2. Формирование профессионально-трудовых навыков
В настоящее время существуют свыше двадцати формулировок определения навыка, суть которых сводится к тому, что навык есть автоматизированное действие, выработанное в процессе упражнений и подконтрольное сознанию. Производственный навык — это действие, доведенное до известной степени совершенства, выполняемое легко, быстро, экономно, с наивысшим результатом и наименьшим напряжением внимания, как бы автоматически. Профессиональные двигательные навыки в своем становлении проходят ряд фаз или этапов: осмысление (когнитив); пробные действия в процессе упражнений (формирование правильных приемов работы и создание оперативного образа), в результате чего происходит закрепление (автоматизация) навыка. Процессу формирования любых производственных навыков присущи пять общих принципов: объединение ряда частных движений в единое целое на основе совмещения во времени различных движений обеих рук; постепенное устранение излишних движений и изменение мышечной напряженности; перемещение внимания в процессе выпол- I лава 15. Психофизиологические основы трудовой деятельности... 227 няемой операции; установление определенного ритма рабочих движений; возможность произвольного изменения темпа работы, В соответствии с этим выделяют четыре основных этапа формирования навыков: □ предварительный, т. е. получение знания о предстоящем дейст D аналитический — овладение отдельными элементами действия и каждым рабочим движением; □ синтетический — объединение ряда движений в единое дейст □ автоматизация действия, когда создается возможность произ
Организуя процесс формирования профессионально-трудовых навыков у умственно отсталых учащихся, необходимо учитывать известные положения о влиянии условий обучения на их усвоение. За основу берутся внешние и внутренние условия формирования навы- К внешним условиям относятся: □ эффективность объяснения учителем трудовых приемов; □ организация системы упражнений; □ оценка учителем действий учащихся; D дифференцированный подход к учащимся; □ выявление результатов трудовых действий. В число внутренних условий формирования навыков входят: □ интеллектуальный уровень обучаемых (способность к форми □ уровень сенсорной чувствительности; □ наличие трудового опыта; □ самооценка трудовой деятельности; □ развитие самоконтроля трудовых действий; □ способность к переносу навыков; □ состояние двигательной сферы; □ энергетический потенциал личности (эмоции, работоспособ Обучение навыкам должно строиться на создании алгоритмов трудовых действий, операций для выработки осознанной регуляции трудовых приемов, что вызывает трудности в процессе обучения умственно отсталых школьников. 228 Раздел третий При разработке методики, направленной на повышение уровня понимания выполняемых учащимися трудовых операций прежде всего уделяют внимание функционально значимым элементам пространственного поля рабочего места и объекта труда. В качестве методических средств повышения эффективности осознания используют таблицы и плакаты, фото- и видеоматериалы, фиксирующие эталон рациональных приемов труда. Индивидуальным раздаточным материалом считают таблицы с описанием трудовых действий и возможных видов брака, перфокарты и кроссворды на обобщение знаний об определенной операции, а также цикл заданий с постепенным усложнением действий, подводящий учащихся к пониманию выполняемых приемов операции.
При осознании трудовых действий важно придерживаться следующей методической последовательности. 1. Создание целевой установки на овладение операцией. 2. Объяснение назначения операции и анализ ее результатов, 3. Обсуждение в беседе демонстрируемого учителем правильно ор 4. Показ учителем рабочего приема с объяснением трудовых дей 5. Просмотр записей видеосюжета, демонстрирующих действия 6. Изучение плаката с описанием последовательности трудовых У. Повторная демонстрация приема перед его выполнением учащимися. 8. Первоначальное выполнение учащимися операции с проговари- 9. Запись учащимися в тетрадях основных технологических терми 10. Индивидуальная работа учащихся на последующих занятиях с Последующие занятия по отработке операций для лучшего понимания рациональных трудовых действий и вырабатываемых при этом приемов целесообразно начинать с повторения технологических понятий, отражающих назначение операции, правил ее выполнения, организации рабочего места, а также требований к правильной позе работающего. I нава 15. Психофизиологические основы трудовой деятельности... 229 вопросы и задания 1. Какие знания сообщаются учащимся на уроках труда? 2. Распределите этапы формирования знаний на уроке в нужной последова
3. Рассмотрите условия и методическую последовательность формирования 4. Какие методические приемы повышают эффективность формирования Щ Рекомендуемая литература 1. Дулънев Г. М. Основы трудового обучения во вспомогательной школе. М.: 2. Мирский С. Л. Методика профессионально-трудового обучения во вспомо 3. Мирский С. Л. Формирование знаний у учащихся вспомогательной школы 4» Мирский С. Л. Трудовое обучение во вспомогательной школе// Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе / под ред. В. В. Воронко-вой. М.: Школа-Пресс, 1994. 5= Пинский Б. И. Психология трудовой деятельности учащихся вспомогательной школы. М.: Просвещение, 1969. 6= Пинский Б. И. Формирование двигательных навыков учащихся вспомогательной школы. М.: Педагогика, 1977.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|