Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

3. Направления воспитательной работы




РАЗДЕЛ ЧЕТВЕРТЫЙ

ВОПРОСЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЕ VIII ВИДА

Обучение и воспитание — это сущностные функции образо­вательного процесса. Сущностные, потому что именно эти два аспекта единого процесса развития человека стали глав­ными и фактически выступили структурными признаками в строении теоретической педагогики — дидактики и теории воспитания. Функции, потому что воспитание и обучение — это основные проявления образовательного процесса1.

Глава 17


Процесс воспитания

Понятие «воспитание» — одно из ведущих в педагогике и употреб­ляется как в широком, так и в узком значении. Воспитание в широком смысле рассматривается как общественное явление, как воздействие общества на личность. В данном случае воспитание отождествляется с социализацией. Воспитание в узком смысле рассматривается как спе­циально организованная деятельность педагогов и воспитанников по реализации целей воспитания в условиях педагогического процесса. В этом случае деятельность педагогов называется воспитательной ра­ботой.

Традиционно процесс воспитания рассматривают как деятельность по передаче новым поколениям общественно-исторического опыта; планомерное и целенаправленное воздействие на сознание и поведе­ние человека с целью формирования определенных установок, поня­тий, принципов, ценностных ориентации, обеспечивающих необходи­мые условия для его развития, подготовки к общественной жизни и производительному труду.

На современном этапе происходит переосмысление ценностей, что связано со становлением новых общественно-экономических условий в нашей стране. Возросшее внимание государства к проблеме форми-

L Ежеленко В. Б. Новая педагогика массовой школы. СПб., 2005.


 


238                                                                                                     Раздел четвертый


рования «нового человека» требует совершенствования системы вос­питания, т. е. не только качественного изменения деятельности обра­зовательных учреждений, но и переориентации всех институтов об­щества на усиление внимания, уважения к каждому растущему человеку как самостоятельной личности. Сегодня наиболее оправдан такой подход к организации воспитательной работы, при котором вся совокупность воспитательных средств направлена на формирование у каждого конкретного воспитанника разумного представления собст­венного варианта жизни, способность управлять своим поведением с опорой на существующие стандарты, нормы и законы общества.

Научно-организованное воспитание или специально организован­ная воспитательная работа позволяет целенаправленно управлять процессом развития личности. Там, где есть воспитание, учитываются движущие силы развития, возрастные и индивидуальные особенности детей; используются положительные влияния общественной и при­родной среды, а отрицательные или неблагоприятные факторы воз­действия внешней среды ослабляются или сглаживаются; ребенок раньше оказывается способным к самовоспитанию.

1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ВОСПИТАНИЯ

Исходя из общих целей и задач воспитания подрастающего поко­ления и опираясь на собственные задачи, коррекционная школа VIII вида определяет цель воспитания как подготовку к жизни челове­ка, физически и нравственно способного самостоятельно жить в со­временном мире. Безусловно, эта цель оправдана только для школь­ников с легкой умственной отсталостью. В отношении же воспитанни­ков, не способных к самостоятельной жизни, можно говорить лишь об их социальной адаптации. В дальнейшем мы будем иметь в виду лишь учащихся с легкой умственной отсталостью, которые составляют ос­новной контингент школы VIII вида.

Исходя из целей воспитания, которые изначально дифференциро­ваны в зависимости от различных групп учащихся, можно сформули­ровать следующие задачи воспитания умственно отсталых школьни­ков, имеющих нарушения интеллектуального развития:

□ коррекция всех компонентов психофизического, интеллекту­
ального, личностного развития ребенка, имеющего нарушения
в развитии;

□ разностороннее развитие учащихся;

□ повышение значимости интеллекта в поведении учеников в раз­
личных ситуациях и в процессе различных видов деятельности;

Глава 17. Процесс воспитания                                                                                     239


□ формирование умения жить в социуме, работать в коллективе;

□ воспитание у ребенка активности, самостоятельности, критич­
ности (самокритичности), формирование положительных от­
ношений между воспитанником и другими людьми (взрослыми,
сверстниками).

Поставленные задачи будут также решаться на разных уровнях, исходя из возможностей конкретных воспитанников.

2- ПРИНЦИПЫ ВОСПИТАНИЯ

Воспитание в коррекционной школе VIII вида подчиняется общим закономерностям и принципам, однако имеет свою специфику. Пере­числим принципы воспитания, присущие общеобразовательной шко­ле, которые будут актуальны и для учащихся с умственной отста­лостью:

П связь воспитания с жизнью, практикой;

□ общественная направленность воспитания;

□ опора на положительное в личности ребенка;

□ гуманизация воспитания;

□ личностный подход;

□ комплексность, целостность, единство всех компонентов воспи­
тательного процесса;

П педагогическое руководство и самостоятельная деятельность, активность школьников;

□ воспитание в коллективе и через коллектив;

□ единство действий и требований школы, семьи и обществен­
ности.

Кроме этого, для системы специальных учреждений специфичны следующие принципы воспитания:

□ коррекционная направленность воспитательного процесса,
предполагающая взаимосвязь обучения и воспитания, их един­
ство в процессе исправления недостатков психофизического
развития умственно отсталых школьников путем использова­
ния специальных методических приемов;

D доступность воспитания, т. е. организация воспитательного процесса на уровне реальных возможностей школьников в си­туациях, приближенных к реальным;

□ воспитание в труде, так как любая деятельность при условии ее
специальной организации способствует формированию у вос­
питанников таких личностных качеств, как трудолюбие, акку-

240                                                                                                     Раздел четвертый


ратность, дисциплинированность, умение доводить начатое де­ло до конца, взаимоуважение к другим членам группы и пр.; П индивидуальный и дифференцированный подходы к воспита­нию, реализация которых предполагает всестороннее изучение личности ученика и определение соответствующих мер воспи­тательного воздействия с учетом выявленных индивидуальных и типологических особенностей;

□ необходимость специального педагогического руководства в
формировании личности, так как только педагог, знающий
структуру нарушения (дефекта), может подобрать адекватное
содержание, а также формы, методы и средства воспитания,
обеспечивающие исправление или сглаживание дефектов раз­
вития ребенка;

□ уважение к личности ребенка в сочетании с разумной требова­
тельностью;

□ щадящий режим, предполагающий выполнение требований ох­
ранительного лечебно-педагогического режима, при котором
труд чередуется с отдыхом, предусмотрены медицинские проце­
дуры, и пр.

3. НАПРАВЛЕНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

В настоящее время увеличивается число вариативных форм про­цесса воспитания в коррекционных школах VIII вида. Есть попытки создать региональные воспитательные системы, обеспечивающие школьникам благоприятные условия для выбора планов и программ создания своей жизни. Однако традиционные направления воспита­тельной работы с учащимися таких школ не потеряли своей актуаль­ности и должны быть реализованы.

К этим направлениям относятся:

□ гражданское воспитание;
П нравственное воспитание;
П экологическое воспитание;

□ физическое воспитание;

□ трудовое воспитание;

□ эстетическое воспитание.

Работая в этих направлениях, воспитатель должен предусмотреть возможности умственного воспитания учащихся, что напрямую связа­но с такой специфической задачей учреждений данного вида, как кор­рекция психики воспитанников.

Глава 17. Процесс воспитания                                                                                     241


Гражданское воспитание

В процессе гражданского воспитания у учащихся формируют взгляды и убеждения, патриотические чувства, прививают культуру межнационального общения (интернационализма), что способствует становлению и развитию любви к Родине. В структуре гражданского воспитания можно выделить как особо значимые следующие виды:

патриотическое воспитание, направленное на формирование
патриотизма как качества личности, проявляющегося в любви к
своему Отечеству, готовности служить своей Родине. Патриоти­
ческое воспитание сопровождает процесс включения учащихся
в активный созидательный труд на благо своей школы, города
(села), Родины. С содержательной точки зрения оно способст­
вует бережному отношению к истории отечества, к его культур­
ному наследию, к обычаям и традициям народа; любви к малой
родине, к своим родным местам; установлению братских, дру­
жественных отношений с представителями других стран и наро­
дов;

правовое воспитание, которое заключается в формировании у
учащихся правовых знаний, ответственного отношения к со­
блюдению законов, единства правового сознания и поведения.
Важно довести до сознания учеников требования правовых
норм, добиться того, чтобы эти требования приобрели для них
личностный смысл, стали руководством в повседневном по­
ведении.

< \

Нравственное (нравственно-этическое) воспитание

Такой вид воспитания направлен на формирование нравственных понятий и убеждений, составляющих понятие морали (этики). Ста­новление нравственных чувств и привычек поведения в дальнейшем способствует закреплению определенных черт воли и характера. От того, как освоена и принята воспитанником мораль, в какой мере он соотносит свои убеждения и поведение с действующими моральными нормами и принципами, зависит уровень его нравственности. Иначе говоря, чтобы выпускник школы VIII вида был нравственным челове­ком, необходимо привить ему такие качества и свойства личности, как доброта, порядочность, честность, правдивость, справедливость, веж­ливость, трудолюбие, дисциплинированность, регулирующие его по­ведение в различных жизненных ситуациях.

242                                                                                                     Раздел четвертый


 


Важной составляющей нравственного воспитания является куль­тура поведения, которая включает культуру общения, культуру внеш­ности, культуру речи и бытовую культуру.

Формируя нравственного человека, необходимо уделить должное внимание половому воспитанию, которое изначально существенно влияет на формирование культуры поведения мальчиков и девочек и предопределяет стиль отношений между мужчиной и женщиной, му­жем и женой, отцом и матерью в дальнейшем.

Экологическое воспитание

Этот процесс направлен на формирование экологических знаний, любви к природе и бережного отношения к ней.

Физическое воспитание

Такой вид воспитания способствует укреплению здоровья и содей­ствует физическому развитию организма. Оно направлено на форми­рование у учащихся специальных двигательных навыков и умений, развитие волевых качеств личности и пр.

Трудовое воспитание

Такой вид воспитания способствует закреплению политехнических основ профессионально-технических знаний, навыков, умений; по­требности трудиться; профессиональной ориентации учащихся. Важ­ной составной частью его является экономическое воспитание, подго­тавливающее воспитанников ко вступлению в социально-экономиче­ские отношения, существующие в современном обществе.

Эстетическое воспитание

Этот процесс способствует развитию умения воспринимать пре­красное в природе, искусстве и обществе; формирует эстетические знания, суждения и оценки; развивает художественный вкус и творче­ские способности детей.

4, МЕТОДЫ И СРЕДСТВА ВОСПИТАНИЯ

Методы воспитания ~ это совокупность специфических способов и приемов воспитательной работы, которые используются в процессе формирования личностных качеств для развития потребностно-моти-вационной сферы и сознания учащихся, для выработки навыков и

Глава 17. Процесс воспитания                                                                                    243

 

привычек поведения, а также для его коррекции и совершенствова­ния. &

Средства воспитания — это те конкретные мероприятия или фор­мы воспитательной работы (беседы, собрания, вечера... ), виды де­ятельности учащихся (учебные занятия, предметные кружки, конкур-сы... ), а также предметы (картины, кинофильмы... ), которые исполь­зуются в процессе реализации того или иного метода.

Методы и средства воспитания тесно связаны между собой, однако их следует различать. Метод воспитания реализуется через деятель­ность педагога (учителя, воспитателя), средство же может влиять вне ее (например, чтение книг, газет, журналов или просмотр фильмов и телепередач).

Существуют различные классификации методов воспитания. Для практической работы воспитателя коррекционной школы VIII вида важны следующие группы методов, с помощью которых:

□ формируются взгляды (представления, понятия) воспитуемых,
т. е. убеждение, положительный пример;

□ организуется деятельность воспитуемых, т. е. упражнение (при­
учение), требование, контроль за поведением;

□ оказывается помощь воспитуемым в регуляции их поведения и
оцениваются поступки учащихся, т. е. одобрение (поощрение),
осуждение (наказание), переключение на другие виды деятель­
ности»

Рассмотрим более подробно названные методы воспитания и назо­вем те средства, которые используются в процессе реализации того или иного из них.

Метод убеждения выражается в эмоциональном и глубоком разъ­яснении сущности социальных и духовных отношений, норм и правил поведения, в развитии сознания и чувств формирующейся личности. В воспитательном процессе не должно быть места скучной и одно­образной назидательности, так как постоянные нравоучения, «одер­гивания» травмируют психику детей, и без того ослабленную, и могут скорее привести к негативному отношению, чем к положительному результату. Поэтому необходимо не просто говорить, а в яркой, инте­ресной и доступной форме (с учетом дефекта и возраста воспитанни­ков) разъяснить детям смысл происходящих событий и моральных требований. Конечным результатом этого процесса (убеждение как процесс) должно быть формирование твердой, осмысленной и эмоци­онально пережитой точки зрения на различные вопросы отношения к окружающему миру»

244                                                                                                     Раздел четвертый


Средства метода убеждения: учебная работа; разъяснительные ин­дивидуальные и коллективные беседы; утренники; встречи с ветерана­ми, людьми, которые добились успехов в трудовой деятельности, и пр.

Метод положительного примера близок к методу убеждения и ос­нован на подражательности детей, их стремлении копировать в своем поведении те действия и поступки, которые им кажутся значительны­ми. В качестве объекта для подражания могут выступать сверстники, дети старшего возраста, родители и близкие люди, педагоги. Учиты­вая слабую критичность и самокритичность детей с нарушением ин­теллектуального развития, воспитатель должен предупредить стихий­ное, неосознанное подражание и помочь воспитанникам вычленить в социуме объекты, которые могут служить положительными приме­рами.

Метод упражнений {приучение) подразумевает многократное по­вторение действий и поступков учащихся для образования и закреп­ления у них необходимых навыков, привычек поведения и деятель­ности. Этот метод наиболее актуален для детей, имеющих отклонения в развитии, так как позволяет целенаправленно формировать их соб­ственный практический опыт.

Средства метода упражнений: различные формы учебной работы; разнообразные внеклассные мероприятия (общественные поручения, игра, труд, культурно-массовая работа); общение как особый вид де­ятельности, в процессе которого учащиеся путем упражнений и приучения отрабатывают культуру общения, навыки и привычки веж­ливости, правдивости, честности и т. п. Иначе говоря, всякая практи­ческая деятельность учащихся, если она соответствующим образом организована, является средством метода упражнений (приучения).

Чтобы процесс выработки определенных навыков и привычек по­ведения имел развивающую направленность, важно соблюдать сле­дующую последовательность.

1. Постановка воспитательной задачи и побуждение потребности
учащихся в том или ином виде деятельности.

2. Разъяснение способов деятельности и вооружение учащихся со­
ответствующими знаниями для развития их сознания.

3. Демонстрация решения практической задачи.

4. Организация первоначального воспроизведения учащимися по­
казанных действий (образцов поведения).

5. Последующая тренировка в совершенствовании и закреплении
способов деятельности.

Глава 17. Процесс воспитания                                                                                      245


6. Предъявление требований к учащимся в совершенствовании ор­
ганизуемых упражнений.

7. Напоминание и контроль над действием (поведением).

Воспитатель должен помнить, что в процессе формирования у де­тей навыков и привычек поведения должны повторяться не только действия и поступки, но и вызывающие их потребности и мотивы, т. е. те внутренние стимулы, которыми определяется поведение личности.

Метод требования представляет собой способ непосредственного побуждения учащихся к тем или иным действиям, направленным на улучшение поведения. Эффективность его использования напрямую зависит от благожелательных отношений между воспитанниками и педагогами.

Средства метода требования: просьба; тактичные указания и рас­поряжения педагогов.

Метод контроля сводится к наблюдению за деятельностью и пове­дением учащихся для побуждения их к соблюдению установленных правил, а также к выполнению предъявляемых требований или зада­ний.

Средства метода контроля: повседневное наблюдение за поведе­нием и работой учащихся; индивидуальные беседы о выполнении по­лученных заданий или поручений; отчеты детей перед своими товари­щами (например, на специальных собраниях и пр. ) о своей работе и дисциплине.

Методы требования и контроля наиболее актуальны для детей с нарушением познавательной деятельности, которые, в отличие от де­тей с нормальным интеллектуальным развитием, не только труднее воспринимают новую информацию, но и быстрее забывают ее. Поэто­му таким детям, чтобы усвоить тот или иной навык (привычку пове­дения), требуется длительное (детальное, поэтапное) объяснение и многократные упражнения для закрепления этого умения. И именно методы требования и контроля будут способствовать переходу фор­мируемого навыка в устойчивое образование, то е, в личностное каче­ство.

Методы одобрения и осуждения являются достаточно тонкими, но действенными методами воспитания. С их помощью удается значи­тельно влиять на коррекцию поведения школьников.

Одобрение есть не что иное, как признание, положительная оценка действий или поступков ученика педагогом или коллективом товари­щей, выражаемые публично или в личной форме.

Средства метода одобрения: личная похвала педагога; похвала в присутствии сверстников; благодарность педагога (возможна в прика-

246                                                                                                     Раздел четвертый


зе по школе); награждение (книгами, похвальными грамотами и др. ); доска почета и пр.

Метод осуждения выражается в неодобрении и отрицательной оценке действий и поступков личности, которые противоречат нор­мам и правилам поведения.

Средства метода осуждения: замечание педагога, устный выговор, вызов для внушения на заседание школьного педагогического совета и пр.

Работая с детьми, имеющими нарушение интеллектуального раз­вития, воспитатель должен шире использовать метод одобрения для стимуляции их деятельности и очень осторожно — метод осуждения. Одобрение (поощрение) наиболее действенно для младших школьни­ков, причем не только для отдельных учащихся, но и для коллективов. Всякое же осуждение должно сопровождаться анализом неблаговид­ного поступка и его оценкой, учитывающей причину. Например, если действие, вызывающее осуждение, совершено учеником необдуманно, случайно, то можно ограничиться разъяснительной беседой, упреком; совсем иные меры педагогического воздействия следует использовать, если то же действие совершено намеренно.

Несмотря на действенность методов одобрения и осуждения, их высокую результативность, воспитатель должен всегда помнить, что неправильное или слишком широкое использование этих методов мо­жет привести к негативным результатам.

Метод переключения на другие виды деятельности рекомендуется при односторонней увлеченности учащихся той или иной деятельно­стью, которая нередко способствует формированию негативного по­ведения (например, шалости на переменах, нездоровые игры и пр. ). В этих случаях запреты и увещевания не всегда эффективны. В таких ситуациях метод переключения с одного вида деятельности на другие способствует формированию нового стереотипа поведения. В вос­питательных же целях он позволяет, например, сгладить появившую­ся у ребенка обиду, ослабить угнетающее воздействие неудачи или плохого настроения и пр., а также преодолеть упрямство учащихся, когда метод требования не дает результата.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...