Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

В коллективе. 3. Организационные формы воспитания учащихся в коллективе




В КОЛЛЕКТИВЕ

Любое проявление позитивного отношения ребенка к полезному занятию, желание участвовать в общем деле должны стимулироваться педагогом.

Нравственное становление личности во многом определяется пра­вильно организованным общением как детей между собой, так и педа­гогов с детьми.

Большое значение в общении умственно отсталых учащихся имеют их коммуникативные возможности. В связи с этим велика задача вос­питателей и учителей в работе по развитию речи учащихся, которую следует рассматривать как комплексное психолого-педагогическое воздействие на ребенка. Ведь зачастую общее нарушение речи, бед­ный словарный запас, дефекты произношения затрудняют общение детей со своими сверстниками и педагогами, что, в свою очередь, отрицательно сказывается на положении ребенка в коллективе, опре­деляет его негативное отношение к окружающим, формирует отрица­тельные черты характера.

Одним из главных условий вовлечения ребенка, имеющего рече­вые нарушения, в активную деятельность является его участие в рабо­те коллектива, внимательное и терпеливое отношение к нему окру­жающих.

В центре внимания педагогов коррекционной школы VIII вида должны быть межличностные отношения детей, положение каждого из них в детском коллективе. Только при корректной помощи педаго­гов отдельные дети могут добиться более благоприятного к себе отношения сверстников. Умственно отсталые дети держатся однажды сложившегося мнения и не могут без посторонней помощи переме­нить его. Акцентируя их внимание на положительных качествах того или иного ученика, учитель помогает ему стать увереннее, возбуждает желание проявить себя с лучшей стороны.

Не менее внимательного отношения педагогов требуют также уча­щиеся, в силу тех или иных своих качеств занявшие в коллективе ли­дирующее положение, и особенно те из них, которые в стремлении удержать лидерство прибегают к негативным способам самоут­верждения: к насмешкам, физическим расправам над более слабыми товарищами. Если вовремя не помочь таким «лидерам» осознать свое поведение, не нейтрализовать их влияние, не вести с ними индивиду­альную воспитательную работу, то у них может появиться чувство вседозволенности и собственного превосходства.

Глава 19. Воспитание умственно отсталых школьников в коллективе                               265


Вообще, организуя воспитание умственно отсталых детей в кол­лективе, не следует слишком переоценивать воздействие обществен­ного мнения. Как правило, словесная форма воспитания этих детей малоэффективна. На первых этапах решающим фактором в формиро­вании положительных личностных качеств является привлечение де­тей к активному участию в коллективных делах.

Крайне необходимо показывать положительные стороны личнос­ти каждого ребенка, обратить внимание не только на то, что и как ре­бенок умеет делать, каковы его исполнительские возможности, но и как он относится к делу. Со временем все это позволит включить труд­ных детей в общее дело, полезными участниками которого они могут стать, вырасти в глазах товарищей, изменить общее отрицательное мнение о себе.

«Не добьется успеха тот учитель, — писал В. А. Сухомлинский, — который попытается воспитать у учащихся чувство долга перед кол­лективом только критикой, " прорабатыванием". Критика со стороны воспитателя, товарищей, не будучи подкреплена заботой, помощью, нередко лишь ожесточает школьников»1.

Формы выражения общественного мнения весьма разнообразны. И огромную роль среди них играет наглядное отражение успехов от­дельных коллективов, групп и учащихся. Это могут быть и стенды, от­ражающие оценку деятельности групп или отдельных детей, радио- и другие формы сообщения информации об участии детей в общих де­лах.

3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ФОРМЫ ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ В КОЛЛЕКТИВЕ

В практике работы школ коллективом детей принято считать класс. Однако внутри класса, естественно, складываются отдельные группы детей, связанных между собой более тесно. Учитывать эту дружбу детей и направлять их склонности и возможности в положи­тельное русло — важная задача педагогов. Стремление к избиратель­ной дружбе необходимо всячески поддерживать и помогать развитию этих отношений на здоровой основе.

Желание сохранить классный коллектив как обязательную орга­низационную структуру во внеурочное время не оправдывает себя в полной мере. Дети тянутся к более свободному общению, им интерес­но дружить не только с одноклассниками. Младших интересуют дела

1 Сухомлинский В. А. Воспитание коллективизма у школьников. М., 1956.

С. 243.

266                                                                                                     Раздел четвертый


старшеклассников, у отдельных старшеклассников проявляется жела­ние помочь маленьким. Эти побуждения вполне естественны, и их на­до всячески поддерживать. Вместе с тем, если жизнь в рамках класса строго регламентирована и заорганизована, детям становятся неинте­ресны проводимые мероприятия, а это может порождать конфликты, которые педагоги зачастую склонны рассматривать как проявление простой недисциплинированности. Кроме того, в условиях замкнутой системы класса-коллектива участь детей, наименее развитых и не про­являющих интереса к окружающему их миру, развиваются гораздо медленнее и их потенциальные возможности остаются нераскры­тыми.

Необходимо всячески поощрять свободное общение детей друг с другом, тем самым укрепляя в них чувство товарищества, дружбы, вы­ходящее за рамки той организационной единицы, к которой ребенок неизбежно принадлежит.

Огромное значение это имеет в школах-интернатах (группах) для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в детских домах. У детей могут быть друзья и среди взрослых — это любимые педагоги, обслуживающий персонал, шефы, дети, живущие рядом с интернатом. И очень важно, чтобы воспитанники имели возможность пригласить их на свой день рождения, на концерт, предложить сов­местные мероприятия и т. п. Все это способствует предупреждению социальной изолированности ребенка, расширяет связи, так необхо­димые ему в самостоятельной жизни. В то же время ребенок, пригла­шая личных «гостей» на праздник, стремится к тому, чтобы в его клас­се все было в порядке, он чувствует ответственность не только за са­мого себя, но и за своих товарищей.

С таким коллективом, как класс, воспитателю легче работать. Од­нако учащиеся могут проявить себя в разновозрастной группе более активно, поскольку попадают в новые условия, вступают в новые от­ношения. Старшеклассники, помогая маленьким, чувствуют себя бо­лее умелыми, более опытными, стараются быть лучше, что приводит к необходимости «перестраивать» себя. В постоянном общении с млад­шими старшие удовлетворяют свою потребность быть признанными, значимыми в коллективе. Младшие же ощущают тепло опеки и за­боты.

В разновозрастном коллективе больше возможностей создать раз­личные варианты отношений ответственной зависимости. Между детьми разных возрастов, кроме личностных связей, возникают и дру­гие, основанные, например, на разделении труда. Взаимосвязь и вза­имопомощь в разновозрастном коллективе ощущается как необходи­мость. Объединение воспитанников детского дома или школы-интер-

Глава 19. Воспитание умственно отсталых школьников в коллективе                               267


ната для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в коллектив — необходимое условие удовлетворения интересов и спо­собностей каждого конкретного ученика. Но только массовая работа с этими детьми не даст нужных результатов в их воспитании и подго­товке к жизни. Необходимо учитывать их индивидуальные склоннос­ти и возможности.

Большое значение имеет создание кружков, секций, клубов, кото­рые, объединяя детей из разных классов по интересам, также пред­ставляют собой разновозрастные коллективы. В таких коллективах ребенок будет заниматься любимым делом, проявлять свою инди­видуальность, удовлетворять личные стремления к определенной де­ятельности.

Целесообразно также всячески поощрять создание небольших коллективов детей для выполнения одноразовых или рассчитанных на определенный период заданий. Например, из учащихся разных классов могут быть созданы группы-бригады для проведения мелкого ремонта школьной мебели. В такие группы объединяют детей, кото­рые успешно и относительно самостоятельно выполняют аналогич­ную работу на уроках трудового обучения, хотя педагога не должен интересовать только практический результат данного вида деятель­ности. Здесь же, помимо самоутверждения учащихся, открываются широкие возможности для воспитания положительных личностных качеств: аккуратности, чувства ответственности, взаимопомощи, това­рищества. Как правило, к этой работе стремятся многие дети. Если у ученика не сформированы необходимые профессиональные умения и навыки, это не должно быть причиной для отстранения от интересую­щего его дела. Следует помочь ему овладеть определенными умения­ми, поначалу, может быть, совсем простыми. При умелом руководстве ни у кого из детей не возникает чувства неполноценности.

Задача воспитания детей в коллективе — дело не только воспитате­ля и классного руководителя. Все педагогические работники так или иначе ведут с детьми внеклассную работу.

В коррекционных школах большое значение придается организа­ции общественно полезного и производительного труда. Старшеклас­сники работают либо непосредственно на промышленных или сель­скохозяйственных предприятиях, либо в условиях, максимально при­ближенных к производственным. В этот период необходимо давать учащимся понятие о коллективе рабочих, их взаимосвязи и подчинен­ности, правах и обязанностях, а также создавать ситуации, с которы­ми выпускники могут встретиться на работе по окончании школы. Для этого сложившиеся детские классные коллективы целесообразно перегруппировать по образцу того предприятия, где проводится прак-

268                                                                                                     Раздел четвертый


тика. Например, для выпуска определенной продукции в школе орга­низуется цех, в состав которого входят различные бригады. Под руко­водством учителя учащиеся выполняют обязанности бригадиров, учетчиков, контролеров. Таким образом, старшеклассники практиче­ски знакомятся с формами производственных взаимоотношений. При этом надо помочь детям понять, что для качественного выполнения работы важно многое уметь, а следовательно, надо стремиться овла­деть необходимыми знаниями и умениями.

Значительное место в воспитании умственно отсталого школьника следует отводить вопросам оплаты труда. На младших годах обуче­ния, когда дети выполняют небольшой объем работы, целесообразно ввести общий учет заработанных денег. По мере же овладения оп­ределенными навыками следует рассчитывать заработок каждого конкретного ученика, который устанавливается в соответствии с рас­ценками, принятыми для рабочих данной профессии. Более того, с коллективом детей необходимо обсуждать, куда и сколько денег сле­дует израсходовать, каковы нужды группы, какой объем работы надо выполнить, чтобы заработать нужную сумму.

При этом большое значение имеет формирование у детей общест­венных интересов. Недопустимо, если они будут планировать расходы только на удовлетворение личных желаний. Здесь педагог, используя весь свой жизненный опыт, должен направлять детей на принятие разумных решений, что впоследствии пригодится им в самостоятель­ной жизни.

У учащихся, уже имеющих свой заработок, может возникнуть не­обходимость определенной коррекции жизненно необходимых лич­ностных качеств, для чего проводятся практические занятия, направ­ленные на формирование умения рационально планировать свой бюджет.

Не менее важно учить детей видеть чужую боль, сострадать и, если нужно, прийти на помощь, в том числе и путем материальной под­держки.

В воспитании вообще, а в воспитании умственно отсталых детей особенно, совершенно невозможно сформировать правильные линии поведения, не зная, что это такое.

Гражданское и нравственное воспитание учащихся наиболее ре­зультативно именно в практической работе, имеющей коллективный характер. Только усилия каждого в совместном труде, постоянная взаимопомощь и взаимозависимость помогут сформировать правиль­ное отношение детей друг к другу. В то же время работа педагогов с коллективом детей должна давать возможность каждому отдельному

Глава 19. Воспитание умственно отсталых школьников в коллективе                               269


ребенку проявлять свои способности, сохранять индивидуальность. Все это требует от педагогов большого такта, гуманности, професси­онального мастерства и творческого подхода к делу.

В Контрольные вопросы и задания

1= Раскройте социальную роль воспитания умственно отсталого ребенка в коллективе.

2. Какие формы коллективной деятельности являются перспективными для
воспитания учащихся коррекционной школы VIII вида?

3. Какие стороны личности умственно отсталого ребенка корригируются
в процессе воспитания в коллективе школы, школы-интерната?

4„ Перечислите организационные формы, имеющие наибольшую результа­тивность в формировании положительных личностных качеств у умствен­но отсталых школьников, особенно у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

5„ Рассмотрите роль экономического воспитания учащихся коррекционных школ VIII вида, организацию и приемы работы.

Щ Рекомендуемая литература

1. Обучение и воспитание детей во вспомогательной школе / под ред.
В. В. Воронковой. М.: Школа-Пресс, 1994.

2. Граборов А. П. Основы олигофренопедагогики / сост. В. Г. Петрова, Т. В. Ше-
вырева. М.: Классике Стиль, 2005.

3„ Дулънев L М. Учебно-воспитательная работа во вспомогательной школе / под ред. Т. А. Власовой, В. Г. Петровой. М.: Просвещение, 1981.

4. Мачихина В. Ф. Внеклассная воспитательная работа во вспомогательной
школе-интернате. 2-е изд. испр. М.: Просвещение, 1983.

5= Стариченко Т. И. Экономический практикум в специальном (коррекцион-ном) общеобразовательном учреждении VIII вида. М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2004.

Глава 20

Социально-бытовая ориентировка и адаптация учащихся в процессе учебно-воспитательной работы

1-СОЦИАЛЬНО-БЫТОВАЯ ОРИЕНТИРОВКА КАК УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ

Словосочетание «социально-бытовая ориентировка» составляют следующие понятия: социальный — общественный, относящийся к жизни людей и их отношениям в обществе; быт — жизненный уклад,

270                                                                                                     Раздел четвертый


повседневная жизнь; ориентировка - определение направления дви­жения или цели. Эти три понятия и раскрывают суть словосочета­ния — определение целей и путей, к которым и по которым нужно ид­ти в повседневной жизни и отношениях в обществе. Но общественная, как мы говорим — социальная, среда может меняться. При этом преж­ние эталоны и установки могут стать малоэфективными или невоз­можными. И тогда человек целенаправленно изменяет привычные стереотипы поведения, мышления, восприятия, ценностные ориенти­ры. Сознательно выступая как субъект социальной адаптации (адап­тация — приспособление организмов к окружающей среде), он дол­жен овладеть умением адекватно реагировать на изменения социаль­ной среды и вырабатывать целесообразные для данной ситуации формы поведения.

Включение детей и подростков, имеющих интеллектуальное недо­развитие, в социальную среду, успешное их функционирование в усло­виях иного социального окружения невозможно без предварительно­го специального коррекционно-воспитательного процесса. Врачи и педагоги всегда пытались привить аномальным детям навыки само­обслуживания, общения, социальной активности, посильного труда. То есть на первое место выходила социальная адаптация — процесс интеграции человека в общество, в результате которого у него форми­руются самосознание и ролевое поведение, способность к самоконт­ролю и самообслуживанию, адекватные связи с окружающей средой.

Здоровый ребенок приобретает многие знания, умения и навыки в процессе общения, игровой деятельности, знакомства с литературны­ми произведениями. Определенное влияние имеют радио, телеви­дение, компьютер. Умственно отсталый ребенок развивается под воздействием тех же окружающих факторов. Однако в силу своих пси­хофизических возможностей он не способен самостоятельно вклю­читься в повседневную и общественную жизнь без посторонней помо­щи. Специальные условия для этого предоставляет коррекционная школа VIII вида, которая с первых лет своего функционирования стре­милась сделать своих учащихся и выпускников не только полезными членами общества, но и гражданами, способными выжить в условиях этого общества. Со временем была сформулирована триединая задача вспомогательной школы, четко подчеркнувшая значимость социаль­ной адаптации:

□ дать ученикам знания, умения и навыки по общеобразователь­ным предметам и по труду;

Глава 20. Социально-бытовая ориентировка и адаптация учащихся...                              271


□ воспитать в них положительные личностные качества (чест­
ность, правдивость, доброжелательность к окружающим, лю­
бовь и уважение к труду);

□ корригировать имеющиеся у них дефекты и таким образом под­
готовить их к социальной адаптации, к жизни среди нормальных
людей.

Для решения этих задач в 1981 г. Приказом Министерства просве­щения СССР в учебный план вспомогательной школы был введен новый учебный курс «Социально-бытовая ориентировка»»

Социально-бытовая ориентировка (СБО) — это коррекционные занятия, направленные на практическую подготовку учащихся к само­стоятельной жизни и труду, формирование знаний, умений и навыков, повышающих общее развитие и способствующих социальной адап­тации. Неотъемлемая цель такой подготовки — формирование мо­рально-этических норм поведения, воспитание в детях эмоциональ­но-положительного отношения к общечеловеческим нормам, привы­чек и желания действовать соответственно этим нормам. В программу курса введены и элементы эстетического воспитания, позволяющие развить чувство прекрасного, художественный вкус, умение видеть красивое во внешнем виде, в организации быта.

Постепенное и последовательное накопление социально-бытовых знаний и умений начинается с первого года обучения детей в школе. Элементарные навыки личной гигиены и гигиены жилища, самооб­служивания, поведения в общественных местах учащиеся начинают получать задолго до начала уроков СБО. Например, на уроках разви­тия речи при знакомстве с предметами и явлениями окружающей дей­ствительности наряду с другими сообщаются сведения о семье, охране здоровья, транспорте, учреждениях, одежде и обуви, некоторых во­просах питания. Тем самым у детей создается база для восприятия программного материала социально-бытовой ориентировки. При изучении данного курса, начиная с V класса, ранее полученные знания уточняются, расширяются, а умения и навыки автоматизируются, ста­новятся осознанной необходимостью. По утрам застилать постель, умываться и чистить зубы, вовремя менять белье, чинить одежду, го­товить еду и мыть посуду, безопасно обращаться с бытовыми прибо­рами, рационально вести хозяйство и т. п. — все это изучается на уро­ках СБО и должно стать правилом жизни.

К сожалению, зачастую после окончания школы выпускники стал­киваются с трудностями адаптации в различных сферах жизни. Воз­никают проблемы с устройством на работу, которая почти всегда ма­лооплачиваема, с установлением контактов с членами коллектива,

272                                                                                                     Раздел четвертый


распределением денежного дохода. При наличии любящих и обеспо­коенных сложностями родителей выпускники становятся иждивенца­ми. Если родители ведут аморальный образ жизни, то и выпускникам легко стать на этот путь. Перемены, происходящие в нашей стране в последние десятилетия, требуют особого внимания к вопросам со­циально-бытовой адаптации выпускников коррекционной школы VIII вида, поскольку оставляют им мало возможностей успешно всту­пить в самостоятельную жизнь, посильно участвовать в труде, об­щественной и культурной жизни общества, не выходить за рамки мо­рали и права. Выпускники с большим трудом ориентируются в про­блемах социума.

Итак, первоочередная цель СБО -- формирование знаний, умений, навыков, сопутствующих социальной адаптации выпускников специ­альных (коррекционных) учреждений, повышение уровня общего развития учащихся и их всесторонняя подготовка к ведущей самосто­ятельной жизнедеятельности.

Основными задачами предмета СБО являются следующие:

□ дать знания, способствующие более успешной социальной, бы­
товой и психологической адаптации выпускников;

□ реализовать методы интегрирующего подхода к обучению,
предусматривающие комплексное изучение данного предмета
как коррекционного;

□ систематизировать, формировать и совершенствовать у детей
необходимые им навыки общественно-полезного и самообслу­
живающего труда;

□ организовать и использовать бригадные формы обучения на
всех видах практических занятий, экскурсиях, тренировочных
упражнениях, межпредметных связях;

□ развивать устную и письменную речь учащихся путем обогаще­
ния словаря, умений вести диалог, участвовать в беседе, владеть
навыками делового письма;

□ формировать нравственно-этические и эстетические представ­
ления, чувства и нормы поведения, способствовать приобрете­
нию школьниками качеств, необходимых для будущей трудо­
вой и общественной жизни, семейных и межличностных отно­
шений;

П учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, под­ходить к учащимся дифференцированно, принимая во внима­ние не только своеобразие их развития, но и возможности овла­дения учебным материалом и трудовыми умениями и навы­ками.

Глава 20. Социально-бытовая ориентировка и адаптация учащихся...                               273


Принципы обучения СБО полностью соответствуют общим прин­ципам обучения в специальной (коррекционной) школе:

□ воспитывающая и развивающая направленность обучения;

□ систематичность и последовательность;

□ связь обучения с жизнью;

□ принцип коррекции в обучении;

□ принцип наглядности;

□ сознательность и активность учащихся;

□ индивидуальный и дифференцированный подход;

□ прочность знаний умений и навыков.

Воспитывающая направленность обучения во многом состоит в формировании у школьников нравственных представлений и поня­тий, адекватных способов поведения в обществе. Задачи нравственно­го воспитания решаются при организации всего учебно-воспитатель­ного процесса, в том числе и на занятиях СБО, которые помогают накоплению у учащихся нравственного опыта, воспитывают соответ­ствующие навыки и привычки, содействуют становлению личности. Выбирая удобный момент в ходе любого урока СБО, например в про­цессе организации ролевой игры, учитель может создать определен­ную нравственную ситуацию, ценность которой будет заключаться в том, что учащиеся, попав в созданную атмосферу, вынуждены прояв­лять лучшие свои внутренние качества. Нравственные ситуации заост­ряют внимание учащихся на поведении одноклассников и формируют умения давать самостоятельную оценку происходящему. Школьники приобретают навыки самостоятельного выбора правильной линии поведения.

Принцип связи обучения с жизнью находит свое отражение на за­нятиях СБО, как ни один другой, и указывает на влияние обществен­ной среды на процесс обучения и воспитания. Коррекционные школы VIII вида — в основном, учреждения интернатного типа, в которых су­ществует потенциальная опасность определенного обособления уча­щихся от окружающей жизни. От глубины методики реализации в школе принципа связи обучения с жизнью и будет зависеть судьба выпускников, успешность их социальной адаптации.

Главный показатель результативности коррекционной работы — уровень самостоятельности учащихся при выполнении учебных и тру­довых заданий. Они должны научиться самостоятельно ориентиро­ваться в требованиях к выполнению задания, анализировать условия и планировать свою деятельность, привлекая для этого имеющиеся знания и опыт, делать вывод о качестве работы.

274                                                                                                     Раздел четвертый


Хотя занятия по социально-бытовой ориентировке не сводятся только к овладению умением устраивать свой быт в соответствии с нормами и правилами общежития, эта тема составляет значительную долю программного материала. Учитывая, что бытовой труд, как и любая трудовая деятельность, требует умения анализировать пред­стоящую работу, планировать ее, осуществлять самоконтроль, вклю­чая все мыслительные процессы, можно сказать, что в ходе уроков СБО учитель не только формирует самостоятельность школьников в домашнем труде, но и решает важную задачу специальной школы — коррекцию недостатков умственной деятельности.

Этой задаче подчинены все учебные предметы школы. Как и СБО, все предметы имеют целью подготовку учащихся к самостоятельной трудовой деятельности и самостоятельной жизни. Взаимосвязь СБО с общеобразовательными предметами заключается не только в единст­ве задач и целей. Материал, усвоенный школьниками на уроках мате­матики, русского языка и литературы, истории, географии и др., спо­собствует восприятию и усвоению тем курса СБО. Невозможно изу­чать такие его разделы, как «Торговля», «Питание», «Экономика домашнего хозяйства», без математических знаний. В свою очередь обучение математике в коррекционной школе VIII вида имеет пред­метно-практическую направленность, поскольку математические зна­ния необходимы в повседневной жизни. Знания уроков русского язы­ка дают возможность грамотно записывать рецепты, вести беседу.

Учитывая своеобразное речевое развитие учащихся, помощь уро­ков русского языка в овладении социально-бытовыми знаниями и умениями неоценима, особенно на практических занятиях по закреп­лению навыков составления деловых бумаг. На каждом уроке СБО должна проводиться работа со словарем, которая предполагает в пер­вую очередь обогащение словарного запаса школьников, усвоение, уточнение и закрепление значений понятий, терминов, обобщений, стилистически правильное и активное использование их как в пись­менной, так и в устной речи. Этой работе способствует словарь, который ведет каждый ученик с первого года обучения социаль­но-бытовой ориентировке и в который учащиеся совместно с учите­лем записывают новое слово и кратко раскрывают его значения.

В ходе урока учитель следит за полнотой устных ответов, за пра­вильным, последовательным изложением материала, умением пра­вильно построить фразу, написать текст, обосновать вывод. Во время сюжетно-ролевых игр и экскурсий необходимо вовлекать школьни­ков в беседу, что способствует коррекции диалогической речи. Для за­поминания нового слова ученики нуждаются в неоднократном его по-

Глава 20. Социально-бытовая ориентировка и адаптация учащихся...                               275


вторении. Поэтому необходимо, чтобы слово, встретившееся на од­ном занятии, употреблялось в новой ситуации на других предметах. Например, слова «бюджет», «расходы» можно использовать на уро­ках математики при решении задач, «доверенность», «бланк» — на уроках русского языка и т, п.

2. СОДЕРЖАНИЕ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАНЯТИЙ ПО СБО

Содержание обучения социально-бытовой ориентировке опреде­ляется неразрывно связанными учебным планом и программой. Учеб­ный план разрабатывается на основе базисного плана общего образо­вания умственно отсталых детей, являющегося составной частью проекта Государственного стандарта в области общего образования лиц с ограниченными возможностями здоровья. Проект Государст­венного стандарта общего образования лиц с ограниченными возмож­ностями здоровья (см. Приложение 3) - это документ, определяю­щий основные направления и содержание образования, воспитания и развития детей указанной категории, а также оптимальные условия, необходимые для их воспитания, обучения и коррекции имеющихся недостатков развития.

Базисный план (см. Приложение 4), помимо образовательных предметов, включает и коррекционные занятия, к которым и относят­ся уроки СБО. На их проведение отводится один час учебного времени в неделю в V классе и по два часа в VI—IX классах, что обеспечивается учебной программой.

Учебная программа состоит из 13 разделов: «Личная гигиена», «Одежда и обувь», «Питание», «Семья», «Культура поведения», «Жи­лище», «Транспорт», «Торговля», «Средства связи», «Медицинская помощь», «Учреждения, организации и предприятия», «Экономика домашнего хозяйства», «Профориентация и трудоустройство». Она строится по концентрическому принципу, что позволяет осуществлять коррекцию умственной деятельности школьников, постоянно возвращаясь к пройденным разделам. Это способствует более прочно­му и осознанному усвоению изучаемого предмета. Распределение ма­териала в программе обеспечивает постепенность перехода от легкого к более сложному. Тем самым повышается уровень обучаемости, а ов­ладение материалом прошлых лет постоянно используется и закреп­ляется, переходя в прочные умения и навыки. Каждый раздел про­граммы имеет свое продолжение с V по IX класс, за исключением раз­делов «Экономика домашнего хозяйства» и «Профориентация и трудоустройство», которые изучаются в VIII—IX классах. Например,

276                                                                                                     Раздел четвертый


если в V классе, изучив тему «Одежда и обувь», к концу года учащиеся должны знать только виды одежды и обуви, их назначение и уход за ними, то в VII классе знания и умения в значительной степени расши­рены. Они включают: особенности стирки одежды и белья, правила пользования стиральной машиной и моющими средствами, назначе­ние прачечной и пользование ею. ВIX классе эта тема предусматрива­ет овладение учащимися следующими навыками: определить размер одежды и обуви, стиль, гарантийные сроки носки, способы обновле­ния одежды и т. п.

Для эффективного усвоения учащимися учебного материала по СБО используются следующие методы:

□ словесные — рассказ, устное изложение материала, объяснение,
работа с книгой;

П наглядные — демонстрации, экскурсии, самостоятельные на­блюдения;

□ практические — устные и письменные упражнения, практиче­
ские работы.

Особое внимание на уроках СБО следует уделять практическим ме­тодам обучения: упражнениям и практическим работам, моделирова­нию реальных ситуаций, обеспечивающим выработку определенных навыков и умений, направленных на формирование и закрепление умений, необходимых в самостоятельной жизни. Практические рабо­ты могут проводиться фронтально или по группам. Самой эффектив­ной оказывается бригадная форма организации учащихся, когда учи­тель, распределив учеников по бригадам и назначив бригадиров, объясняет и показывает, что входит в обязанности каждого. Иногда в роли бригадира одной из групп может выступать сам учитель, за дей­ствиями которого будут наблюдать другие назначенные бригадиры, организуя свою деятельность по образцу и инструкциям учителя. Са­ми бригадиры в ходе практической работы выполняют часть общего задания. Желательно, чтобы учитель дал возможность каждому уче­нику побывать в роли бригадира.

Учащиеся должны последовательно освоить все операции, необхо­димые для выполнения конкретного задания. При знакомстве с но­вым приемом учитель сначала объясняет его всему классу, затем после тренировочных упражнений работу выполняют бригады* На прак­тических занятиях учитель постепенно подводит учеников к само­стоятельному выполнению задания и умению контролировать свою деятельность, но окончательно предлагает ее только тогда, когда уча­щиеся подготовлены к ней предшествующими заданиями, выполняе­мыми под руководством учителя. Задания для самостоятельной рабо-

Глава 20. Социально-бытовая ориентировка и адаптация учащихся...                               277


ты должны быть посильны и разнообразны, систематичны и последо­вательны. Методически верно построенная самостоятельная работа учеников коррекционной школы VIII вида, способствуя исправлению недостатков их познавательной деятельности, формирует активность, настойчивость, уверенность в своих силах, позволяет контролировать знания, умения и навыки учащихся.

Самые сложные для овладения школьниками темы относятся к экономическим знаниями и экономическому воспитанию. Раздел «Экономика домашнего хозяйства» в VIII—IX классах, как и многие другие, предполагает решение математических задач экономического характера. Учитывая, что умственно отсталые ученики испытывают трудности при усвоении математики, в старших классах при выполне­нии сложных расчетов учащимся можно позволить пользоваться калькулятором. Для слабых учеников нужно предусматривать облег­ченные варианты.

Занятия СБО всегда подчиняются общей структуре урока, опреде­ляемой дидактическими, коррекционно-развивающими и воспита­тельными целями, а также его местом в системе уроков по определен­ной теме.

К уроку предъявляются следующие основные требования:

П реализация образовательной, коррекционно-развивающей и воспитательной целей;

D соответствие принципам обучения;

□ организационная четкость;

□ оптимизация учебно-воспитательного процесса;

□ интенсификация учебно-воспитательного процесса;

□ соответствие содержания учебным программам;

□ осуществление межпредметных и внутрипредметных связей;
П повышение самостоятельности учащихся.

Различают следующие типы уроков СБО: сообщение новых зна­ний; формирование и закрепление знаний; обобщение и системати­зация знаний; проверка и оценка знаний, умений и навыков; комби­нированный урок. Каждый урок обязательно неразрывно связан с предыдущим, с предшествующей работой учащихся и готовит их к изучению последующего материала. Существует некоторая специфика проведения уроков СБО. Занятия по СБО невозможны без опоры на межпредметные связи. Наиболее распространенный тип урока комби­нированный. На уроке учитель, сообщая новую тему, обязательно го­ворит о ее значении для дальнейшей работы над изучаемым предме­том, для овладения профессией, для будущей жизни после окончания школы. Наиболее удачным методом объяснения нового материала яв-

278        

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...