2. Этапы трудового обучения и их задачи
РАЗДЕЛ ТРЕТИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТРУДОВАЯ ПОДГОТОВКА УЧАЩИХСЯ КОРРЕКЦИОННЫХ ШКОЛ VIII ВИДА Исключение этих людей из сферы производительного труда внутри общества подчеркивает их дефективность и тем самым еще более усугубляет недостатки их развития. И наоборот, подготовка и включение аномальных детей в общественный труд позволяет наиболее успешно компенсировать недостатки их развития. В такой постановке вопроса труд выступает и как средство социального воспитания, и как одна из главных задач обучения и воспитания аномальных детей1. Глава 13 Задачи и содержание профессионально-трудового обучения 1. ЗАДАЧИ ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ По данным Управления специального образования Министерства образования Российской Федерации, к 2006 г. у нас функционируют 1367 специальных (коррекционных) образовательных учреждений для детей и подростков с интеллектуальными отклонениями в развитии с контингентом 289 000 человек. Дальнейшая судьба выпускников таких школ достаточно проблематична, так как на рынке труда в новых экономических условиях, сложившихся к настоящему времени, они не выдерживают конкуренции со своими нормально развивающимися сверстниками. Это объясняется тем, что помимо низких познавательных возможностей учащиеся имеют, как правило, сопутствующие психоневрологические, физические и соматические осложнения, мешающие становлению профессиональных навыков, ведущих к квалификационным умениям. Особенности памяти и мышления умственно отсталых учащихся затрудняют формирование у них технико-технологических знаний. 1 Дульнев L М. Основы трудового обучения во вспомогательной школе. М., 1969. С. 9.
Глава 13. Задачи и содержание профессионально-трудового обучения 207 Человек с проблемами в интеллектуальном и физическом развитии как гражданин ничем не отличается в праве на труд от других членов общества. Но ему нужна особая помощь в развитии своих способностей к трудовой деятельности и реализации своих прав на нее с обоюдной пользой для себя и окружающих. Задачи трудовой подготовки и обеспечения трудовой занятостью умственно отсталых учащихся наиболее успешно могут быть решены в образовательно-адаптационной и реабилитационной среде коррек-ционных школ VIII вида. Как показывает практика, правильно созданные в них условия, формы и содержание профессионально-трудовой подготовки позволяют ученику освоить в соответствии с его возможностями трудовые умения и навыки, профессиональные программы, сформировать общую культуру личности, способствовать ее социализации и решению сопутствующих социально-бытовых, досу-говых, нравственно-этических проблем. Эта среда, по возможности, компенсирует ограничения жизнедеятельности умственно отсталого ребенка, позволяя ему после окончания школы конкурировать на рынке труда в доступных для него областях. В процессе трудовой подготовки умственно отсталого школьника корригируются не только элементарные, но и высшие психические функции, личность в целом. Тем самым решаются следующие задачи: воспитание мотивированного жизненно-заинтересованного отношения к труду и формирование соответствующих качеств личности (умения работать в коллективе, чувства самостоятельности, самоутверждения, ответственности); коррекция и компенсация средствами трудового обучения недостатков физического и умственного развития; профессиональная подготовка к производительному труду, которая позволяет окончившим школу работать на производстве. В то же время без решения на государственном уровне не только декларативного провозглашения права умственно отсталых выпускников коррекционных школ на труд, но и действенного обеспечения реализации этого права, гарантирующего их трудоустройство, невозможно избежать многих проблем их социальной адаптации и реабилитации, возникающих в настоящее время. Как показали исследования 60-х годов, проведенные в НИИ дефектологии АПН СССР, эффективное развитие умственно отсталого ребенка возможно только в таком труде, который специально организован для решения этой педагогической задачи. Это положение убедительно подтвердила и практика работы вспомогательных школ.
Трудовое обучение умственно отсталых школьников нацелено на развитие их способности самостоятельно и на профессиональном 208 Раздел третий уровне выполнять несложные виды работ на массовых производственных предприятиях в условиях обычного трудового коллектива. Однако основная задача трудового обучения — дать школьникам начальное профессиональное образование, т. е. вооружить их доступными техническими и технологическими знаниями, профессиональными навыками и умениями, которые необходимы для работы по определенной специальности. Знания, полученные школьниками на уроках труда, не просто повышают общий уровень интеллектуального развития, а создают основу для формирования умений правильно регулировать свою деятельность (ориентироваться в полученном задании, планировать и контролировать свою работу). Правда, коррекционная школа VIII вида не дает своим воспитанникам политехнического образования, но большинство учебных программ по труду включают, кроме изучения основной, знакомство со смежными профессиями. Например, картонажное дело изучается вместе с переплетным; слесарное дело включает ознакомление с работой сверловщика, токаря, фрезеровщика; обучение нескольким специальностям предусматривает программа сельскохозяйственного труда. У подавляющего большинства умственно отсталых учащихся могут быть сформированы навыки выполнения несложных трудовых операций, но медленнее, чем у их нормально развивающихся сверстников. Кроме того, наблюдается существенное отставание и в развитии способности к переносу навыков. Поэтому необходимо значительно увеличить сроки трудового обучения. Помимо всего, из-за интеллектуальной недостаточности таких школьников у них сложно сформировать обобщенные умения — способность выполнять трудовые задания не только в определенной ситуации, но и при ее изменении.
Относительно низкий уровень сознания и оценки собственного поведения, наблюдаемый у выпускников коррекционной школы VIII вида, во многих случаях проявляется в неадекватных поступках, негативных качествах личности (несоблюдение чувства дистанции с кадровыми рабочими и руководителями, предъявление необоснованных претензий, дурашливость, назойливость, робость и т. п. ). Недостатки в общении затрудняют молодому рабочему возможность адаптироваться в производственном коллективе. Эта проблема не менее важна, чем овладение профессиональными умениями и навыками. Таким образом, задачу воспитания поведенческих умений и соответствующих черт характера следует рассматривать как одну из основных. В трудовом обучении ее можно решить более успешно, поскольку в Глава 13. Задачи и содержание профессионально-трудового обучения 209 процессе коллективного производительного труда учащиеся вступают в деловые контакты, обусловленные ходом работы, а во время производственной практики они общаются с сотрудниками предприятия. В обоих случаях учитель имеет возможность влиять на эти контакты и тем самым формировать поведенческие и прежде всего коммуникативные умения. Их основу составляют такие качества, как чувство собственного достоинства, настойчивость и в то же время скромность, сдержанность. Одновременно преодолеваются грубость, безответственность, нетерпеливость и другие неприятные и мешающие работать в коллективе качества. Рассмотренные задачи трудового обучения (овладение профессионально-трудовой деятельностью, воспитание и коррекция) взаимообусловлены и могут эффективно решаться только в комплексе. Так, низкий уровень воспитанности учащихся существенно мешает трудовому обучению и повышает опасность травматизма. Более того, если школьник, овладевший программным материалом по труду, недостаточно воспитан, то его трудовую подготовленность нельзя считать завершенной. Формирование трудовых знаний и особенно практических умений способствует моральному становлению личности, так как в результате трудовой умелости возникает чувство морального удовлетворения, а это служит фундаментом нравственного развития личности школьника.
2. ЭТАПЫ ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ И ИХ ЗАДАЧИ Трудовое обучение в коррекционной школе VIII вида содержит ряд этапов. Каждый из них, наряду с общими, решает специфические для данного этапа задачи. На первом этапе — обучение в I—III классах — учащиеся приобретают первоначальный трудовой опыт. К специфическим задачам данного этапа относятся изучение индивидуальных трудовых возможностей школьников и формирование у них готовности к деятельности в мастерских профессионального обучения. Изучение учащихся выявляет как положительные качества, так и те, которые тормозят развитие трудовой деятельности. При этом определяется динамика формирования индивидуальных трудовых способностей, на основе которой делается предварительный вывод о возможности дальнейшего трудового обучения ребенка в мастерской того или иного профиля. Вторая из указанных задач предусматривает формирование ряда организационных умений и навыков, без которых невозможна успеш- 210 Раздел третий ная трудовая деятельность на следующем этапе обучения — в учебной мастерской, оборудованной станками, машинами, приспособлениями, представляющими определенную опасность при неумелом обращении и несоблюдении установленного порядка. Например, необходимо научить школьников не мешать друг другу во время работы, не отвлекаться на посторонние дела. Они должны научиться правильно и быстро надевать спецодежду, убирать рабочие места, подметать пол и т. п., т. е. овладеть теми конкретными умениями, на формирование которых не имеет смысла тратить время в дальнейшем обучении. Второй этап — общетехническое трудовое обучение в IV классе. Прежде всего на этом этапе следует сформировать некоторые новые организационные умения и навыки поведения, требуемые для работы в профессиональной мастерской. Так, учащиеся должны знать и строго соблюдать порядок использования станков (машин), инструментов» При этом следует опираться на разъяснение, убеждение и приучение, а не на запреты. Дисциплинарные требования должны быть разумными и ее угнетающими. Только при этом условии можно воспитывать подлинные (а не показные) качества личности, необходимые в коллективном труде. Кроме того, необходимо сделать окончательный вывод о трудовых возможностях ребенка, о его профессиональной ориентации. Собранные в I—III классах данные о ребенке и сведения, полученные в IV классе, позволяют с большей степенью вероятности прогнозировать успешность последующего обучения его выбранной профессии. В тех случаях, когда выясняется, что способности учащегося IV класса не соответствуют требованиям изучаемой профессии, он переводится в мастерскую другого профиля.
Специфические задачи третьего этапа (V—VIII классы при девятилетнем сроке обучения) обусловлены переходом к первоначальному профессионально-трудовому обучению» С V класса учащиеся приступают к овладению знаниями, навыками и умениями по определенной профессии. Профессиональные навыки совершенствуются с помощью упражнений, в том числе и чисто учебных, которые, занимая небольшую долю учебного времени, позволяют в более короткие сроки добиваться соответствия изготовляемой продукции техническим требованиям. Основное же учебное время отводится упражнениям по изготовлению предметов полезного назначения. На данном этапе по сравнению с предыдущим увеличивается число развиваемых качеств личности, необходимых в совместном труде (взаимопомощь, ответственность за решение общей задачи, корректность в деловых контактах с товарищами, правдивость во взаимооценке работы). Глава 13. Задачи и содержание профессионально-трудового обучения 211 Четвертый этап (IX класс) отличается от других специализацией трудовой подготовки. На этом этапе учащиеся переходят от общего курса профессионально-трудового обучения к овладению знаниями, навыками и умениями, требуемым работникам определенного предприятия (учреждения). После окончания IX класса учащиеся сдают экзамен по профессионально-трудовому обучению, состоящий из практической контрольной работы и устной проверки знаний по специальности. Порядок его проведения определяется инструкцией Министерства образования. Пятый этап — завершение в соответствии с возможностями учащихся профессионального образования (X, X—XI, X—XII классы или курсы). Специфической задачей для него является адаптация учащихся к работе в условиях производственного коллектива и овладение установленными на предприятии требованиями к качеству и производительности труда. Трудовая подготовка на данном этапе может проходить в школах, если в силу объективных причин выпускники не могут быть направлены в профессионально-образовательные учреждения или трудоустроены. 3. СОДЕРЖАНИЕ ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ Содержание трудового обучения отражено в учебных программах. К настоящему времени созданы типовые учебные программы по столярному, слесарному, швейному, столярно-плотничному делу, сельскохозяйственному труду, цветоводству, подготовке младшего обслуживающего персонала. В отдельных регионах страны по образцу типовых разработаны программы вязального дела, подготовки младшего медперсонала и кулинарного дела, токарного дела по металлу, прикладного искусства народов Севера и др. Выбор профиля трудового обучения должен быть обусловлен производственным окружением школы. При этом оцениваются возможности организации производственной практики, трудоустройства выпускников по месту их жительства и возможности предоставления общежитий или квартир детям-сиротам. Учитывая технологические особенности местных предприятий, школа может менять типовые учебные программы для IX класса (четвертый этап трудового обучения), на котором, как уже отмечалось, предусмотрена специализация трудового обучения. Возможность руководствоваться разными программами позволяет учитывать и уровень трудовых способностей учащихся. Одни из них могут быть подготовлены только к самым простым видам труда: 212 Раздел третий картонажно-переплетному, обслуживающему и т. п. Другие — к труду средней сложности: столярному, швейному, сельскохозяйственному, цветоводству. Более способные овладевают специальностями рабочих-металлистов (слесарь, токарь, фрезеровщик, строгальщик). Программы по труду для I—III классов и профессионального обучения различаются не только своим содержанием, но и структурой. В основе программы I—III классов лежит обучение использованию различных поделочных материалов. Сложность работы определяется свойством исходного материала. В начале обучения применяются более податливые материалы (глина, пластилин, бумага), а в последующем — материалы, предъявляющие более высокие требования к двигательной системе ребенка (проволока, металлоконструктор, древесина). Кроме того, программа предусматривает усложнение изготавливаемых изделий и, как следствие, повышение требований к интеллектуальной сфере школьников. Для каждой учебной четверти в программе приводится перечень общетрудовых (ориентировка, планирование, самоконтроль) и конкретных умений, которыми должны овладеть учащиеся. Свойственный младшим классам общетехнический характер трудового обучения сохраняется и в программах IV класса. Однако учащиеся этого класса способны выполнять более сложные задания с использованием инструментов, приспособлений и некоторых станков (машин). В связи с этим целесообразно проводить занятия по труду с учащимися IV класса в специально образованных классах или в школьных профессиональных мастерских. Такая организация обучения обусловила и содержание программ для данного класса: значительная часть тем связана с профилем той мастерской, где происходит обучение. При этом используются самые элементарные виды работ, вполне доступные учащимся данного класса. Кроме тем, имеющих профессиональную направленность, программы для IV класса содержат и общетехнические темы (работы с картоном, бумагой, древесиной, конструктором). Программные темы профессионально-трудового этапа обучения (V—IX классы) построены по операционно-предметному принципу: содержание большинства из них составляет обучение технологическим операциям, а уровень сложности практических заданий определяется сложностью изделий, предложенных для изготовления. Некоторые темы имеют теоретическую направленность и содержат только познавательный материал, например «Знакомство с процессом массового производства швейных изделий» («теоретические» темы). Задача других — теоретически и практически ознакомить школьников Глава 13. Задачи и содержание профессионально-трудового обучения 213 с новой технологической операцией («технологические» темы), причем на практических занятиях учащиеся только упражняются, не изготавливая законченных изделий. Но основное время отводится темам, которые, решая комплекс разных задач («комплексные» темы), содержат как теоретический материал, так и новые приемы работы. Главная их особенность состоит в том, что овладение новыми приемами работы происходит в процессе изготовления изделия в целом. Программа содержит и темы четвертого вида — «Практическое повторение». Каждый вид тем ориентирует учителя на решение определенных задач обучения. Работа над этими темами приближена к производственному труду, что создает благоприятные условия для воспитания качеств личности, необходимых в самостоятельной трудовой деятельности. Темы того или иного вида отличаются своей структурой. Рассмотрим структуру комплексной темы. Ее первый подраздел «Изделия» («Объекты работы», «Виды работы») содержит перечень того, что учащиеся должны практически изготовить за время прохождения темы. Программа дает право учителю определять число изделий, исходя из способности данной учебно-трудовой группы, технического оснащения мастерской и других условий, а также заменять предложенные программой изделия технологически равноценными. Второй подраздел «Технические сведения» («Познавательный материал») содержит то, что должны знать учащиеся, а также указания на правила безопасной работы. Учитель может вносить изменения и в этот подраздел, ориентируясь на новые достижения производственной технологии. В третьем подразделе «Умения» указаны условия, в которых должны формироваться общетрудовые умения учащихся. Они определяются содержанием и объемом помощи, которую оказывает учитель в процессах ориентировки и планирования. Так, в младших классах школьники не могут правильно выполнять трудовое задание без максимальной помощи в умственных трудовых действиях, а в выпускном классе они должны уметь самостоятельно выполнять работу. Задача учителя состоит в постепенном сокращении такой помощи в соответствии с развитием умений учащихся и объективной сложностью трудовых заданий. В последнем подразделе «Практические работы» указаны приемы, с помощью которых следует выполнять изучаемые в связи с данной темой новые технологические операции. В тех случаях, когда отработ- 214 Раздел третий ка умений (на заготовках, материалоотходах) требует значительных затрат времени, темы содержат также подраздел «Упражнения»» Теоретические темы содержат один основной подраздел — «Технические сведения». Дополнительными подразделами в них могут быть «Опыты» и «Лабораторные работы». Технологические темы отличает от комплексных отсутствие подраздела «Умения», так как в упражнениях, выполняемых по данным темам, ориентировка в задании и планирование работы значительно упрощаются. Тема «Практическое повторение», состоящая из двух подразделов: «Изделия» («Виды работы») и «Умения», не предполагает изучения новых технических сведений и приемов работы. В программах указано примерное количество учебных часов, отводимых на те или иные темы. В зависимости от подготовленности учебной группы и технических условий в мастерской количество часов может изменяться в пределах общего времени, отводимого на труд в данной учебной четверти.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|