1. Вербализация пространственных отношении
1. Вербализация пространственных отношении 1-й уровень. Учащийся практически полностью не способен к устному описанию пространственных отношений. 2-й уровень. Понимает небольшое число слов, означающих пространственные отношения, но сам не может обозначить эти отношения. 3-й уровень. Понимает более широкий круг слов, означающих пространственные отношения. Частично способен, но затрудняется их использовать при словесном определении реальных отношений. Допускает ошибки. 4-й уровень. Пространственные отношения определяет верно. Использует соответствующие слова. 2. Усвоение знаний 1-й уровень. Знания отсутствуют. 2-й уровень. Воспроизвести знание не может, наводящие вопросы не помогают, но способен отличить верные сведения от неверных. 3-й уровень. Знание воспроизводит, но не полностью. Помощь в виде наводящих вопросов использует успешно. Знание сохраняется удовлетворительно и в кратковременной, и долговременной памяти. 4-й уровень. Знание воспроизводит полностью и удерживает в долговременной памяти. Способен его использовать при усвоении новых знаний и в практической деятельности. 3. Организованность Этот комплексный параметр объединяет умение мобилизовать себя на восприятие объяснения учителя, дисциплинированность и ряд полезных привычек: предвидеть последствия своих действий, доводить начатое дело до конца, контролировать свою деятельность, соблюдать чувство дистанции с взрослыми, преодолевать конфликтные ситуации, сдерживать возбуждение и другие. 232 Раздел третий
Продуктивность обучения во многом зависит от умения ребенка мобилизовать свою психику на восприятие сообщений учителя. Овладение этим компонентом организованности можно распределить с ледующим образом: 1-й уровень. В урок включается только после неоднократных замечаний учителя. 2-й уровень. В начале урока не может сосредоточиться. После замечания учителя внимание нормализуется. 3-й уровень. Самостоятельно и быстро включается в учебную деятельность на уроке. Данное умение стало полезной привычкой. 4. Этапы формирования трудового действия 1-й уровень. Учащийся владеет знанием и первоначальным представлением о содержании приема трудового действия (получаемый результат, орудие труда, двигательная программа). По предложению учителя может находить серьезные ошибки в своей работе и отличать правильные трудовые движения от явно неправильных при наблюдении работы товарища, но сам допускает ошибки. В процессе работы сильно напрягается, движения замедленные, много лишних движений и «рысканий». 2-й уровень. Характерно уточнение образа действия. Учащийся различает более мелкие ошибки при стимулировании самоконтроля со стороны учителя. Крупные ошибки находит и исправляет самостоятельно. Контролирует себя главным образом с помощью зрения. Мышечный самоконтроль недостаточен. Сильно напрягается. Допускает меньше ошибок. Есть лишние движения и «рыскания». Периодически (до замечания учителя) допускает в работе неверные действия. Темп работы недостаточный. При увеличении темпа допускает значительные ошибки. 3-й уровень. Использует нормативно одобренные приемы работы. Лишние и неправильные движения отсутствуют или встречаются редко. Движения выполняет плавно и слитно, без излишнего напряжения. Ослаблен зрительный и усилен мышечный контроль работы. Внимание смещается с процесса действия (слежения за положением орудия труда, рук) на его результат. Темп работы относительно высокий.
В обобщении результатов проверки учитель делает краткие выводы об усвоении учебного материала по отдельным параметрам. К заключению прилагаются основные материалы, полученные в процессе проверки (таблицы оценок, опросные листы и т. п. ). Глава 16. Коррекционная направленность процесса трудовой подготовки... 233 2. МЕТОДЫ И ТЕХНОЛОГИЯ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ Педагогическая технология Педагогическая технология — это совокупность средств и методов воспроизведения теоретически обоснованных процессов обучения и воспитания, позволяющих успешно реализовать поставленные образовательные цели. Педагогическая технология предполагает соответствующее проектирование, при котором эти цели задаются достаточно однозначно и сохраняется возможность объективных поэтапных измерений и итоговой оценки достигнутых результатов. Принципы коррекционно-развивающего обучения в процессе профессионально-трудовой подготовки заключаются в упрочении связей между полученными знаниями и навыками и выработке при этом мобильных умений, способных сориентировать учащегося в социуме и производственной сфере (социально-трудовая адаптация). К составляющим педагогической технологии обучения труду умственно отсталых школьников относятся: □ знание онтогенеза ученика и особенностей психофизиологии в □ типологизация учащегося в трудовом обучении для дифферен П подбор средств коррекции эмоционально-волевой сферы и сен-сомоторных процессов; П отбор оптимальных методов обучения с учетом целей и задач конкретного урока; П отбор технических средств обучения и эффективность их применения. Следовательно, технология обучения представляет собой совокупность факторов, влияющих на степень обученности учащихся. Естественно, в центре педагогического внимания должны стоять урок и воспитательное занятие как одни из основных форм обучения со всеми вытекающими дидактическими принципами специальной педагогики и психологии.
Коррекционная работа в трудовом обучении — это прежде всего организация обучения, стимулирующая умственное и физическое совершенствование учащихся педагогическими средствами. К основным направлениям ее относятся развитие способности школьников регу- 234 Раздел третий пировать свою деятельность и проявлять достаточно высокий уровень активности в учебном процессе. Решение коррекционных задач, с одной стороны, приближает адаптационные возможности умственно отсталых школьников к уровню нормально развивающихся детей и, с другой, позволяет успешно овладевать профессиональной деятельностью. Для повышения активности учащегося в учебно-трудовой деятельности прежде всего формируются положительные мотивы трудового обучения. Для этого на уроках труда создается проблемная ситуация, благоприятный морально-психологический климат, воспитывается чувство ответственности и интерес к работе. К активизирующим факторам также относятся оценка работы учителем, самооценка, взаимооценка учащимися, контроль учебной деятельности и ее результатов, обсуждение перспектив трудоустройства и самостоятельности работы выпускников школы. Активность школьников в практической работе определяется ее доступностью, состоянием и техническим уровнем орудий труда, интересами учащихся, а также рядом внешних по отношению к деятельности условий (состав учебной группы, оплата труда, профориентированность и т. п. ). Осознанная регуляция трудовой деятельности учащихся в основном обусловлена их способностью усваивать и применять на практике технико-технологические знания. От приобретенных школьником знаний в первую очередь зависит точность усвоения цели предстоящей деятельности (целеобразование). Трудности целеобразования в практической деятельности умственно отсталых учащихся свидетельствуют об отсутствии педагогических технологий или слабости их применения. При формировании педагогических технологий в трудовом обучении учителю важно знать условия достижения целей коррекции.
Условия достижения целей коррекции в процессе трудового обучения Поставив перед учащимися задачу, например, выполнить определенную операцию или несложное изделие, учитель приступает к планированию целей исходя из своего методического арсенала и опыта работы. Образовательные цели предполагают объем изучаемого теоретического и практического материала в соответствии с учебной программой и календарно-тематическим планированием занятий. Воспитательные цели должны пронизывать собой весь процесс обучения и решения конкретных целей на данном уроке. На уроках Глава 16. Коррекционная направленность процесса трудовой подготовки... 235 трудового обучения этим целям подчинено все: эстетическое оформление мастерской, порядок организации занятий, внешний вид учителя и спецодежда учащихся, а главное, взаимоотношения, складывающиеся между учащимися и самим педагогом. Ведущий показатель воспитательной работы на уроках труда — привычка с усердием и желанием работать. Сложнее обстоит дело с планированием коррекционных целей урока. Без знаний основ специальной педагогики и психологии, а также психофизических особенностей умственно отсталых школьников невозможна эффективная организация коррекционной работы с ними. Коррекционные цели базируются на знании учителем основных дефектов психофизического развития учащегося и использовании индивидуального и дифференцированного подходов в обучении. Руководствуясь схемой (рис. 2), учитель трудового обучения может творчески осмыслить и грамотно сформулировать коррекционные цели урока, без которых невозможен процесс коррекционно-раз-вивающего обучения в целом. Коррекционная школа должна так строить систему профессональ-но-трудовой подготовки учащихся, чтобы часть материала учебных программ стала достоянием их личности, т. е. могла произвольно использоваться в разных производственных условиях. Это позволит воспитанникам коррекционной школы в какой-то мере приобрести такое качество, как мобильность в поведении и трудовой деятельности, т. е. находить и при необходимости менять свое рабочее место в существующих экономических условиях. При решении задачи социально-трудовой адаптации умственно отсталых школьников учитывается ряд основных факторов технологии коррекционно-развивающего обучения.
Исходя из концепции специального образования: П коррекционно-педагогическая работа должна занимать центральное положение в системе; □ коррекция должна находиться на перекрестке составных частей □ по объему и значимости коррекционно-педагогического про □ коррекция как социальная система должна иметь самостоятель Щ Контрольные вопросы и задания 1. Какие стороны трудовой деятельности легли в основу выявления типоло 2. На основании предложенных критериев дифференции учащихся в трудо 3„ Что входит в понятие «педагогическая технология» применительно к трудовому обучению? Рассмотрите ее составляющие с точки зрения реализации принципа коррекционно-развивающего обучения. 4. Решение каких задач трудового обучения обеспечивается коррекционной 5. Какие условия необходимы для решения задачи коррекционной направ EJ Рекомендуемая литература 1. Дулънев Г. М. Основы трудового обучения во вспомогательной школе. М.: 2. МирскийС. Л. Особенности профессионального обучения во вспомога 3. Мирский С. Л. Индивидуальный подход к учащимся вспомогательной шко 4. Типологические особенности учащихся вспомогательной школы в трудо Глава 16. Коррекционная направленность процесса трудовой подготовки... 237
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|