Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

2. Коррекционная направленность воспитания учащихся




Глава 19

Воспитание умственно отсталых в коллективе

1. СОЦИАЛЬНАЯ РОЛЬ ДЕТСКОГО КОЛЛЕКТИВА

В педагогике коллектив рассматривается как одно из эффективных средств воспитания, характеризуемое четкой системой сотрудничест­ва, взаимопомощи, требовательности, дисциплины и ответственности каждого за всех и всех за каждого.

Коллективизм подразумевает качество личности, основанное на сознательном соотношении личных и общественных интересов, что должно стать действенным регулятором поведения человека. В этой связи воспитанию учащихся в коллективе отводится особая роль, при этом ставка делается на индивидуальную работу, индивидуальный подход к каждому члену коллектива.

Роль детского коллектива в коррекционной школе VIII вида, осо­бенно в школе-интернате, весьма значительна. Ведь именно через коллективную деятельность умственно отсталые учащиеся на практи­ке овладевают нравственными нормами поведения. Социальное развитие этих детей, понимание норм общественной морали, что не­обходимо для самостоятельной жизни и участия в общественном про­изводстве, осуществляется в процессе жизни и развития ребенка в коллективе.

Приобретенные в коллективе формы сотрудничества переходят в индивидуальные формы поведения ребенка. Это, как указывает

262                                                                                                     Раздел четвертый


Л. С. Выготский, является принципом построения высших психиче­ских функций и их становления.

Коллективная деятельность создает наиболее благоприятные ус­ловия для нравственного развития детей. При этом имеются широкие возможности для общения, обеспечивается равноправное положение детей в межличностных отношениях, возможность самоутверждения. В обучении умственно отсталых школьников это важнейшее направ­ление воспитательной работы значительно осложнено, так как оно находится в прямой зависимости от специфики состава учащихся, что, в свою очередь, оказывает определяющее влияние на развитие кол­лектива.

Работая над созданием коллектива, учителя и воспитатели прежде всего организуют между детьми деловые и личные взаимоотношения. Успех этой работы зависит от того, насколько глубоко педагогические работники знают особенности и возможности каждого ребенка и как учитывают их в работе по формированию детского коллектива.

Личностные и деловые отношения между умственно отсталыми детьми складываются весьма трудно и медленно. Эти дети, как прави­ло, недостаточно коммуникабельны, им присущи неадекватность ре­акций, неспособность глубоко осознать характер своих отношений с окружающими. Для поведения умственно отсталых детей весьма ха­рактерно неумение понять интересы партнера по общению, в особен­ности соотнести свои конкретные личные интересы с общими инте­ресами коллектива. Зачастую это во многом объясняется не только личностными особенностями, но и тем, что умственно отсталые школьники воспринимают общие интересы коллектива весьма абст­рактно.

В формировании коллектива учащихся коррекционной школы VIII вида одним из важных факторов является правильная организа­ция учебно-трудовой деятельности. На протяжении всех лет обучения в школе она находится в центре внимания. От успехов или неудач в обучении зависит не только уровень интеллектуального развития ре­бенка. Под влиянием оценки учебной деятельности коллективом, ок­ружающими детьми и взрослыми он переживает чувство радости или огорчения, и это не может не сказываться на воспитании личности. О результатах своего учебного труда умственно отсталый ученик судит прежде всего по высказываниям педагога, отношению к нему членов коллектива, так как в силу особенностей развития он не в состоянии объективно оценить свои учебные возможности и достижения. Таким образом, уже с самого начала обучения ребенок чувствует, что его

Глава 19. Воспитание умственно отсталых школьников в коллективе                               263


личный учебный труд носит и общественный характер, что его успехи небезразличны окружающим.

Большое значение в воспитании коллектива и личности в коллек­тиве имеет правильная организация взаимопомощи детей. Сначала это могут быть простейшие формы, такие как помощь в подготовке рабочего места к уроку тем детям, которые не могут это сделать само­стоятельно в силу недостаточной сформированное™ соответствую­щих навыков. В такой помощи могут нуждаться расторможенные или недисциплинированные дети. В этих случаях напоминание товари­щей, их помощь или элементарный контроль будут способствовать выработке необходимых навыков. По мере приобретения детьми оп­ределенных знаний и умений наиболее сильных учеников можно при­влекать и к оказанию помощи слабо успевающим (проверка записей в дневнике, выполнения письменных заданий, выученного стихотворе­ния, работы с контурной картой). Взаимопомощь может иметь место и в других видах коллективной деятельности — в работе кружков, вы­полнении различных бытовых заданий, в общественно полезном тру­де, спортивных соревнованиях.

Трудно переоценить воздействие коллектива на личность ребенка в процессе игровой деятельности. Здесь педагогу предоставляются большие возможности для наблюдения и изучения потенциальных возможностей умственно отсталых учащихся. Естественно, что все де­ти хотят участвовать в коллективной игровой деятельности. Однако личностные качества учащихся, различие интеллектуальных и физи­ческих возможностей влияют на их активность в игре, успешность участия в ней. Педагог должен видеть это и учитывать в своей работе. В игре создаются условия, позволяющие пробудить в детях чувство товарищества, взаимопомощи, дети учатся соотносить свои личные интересы с интересами коллектива, чувствуют свою причастность к общему делу.

Естественное желание самоутвердиться в коллективе может быть удовлетворено благодаря участию в художественной самодеятельнос­ти. Следует привлекать к ней как можно большее количество детей, находя для каждого доступное ему дело. Одни поют в хоре, играют в драмкружке, другие принимают участие в оформлении помещения, изготовлении костюмов, организации порядка. Вместе с тем от их об­щей деятельности по подготовке выступления зависит в целом успех коллектива художественной самодеятельности. Здесь наиболее ес­тественно раскрываются потенциальные возможности детей, которые надо вовремя увидеть и поддержать, помочь им развиться.

264                                                                                                     Раздел четвертый


2. КОРРЕКЦИОННАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...