нельзя считать за­вершенной. Формирование трудовых знаний и особенно практиче­ских умений способствует моральному становлению личности, так как в результате трудовой умелости возникает чувство морального удов­летворения, а это служит фундаментом нравственного развития лич­ности школьника.

2. ЭТАПЫ ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ И ИХ ЗАДАЧИ

Трудовое обучение в коррекционной школе VIII вида содержит ряд этапов. Каждый из них, наряду с общими, решает специфические для данного этапа задачи.

На первом этапе — обучение в I—III классах — учащиеся приобре­тают первоначальный трудовой опыт. К специфическим задачам дан­ного этапа относятся изучение индивидуальных трудовых возмож­ностей школьников и формирование у них готовности к деятельности в мастерских профессионального обучения.

Изучение учащихся выявляет как положительные качества, так и те, которые тормозят развитие трудовой деятельности. При этом оп­ределяется динамика формирования индивидуальных трудовых спо­собностей, на основе которой делается предварительный вывод о возможности дальнейшего трудового обучения ребенка в мастерской того или иного профиля.

Вторая из указанных задач предусматривает формирование ряда организационных умений и навыков, без которых невозможна успеш-

210                                                                                                           Раздел третий


ная трудовая деятельность на следующем этапе обучения — в учебной мастерской, оборудованной станками, машинами, приспособлениями, представляющими определенную опасность при неумелом обращении и несоблюдении установленного порядка. Например, необходимо на­учить школьников не мешать друг другу во время работы, не отвле­каться на посторонние дела. Они должны научиться правильно и бы­стро надевать спецодежду, убирать рабочие места, подметать пол и т. п., т. е. овладеть теми конкретными умениями, на формирование ко­торых не имеет смысла тратить время в дальнейшем обучении.

Второй этап — общетехническое трудовое обучение в IV классе. Прежде всего на этом этапе следует сформировать некоторые новые организационные умения и навыки поведения, требуемые для работы в профессиональной мастерской. Так, учащиеся должны знать и стро­го соблюдать порядок использования станков (машин), инструмен­тов» При этом следует опираться на разъяснение, убеждение и приуче­ние, а не на запреты. Дисциплинарные требования должны быть раз­умными и ее угнетающими. Только при этом условии можно воспитывать подлинные (а не показные) качества личности, не­обходимые в коллективном труде. Кроме того, необходимо сделать окончательный вывод о трудовых возможностях ребенка, о его про­фессиональной ориентации. Собранные в I—III классах данные о ре­бенке и сведения, полученные в IV классе, позволяют с большей сте­пенью вероятности прогнозировать успешность последующего обуче­ния его выбранной профессии. В тех случаях, когда выясняется, что способности учащегося IV класса не соответствуют требованиям изу­чаемой профессии, он переводится в мастерскую другого профиля.

Специфические задачи третьего этапа (V—VIII классы при девяти­летнем сроке обучения) обусловлены переходом к первоначальному профессионально-трудовому обучению» С V класса учащиеся присту­пают к овладению знаниями, навыками и умениями по определенной профессии. Профессиональные навыки совершенствуются с помощью упражнений, в том числе и чисто учебных, которые, занимая неболь­шую долю учебного времени, позволяют в более короткие сроки до­биваться соответствия изготовляемой продукции техническим требо­ваниям. Основное же учебное время отводится упражнениям по изго­товлению предметов полезного назначения. На данном этапе по сравнению с предыдущим увеличивается число развиваемых качеств личности, необходимых в совместном труде (взаимопомощь, ответ­ственность за решение общей задачи, корректность в деловых контак­тах с товарищами, правдивость во взаимооценке работы).

Глава 13. Задачи и содержание профессионально-трудового обучения                            211


Четвертый этап (IX класс) отличается от других специализацией трудовой подготовки. На этом этапе учащиеся переходят от общего курса профессионально-трудового обучения к овладению знаниями, навыками и умениями, требуемым работникам определенного пред­приятия (учреждения).

После окончания IX класса учащиеся сдают экзамен по професси­онально-трудовому обучению, состоящий из практической контроль­ной работы и устной проверки знаний по специальности. Порядок его проведения определяется инструкцией Министерства образования.

Пятый этап — завершение в соответствии с возможностями уча­щихся профессионального образования (X, X—XI, X—XII классы или курсы). Специфической задачей для него является адаптация учащих­ся к работе в условиях производственного коллектива и овладение ус­тановленными на предприятии требованиями к качеству и производи­тельности труда. Трудовая подготовка на данном этапе может прохо­дить в школах, если в силу объективных причин выпускники не могут быть направлены в профессионально-образовательные учреждения или трудоустроены.

3. СОДЕРЖАНИЕ ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ

Содержание трудового обучения отражено в учебных программах. К настоящему времени созданы типовые учебные программы по сто­лярному, слесарному, швейному, столярно-плотничному делу, сель­скохозяйственному труду, цветоводству, подготовке младшего обслу­живающего персонала. В отдельных регионах страны по образцу типовых разработаны программы вязального дела, подготовки млад­шего медперсонала и кулинарного дела, токарного дела по металлу, прикладного искусства народов Севера и др. Выбор профиля трудово­го обучения должен быть обусловлен производственным окружением школы. При этом оцениваются возможности организации производ­ственной практики, трудоустройства выпускников по месту их жи­тельства и возможности предоставления общежитий или квартир де­тям-сиротам.

Учитывая технологические особенности местных предприятий, школа может менять типовые учебные программы для IX класса (чет­вертый этап трудового обучения), на котором, как уже отмечалось, предусмотрена специализация трудового обучения.

Возможность руководствоваться разными программами позволяет учитывать и уровень трудовых способностей учащихся. Одни из них могут быть подготовлены только к самым простым видам труда:

212                                                                                                           Раздел третий


картонажно-переплетному, обслуживающему и т. п. Другие — к труду средней сложности: столярному, швейному, сельскохозяйственному, цветоводству. Более способные овладевают специальностями рабо­чих-металлистов (слесарь, токарь, фрезеровщик, строгальщик).

Программы по труду для I—III классов и профессионального обу­чения различаются не только своим содержанием, но и структурой. В основе программы I—III классов лежит обучение использованию различных поделочных материалов. Сложность работы определяется свойством исходного материала. В начале обучения применяются более податливые материалы (глина, пластилин, бумага), а в после­дующем — материалы, предъявляющие более высокие требования к двигательной системе ребенка (проволока, металлоконструктор, дре­весина). Кроме того, программа предусматривает усложнение изго­тавливаемых изделий и, как следствие, повышение требований к ин­теллектуальной сфере школьников. Для каждой учебной четверти в программе приводится перечень общетрудовых (ориентировка, пла­нирование, самоконтроль) и конкретных умений, которыми должны овладеть учащиеся.

Свойственный младшим классам общетехнический характер тру­дового обучения сохраняется и в программах IV класса. Однако уча­щиеся этого класса способны выполнять более сложные задания с ис­пользованием инструментов, приспособлений и некоторых станков (машин). В связи с этим целесообразно проводить занятия по труду с учащимися IV класса в специально образованных классах или в школьных профессиональных мастерских. Такая организация обуче­ния обусловила и содержание программ для данного класса: значи­тельная часть тем связана с профилем той мастерской, где происходит обучение. При этом используются самые элементарные виды работ, вполне доступные учащимся данного класса. Кроме тем, имеющих профессиональную направленность, программы для IV класса содер­жат и общетехнические темы (работы с картоном, бумагой, древеси­ной, конструктором).

Программные темы профессионально-трудового этапа обучения (V—IX классы) построены по операционно-предметному принципу: содержание большинства из них составляет обучение технологиче­ским операциям, а уровень сложности практических заданий опреде­ляется сложностью изделий, предложенных для изготовления.

Некоторые темы имеют теоретическую направленность и содержат только познавательный материал, например «Знакомство с процессом массового производства швейных изделий» («теоретические» темы). Задача других — теоретически и практически ознакомить школьников

Глава 13. Задачи и содержание профессионально-трудового обучения                            213


с новой технологической операцией («технологические» темы), при­чем на практических занятиях учащиеся только упражняются, не из­готавливая законченных изделий.

Но основное время отводится темам, которые, решая комплекс разных задач («комплексные» темы), содержат как теоретический ма­териал, так и новые приемы работы. Главная их особенность состоит в том, что овладение новыми приемами работы происходит в процессе изготовления изделия в целом.

Программа содержит и темы четвертого вида — «Практическое по­вторение». Каждый вид тем ориентирует учителя на решение опреде­ленных задач обучения. Работа над этими темами приближена к про­изводственному труду, что создает благоприятные условия для воспи­тания качеств личности, необходимых в самостоятельной трудовой деятельности.

Темы того или иного вида отличаются своей структурой. Рассмот­рим структуру комплексной темы. Ее первый подраздел «Изделия» («Объекты работы», «Виды работы») содержит перечень того, что учащиеся должны практически изготовить за время прохождения те­мы. Программа дает право учителю определять число изделий, исходя из способности данной учебно-трудовой группы, технического осна­щения мастерской и других условий, а также заменять предложенные программой изделия технологически равноценными.

Второй подраздел «Технические сведения» («Познавательный ма­териал») содержит то, что должны знать учащиеся, а также указания на правила безопасной работы. Учитель может вносить изменения и в этот подраздел, ориентируясь на новые достижения производствен­ной технологии.

В третьем подразделе «Умения» указаны условия, в которых долж­ны формироваться общетрудовые умения учащихся. Они определя­ются содержанием и объемом помощи, которую оказывает учитель в процессах ориентировки и планирования. Так, в младших классах школьники не могут правильно выполнять трудовое задание без мак­симальной помощи в умственных трудовых действиях, а в выпускном классе они должны уметь самостоятельно выполнять работу. Задача учителя состоит в постепенном сокращении такой помощи в соответ­ствии с развитием умений учащихся и объективной сложностью тру­довых заданий.

В последнем подразделе «Практические работы» указаны приемы, с помощью которых следует выполнять изучаемые в связи с данной темой новые технологические операции. В тех случаях, когда отработ-

214                                                                                                           Раздел третий


ка умений (на заготовках, материалоотходах) требует значительных затрат времени, темы содержат также подраздел «Упражнения»»

Теоретические темы содержат один основной подраздел — «Тех­нические сведения». Дополнительными подразделами в них могут быть «Опыты» и «Лабораторные работы».

Технологические темы отличает от комплексных отсутствие под­раздела «Умения», так как в упражнениях, выполняемых по данным темам, ориентировка в задании и планирование работы значительно упрощаются.

Тема «Практическое повторение», состоящая из двух подразделов: «Изделия» («Виды работы») и «Умения», не предполагает изучения новых технических сведений и приемов работы.

В программах указано примерное количество учебных часов, отво­димых на те или иные темы. В зависимости от подготовленности учеб­ной группы и технических условий в мастерской количество часов мо­жет изменяться в пределах общего времени, отводимого на труд в дан­ной учебной четверти.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...