1. Формирование знаний на уроках трудового обучения
Глава 15 Психофизиологические основы трудовой деятельности и механизм ее формирования 1. ФОРМИРОВАНИЕ ЗНАНИЙ НА УРОКАХ ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ В процессе профессионального трудового обучения особую роль играют практические знания о способах деятельности. Как уже отмечалось, знание — это выражение в словесной форме объективных свойств и связей окружающей человека действительности. 224 Раздел третий В содержание знаний, сообщаемых на уроках труда, включают: □ устройства орудий труда; □ правила работы; □ технико-технологические процессы; П сведения об организации труда на предприятиях; □ систематизация и классификация изучаемых предметов и явле При формировании знаний необходимо различать следующие понятия, сопутствующие данному процессу» Готовность учащихся к усвоению знаний бывает длительной и временной. Первая характеризуется уровнем развития приемов познавательной деятельности, наличием в памяти учащихся опорных знаний, с которыми может быть связан новый материал, положительным отношением школьников к познавательной деятельности. Временная готовность означает мобилизацию психофизических систем человека, обеспечивающую эффективные выполнения учебных действий в данный момент. Закрепление знаний - организация учебной деятельности, направленная на повышение уровня запоминания учебного материала. Наряду с установлением ассоциативных связей и приемами, обеспечивающими осмысленное запоминание, важным способом закрепления знаний является повторение. Повторение необходимо перед объяснением нового (для актуализации опорных знаний), после объяснения (на заключительном этапе урока) и при завершении учебной темы (на уроке повторения). Закрепление знаний также обеспечивается расположением «по спирали» изучаемого материала в учебных программах»
Обобщение знаний - отражение в сознании общих признаков предметов и явлений действительности. Сравнивая несколько предметов, можно выделить и обозначить словом их общие свойства. Обобщение обогащает личный опыт человека, способствует усвоению знаний. Понимание нового материала означает определение его «места» в системе ранее сложившихся связей. Не учитывая имеющихся у учащихся знаний, невозможно объяснить им новую информацию. Последующее повторение учебного материала не приводит к усвоению. Понятие — форма знания, которая отображает единичное и особенное, являющееся одновременно и всеобщим. Понятие одновременно выступает и как форма отражения материального объекта, и как средство его мысленного воспроизведения, построения, т. е. как особое мыслительное действие. Глава 15. Психофизиологические основы трудовой деятельности... 225 Поэтапное формирование знаний — способ организации усвоения знаний, лежащих в основе теории поэтапного формирования умственных действий. Включает активизацию ориентировочных действий, использование схематической наглядности и определенной последовательности действий учащихся. Для формирования знаний практической деятельности используют пять типичных ситуаций: □ поэтапное формирование знаний; □ лабораторные работы; □ наблюдение как практическую деятельность в ходе экскурсий; □ актуализацию знаний при выполнении учащимися практиче
Формирование знаний в процессе трудового обучения тесно связано с развитием речемыслительной деятельности. Речь — особый вид деятельности, присущий только человеку и заключающийся в способности выражать свою мысль словами. В процессе профессионально-трудового обучения у учащихся развивается как активный, так и пассивный словарный запас, связанный с профессиональной терминологией. Использование словарей различных видов, инструкций, описаний технологических процессов, перфокарт, магнитофонных записей специальных терминов, компьютерной и видеотехники, а также постоянные указания и разъяснения в процессе работы положительно сказываются на всех видах трудовой деятельности, содействуют организации их восприятия, развитию наблюдательности и внимания. Огромное значение для развития речи учащихся имеет связь уроков труда и русского языка, где профессиональная терминология может постоянно использоваться при изучении лексического и грамматического материала. Особую роль играют компьютерные программы профессионально-трудового обучения, которые способствуют, помимо эффективности формирования знаний и контроля над их уровнем, также и развитию осмысленного запоминания на основе формирования внутренней речи. Последовательность формирования знаний на уроках труда состоит из следующих этапов. 1. Определение учебной цели и создание познавательной мотива 2. Организация восприятия нового материала: а) развернутое объяснение сначала по схеме, потом по натуральным предметам или их заменителям (рисункам) с соотнесением элементов и свойств предметов с рисунком (схемой); 226 Раздел третий
б) сжатое изложение материала учителем по схеме (опорному плакату). 3. Практические действия учащихся с материальными или матери 4. Повторение формируемых знаний вслух, сначала по схеме, по 5. Мысленное представление учащимися схемы и повторение ин
6. Упражнения на образование логических связей: а) ответы на вопросы учителя. Например, «Что будет, если рабо б) вопросы учащихся друг другу и учителю. Если на каком-либо этапе обнаружится, что знание сформировались неполно или неправильно, то нужно повторить предыдущий этап.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|