1. Организация индивидуального
Глава 16 Коррекционная направленность процесса трудовой подготовки учащихся коррекционной школы VIII вида 1. ОРГАНИЗАЦИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОГО И ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ПОДХОДОВ НА ОСНОВЕ КОМПЛЕКСНОГО ИЗУЧЕНИЯ ТРУДОВЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ И СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ Прежде чем говорить о коррекции индивидуальных недостатков учащихся, рассмотрим типологию их недостатков, учитывая целевую, энергетическую и исполнительную стороны их трудовой деятельности. Целевую сторону обеспечивают особенности учащихся, связанные с процессами понимания заданной цели (целеобразования), сбора -и 230 Раздел третий объединения всех данных, нужных для выполнения задания, планирование предстоящих действий, изменения планов и целей в ходе исполнения. Свойства энергетической стороны, отражающие активизацию деятельности, проявляются в эмоциях и чувствах, способности к волевому усилию, в выносливости (утомляемости). Активизация деятельности зависит также от силы (действенности) соответствующих мотивов. Однако система мотивов служит не только энергетическим, но и направляющим фактором, т. е. содержит свойства, относящиеся также и к целевой стороне деятельности. Развитие свойств энергетической стороны в значительной мере определяется уровнем работоспособности ребенка в обучении. Но работоспособность, как и мотивация, целиком лежит в плоскости энергетической стороны деятельности, так как утомление проявляется и в нарушении механизмов исполне-я«ия. Свойства исполнительной стороны, отражающие реализацию планов, проявляются в практическом преобразовании исходного продукта труда, в соотнесении реальных действий и их результатов с представляемыми и мыслимыми (самоконтроль). Физиологический уровень исполнительной стороны деятельности отражают свойства зрительной, слуховой и двигательной систем, участвующих в самоконтроле и исполнении.
Индивидуальные возможности школьника в трудовом обучении определяются путем комплексной оценки развития свойств каждой из сторон деятельности. При этом различают два уровня развития свойств. К первому (низкому) уровню относятся такие состояние и динамика развития свойств, при которых эффективное обучение возможно лишь при систематическом применении дифференцированного подхода к учащемуся. Второй уровень (относительно высокий) соответствует способностям, позволяющим школьнику усваивать учебный материал во фронтальной работе. Принятые критерии и два уровня развития по каждому из них дают основания для дифференциации учащихся на типологические группы. К первой типологической группе относятся учащиеся, в основном успешно справляющиеся с обучением во фронтальной работе без систематического применения дифференцированного подхода. Для школьников второго типа характерны относительно глубокие нарушения целевой стороны деятельности на фоне более сохранных свойств исполнительной и энергетической сторон. i лава 16. Коррекционная направленность процесса трудовой подготовки... 231 К третьему типу относятся учащиеся, основные нарушения которых лежат в плоскостях целевой и энергетической сторон деятельности. Учащимся четвертого типа присуще сочетание более глубокого нарушения всех сторон трудовой деятельности. Для этих учащихся требуются особые формы коррекционной работы. Для оценки уровней развития могут быть предложены следующие критерии:
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|