2. Формирование профессионально-трудовых навыков
В настоящее время существуют свыше двадцати формулировок определения навыка, суть которых сводится к тому, что навык есть автоматизированное действие, выработанное в процессе упражнений и подконтрольное сознанию. Производственный навык — это действие, доведенное до известной степени совершенства, выполняемое легко, быстро, экономно, с наивысшим результатом и наименьшим напряжением внимания, как бы автоматически. Профессиональные двигательные навыки в своем становлении проходят ряд фаз или этапов: осмысление (когнитив); пробные действия в процессе упражнений (формирование правильных приемов работы и создание оперативного образа), в результате чего происходит закрепление (автоматизация) навыка. Процессу формирования любых производственных навыков присущи пять общих принципов: объединение ряда частных движений в единое целое на основе совмещения во времени различных движений обеих рук; постепенное устранение излишних движений и изменение мышечной напряженности; перемещение внимания в процессе выпол-
няемой операции; установление определенного ритма рабочих движений; возможность произвольного изменения темпа работы, В соответствии с этим выделяют четыре основных этапа формирования навыков: □ предварительный, т. е. получение знания о предстоящем дейст D аналитический — овладение отдельными элементами действия и каждым рабочим движением; □ синтетический — объединение ряда движений в единое дейст □ автоматизация действия, когда создается возможность произ
Организуя процесс формирования профессионально-трудовых навыков у умственно отсталых учащихся, необходимо учитывать известные положения о влиянии условий обучения на их усвоение. За основу берутся внешние и внутренние условия формирования навы- К внешним условиям относятся: □ эффективность объяснения учителем трудовых приемов; □ организация системы упражнений; □ оценка учителем действий учащихся; D дифференцированный подход к учащимся; □ выявление результатов трудовых действий. В число внутренних условий формирования навыков входят: □ интеллектуальный уровень обучаемых (способность к форми □ уровень сенсорной чувствительности; □ наличие трудового опыта; □ самооценка трудовой деятельности; □ развитие самоконтроля трудовых действий; □ способность к переносу навыков; □ состояние двигательной сферы; □ энергетический потенциал личности (эмоции, работоспособ Обучение навыкам должно строиться на создании алгоритмов трудовых действий, операций для выработки осознанной регуляции трудовых приемов, что вызывает трудности в процессе обучения умственно отсталых школьников.
При разработке методики, направленной на повышение уровня понимания выполняемых учащимися трудовых операций прежде всего уделяют внимание функционально значимым элементам пространственного поля рабочего места и объекта труда. В качестве методических средств повышения эффективности осознания используют таблицы и плакаты, фото- и видеоматериалы, фиксирующие эталон рациональных приемов труда. Индивидуальным раздаточным материалом считают таблицы с описанием трудовых действий и возможных видов брака, перфокарты и кроссворды на обобщение знаний об определенной операции, а также цикл заданий с постепенным усложнением действий, подводящий учащихся к пониманию выполняемых приемов операции.
При осознании трудовых действий важно придерживаться следующей методической последовательности. 1. Создание целевой установки на овладение операцией. 2. Объяснение назначения операции и анализ ее результатов, 3. Обсуждение в беседе демонстрируемого учителем правильно ор 4. Показ учителем рабочего приема с объяснением трудовых дей 5. Просмотр записей видеосюжета, демонстрирующих действия 6. Изучение плаката с описанием последовательности трудовых У. Повторная демонстрация приема перед его выполнением учащимися. 8. Первоначальное выполнение учащимися операции с проговари- 9. Запись учащимися в тетрадях основных технологических терми 10. Индивидуальная работа учащихся на последующих занятиях с Последующие занятия по отработке операций для лучшего понимания рациональных трудовых действий и вырабатываемых при этом приемов целесообразно начинать с повторения технологических понятий, отражающих назначение операции, правил ее выполнения, организации рабочего места, а также требований к правильной позе работающего.
вопросы и задания 1. 2. Распределите этапы формирования знаний на уроке в нужной последова
3. Рассмотрите условия и методическую последовательность формирования 4. Какие методические приемы повышают эффективность формирования Щ Рекомендуемая литература 1. 2. Мирский С. Л. Методика профессионально-трудового обучения во вспомо 3. Мирский С. Л. Формирование знаний у учащихся вспомогательной школы 4» Мирский С. Л. Трудовое обучение во вспомогательной школе// Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе / под ред. В. В. Воронко-вой. М.: Школа-Пресс, 1994. 5= Пинский Б. И. Психология трудовой деятельности учащихся вспомогательной школы. М.: Просвещение, 1969. 6= Пинский Б. И. Формирование двигательных навыков учащихся вспомогательной школы. М.: Педагогика, 1977.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|