Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

3. Социально-бытовая ориентировка учащихся во внеурочное время




Специальные школы в большинстве своем работают по типу ин­терната, где дети проводят большую часть времени, а значит, в них внеурочная воспитательная работа занимает значимое место. Именно во внеурочное время в процессе повседневной жизни в интернате дети повторяют, закрепляют, расширяют знания, полученные на занятиях по СБО, у них автоматизируются умения, формируются полезные привычки и нормы поведения. Этому в определенной мере способст­вует распорядок дня: утренний и вечерний туалет, уборка спален, класса, бытовых комнат, питание в школьной столовой.

Глава 20. Социально-бытовая ориентировка и адаптация учащихся...                               288


Система работы во внеурочное время имеет свои задачи, формы, методы и не является копией уроков СБО. Но воспитатель все же ис­пользует программу по социально-бытовой ориентировке, согласовы­вая с учителем темы, формы, объем работы с учащимися. Необходимо привлекать учителя СБО к работе методического объединения воспи­тателей.

Воспитателю необходимо придерживаться тех же, что и в учебном процессе, требований, предъявляемых к выполнению учащимися хо­зяйственно-бытовых и других заданий, к соблюдению ими правил по­ведения, санитарно-гигиенических правил. В противном случае будут разрушаться умения, усвоенные на уроках СБО. Воспитатель постоян­но следит за тем, чтобы дети не забывали выученные правила и при­обретенные умения и постоянно пользовались ими.

После изучения нескольких тем для закрепления и повторения знаний и умений учитель и воспитатель могут провести конкурс, со­ревнование, праздник, классный час, спланировав их совместно и за­ранее. Для расширения знаний и использования умений можно организовать кружковую работу.

Во внеурочное время основное внимание должно уделяться прак­тическим упражнениям. Специальные воспитательные занятия долж­ны иметь четкую практическую направленность, предусматривать различные виды деятельности и быть социально значимыми для дальнейшей жизни умственно отсталых учащихся. Обязательное ус­ловие работы воспитателя по СБО — создание положительного эмо­ционального настроя в группе. Необходимо помогать детям выпол­нять задания не по принуждению, а по собственному желанию, с инте­ресом и удовольствием.

Воспитатель может проверить порядок в помещениях школы-ин­терната, состояние одежды детей и условия ее хранения. Поддержание порядка в помещении, ремонтные работы, работы по благоустройству школьного участка формируют бережливое отношение к общест­венному имуществу. Прививая бережливость и стремление к упорядо­ченному ведению хозяйства, нужно учить школьников замечать, не расходуется ли лишняя электроэнергия, вода, сколько остается пищи после обеда. Поскольку умственно отсталые не умеют разумно распо­рядиться карманными деньгами, необходимо обращать их внимание на то, сколько этих денег должно быть, сколько из них можно рас­ходовать.

Именно в повседневной жизни во внеурочное время воспитывает­ся доброжелательность, уверенность, закрепляются умения анализи-

284                                                                                                     Раздел четвертый


 


ровать ситуацию, поддерживать разговор, правильно использовать полученную информацию, вступать в контакт.

Во внеурочное время можно приглашать в школу интересных лю­дей и предоставлять учащимся возможность общаться с ними. Школь­ники должны беседовать с гостями, задавать им вопросы. При посе­щении внешкольных учреждений — театра, кинотеатра, бассейна, ста­диона, зоопарка — также необходимо наладить контакты учеников с сотрудниками данных учреждений и другими детьми.

Несомненно, что в работе по СБО особого внимания требуют де­ти-сироты и дети, лишенные попечения родителей, постоянно нахо­дящиеся в условиях искусственной изоляции от окружающей среды. Тем не менее данный предмет значим и для детей, живущих в семье.

Для успешного закрепления приобретаемых в школе знаний и уме­ний большое значение имеет их практическое применение в домаш­них условиях. Работа учителей и воспитателей станет более эффек­тивной, если приобретаемые в школе навыки найдут применение уча­щимися дома. Для этого необходимо проводить в школах лекции, беседы, практикумы, родительские собрания, в ходе которых разъяс­нять родителям задачи и содержание социально-бытовой ориенти­ровки детей, а также просвещать их по важным вопросам семейного воспитания, таким как «Воспитание ребенка в семье», «Половое воспитание подростка», «Хозяйственно-бытовые обязанности ребен­ка дома»» При совместном обсуждении общих проблем родители на­чинают лучше понимать, чему и как учить ребенка, как ему помочь.

Однако не всегда родители умственно отсталых детей правильно справляются со своими обязанностями. Зачастую, считая своего ре­бенка больным, они излишне оберегают его, избавляют ото всех за­бот. Гиперопека задерживает развитие ребенка, наносит существен­ный вред его социально-бытовой адаптации. Ребенок растет, не имея навыков нормативно-правового поведении, организации бытовых ус­ловий, общения с малознакомыми людьми. Приучая ребенка к само­стоятельности, необходимо учитывать действительные возможности его развития. В семье ученик должен полностью себя обслуживать: без напоминаний и посторонней помощи совершать туалет, прини­мать ванну, убирать постель после сна и расстилать перед сном, мыть посуду, знать, когда нужно сменить белье, утром встать и вечером лечь спать. Родители могут заниматься с ребенком несложным фи­зическим трудом и спортом, всевозможными поделками, мелким ре­монтом, рукоделием, работами на приусадебном участке... Родители должны знать, что их детям можно доверить деньги и послать в мага­зин за покупками. Умственно отсталому ребенку нужно иметь

Глава 20. Социально-бытовая ориентировка и адаптация учащихся...                               285


постоянные домашние обязанности: полить цветы, вынести мусор, вытереть пыль и т. п. Очень хорошо, если один из родителей может посетить урок СБО. Тогда учитель сможет продемонстрировать пра­вильные приемы обращения с детьми, выявить наиболее интересую­щие и требующие решения вопросы»

По возможности нужно использовать помощь родителей в прове­дении внеклассных мероприятий, а также в профориентации умствен­но отсталых школьников. Рекомендуется приглашать на встречу с детьми родителей, владеющих рабочими специальностями, доступ­ными выпускникам коррекционной школы VIII вида. Рассказ о про­фессии, демонстрация практических умений не только вызовут любо­пытство учащихся, но и помогут им избрать свой жизненный путь. Частые контакты родителей и школы, их совместная деятельность яв­ляются важным элементом личностного развития ребенка.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...