2. Коррекционная направленность воспитания учащихся
Глава 19 Воспитание умственно отсталых в коллективе 1. СОЦИАЛЬНАЯ РОЛЬ ДЕТСКОГО КОЛЛЕКТИВА В педагогике коллектив рассматривается как одно из эффективных средств воспитания, характеризуемое четкой системой сотрудничества, взаимопомощи, требовательности, дисциплины и ответственности каждого за всех и всех за каждого. Коллективизм подразумевает качество личности, основанное на сознательном соотношении личных и общественных интересов, что должно стать действенным регулятором поведения человека. В этой связи воспитанию учащихся в коллективе отводится особая роль, при этом ставка делается на индивидуальную работу, индивидуальный подход к каждому члену коллектива. Роль детского коллектива в коррекционной школе VIII вида, особенно в школе-интернате, весьма значительна. Ведь именно через коллективную деятельность умственно отсталые учащиеся на практике овладевают нравственными нормами поведения. Социальное развитие этих детей, понимание норм общественной морали, что необходимо для самостоятельной жизни и участия в общественном производстве, осуществляется в процессе жизни и развития ребенка в коллективе. Приобретенные в коллективе формы сотрудничества переходят в индивидуальные формы поведения ребенка. Это, как указывает 262 Раздел четвертый Л. С. Выготский, является принципом построения высших психических функций и их становления. Коллективная деятельность создает наиболее благоприятные условия для нравственного развития детей. При этом имеются широкие возможности для общения, обеспечивается равноправное положение детей в межличностных отношениях, возможность самоутверждения. В обучении умственно отсталых школьников это важнейшее направление воспитательной работы значительно осложнено, так как оно находится в прямой зависимости от специфики состава учащихся, что, в свою очередь, оказывает определяющее влияние на развитие коллектива.
Работая над созданием коллектива, учителя и воспитатели прежде всего организуют между детьми деловые и личные взаимоотношения. Успех этой работы зависит от того, насколько глубоко педагогические работники знают особенности и возможности каждого ребенка и как учитывают их в работе по формированию детского коллектива. Личностные и деловые отношения между умственно отсталыми детьми складываются весьма трудно и медленно. Эти дети, как правило, недостаточно коммуникабельны, им присущи неадекватность реакций, неспособность глубоко осознать характер своих отношений с окружающими. Для поведения умственно отсталых детей весьма характерно неумение понять интересы партнера по общению, в особенности соотнести свои конкретные личные интересы с общими интересами коллектива. Зачастую это во многом объясняется не только личностными особенностями, но и тем, что умственно отсталые школьники воспринимают общие интересы коллектива весьма абстрактно. В формировании коллектива учащихся коррекционной школы VIII вида одним из важных факторов является правильная организация учебно-трудовой деятельности. На протяжении всех лет обучения в школе она находится в центре внимания. От успехов или неудач в обучении зависит не только уровень интеллектуального развития ребенка. Под влиянием оценки учебной деятельности коллективом, окружающими детьми и взрослыми он переживает чувство радости или огорчения, и это не может не сказываться на воспитании личности. О результатах своего учебного труда умственно отсталый ученик судит прежде всего по высказываниям педагога, отношению к нему членов коллектива, так как в силу особенностей развития он не в состоянии объективно оценить свои учебные возможности и достижения. Таким образом, уже с самого начала обучения ребенок чувствует, что его
Глава 19. Воспитание умственно отсталых школьников в коллективе 263 личный учебный труд носит и общественный характер, что его успехи небезразличны окружающим. Большое значение в воспитании коллектива и личности в коллективе имеет правильная организация взаимопомощи детей. Сначала это могут быть простейшие формы, такие как помощь в подготовке рабочего места к уроку тем детям, которые не могут это сделать самостоятельно в силу недостаточной сформированное™ соответствующих навыков. В такой помощи могут нуждаться расторможенные или недисциплинированные дети. В этих случаях напоминание товарищей, их помощь или элементарный контроль будут способствовать выработке необходимых навыков. По мере приобретения детьми определенных знаний и умений наиболее сильных учеников можно привлекать и к оказанию помощи слабо успевающим (проверка записей в дневнике, выполнения письменных заданий, выученного стихотворения, работы с контурной картой). Взаимопомощь может иметь место и в других видах коллективной деятельности — в работе кружков, выполнении различных бытовых заданий, в общественно полезном труде, спортивных соревнованиях. Трудно переоценить воздействие коллектива на личность ребенка в процессе игровой деятельности. Здесь педагогу предоставляются большие возможности для наблюдения и изучения потенциальных возможностей умственно отсталых учащихся. Естественно, что все дети хотят участвовать в коллективной игровой деятельности. Однако личностные качества учащихся, различие интеллектуальных и физических возможностей влияют на их активность в игре, успешность участия в ней. Педагог должен видеть это и учитывать в своей работе. В игре создаются условия, позволяющие пробудить в детях чувство товарищества, взаимопомощи, дети учатся соотносить свои личные интересы с интересами коллектива, чувствуют свою причастность к общему делу.
Естественное желание самоутвердиться в коллективе может быть удовлетворено благодаря участию в художественной самодеятельности. Следует привлекать к ней как можно большее количество детей, находя для каждого доступное ему дело. Одни поют в хоре, играют в драмкружке, другие принимают участие в оформлении помещения, изготовлении костюмов, организации порядка. Вместе с тем от их общей деятельности по подготовке выступления зависит в целом успех коллектива художественной самодеятельности. Здесь наиболее естественно раскрываются потенциальные возможности детей, которые надо вовремя увидеть и поддержать, помочь им развиться. 264 Раздел четвертый 2. КОРРЕКЦИОННАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|