3. Направления воспитательной работы
РАЗДЕЛ ЧЕТВЕРТЫЙ ВОПРОСЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЕ VIII ВИДА Обучение и воспитание — это сущностные функции образовательного процесса. Сущностные, потому что именно эти два аспекта единого процесса развития человека стали главными и фактически выступили структурными признаками в строении теоретической педагогики — дидактики и теории воспитания. Функции, потому что воспитание и обучение — это основные проявления образовательного процесса1. Глава 17 Процесс воспитания Понятие «воспитание» — одно из ведущих в педагогике и употребляется как в широком, так и в узком значении. Воспитание в широком смысле рассматривается как общественное явление, как воздействие общества на личность. В данном случае воспитание отождествляется с социализацией. Воспитание в узком смысле рассматривается как специально организованная деятельность педагогов и воспитанников по реализации целей воспитания в условиях педагогического процесса. В этом случае деятельность педагогов называется воспитательной работой. Традиционно процесс воспитания рассматривают как деятельность по передаче новым поколениям общественно-исторического опыта; планомерное и целенаправленное воздействие на сознание и поведение человека с целью формирования определенных установок, понятий, принципов, ценностных ориентации, обеспечивающих необходимые условия для его развития, подготовки к общественной жизни и производительному труду. На современном этапе происходит переосмысление ценностей, что связано со становлением новых общественно-экономических условий в нашей стране. Возросшее внимание государства к проблеме форми-
L Ежеленко В. Б. Новая педагогика массовой школы. СПб., 2005.
238 Раздел четвертый рования «нового человека» требует совершенствования системы воспитания, т. е. не только качественного изменения деятельности образовательных учреждений, но и переориентации всех институтов общества на усиление внимания, уважения к каждому растущему человеку как самостоятельной личности. Сегодня наиболее оправдан такой подход к организации воспитательной работы, при котором вся совокупность воспитательных средств направлена на формирование у каждого конкретного воспитанника разумного представления собственного варианта жизни, способность управлять своим поведением с опорой на существующие стандарты, нормы и законы общества. Научно-организованное воспитание или специально организованная воспитательная работа позволяет целенаправленно управлять процессом развития личности. Там, где есть воспитание, учитываются движущие силы развития, возрастные и индивидуальные особенности детей; используются положительные влияния общественной и природной среды, а отрицательные или неблагоприятные факторы воздействия внешней среды ослабляются или сглаживаются; ребенок раньше оказывается способным к самовоспитанию. 1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ВОСПИТАНИЯ Исходя из общих целей и задач воспитания подрастающего поколения и опираясь на собственные задачи, коррекционная школа VIII вида определяет цель воспитания как подготовку к жизни человека, физически и нравственно способного самостоятельно жить в современном мире. Безусловно, эта цель оправдана только для школьников с легкой умственной отсталостью. В отношении же воспитанников, не способных к самостоятельной жизни, можно говорить лишь об их социальной адаптации. В дальнейшем мы будем иметь в виду лишь учащихся с легкой умственной отсталостью, которые составляют основной контингент школы VIII вида.
Исходя из целей воспитания, которые изначально дифференцированы в зависимости от различных групп учащихся, можно сформулировать следующие задачи воспитания умственно отсталых школьников, имеющих нарушения интеллектуального развития: □ коррекция всех компонентов психофизического, интеллекту □ разностороннее развитие учащихся; □ повышение значимости интеллекта в поведении учеников в раз Глава 17. Процесс воспитания 239 □ формирование умения жить в социуме, работать в коллективе; □ воспитание у ребенка активности, самостоятельности, критич Поставленные задачи будут также решаться на разных уровнях, исходя из возможностей конкретных воспитанников. 2- ПРИНЦИПЫ ВОСПИТАНИЯ Воспитание в коррекционной школе VIII вида подчиняется общим закономерностям и принципам, однако имеет свою специфику. Перечислим принципы воспитания, присущие общеобразовательной школе, которые будут актуальны и для учащихся с умственной отсталостью: П связь воспитания с жизнью, практикой; □ общественная направленность воспитания; □ опора на положительное в личности ребенка; □ гуманизация воспитания; □ личностный подход; □ комплексность, целостность, единство всех компонентов воспи П педагогическое руководство и самостоятельная деятельность, активность школьников; □ воспитание в коллективе и через коллектив; □ единство действий и требований школы, семьи и обществен Кроме этого, для системы специальных учреждений специфичны следующие принципы воспитания: □ коррекционная направленность воспитательного процесса,
D доступность воспитания, т. е. организация воспитательного процесса на уровне реальных возможностей школьников в ситуациях, приближенных к реальным; □ воспитание в труде, так как любая деятельность при условии ее 240 Раздел четвертый ратность, дисциплинированность, умение доводить начатое дело до конца, взаимоуважение к другим членам группы и пр.; П индивидуальный и дифференцированный подходы к воспитанию, реализация которых предполагает всестороннее изучение личности ученика и определение соответствующих мер воспитательного воздействия с учетом выявленных индивидуальных и типологических особенностей; □ необходимость специального педагогического руководства в □ уважение к личности ребенка в сочетании с разумной требова □ щадящий режим, предполагающий выполнение требований ох 3. НАПРАВЛЕНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В настоящее время увеличивается число вариативных форм процесса воспитания в коррекционных школах VIII вида. Есть попытки создать региональные воспитательные системы, обеспечивающие школьникам благоприятные условия для выбора планов и программ создания своей жизни. Однако традиционные направления воспитательной работы с учащимися таких школ не потеряли своей актуальности и должны быть реализованы.
К этим направлениям относятся: □ гражданское воспитание; □ физическое воспитание; □ трудовое воспитание; □ эстетическое воспитание. Работая в этих направлениях, воспитатель должен предусмотреть возможности умственного воспитания учащихся, что напрямую связано с такой специфической задачей учреждений данного вида, как коррекция психики воспитанников. Глава 17. Процесс воспитания 241 Гражданское воспитание В процессе гражданского воспитания у учащихся формируют взгляды и убеждения, патриотические чувства, прививают культуру межнационального общения (интернационализма), что способствует становлению и развитию любви к Родине. В структуре гражданского воспитания можно выделить как особо значимые следующие виды: □ патриотическое воспитание, направленное на формирование □ правовое воспитание, которое заключается в формировании у < \ Нравственное (нравственно-этическое) воспитание Такой вид воспитания направлен на формирование нравственных понятий и убеждений, составляющих понятие морали (этики). Становление нравственных чувств и привычек поведения в дальнейшем способствует закреплению определенных черт воли и характера. От того, как освоена и принята воспитанником мораль, в какой мере он соотносит свои убеждения и поведение с действующими моральными нормами и принципами, зависит уровень его нравственности. Иначе говоря, чтобы выпускник школы VIII вида был нравственным человеком, необходимо привить ему такие качества и свойства личности, как доброта, порядочность, честность, правдивость, справедливость, вежливость, трудолюбие, дисциплинированность, регулирующие его поведение в различных жизненных ситуациях.
242 Раздел четвертый
Важной составляющей нравственного воспитания является культура поведения, которая включает культуру общения, культуру внешности, культуру речи и бытовую культуру. Формируя нравственного человека, необходимо уделить должное внимание половому воспитанию, которое изначально существенно влияет на формирование культуры поведения мальчиков и девочек и предопределяет стиль отношений между мужчиной и женщиной, мужем и женой, отцом и матерью в дальнейшем. Экологическое воспитание Этот процесс направлен на формирование экологических знаний, любви к природе и бережного отношения к ней. Физическое воспитание Такой вид воспитания способствует укреплению здоровья и содействует физическому развитию организма. Оно направлено на формирование у учащихся специальных двигательных навыков и умений, развитие волевых качеств личности и пр. Трудовое воспитание Такой вид воспитания способствует закреплению политехнических основ профессионально-технических знаний, навыков, умений; потребности трудиться; профессиональной ориентации учащихся. Важной составной частью его является экономическое воспитание, подготавливающее воспитанников ко вступлению в социально-экономические отношения, существующие в современном обществе. Эстетическое воспитание Этот процесс способствует развитию умения воспринимать прекрасное в природе, искусстве и обществе; формирует эстетические знания, суждения и оценки; развивает художественный вкус и творческие способности детей. 4, МЕТОДЫ И СРЕДСТВА ВОСПИТАНИЯ Методы воспитания ~ это совокупность специфических способов и приемов воспитательной работы, которые используются в процессе формирования личностных качеств для развития потребностно-моти-вационной сферы и сознания учащихся, для выработки навыков и Глава 17. Процесс воспитания 243
привычек поведения, а также для его коррекции и совершенствования. & Средства воспитания — это те конкретные мероприятия или формы воспитательной работы (беседы, собрания, вечера... ), виды деятельности учащихся (учебные занятия, предметные кружки, конкур-сы... ), а также предметы (картины, кинофильмы... ), которые используются в процессе реализации того или иного метода. Методы и средства воспитания тесно связаны между собой, однако их следует различать. Метод воспитания реализуется через деятельность педагога (учителя, воспитателя), средство же может влиять вне ее (например, чтение книг, газет, журналов или просмотр фильмов и телепередач). Существуют различные классификации методов воспитания. Для практической работы воспитателя коррекционной школы VIII вида важны следующие группы методов, с помощью которых: □ формируются взгляды (представления, понятия) воспитуемых, □ организуется деятельность воспитуемых, т. е. упражнение (при □ оказывается помощь воспитуемым в регуляции их поведения и Рассмотрим более подробно названные методы воспитания и назовем те средства, которые используются в процессе реализации того или иного из них. Метод убеждения выражается в эмоциональном и глубоком разъяснении сущности социальных и духовных отношений, норм и правил поведения, в развитии сознания и чувств формирующейся личности. В воспитательном процессе не должно быть места скучной и однообразной назидательности, так как постоянные нравоучения, «одергивания» травмируют психику детей, и без того ослабленную, и могут скорее привести к негативному отношению, чем к положительному результату. Поэтому необходимо не просто говорить, а в яркой, интересной и доступной форме (с учетом дефекта и возраста воспитанников) разъяснить детям смысл происходящих событий и моральных требований. Конечным результатом этого процесса (убеждение как процесс) должно быть формирование твердой, осмысленной и эмоционально пережитой точки зрения на различные вопросы отношения к окружающему миру» 244 Раздел четвертый Средства метода убеждения: учебная работа; разъяснительные индивидуальные и коллективные беседы; утренники; встречи с ветеранами, людьми, которые добились успехов в трудовой деятельности, и пр. Метод положительного примера близок к методу убеждения и основан на подражательности детей, их стремлении копировать в своем поведении те действия и поступки, которые им кажутся значительными. В качестве объекта для подражания могут выступать сверстники, дети старшего возраста, родители и близкие люди, педагоги. Учитывая слабую критичность и самокритичность детей с нарушением интеллектуального развития, воспитатель должен предупредить стихийное, неосознанное подражание и помочь воспитанникам вычленить в социуме объекты, которые могут служить положительными примерами. Метод упражнений {приучение) подразумевает многократное повторение действий и поступков учащихся для образования и закрепления у них необходимых навыков, привычек поведения и деятельности. Этот метод наиболее актуален для детей, имеющих отклонения в развитии, так как позволяет целенаправленно формировать их собственный практический опыт. Средства метода упражнений: различные формы учебной работы; разнообразные внеклассные мероприятия (общественные поручения, игра, труд, культурно-массовая работа); общение как особый вид деятельности, в процессе которого учащиеся путем упражнений и приучения отрабатывают культуру общения, навыки и привычки вежливости, правдивости, честности и т. п. Иначе говоря, всякая практическая деятельность учащихся, если она соответствующим образом организована, является средством метода упражнений (приучения). Чтобы процесс выработки определенных навыков и привычек поведения имел развивающую направленность, важно соблюдать следующую последовательность. 1. Постановка воспитательной задачи и побуждение потребности 2. Разъяснение способов деятельности и вооружение учащихся со 3. Демонстрация решения практической задачи. 4. Организация первоначального воспроизведения учащимися по 5. Последующая тренировка в совершенствовании и закреплении Глава 17. Процесс воспитания 245 6. Предъявление требований к учащимся в совершенствовании ор 7. Напоминание и контроль над действием (поведением). Воспитатель должен помнить, что в процессе формирования у детей навыков и привычек поведения должны повторяться не только действия и поступки, но и вызывающие их потребности и мотивы, т. е. те внутренние стимулы, которыми определяется поведение личности. Метод требования представляет собой способ непосредственного побуждения учащихся к тем или иным действиям, направленным на улучшение поведения. Эффективность его использования напрямую зависит от благожелательных отношений между воспитанниками и педагогами. Средства метода требования: просьба; тактичные указания и распоряжения педагогов. Метод контроля сводится к наблюдению за деятельностью и поведением учащихся для побуждения их к соблюдению установленных правил, а также к выполнению предъявляемых требований или заданий. Средства метода контроля: повседневное наблюдение за поведением и работой учащихся; индивидуальные беседы о выполнении полученных заданий или поручений; отчеты детей перед своими товарищами (например, на специальных собраниях и пр. ) о своей работе и дисциплине. Методы требования и контроля наиболее актуальны для детей с нарушением познавательной деятельности, которые, в отличие от детей с нормальным интеллектуальным развитием, не только труднее воспринимают новую информацию, но и быстрее забывают ее. Поэтому таким детям, чтобы усвоить тот или иной навык (привычку поведения), требуется длительное (детальное, поэтапное) объяснение и многократные упражнения для закрепления этого умения. И именно методы требования и контроля будут способствовать переходу формируемого навыка в устойчивое образование, то е, в личностное качество. Методы одобрения и осуждения являются достаточно тонкими, но действенными методами воспитания. С их помощью удается значительно влиять на коррекцию поведения школьников. Одобрение есть не что иное, как признание, положительная оценка действий или поступков ученика педагогом или коллективом товарищей, выражаемые публично или в личной форме. Средства метода одобрения: личная похвала педагога; похвала в присутствии сверстников; благодарность педагога (возможна в прика- 246 Раздел четвертый зе по школе); награждение (книгами, похвальными грамотами и др. ); доска почета и пр. Метод осуждения выражается в неодобрении и отрицательной оценке действий и поступков личности, которые противоречат нормам и правилам поведения. Средства метода осуждения: замечание педагога, устный выговор, вызов для внушения на заседание школьного педагогического совета и пр. Работая с детьми, имеющими нарушение интеллектуального развития, воспитатель должен шире использовать метод одобрения для стимуляции их деятельности и очень осторожно — метод осуждения. Одобрение (поощрение) наиболее действенно для младших школьников, причем не только для отдельных учащихся, но и для коллективов. Всякое же осуждение должно сопровождаться анализом неблаговидного поступка и его оценкой, учитывающей причину. Например, если действие, вызывающее осуждение, совершено учеником необдуманно, случайно, то можно ограничиться разъяснительной беседой, упреком; совсем иные меры педагогического воздействия следует использовать, если то же действие совершено намеренно. Несмотря на действенность методов одобрения и осуждения, их высокую результативность, воспитатель должен всегда помнить, что неправильное или слишком широкое использование этих методов может привести к негативным результатам. Метод переключения на другие виды деятельности рекомендуется при односторонней увлеченности учащихся той или иной деятельностью, которая нередко способствует формированию негативного поведения (например, шалости на переменах, нездоровые игры и пр. ). В этих случаях запреты и увещевания не всегда эффективны. В таких ситуациях метод переключения с одного вида деятельности на другие способствует формированию нового стереотипа поведения. В воспитательных же целях он позволяет, например, сгладить появившуюся у ребенка обиду, ослабить угнетающее воздействие неудачи или плохого настроения и пр., а также преодолеть упрямство учащихся, когда метод требования не дает результата.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|